Программа «От ростка до древа жизни»

Разделы: Внеклассная работа, Социальная педагогика


Пояснительная записка.

Нравственное воспитание – процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе.

Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.

Решение психологических проблем воспитанников с использованием новых методик и технологий, является актуальным и необходимым в работе с детьми проживающих в детском доме.
Так как, воспитанники детских домов, наиболее отзывчивы к творческому виду деятельности, то интерес они проявляют в работе с применением арт-терапевтических техник. Одной из таких техник является психологический театр теней по притчам и басням.

Актуальность данной темы – использованию морально-нравственного аспекта басни и притчи с целью формирования у учащихся нравственного идеала.

В качестве гипотезы выступает следующее предположение: формирование определённой нравственной позиции учащихся при изучении, анализе постановки басен и притч позволит лучше и полнее объяснить детям содержание материала. Это возможно при следующих условиях:

  • целенаправленное изучение басен и притч на занятиях;
  • анализ басен, притч;
  • работа над морально-нравственным аспектом произведения;
  • определить уровень нравственной позиции учащихся;
  • попытаться сформировать морально нравственный идеал, через понятия «хорошо» и «плохо».

Основной принцип, заложенный в работе психологического театра по басням и притчам, говорит о том, что не коррекция отдельных сторон личности ставиться в приоритет, а гармонизация целостного образ «Я». В психологическом театре каждый ребенок может реализовать себя «вне рамки», вне стандарта, играя ту роль, которая способствует развитию личного потенциала.

Игры-драматизации имеют большое воспитательное значение. Они сплачивают детский коллектив, открывают широкие возможности для развития творческих способностей детей. Выполняя ту или иную положительную роль, ребёнок на какое-то время становится носителем высоких моральных и духовных качеств своего героя, что является ценным для нравственного воспитания его личности. Для того чтобы игра прошла успешно, дети должны хорошо запомнить содержание произведения в данном случае басни, понять его идейный замысел. С этой целью педагог после первичного чтения текста беседует с детьми о прочитанном, обращать внимания на умения отвечать на вопросы, затем чтение повторяется столько раз, сколько этого требуется в каждой конкретной ситуации и тогда начинается обыгрывание басни по ролям.

Как уже отмечалось выше, игра-драматизация сближает детей. В немалой степени это зависит от педагога. Он помогает выбрать организаторов игры, приучает каждого участника к тому, что свои действия он должен согласовывать с действиями товарищей. Таким образом у детей формируется гуманное отношение друг другу.

Обыгрывая персонажей в баснях педагог учит проявлять в детях честность, доброту, справедливость, чувство товарищества, желание работать, ради других должны стать основой будущей нравственной позиции ребёнка.

В процессе постановки сюжета басни, притчи воспитанники могут переиграть любой из фрагментов постановки по своему усмотрению, тем самым решая внутренние психологические проблемы. Средства и техники теневого театра не только влияют на сознание актера, но и формируют их активную позицию на эмоциональном, подсознательном уровне.

Разыгрываемый сюжет имеет терапевтическое значение и несет в себе свойство коррекции эмоциональной сферы. При разыгрывании театрального действия, дети выбирают определенный персонаж, которого идентифицируют с самим собой.

В процессе работы с театром дети знакомятся с содержанием, рассказывают об эмоциях, которые вызвали у них персонажи, выбирают и проигрывают роли, основанные на сюжетной линии, придумывают новые завершения сюжета.

Работая с театром , педагог преследует следующие ЦЕЛИ: гармонизация развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.

Для достижения поставленных целей, педагог решает следующие ЗАДАЧИ:

  • формирование духовно-нравственных ориентиров;
  • воспитание культуры поведения и сознательной дисциплины;
  • формирование потребности в самообразовании, самовоспитании своих морально-волевых качеств;
  • развитие познавательных и коммуникативных способностей для дальнейшей социальнойадаптации в современном мире;
  • развитие навыков рефлексии, способности к самоанализу, умения отвечать за свои поступки;
  • развитие умения осознавать свои психологические особенности, проявляющиеся в общении сдругими людьми;
  • развитие умения понимать внутренний мир другого человека через внешние проявления в деятельности и общении;
  • знакомство с правилами эффективного взаимодействия в общении и простейшими способами разрешения конфликтов;
  • формирование навыков эмпатии и сопереживания.

Тема

Цели, задачи

Форма проведения
1 «Путешествие по басням» Создание доверительной атмосферы, создание правил группы, Работа в малой группе
2 Стрекоза и муравей Воспитывать нравственного человека, размышляющего над замыслом автора; делающего свои собственные выводы.
Воспитывать нравственные качества: трудолюбие, жалость к нуждающимся в помощи, умение радоваться жизни, стремление осознавать, признавать свои ошибки и пытаться их исправлять.

Учить детей договариваться друг с другом, прислушиваться к чужому мнению и уважать его.

Работа в малой группе
3 Лебедь, рак и щука посредством басни учить детей думать над проблемами повседневной жизни; воспитывать умение договариваться между собой, помогать друг другу; извлекать нравственный урок: когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет. Работа в малой группе
4 Два товарища развивать умение анализировать басню; умение логично излагать свои мысли, формировать нравственную позицию учащихся Работа в малой группе
5 Ворона и лисица развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы; развивать творческое воображение, развивать умения и навыки анализа басни.
Содействовать воспитанию нравственных качеств у учащихся, воспитывать положительное отношение к честным, благородным, добрым поступкам.
Работа в малой группе
6 Свинья под дубом Выделить и пояснить мораль басни, найти аллегорию и олицетворение, понять, как в художественном произведении поэт высмеивает человеческие пороки. Работа в малой группе
7 квартет развивать умение анализировать басню; умение логично излагать свои мысли, формировать нравственную позицию учащихся Работа в малой группе
8 Отец и сыновья работа над морально-нравственным аспектом произведения; определить уровень нравственной позиции учащихся; Попытаться сформировать морально нравственный идеал, через понятия «хорошо» и «плохо» . Работа в малой группе
9 Волк и ягненок Развивать в подростках способность размышлять, правильно с точки зрения нравственности оценивать тот или иной поступок персонажа, находить мораль в баснях Крылова; способствовать воспитанию у подростков чувства справедливости, жалости к слабому и беззащитному. Работа в малой группе
10 Демьяново ухо Развитие умения понимать иносказательный, аллегорический подтекст басен; воспитание неприятия тех нравственных качеств, которые высмеиваются в баснях И.А. Крылова самонаблюдение и анализ собственных поступков; коллективизм, умение работать в группе. Работа в малой группе
11 Осел и соловей развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы; развивать творческое воображение, развивать умения и навыки анализа басни.
Содействовать воспитанию нравственных качеств у учащихся, воспитывать положительное отношение к честным, благородным, добрым поступкам.
Работа в малой группе
12 Слон и моська Учить работать с содержанием басни (характеристика героев, нахождение образного выражения), логично излагать мысли и обосновывать своё суждение, воспитывать положительные моральные качества. Работа в малой группе
13 Листы и корни Научить определять нравственный смысл басен, воспитывать нравственные качества личности.) Работа в малой группе
14 Ларчик Учить понимать заложенные юмор и иронию в произведении; развивать умение понимать скрытый смысл произведения; воспитывать умение видеть человеческие пороки и недостатки в окружающих, а также в себе самом и учить преодолевать эти недостатки. Работа в малой группе
15 Притча о человеческой сущности. Притчи «Мудрец», «Богач». Способствовать расширению кругозора учащихся, пониманию скрытого образного смысла;
активизации познавательной активности;
развитие интуиции, чувства ответственности, патриотизма, гражданственности;
воспитание нравственности, духовности.
Работа в малой группе
16 Порок и длинные ложки.(Восточная притча) актуализация личностных ресурсов участников;
гармонизация развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания;
формирование духовно-нравственных ориентиров;
формирование потребности в самообразовании, самовоспитании своих морально-волевых качеств;
Работа в малой группе
17 Урок бабочки развитие познавательных и коммуникативных способностей для дальнейшей социальной адаптации в современном мире;
развитие умения понимать внутренний мир другого человека через внешние проявления в деятельности и общении;
Работа в малой группе
18 Ни печали без радости, ни радости без печали. знакомство с правилами эффективного взаимодействия в общении и простейшими способами разрешения конфликтов; Работа в малой группе
19 Учитель и ученик. Притча Луиса Борхеса «Роза Парацельса» познание значимости истинных нравственных ценностей во взаимоотношениях людей; формирование потребности в самообразовании, самовоспитании своих морально-волевых качеств; Урок-мастерская.
20 Мир сквозь притчи. Притчи «Блудный сын», «Долг», «Все в твоих руках». Донести нравственные идеи притч через художественный текст;
содействовать воспитанию нравственных качеств у учащихся, воспитывать положительное отношение к честным, благородным, добрым поступкам
Работа в малой группе
21 Притча «Старик и море» проследить, как в притче решается проблема взаимоотношения человека и природы, одиночества и смысла человеческой жизни;
гармонизация развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания;
формирование духовно-нравственных ориентиров;
Работа в малой группе