Пояснительная записка.
Нравственное воспитание – процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе.
Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.
Решение психологических проблем воспитанников
с использованием новых методик и технологий,
является актуальным и необходимым в работе с
детьми проживающих в детском доме.
Так как, воспитанники детских домов, наиболее
отзывчивы к творческому виду деятельности, то
интерес они проявляют в работе с применением
арт-терапевтических техник. Одной из таких
техник является психологический театр теней по
притчам и басням.
Актуальность данной темы – использованию морально-нравственного аспекта басни и притчи с целью формирования у учащихся нравственного идеала.
В качестве гипотезы выступает следующее предположение: формирование определённой нравственной позиции учащихся при изучении, анализе постановки басен и притч позволит лучше и полнее объяснить детям содержание материала. Это возможно при следующих условиях:
- целенаправленное изучение басен и притч на занятиях;
- анализ басен, притч;
- работа над морально-нравственным аспектом произведения;
- определить уровень нравственной позиции учащихся;
- попытаться сформировать морально нравственный идеал, через понятия «хорошо» и «плохо».
Основной принцип, заложенный в работе психологического театра по басням и притчам, говорит о том, что не коррекция отдельных сторон личности ставиться в приоритет, а гармонизация целостного образ «Я». В психологическом театре каждый ребенок может реализовать себя «вне рамки», вне стандарта, играя ту роль, которая способствует развитию личного потенциала.
Игры-драматизации имеют большое воспитательное значение. Они сплачивают детский коллектив, открывают широкие возможности для развития творческих способностей детей. Выполняя ту или иную положительную роль, ребёнок на какое-то время становится носителем высоких моральных и духовных качеств своего героя, что является ценным для нравственного воспитания его личности. Для того чтобы игра прошла успешно, дети должны хорошо запомнить содержание произведения в данном случае басни, понять его идейный замысел. С этой целью педагог после первичного чтения текста беседует с детьми о прочитанном, обращать внимания на умения отвечать на вопросы, затем чтение повторяется столько раз, сколько этого требуется в каждой конкретной ситуации и тогда начинается обыгрывание басни по ролям.
Как уже отмечалось выше, игра-драматизация сближает детей. В немалой степени это зависит от педагога. Он помогает выбрать организаторов игры, приучает каждого участника к тому, что свои действия он должен согласовывать с действиями товарищей. Таким образом у детей формируется гуманное отношение друг другу.
Обыгрывая персонажей в баснях педагог учит проявлять в детях честность, доброту, справедливость, чувство товарищества, желание работать, ради других должны стать основой будущей нравственной позиции ребёнка.
В процессе постановки сюжета басни, притчи воспитанники могут переиграть любой из фрагментов постановки по своему усмотрению, тем самым решая внутренние психологические проблемы. Средства и техники теневого театра не только влияют на сознание актера, но и формируют их активную позицию на эмоциональном, подсознательном уровне.
Разыгрываемый сюжет имеет терапевтическое значение и несет в себе свойство коррекции эмоциональной сферы. При разыгрывании театрального действия, дети выбирают определенный персонаж, которого идентифицируют с самим собой.
В процессе работы с театром дети знакомятся с содержанием, рассказывают об эмоциях, которые вызвали у них персонажи, выбирают и проигрывают роли, основанные на сюжетной линии, придумывают новые завершения сюжета.
Работая с театром , педагог преследует следующие ЦЕЛИ: гармонизация развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.
Для достижения поставленных целей, педагог решает следующие ЗАДАЧИ:
- формирование духовно-нравственных ориентиров;
- воспитание культуры поведения и сознательной дисциплины;
- формирование потребности в самообразовании, самовоспитании своих морально-волевых качеств;
- развитие познавательных и коммуникативных способностей для дальнейшей социальнойадаптации в современном мире;
- развитие навыков рефлексии, способности к самоанализу, умения отвечать за свои поступки;
- развитие умения осознавать свои психологические особенности, проявляющиеся в общении сдругими людьми;
- развитие умения понимать внутренний мир другого человека через внешние проявления в деятельности и общении;
- знакомство с правилами эффективного взаимодействия в общении и простейшими способами разрешения конфликтов;
- формирование навыков эмпатии и сопереживания.
№ | Тема |
Цели, задачи |
Форма проведения |
1 | «Путешествие по басням» | Создание доверительной атмосферы, создание правил группы, | Работа в малой группе |
2 | Стрекоза и муравей | Воспитывать нравственного человека,
размышляющего над замыслом автора; делающего
свои собственные выводы. Воспитывать нравственные качества: трудолюбие, жалость к нуждающимся в помощи, умение радоваться жизни, стремление осознавать, признавать свои ошибки и пытаться их исправлять. Учить детей договариваться друг с другом, прислушиваться к чужому мнению и уважать его. |
Работа в малой группе |
3 | Лебедь, рак и щука | посредством басни учить детей думать над проблемами повседневной жизни; воспитывать умение договариваться между собой, помогать друг другу; извлекать нравственный урок: когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет. | Работа в малой группе |
4 | Два товарища | развивать умение анализировать басню; умение логично излагать свои мысли, формировать нравственную позицию учащихся | Работа в малой группе |
5 | Ворона и лисица | развивать умение анализировать,
сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать
выводы; развивать творческое воображение,
развивать умения и навыки анализа басни. Содействовать воспитанию нравственных качеств у учащихся, воспитывать положительное отношение к честным, благородным, добрым поступкам. |
Работа в малой группе |
6 | Свинья под дубом | Выделить и пояснить мораль басни, найти аллегорию и олицетворение, понять, как в художественном произведении поэт высмеивает человеческие пороки. | Работа в малой группе |
7 | квартет | развивать умение анализировать басню; умение логично излагать свои мысли, формировать нравственную позицию учащихся | Работа в малой группе |
8 | Отец и сыновья | работа над морально-нравственным аспектом произведения; определить уровень нравственной позиции учащихся; Попытаться сформировать морально нравственный идеал, через понятия «хорошо» и «плохо» . | Работа в малой группе |
9 | Волк и ягненок | Развивать в подростках способность размышлять, правильно с точки зрения нравственности оценивать тот или иной поступок персонажа, находить мораль в баснях Крылова; способствовать воспитанию у подростков чувства справедливости, жалости к слабому и беззащитному. | Работа в малой группе |
10 | Демьяново ухо | Развитие умения понимать иносказательный, аллегорический подтекст басен; воспитание неприятия тех нравственных качеств, которые высмеиваются в баснях И.А. Крылова самонаблюдение и анализ собственных поступков; коллективизм, умение работать в группе. | Работа в малой группе |
11 | Осел и соловей | развивать умение анализировать,
сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать
выводы; развивать творческое воображение,
развивать умения и навыки анализа басни. Содействовать воспитанию нравственных качеств у учащихся, воспитывать положительное отношение к честным, благородным, добрым поступкам. |
Работа в малой группе |
12 | Слон и моська | Учить работать с содержанием басни (характеристика героев, нахождение образного выражения), логично излагать мысли и обосновывать своё суждение, воспитывать положительные моральные качества. | Работа в малой группе |
13 | Листы и корни | Научить определять нравственный смысл басен, воспитывать нравственные качества личности.) | Работа в малой группе |
14 | Ларчик | Учить понимать заложенные юмор и иронию в произведении; развивать умение понимать скрытый смысл произведения; воспитывать умение видеть человеческие пороки и недостатки в окружающих, а также в себе самом и учить преодолевать эти недостатки. | Работа в малой группе |
15 | Притча о человеческой сущности. Притчи «Мудрец», «Богач». | Способствовать расширению кругозора
учащихся, пониманию скрытого образного смысла; активизации познавательной активности; развитие интуиции, чувства ответственности, патриотизма, гражданственности; воспитание нравственности, духовности. |
Работа в малой группе |
16 | Порок и длинные ложки.(Восточная притча) | актуализация личностных ресурсов
участников; гармонизация развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания; формирование духовно-нравственных ориентиров; формирование потребности в самообразовании, самовоспитании своих морально-волевых качеств; |
Работа в малой группе |
17 | Урок бабочки | развитие познавательных и
коммуникативных способностей для дальнейшей
социальной адаптации в современном мире; развитие умения понимать внутренний мир другого человека через внешние проявления в деятельности и общении; |
Работа в малой группе |
18 | Ни печали без радости, ни радости без печали. | знакомство с правилами эффективного взаимодействия в общении и простейшими способами разрешения конфликтов; | Работа в малой группе |
19 | Учитель и ученик. Притча Луиса Борхеса «Роза Парацельса» | познание значимости истинных нравственных ценностей во взаимоотношениях людей; формирование потребности в самообразовании, самовоспитании своих морально-волевых качеств; | Урок-мастерская. |
20 | Мир сквозь притчи. Притчи «Блудный сын», «Долг», «Все в твоих руках». | Донести нравственные идеи притч через
художественный текст; содействовать воспитанию нравственных качеств у учащихся, воспитывать положительное отношение к честным, благородным, добрым поступкам |
Работа в малой группе |
21 | Притча «Старик и море» | проследить, как в притче решается
проблема взаимоотношения человека и природы,
одиночества и смысла человеческой жизни; гармонизация развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания; формирование духовно-нравственных ориентиров; |
Работа в малой группе |