Совместная деятельность с детьми по теме «В гости к крымским татарам»

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (66 МБ)


Возрастная группа: 4-5 лет

Форма совместной деятельности: художественная (рисование)

Форма организации: групповая

Средства:

  1. Литературные: стихотворение
  2. Музыкальные: национальная мелодия Крымских татар
  3. Игровая мотивация: путешествие на Крымский полуостров, подвижная игра “Горшки”

Индивидуальная работа: свободный выбор материала каждым ребёнком

Физические: физкультминутка

Оборудование: Презентация “Культура Крымских татар”, фарфоровая кукла в национальном костюме, атрибуты для подвижной игры “Горшки”, альбомные листы с силуэтом крымско-татарского национального костюма, карандаши, гуашь, акварель и пластилин для свободного выбора материала каждым ребёнком

Достижение образовательных результатов:

Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность: создаются ситуации для проявления детской инициативы и самостоятельности; дети самостоятельно ведут работу над национальным костюмом крымских татар и проявляют инициативу в выборе материала, самостоятельно раскрашивают национальный костюм.

Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру: воспитатель поддерживает конструктивное общение детей во время занятия.

Ребенок обладает развитым воображением, владеет разными формами игры: на занятии создаются ситуации для фантазирования, развития воображения.

Ребенок владеет устной речью: дети оречевляют свои действия, участвуют в беседе с воспитателем, составляют рассказы и читают стихи.

У ребенка развита крупная и мелкая моторика, он владеет основными движениями: во время подвижной игры и физминутки дети выполняют различные физические упражнения на преодоление утомления и развитие основных движений.

Ребенок способен к волевым усилиям: дети проявляют волевые усилия в процессе работы с красками и пластилином, стараются выполнить задание точно, довести дело до конца.

Ребенок обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире, знаком с произведениями детской литературы: на занятии используются стихи, дети демонстрируют знания о культуре крымских татар.

Задачи:

Обучающие:

  • Закреплять знания истории и культуры крымских татар.
  • Продолжать учить подбирать предметы и атрибуты для игры.
  • Развивать у детей сюжетно-игровой замысел.

Воспитательные:

  • Воспитывать чувство коллективизма, доброжелательного отношения друг к другу.

Развивающие:

  • Пополнять и активизировать словарь детей.
  • Развивать творческие способности учащихся.

1. Организационно-мотивационный этап

Интеграция: ОО “Социально-коммуникативное развитие”, ОО “Познавательное развитие”

Воспитатель

Добрый день, мои друзья!
Перед вами снова я.
Очень рада видеть всех.
Ждёт сегодня вас успех.
А ещё скажу я вам:
Улыбнитесь всем гостям.
Соберитесь, подтянитесь
И тихонечко садитесь.

- Ребята, мы с вами целый месяц уже знакомимся с национальностью какого народа? (Правильно, мы знакомимся с культурой и обычаями Крымских татар)

2. Актуализация

Интеграция: ОО “Познавательное развитие”, ОО “Социально-коммуникативное развитие”, ОО “Речевое развитие”

Воспитатель: - Сегодня на занятии мы обобщаем все знания о Крымских татарах, вспоминаем, что мы с вами знаем о культуре и обычаях этого народа и завершаем наше занятие работой над национальным костюмом.

- Ребята, вы любите путешествовать? (Ответы детей) Сегодня я предлагаю вам совершить увлекательное путешествие. Встали, завели моторы и приготовились к полёту. Мы отправляемся на нашем сверхскоростном самолёте на Крымский полуостров

- Вот и подошёл к концу наш полёт. Я рада приветствовать вас на Крымском полуострове

- Ребята, куда мы прилетели? (Мы прилетели на Крымский полуостров)

- Крымский полуостров многонационален. Там благоприятный климат, который привлекает разные племена. Крымский полуостров долго осваивали путешественники и торговцы.

- Кто проживает на Крымском полуострове? (На Крымском полуострове живут Крымские татары, крымчаки) На Крымском полуострове сложились три группы проживающих татар: южнобережные татары, степные татары и горные татары. Они совершенно не походили друг на друга. Со временем различия между группами стирались. [1]

- Какие группы татар проживают на Крымском полуострове?

- Голубой цвет на флаге Крымских татар символизирует чистое небо и свободу, а знак желтой эмблемы - знак династии бывших правителей крымских татар.

- Какие цвета используются на флаге Крымских татар? (На флаге крымских татар используются голубой и желтый цвета)

Первая наша остановка – первая столица Крымского ханства “пещерный город” “Чуфут - Кале”

- Ребята, кто нам расскажет о “пещерном городе”? (Тогда это была мощная татарская крепость, но впоследствии, потеряв оборонческое значение, она использовалась, как тюрьма)

Теперь мы с вами отправимся в новую столицу Крымского ханства – город? (Бахчисарай)

- Ребята, кто помнит, что в переводе означает слово Бахчисарай? (Бахчисарай означает “Дворец в саду”, это зеленеющий сад, раскинувшийся вокруг ханского дворца. На территории находится множество фонтанов. Самый известный – это фонтан слёз, назван так в честь жены Крымского хана)

Крымские татары занимались скотоводством, разводили выносливых и быстрых породистых лошадей, их запрещалось продавать за границу, они были гордостью ханства. Мы с вами знаем крымско-татарское стихотворении “Скакун” (Ребёнок рассказывает)

Выйду из дома – и степь за порогом.
Промчусь по степи на коне быстроногом.
Птица на крыльях над степью взовьется.
Конь по степи словно птица несется.
Если тебя я догнать захочу.
Птицы быстрей по степи полечу.

- Ребята, чем занимались Крымские татары? (Крымские татары занимались скотоводством, разводили породистых лошадей)

Физкультминутка “Зарядка для ребят”

Раз – согнуться, разогнуться.
Два – нагнуться, потянуться.
Три – в ладоши три хлопка.
Головою три кивка.

Мы продолжаем наше путешествие по Крымскому полуострову. Я приглашаю вас посетить музей, где мы познакомимся с историей национальной одежды Крымских татар.

Для пошива одежды Крымские татары использовали домотканое полотно собственного изготовления.

Одежда Крымских татар была многослойна, основу костюма как у мужчин и женщин составляла рубаха.

- Ребята, что составляло основу костюма крымских татар?

У женского костюма рубаха шилась чуть длиннее. Поверх рубахи женщины носили шелковые или атласные платья. Длина юбки была разной.

- Кто нам расскажет, как подбиралась длинна юбки? (Длинна юбки была разной: у девушек – до колена, у женщин среднего возраста – до середины икры, у пожилых людей – до пят)

На платье одевали нагрудник, который был украшен монетами. [1]

Головные уборы Крымских татар тоже отличались разнообразием и многослойностью. Волосы покрывали тремя платками: нижний – домашний, он был самый маленький и легкий, на него набрасывали постоянный, и самый верхний – самый большой и богатый платок, сложенный треугольником, узел его делали на затылке, а концы спускали по спине.

- Ребята, чем покрывали голову крымские татарки?

Крымские татарки носили и чалму и шапочки, вышитые золотыми нитками.

Следующая наша остановка – это национальная кухня Крымских татар. Еда Крымских татар очень разнообразна: это и чебуреки, и беляши, и хачапури, и плов, и различные супы. [2]

3. Динамическая пауза

Интеграция: ОО “Речевое развитие”, ОО “Социально-коммуникативное развитие”, ОО “Физическое развитие”

Воспитатель: Следующая остановка – игровая.

- В какую национальную игру Крымских татар мы с вами поиграем? (Крымские татары играли в игру “Горшки”) Ребята, выбирайте атрибуты для игры “Горшки”

Подвижная игра Крымских татар “Горшки”

(Дети разбиваются на две команды: одна команда – горшки, а другая – хозяина горшков, и один ребёнок – покупатель. Дети-горшки одевают шапочки, а покупатель одевает платок. Горшки приседеют в центре круга, а дети продавцы встают за ними. Под национальную мелодию ребёнок покупатель идет по кругу и останавливается у одного продавца горшка, и спрашивает его: “Продашь горшок”, продавец отвечает: “Продам”, покупатель: “Сколько стоит?”, продавец называет число от 1 до 5 и протягивает покупателю руку, ладошкой вверх. Покупатель должен столько раз хлопнуть ему по ладошке, какое число сказал продавец. После чего покупатель и ребёнок-горшок встают спинами друг к другу и бегут по кругу. Кто первый займет место горшка, тот им и становится, другой ребёнок становится покупателем. Игра повторяется заново)

4. Практическая работа,

Интеграция: ОО “Познавательное развитие”, ОО “Социально-коммуникативное развитие”, ОО “Художественно-эстетическое развитие”

Воспитатель: - Ребята, нам пора приступать к изображению национального костюма Крымских татар. У вас у каждого лежит контурное изображение национального костюма, вам нужно самим будет выбрать материал для работы: цветные карандаши, гуашь, акварель, пластилин или цветная бумага и приступить к выполнению задания.

(Дети выполняют работу под национальную мелодию Крымских татар)

5. Заключительный этап.

Интеграция: ОО “Познавательное развитие”, ОО “Социальнокоммуникативное развитие”, ОО “Художественно-эстетическое развитие”

- Ребята, с культурой какой национальности мы с вами сегодня завершали наше знакомство? (Мы завершали знакомство с культурой Крымских татар)

- Ребята, а что вам на нашем занятии больше всего понравилось делать? (Дети говорят, а воспитатель направляет в нужное русло)

Ребята, спасибо вам за занятие. Я очень довольна Вами. У вас всё получились. Вы молодцы!

Учебно-методический комплект:

  • Журнал “Куклы в народных костюмах” № 63
  • Интернет-источник http://skazochnikonline.ru/