"Виды глагола 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Место и роль в изучаемой теме: изучение нового материала.

Цели урока:

  • Образовательные: знакомить с постоянным признаком глагола – видом;
  • Развивающие: развивать устную и письменную речь, учебно-организационные навыки (постановка учебных задач, анализ своей деятельности), умение работать в коллективе (в группах), согласуя свои действия и мнения.
  • Воспитательные: поддерживать интерес к русскому языку, воспитывать чувство товарищества, аккуратность, усидчивость.

Учебные материалы: опорные схемы («Морфологический разбор глагола», «Виды глагола»), контрольный лист для блиц-опроса, карточки с заданиями,листы творческих заданий, оценочные листы учащихся, таблички  с глаголами для рефлексии урока.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Самоопределение к деятельности. – Сегодня  у нас необычный урок. У нас гости.
– Повернитесь, поприветствуйте гостей.
– Садитесь.
– Давайте настроимся на работу. Я улыбнусь вам и вы улыбнётесь друг другу и подумаете, как хорошо, что мы сегодня вместе. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
– Свою работу на разных этапа урока вы будете оценивать в оценочных листах при помощи условных знаков. (Приложение 1)

– Ребята, внимательно посмотрите на девиз нашего урока: «Учитесь тайны открывать!».

Приветствуют учителя и гостей. Делают запись в тетрадях.
2. Актуализация опорных знаний – Для того, чтобы открыть новые тайны русского языка, необходимо начать урок с  разминки.

Работа с карточками в парах постоянного состава.

На карточках  записаны слова: бег, интересный, твой, в, смотреть, мы, красив, любит, рассказ, на.

Внимательно прочитайте слова. Вычеркните имена существительные
– Вычеркните имена прилагательные.
– Вычеркните местоимения.
Вычеркните предлоги.
Какие слова вы не вычеркнули?
– К какой части речи они относятся?
– Докажите, что это глаголы.

– А теперь, давайте  вспомним всё, что мы знаем о глаголе. Для этого проведём блиц-опрос. Я называю вопрос, а вы отвечаете на него словами  «да» или «нет».

Блиц-опрос

1) Глагол – это название главного члена предложения?
2) Глагол обозначает предмет?
3) Обычно в предложении глагол является сказуемым?
4) Глагол называет действия и состояния предметов?
5) Uлагол отвечает на вопросы что делает?, что сделает?

Самопроверка по образцу на доске.

– Итак, что мы уже знаем о глаголе?

Коллективное составление схемы-опоры   на   доске.

Глагол  обозначает…
               –отвечает..
               –в предложении..

– Оцените свою работу на этом этапе урока в графе таблицы  «Я знаю правило».

Физкультминутка.

Поскачите, попляшите
Сядьте тихо, полежите,
Поднимитесь, распрямитесь,
Потянитесь и согнитесь.
Встаньте прямо, улыбнитесь.

К какой части речи относятся слова физкультминутки?
– Какие глаголы вы запомнили?

 

 

 

Вычёркивают слова рассказ, бег.
Вычеркивают слова: твой, мы.
Вычёркивают слова: интересный, красив.
Вычёркивают: в, на.
Остаются глаголы – любит, смотреть.
– Обозначают действие и состояние предмета, отвечают на вопросы: что делать?, что делает?

 

 

1) нет
2) нет
3) да
4) да
5) да

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– К глаголу.

3. Постановка учебной задачи. Работа в группах

– Кто мне напомнит девиз урока?
– Сегодня на уроке мы откроем новые тайны глагола, как части речи. Итак, начнём.
–Сейчас вы будете работать в группах. У каждой группы на столе лежит образец морфологического разбора глагола (Приложение 2).
– Внимательно прочитайте текст. Сделайте  пометки. Признаки глагола, которые нам уже известны,помечаем  сверху  «+», а незнакомые  признаки«?»[2].
Через две минуты прошу группы поделиться своими мнениями.

Проверка.

– С какими признаками глагола мы уже знакомы?

– С какими признаками глагола мы еще не познакомились?

– Подробно об этих признаках мы поговорим на следующих уроках, а сегодня мы откроем тайну постоянного признака глагола – вида.

Тема нашего урока: «Виды глагола».

– Какую учебную задачу мы поставим на урок?

 

Девиз урока: «Учитесь тайны открывать».

 

 

Учащиеся самостоятельно читают текст, используя пометки.

Знаем
Глагол обозначает действие предмета, отвечает на вопросы…, в предложении  чаще является сказуемым.

Не знаем
Начальная  форма глагола, постоянные признаки : вид и спряжение,
непостоянные
признаки – наклонение, время, лицо, число, род
глагола.

– Познакомиться с постоянным признаком глагола – видом.

4. «Открытие» детьми нового знания. Работа в парах постоянного состава. Откройте  учебник на стр. 75[1]. Выполните в паре упр.2.Повторите задание. Что нужно выполнить?

Проверка.
– Верно ли утверждение: в первом столбике глаголы  не указывают на завершённое действие, а во втором указывают?
– А как бы вы назвали такие глаголы?
– Где можно проверить правильность нашего  предположения?
– Какие виды глаголов существуют в русском языке?
– На какие вопросы отвечают глаголы несовершенного вида?
–На какие вопросы отвечают глагола совершенного вида?

Коллективное заполнение схемы-опоры «Виды глагола».

Виды глагола несовершенный (что делать?) совершенный (что сделать?)

– Для определения вида глагола существует алгоритм.
– Прочитайте  алгоритм «Как определить вид глагола» на стр.76 [1].
– Что помогает определить вид глагола?
– Определите вид глаголов смотреть, прочитать. Докажите  своё мнение.
– Задайте друг другу вопросы по новой теме?
– Какой вопрос  тебе задал друг?
– Как ты на него ответил?
– Оцените свою работу на этом этапе урока в графе  таблицы «Я умею применять  алгоритм».

Физминутка  «Виды глагола»

Глаголы совершенного вида – руки вверх, глаголы несовершенного вида – присесть.
Читать, перекрасить, купить, бросать, бросить, побеждать, победить, красить

Физминутка для глаз.

Дети выписывают глаголы в  2 столбика (1ст.– что делать?,2ст.– что сделать?)

– Верно.

Варианты детей.

– В учебнике.

– Глаголы совершенного и несовершенного видов.
– Несовершенный вид (что делать?), совершенный вид (что сделать?).

 

 

– Вопрос.

Глагол смотреть относится к несовершенному виду, т.к. отвечает на вопрос  что делать?
Глагол прочитать относится к совершенному виду т.к. отвечает на вопрос «что сделать?

5. Включение в систему знаний. Разноуровневая  самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Уровень А: задание на карточке (Приложение 3).
Уровень Б:  упр.3 стр.76 [1].
– Какие знания вам помогут правильно выполнить задание?
– Оцените свою работу в графе таблицы «Самостоятельная работа».
Творческая работа (в группах).
– Придумайте и запишите глаголы совершенного и несовершенного вида на каждую букву слова «глагол».
Для чего мы будем выполнять это задание? С какой целью?
– Кто хотел бы прочесть свои глаголы?
Выставка  творческих работ учащихся.
– Оцените свою работу в графе таблицы  «Творческая работа».
 

 

Глаголы несовершенного вида – любят, существует, приносят, устраивает, не помнит, дорожат, ждут, оберегают.

Глаголы совершенного вида – прилетел,поселятся, устроят.

6. Итог урока. Рефлексия. – Какую тайну глагола мы открыли сегодня на уроке?
– Каким способом?
– Где в жизни пригодятся эти знания и умения?
– Оцените свою деятельность на уроке, подобрав соответствующие для вас глаголы.
                       вспомнил
                       узнал 
                        научился
                       запомнил
                      пригодится
                       понравилось
                     не получалось

– Поставьте себе итоговую оценку за урок в таблицу.

Домашнее  задание на выбор: учебник, правило стр. 76,  упр.4 стр. 77[1]; придумать по 5 глаголов  совершенного и несовершенного вида.

Ответы на вопросы.

Список литературы

1. С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И. Кузнецова[и др.].Русский язык: Учебник. 4 класс. 1 часть.М.:Вентана-Граф,2013.
2. С.И.Заир-Бек, И.В. Муштавинская. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2004.