Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


В настоящее время к организации обучения и воспитания детей в ДОУ предъявляются всё более высокие требования. Перед педагогами стоит непростая задача – построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и обеспечивала сохранение самоценности периода детства [12, с. 26].

Ряд авторов (Н.М. Аксарина, Е.К. Каверина, Ф.И. Фрадкин) одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка выделяют развитие мелкой моторики рук. Связь интеллектуального развития и мелкой моторики отмечали в своих работах такие исследователи как Л.В.Антакова-Фомина, М.М.Кольцова, Б.И.Пинский,  Н.М. Аксарина, А.В. Запорожец [9, с. 162].

И.М. Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного взаимодействия с окружающей средой [10, с. 268].

Основными целями Программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой  является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства; всестороннее развитие психических и физиологических качеств в соответствии возрастным и индивидуальным особенностям; подготовка ребёнка к жизни в современном обществе.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности. Процесс реализации будет протекать гораздо быстрее и гармоничнее, если в ДОУ будут созданы условия для развития мелкой моторики у детей раннего возраста и в частности для проведения пальчиковых игр [14, с. 3-5].

Актуальность создания методических рекомендаций обусловлена различными факторами. На современном этапе ситуация в обществе такова, что практически ни один ребенок не рождается  абсолютно здоровым. 

В Программах ДОУ чаще подробно рассматривается развитие общих моторных навыков. Воспитатели и родители, как правило, придают развитию мелкой моторики развлекательный характер. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста как обучающий и развивающий вид деятельности часто неправомерно и ошибочно считается второстепенным.

Цель: разработка методических рекомендаций по созданию условий в ДОУ для развития мелкой моторики у детей раннего возраста.

Основная задача: создать педагогические условия, способствующие развитию мелкой моторики у детей раннего возраста в ДОУ.

При создании условий в ДОУ для развития мелкой моторики у детей раннего возраста обязательным являются: создание развивающей среды; подбор специальных методов; отбор наиболее эффективных приёмов.

При разработке методических рекомендаций мы опирались на  работы  таких авторов, как Т. А. Кислинская, Е. А. Янушко, М. Г. Борисенко, С. О. Ермакова, О. А. Новиковская и др.

Обучение детей раннего возраста специфично, оно осуществляется в форме игры на занятиях и вне занятий. Главное в обучении – развивать способности детей подражать и воспроизводить, слушать и слышать, смотреть и видеть, а также сравнивать, различать, сопоставлять и обобщать. Пальчиковые игры как раз отвечают всем этим требованиям, являясь доступными и понятными для детей раннего возраста [4, с. 184].

Упражнения с детьми могут проводить и логопед, и воспитатели, и родители. Проводятся они в течение 2-3 минут, при большой заинтересованности детей до 5 минут. Необходимо постоянно следить, чтобы не было передозировки. Упражнения надо давать малыми порциями, но делать их с оптимальной нагрузкой, с большой амплитудой движений. Особое внимание уделяем тренировке движений повышенной сложности, то есть таких, какие наши пальцы не делают в повседневной жизни. Именно такая тренировка пальцев рук даёт видимый и быстрый эффект: движения кисти пальцев становятся точными и координированными [6, с. 6-8].

В результате планомерной и систематической работы с детьми по развитию мелкой моторики увеличивается объём и темп движений пальцев рук, исчезает двигательная неловкость, улучшается переключаемость движений и изолированность движений пальцев рук. Дети учатся свободно выполнять сложные манипуляции с предметами, правильно держать карандаш [13, с. 5].

При этом важно помнить, что развитие ручной умелости предполагает определённую степень зрелости мозговых структур, заставлять ребёнка заниматься «через силу» неэффективно. Нужно начать с того уровня упражнений, который будет получаться, и доставлять удовольствие, а иногда и просто позволить остаться пассивным наблюдателем.

При организации предметно-развивающей среды важно обеспечить разнообразие игрушек и игрового оборудования: матрёшки и различные игрушки-вкладыши, пирамиды, мозаики, конструкторы, заводные игрушки и т.д. Должны быть широко представлены наглядно-дидактические пособия и дидактические игры: альбомы с предметными и сюжетными картинками, различные шнуровки, сухой бассейн, различный материал на развитие тактильного восприятия и др., и главное – развивающее общение взрослого с ребёнком. Предметно-развивающая среда должна быть динамична. Предметная среда не должна быть самоцелью, вне детской деятельности.

На практике используются разнообразные методы и приёмы развития мелкой моторики:

  • метод наблюдения помогает получить общую картину  уровня развития ребёнка на данном этапе, или зафиксировать отдельные отклонения в развитии. Наблюдение может быть скрытым и включённым, сплошным и выборочным, одноразовым (срезовым) и длительным (пролонгированным). Этот метод позволяет исследовать ребёнка в естественных условиях жизни; незаменим он и для первичной ориентировки в проблеме и получения предварительных сведений о ребёнке;
  • словесные методы – объяснения, указания, инструкции и т.д. Эффективность их при работе с детьми раннего возраста зависит от доступности их пониманию, эмоциональной выразительности, образности. Чтобы слово нужным образом повлияло на маленького ребёнка, оно должно опираться на его чувственный опыт. Словесные методы необходимо сочетать с наглядными методами;
  • наглядные методы включают в себя непосредственное ознакомление детей с окружающим природным и социальным миром и показ им реальных предметов, картинок, книг, видеоматериалов и др. Наглядность должна опираться на все виды чувственного опыта ребёнка: зрение, слух, обоняние, осязание. Последнее особенно важно для развития и обучения самых маленьких;
  • практические методы. Для более глубокого познания действительности детям необходимо не только слушать педагога, наблюдать то, что он показывает, но и самим практически действовать;
  • методы прямого воздействия включают в себя постановку перед ребёнком той или иной практической задачи (например, собрать пирамидку, разучить пальчиковую игру и т.п.), показ образца способа действия, помощь взрослого в его выполнении. При этом методы прямого воздействия не должны подавлять собственную активность ребёнка, инициативность и самостоятельность;
  • метод опосредованного (косвенного) педагогического воздействия. При его использовании воспитатель не ставит перед детьми какой либо конкретной задачи и не определяет прямо способы её решения. Он даёт ребёнку советы, поощряет его действия, предлагает на выбор их варианты, создает условия для самообучения, организуя предметно – материальную среду. Очень важно с детьми раннего возраста сочетать методы прямого и косвенного воздействия так, чтобы первые не превалировали над вторыми. Методы косвенного воздействия незаменимы при организации творческих видов деятельности детей – игры, рисования, лепки, конструирования и др. [4, с. 46-49].

 Более подробно этапы развития мелкой моторики у детей раннего возраста, наиболее эффективные приёмы проведения игр и упражнения смотреть в Приложении 1

Мелкая моторика в жизни и деятельности детей раннего возраста выполняет много разных функций. Она активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность на одном объекте или деятельности.

Присущие  детям раннего возраста нарушения мелкой моторики препятствуют формированию у них целенаправленности в поведении и деятельности, резко снижают их работоспособность и тем самым значительно затрудняют организацию учебно-воспитательного процесса. В связи с этим актуальны поиски путей и методов, способствующих коррекции дефектов развития мелкой моторики у  детей раннего возраста.

Поэтому проблема развития мелкой моторики у  детей раннего возраста остается актуальной на сегодняшний день. Мы считаем, что разработанные нами рекомендации, направленные на развитие мелкой моторики, окажут помощь  логопедам, воспитателям групп раннего развития, няням, родителям, в устранении данных нарушений и естественном развитии мелкой моторики у  детей раннего возраста.

Список используемой литературы

  1. Авдеева, И. С. Помоги мне сделать самому (развитие навыков самообслуживания) [Текст]: методическое пособие /И. С. Авдеева, М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина. – СПб.: «Паритет», 2003. – (С. 3-46) – (Серия «Рождаюсь. Расту. Развиваюсь»).
  2. Айрих, О. А. Эмоциональное развитие детей [Текст]: занятия в первой младшей группе, дидактические игры, работа с семьёй / О. А. Айрих. – Волгоград: Учитель, 2010. – (С. 8-13).
  3. Галанов, А. С. Психическое и физическое развитие ребёнка от одного до трёх лет [Текст]: пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей / А. С. Галанов. – М.: АРКТИ,  2000. – 64 с. – (Серия «Развитие и воспитание дошкольника»).
  4. Галигузова, Л. Н. Педагогика детей раннего возраста [Текст]: учебное пособие / Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова. – М.: ВЛАДОС, 2007. – (с. 38-185)
  5. Григорьева, Г. Г. Кроха [Текст]: методические рекомендации к программе воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошкольных учреждений / Г. Г. Григорьева, Н. П. Кочетова, Д. В. Сергеева. – М.: Просвещение, 2007. – 207 с.
  6. Зебзеева, В. А. Организация режимных процессов в ДОУ [Текст]: методическое пособие / В. А. Зебзеева. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – (с. 3-26). (серия «Библиотека руководителя ДОУ»).
  7. Кислинская, Т. А. Гениальность на кончиках пальцев [Текст]: развивающие игры – потешки для детей от 1 года до 4 лет / Т. А. Кислинская. – М.: «Генезис», 2008. – 120 с. (Серия «В помощь дошкольному психологу»).
  8. Комплексное сопровождение детей 2-4 лет с речевыми нарушениями: диагностика, планирование, рекомендации, конспекты занятий, лингвистический материал [Текст] / сост. С. Ю. Шерстобитова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 156 с.
  9. Ляксо, Е. Е. Развитие речи малыша [Текст]: Е. Е. Ляксо ; под ред. А. С. Батуева. – М.: Айрис-пресс, 2003. – (С. 161-166). (Серия «Первые шаги»).
  10. Первые шаги (модель воспитания детей раннего возраста) [Текст]: материалы московского городского конкурса «Первые шаги» / сост. к. п. н. К. Белая. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2002. – (263-313).
  11.  Продуктивная деятельность с детьми  младшего возраста [Текст] /сост. Е. В. Полозова. – Воронеж: ИП Лакоценин С. С., 2009. – (с. 3-24).
  12. Сажина, С. Д. Составление рабочих учебных программ для ДОУ [Текст]: методические рекомендации / С. Д. Сажина. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – (с. 26-27). (серия «Библиотека руководителя ДОУ»).
  13. Светлова, И. Е. Развиваем мелкую моторику и координацию рук [Текст]: И. Е. Светлова. – М.: Эксмо, 2006. – 72 с. (серия «Домашняя школа»).
  14. Теплюк, С. Н. Дети раннего возраста в детском саду [Текст]: Программа и методические рекомендации / С. Н. Теплюк, Г. М. Лямина, М. Б. Зацепина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика- Синтез, 2007. – 112 с.
  15. Янушко, Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года) [Текст]: методическое пособие для воспитателей и родителей / Е. А. Янушко. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 56 с.