Место и роль в изучаемой теме: изучение нового материала.
Цели урока:
- Образовательные: знакомить с постоянным признаком глагола – видом;
- Развивающие: развивать устную и письменную речь, учебно-организационные навыки (постановка учебных задач, анализ своей деятельности), умение работать в коллективе (в группах), согласуя свои действия и мнения.
- Воспитательные: поддерживать интерес к русскому языку, воспитывать чувство товарищества, аккуратность, усидчивость.
Учебные материалы: опорные схемы («Морфологический разбор глагола», «Виды глагола»), контрольный лист для блиц-опроса, карточки с заданиями,листы творческих заданий, оценочные листы учащихся, таблички с глаголами для рефлексии урока.
ХОД УРОКА
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
1.Самоопределение к деятельности. | – Сегодня у нас необычный урок. У нас
гости. – Повернитесь, поприветствуйте гостей. – Садитесь. – Давайте настроимся на работу. Я улыбнусь вам и вы улыбнётесь друг другу и подумаете, как хорошо, что мы сегодня вместе. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу. – Свою работу на разных этапа урока вы будете оценивать в оценочных листах при помощи условных знаков. (Приложение 1) – Ребята, внимательно посмотрите на девиз нашего урока: «Учитесь тайны открывать!». |
Приветствуют учителя и гостей. Делают запись в тетрадях. |
2. Актуализация опорных знаний | – Для того, чтобы открыть новые тайны
русского языка, необходимо начать урок с
разминки. Работа с карточками в парах постоянного состава. На карточках записаны слова: бег, интересный, твой, в, смотреть, мы, красив, любит, рассказ, на. – Внимательно прочитайте слова.
Вычеркните имена существительные. – А теперь, давайте вспомним всё, что мы знаем о глаголе. Для этого проведём блиц-опрос. Я называю вопрос, а вы отвечаете на него словами «да» или «нет». Блиц-опрос 1) Глагол – это название главного члена
предложения? Самопроверка по образцу на доске. – Итак, что мы уже знаем о глаголе? Коллективное составление схемы-опоры на доске. Глагол обозначает… – Оцените свою работу на этом этапе урока в графе таблицы «Я знаю правило». Физкультминутка.
– К какой части речи относятся
слова физкультминутки? |
Вычёркивают слова рассказ, бег.
1) нет
– К глаголу. |
3. Постановка учебной задачи. | Работа в группах – Кто мне
напомнит девиз урока? Проверка. – С какими признаками глагола мы уже знакомы? – С какими признаками глагола мы еще не познакомились? – Подробно об этих признаках мы поговорим на следующих уроках, а сегодня мы откроем тайну постоянного признака глагола – вида. Тема нашего урока: «Виды глагола». – Какую учебную задачу мы поставим на урок? |
Девиз урока: «Учитесь тайны открывать».
Учащиеся самостоятельно читают текст, используя пометки. Знаем Не знаем – Познакомиться с постоянным признаком глагола – видом. |
4. «Открытие» детьми нового знания. | Работа в парах постоянного состава.
Откройте учебник на стр. 75[1]. Выполните в паре
упр.2.Повторите задание. Что нужно выполнить? Проверка. Коллективное заполнение схемы-опоры «Виды глагола». Виды глагола несовершенный (что делать?) совершенный (что сделать?) – Для определения вида глагола существует
алгоритм. Физминутка «Виды глагола» Глаголы совершенного вида – руки вверх,
глаголы несовершенного вида – присесть. Физминутка для глаз. |
Дети выписывают глаголы в 2 столбика
(1ст.– что делать?,2ст.– что сделать?) – Верно. Варианты детей. – В учебнике. – Глаголы совершенного и несовершенного видов.
– Вопрос. Глагол смотреть относится к несовершенному
виду, т.к. отвечает на вопрос что делать? |
5. Включение в систему знаний. | Разноуровневая самостоятельная
работа с самопроверкой по эталону. Уровень А: задание на карточке (Приложение 3). Уровень Б: упр.3 стр.76 [1]. – Какие знания вам помогут правильно выполнить задание? – Оцените свою работу в графе таблицы «Самостоятельная работа». Творческая работа (в группах). – Придумайте и запишите глаголы совершенного и несовершенного вида на каждую букву слова «глагол». Для чего мы будем выполнять это задание? С какой целью? – Кто хотел бы прочесть свои глаголы? Выставка творческих работ учащихся. – Оцените свою работу в графе таблицы «Творческая работа». |
Глаголы несовершенного вида – любят, существует, приносят, устраивает, не помнит, дорожат, ждут, оберегают. Глаголы совершенного вида – прилетел,поселятся, устроят. |
6. Итог урока. Рефлексия. | – Какую тайну глагола мы открыли
сегодня на уроке? – Каким способом? – Где в жизни пригодятся эти знания и умения? – Оцените свою деятельность на уроке, подобрав соответствующие для вас глаголы. вспомнил узнал научился запомнил пригодится понравилось не получалось – Поставьте себе итоговую оценку за урок в таблицу. Домашнее задание на выбор: учебник, правило стр. 76, упр.4 стр. 77[1]; придумать по 5 глаголов совершенного и несовершенного вида. |
Ответы на вопросы. |
Список литературы
1. С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И. Кузнецова[и
др.].Русский язык: Учебник. 4 класс. 1
часть.М.:Вентана-Граф,2013.
2. С.И.Заир-Бек, И.В. Муштавинская. Развитие
критического мышления на уроке: Пособие для
учителя. М.: Просвещение, 2004.