«Свобода есть осознанная необходимость»
Жизненная мудрость
Цели:
- дать родителям достоверную информацию о наркотиках и их влиянии на личность;
- познакомить родителей с психологическими приёмами воздействия на подростка;
- дать практические советы по профилактике наркомании в семье.
Участники: родители учащихся школы, школьный психолог, медработник.
Подготовительная работа:
- Социологический и анкетный опрос учащихся и родителей
- Подготовка вопросов родителей по теме
- Подготовка памяток для родителей
- Проведение тематических классных часов
- Подборка литературы по проблеме собрания
- Выставка рисунков и плакатов победителей творческого конкурса «Здоровье или наркотики? Твой выбор»
- Выступление агитбригады «А всё могло быть иначе…»
Используется мультимедийный проектор для демонстрации фрагментов выступления агитбригады, результатов тестирования, памяток, таблиц.
ХОД СОБРАНИЯ
Демонстрируется фрагмент выступления агитбригады «А всё могло быть иначе…»
Слышишь, товарищ!
Гроза надвигается.
Это наркотики в разум внедряются.
«Наркотикам – смерть!» –
Твердят нам повсюду.
Почему же тогда ломаются люди?
(На первом плане Кроха и Папа, сидящий на стуле и читающий газету)
Кроха-сын к отцу пришёл, и сказала Кроха:
– Что такое хорошо?
Что такое плохо?
А отец сказал:
– Прости!
Некогда мне, сына!
Телевизор посмотри,
Я пошёл за пивом!
Телевизор сын включил,
И увидел Кроха:
Разврат, убийства, беспредел
И мультики с подвохом.
К маме Кроха-сын пришёл
И спросила Кроха:
– Что такое хорошо?
Что такое плохо?
Мама тут произнесла:
– Мне сейчас не до тебя.
Знаешь, ты мне не мешай!
Иди сыночек, погуляй!
Сын на улицу пошёл,
Повстречал там …
– Кто встретится Крохе на улице? Кто заменит
ему общение с родителями? Какой жизненный опыт
приобретёт, общаясь со случайными людьми? Какие
опасности подстерегают вашего ребёнка на
улице? (Ответы родителей)
Задумываясь о том, как обеспечить ребёнку
безопасность, мы чаще всего вспоминаем, что бедой
может грозить болезнь или несчастный случай,
дурная компания или чужой злой умысел. Но многие
из нас часто забывают ещё об одной, не менее
грозной опасности, от которой сегодня никто не
застрахован. В любой, даже самой благополучной
семье существует реальность того, что ребёнок не
устоит перед соблазном попробовать наркотики.
На классных родительских собраниях вас
познакомили с данными социологических
исследований, проведённых в различных городах
нашей страны.
Официальная статистика насчитывает около 3
миллионов наркоманов в России. По данным
Министерства внутренних дел РФ, каждый десятый
наркоман – подросток. Это ставит под угрозу
национальную безопасность, свидетельствует о
том, что ситуация приобретает катастрофический
характер.
Мы провели свои исследования среди учащихся и
родителей нашей школы, используя различные
методики, предложенными специалистами.
Было опрошено 96% учащихся школы с 1 по 11 класс при
помощи разноуровневых анкет и тестов,
учитывающих возрастные особенности детей.
Результаты показали, что
– 100% опрошенных детей слышали о наркотиках;
– 3% признались, что в семье близкие родственники
столкнулись с проблемой наркомании;
– 37% говорили о наркотиках и наркомании с
родителями.
Можно сделать вывод, что в семьях не уделяют необходимого внимания этой проблеме, существующей в нашем посёлке, возможно, вам не хватает знаний, чтобы начать разговор с детьми. Сегодня мы постараемся ответить на ваши вопросы по проблеме наркомании, которые поступали от вас в течение двух недель. Мы отобрали наиболее часто повторяющиеся:
1) Наркомания – это болезнь или вредная
привычка?
2) Как становятся наркоманами?
3) Что делать, если выяснилось, что ребёнок
употребляет наркотики?
Все эти вопросы мы задали и вашим детям.
На вопрос «Наркомания – это болезнь или вредная привычка» ответили:
– 56% – болезнь;
– 44% – вредная привычка.
Выступление медработника
Специалисты считают, что наркомания – это общее поражение личности, с осложнениями со стороны физического здоровья. Это значит, что человек, употребляющий наркотики, постепенно уничтожает свои лучшие качества, становится физически не вполне нормальным, теряет друзей и семью, не может приобрести профессию или забывает имеющуюся и, в конце концов, полностью разрушает свой организм. Наркомания – это физиологическая и психологическая зависимость от наркотиков. Доказано, что психологическая зависимость коварнее физиологической, поскольку мозг на всю жизнь запоминает действие наркотика и подавить эту память врачи пока не умеют. Наркомания не излечима.
Вопрос из зала: «Так уж опасны наркотики? С экранов телевизора мы часто слышим от известных людей, «звёзд», что они употребляли наркотики. Написали песню под воздействием наркотика или алкоголя, выходили на сцену в нетрезвом виде?»
На этот вопрос отвечу словами великого мирового писателя, мудреца Л.Н. Толстого: «Мы не знаем той степени высоты, до которой достигли бы люди пьющие и курящие, если бы они не пили и не курили. Из того же, что люди духовно сильные, подвергались принижающему действию одурманивающих веществ, всё-таки произвели великие вещи, мы можем заключить только то. Что они произвели бы больше, если бы они не одурманивались».
На вопрос «Что приводит людей к употреблению наркотиков?» учащиеся 7-11 классов ответили:
– любопытство;
– желание быть как все;
– скука;
– одиночество;
– снятие болевых симптомов.
Эти ответы очень точно отражают классификацию факторов риска возникновения наркозависимости, то есть условий, которые могут способствовать вовлечению ребёнка в употребление наркотиков.
Социальные факторы:
– широкое распространение употребления
наркотиков;
– асоциальные либо психически больные родители;
– злоупотребление родителями алкоголем или
наркотиками;
– высокий уровень конфликтности в семье;
– гипо- или гиперопека;
– проблемы общения детей с родителями;
– отсутствие родителей из–за развода или
смерти;
– реклама, провоцирующая интерес к ПАВ;
– частая смена жительства.
Биологические факторы:
– проблемы, связанные с физическим или
психологическим здоровьем;
– наследственная отягощённость психическими
или наркологическими заболеваниями;
– физические дефекты.
Психологические факторы:
– низкая устойчивость к психическим
перегрузкам, стрессам;
– выраженная напряжённость, тревожность,
неуверенность в себе;
– низкая или завышенная самооценка;
– трудности в общении: агрессивность, повышенная
конфликтность, обидчивость;
– низкий самоконтроль, импульсивность со
стремлением к получению удовольствий, новых
ощущений как можно быстрее и любим путём;
– недостаточное усвоение общественных норм
поведения, деформированная система ценностей;
– постоянная, избыточная зависимость от других;
– плохая успеваемость; низкая мотивация к
обучению в школе;
– равнодушие к матери и другим членам семьи;
– депрессии;
– проблемы социального развития;
– особенности подросткового возраста;
– повышенный эгоцентризм;
– тяга к сопротивлению, упрямству, протесту;
– стремление к неизвестному, рискованному;
– стремление к независимости и отрыву от семьи;
– незрелость нравственных убеждений;
– склонность преувеличивать степень сложности
проблем.
Если проанализировать причины, можно сделать
вывод, что в первую очередь ответственность за
приобщение к первой дозе лежит на родителях.
Многочисленные исследования показывают, что
главная причина первой дозы – желание испытать
неизвестные ощущения (70%), вторая – быть
включенным в определённую группу, третья –
неудовлетворённость жизнью, недостаточное
воспитание нравственно – этических качеств,
неспособность противостоять различным внешним
ситуациям.
К сожалению, никто не задал вопрос о том, как
нам уберечь ребёнка от наркотиков.
Единственная возможность не стать наркоманом –
никогда не пробовать наркотиков.
Наркологи отмечают особую патологическую тягу
наркоманов приобщить молодых к своему
«счастью». Вербовщиками могут оказаться
товарищи, соседи, случайные знакомые.
Отказываясь от общения со своим ребёнком,
вынуждая заполнять свободное время
самостоятельно, уверены ли вы, что ваши сын или
дочь сумеют противостоять соблазнам и сказать
твёрдое «НЕТ», с убеждённостью в своей правоте?
Предлагаю поверить, насколько трудно вам самим не подвергнуться чужому влиянию.
(Школьный психолог проводит тренинг)
Вы сами увидели, насколько легко удалось
психологу убедить некоторых из вас изменить
мнение. Поэтому воспитание нравственно –
этических качеств, воспитание безопасного и
ответственного поведения, обучение методам
самоуправления – наша главная задача.
Проверить, насколько ваш ребёнок подвержен риску
можно при помощи теста. (Приложение 1)
В школе активно ведётся пропаганда здорового
образа жизни. Мы стараемся сформировать
негативное отношение к наркотикам.
(Обращается внимание на выставку рисунков и плакатов, подборку литературы).
Определить, принимает ли человек наркотики, не легко, но можно. Перемены в нём видны уже в первые недели нового увлечения. В карманах его одежды можно обнаружить свёрнутые в трубочку бумажки, маленькие ложки, ампулы, пузырьки, капсулы. Подросток выпрашивает деньги у родителей и знакомых, из дома начинают исчезать ценные вещи, ему звонят незнакомые люди.
Признаки и симптомы употребления наркотиков:
Внешние признаки | Изменения в поведении |
Бледность кожи | Нарастающее безразличие |
Расширенные или суженые зрачки | Уход из дома и прогулы занятий |
Покрасневшие или мутные глаза | Ухудшение памяти |
Замедленная речь | Невозможность сосредоточиться |
Плохая координация движений | Бессонница |
Следы от уколов, порезы, синяки | Болезненные реакции на критику |
Частая и резкая смена настроения |
Очень важно не допустить употребления наркотиков подростками, но что же делать, если вы заметили, что ребёнок вступил на пагубный путь?
Памятка «Как вести себя с наркозависимым подростком»
- Чётко и ясно объясните, как вы к этому относитесь. Не пускайтесь в рассуждения и не спорьте с ним об этом.
- Скажите, что готовы помогать лечиться. Не позволяйте манипулировать бесконечными обещаниями.
- Обратитесь к специалистам.
- Соберите информацию о службах и формах помощи. Предложите варианты ребёнку.
- Обратитесь к психологу, общайтесь с теми, кто прошёл через это.
- Не забывайте говорить, что любите ребёнка, но оставьте за собой право действовать, так как считаете нужным.
- Позвольте ребёнку самому нести ответственность за свои поступки.
- Не создавайте иллюзию нормальной жизни:
– не выгораживайте перед педагогами, друзьями, родственниками, милицией;
– не давайте денег, не чувствуйте за это вины.
- Не создавайте ситуацию, когда избавление от наркотиков нужно вам больше, чем ему самому.
- Не забывайте о других членах семьи, особенно если есть дети. Ваша и их жизнь важна не меньше, чем проблемы наркозависимого.
В заключение собрания, демонстрация фрагментов выступления агитбригады «А всё могло быть иначе…»
Может быть, не поздно всё исправить,
Чувства попытаться воскресить?
Мама, папа, я не стал лукавить,
Я желаю с вами рядом быть!
Я хочу, чтоб вы меня обняли,
Чтоб мы вместе в парк пошли гулять .
Хоть я и взрослый, как друзья сказали,
Я вас больше не хочу терять!
Товарищи взрослые! Поймите! Гибнет будущее
России! Объявите войну наркотикам! Не стоит жить
по принципу: «Моя хата с краю, ничего не знаю»
Мой современник! Мы обращаемся к тебе!
Ты хочешь погибнуть ради чьей-то наживы?
Если «да», останься сидеть, если «нет», встань и скажи:«Нет – наркотикам!»
Слышишь, товарищ!
Гроза надвигается!
Это наркотики в разум вселяются.
Против заразы теснее ряды –
Мы восстаем против общей беды!
Мы восстаём против новых смертей
Ни в чём не повинных, наивных детей!
Против наживы богатых червей
И равнодушия многих людей!
Может быть, не поздно всё исправить,
Чувства попытаться воскресить?
Мама, папа, я не стал лукавить, я желаю с вами рядом быть!
Я хочу, чтоб вы меня обняли,
Чтоб мы вместе в парк гулять пошли.
Хоть я и взрослый, как друзья сказали, я вас больше не хочу терять я!
(Раздаются памятки «Как вести себя с наркозависимым подростком» и вопросники «Тенденции к риску у старшеклассников»)
Используемая литература:
- Н.И. Дереклеева «Родительские собрания», «ВАКО», Москва, 2004.
- Н.В. Ковалёва «Родительские собрания», «Феникс», Ростов-на-Дону, 2005.
- З.А. Бадирова, А.В. Козлова «Классные часы и беседы для девушек», Творческий центр, Москва, 2007.
- Программа формирования социальных установок на здоровый образ жизни у старшеклассников (8-11 классы) «Правильный выбор» под общей редакцией зав. кафедрой коррекционной педагогики и здоровьесберегающих технологий ВГИПКРО, кандидата педагогических наук, доцента Науменко Ю. В.
- Анкеты и листовки Областного Центра по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями, Волгоград, 2006.
Приложение 1
Вопросник «Тенденции к риску у старшеклассников»
Ответьте на вопросы с максимальной откровенностью:
1. Если бы ты ехал на машине, превысил бы
установленную скорость, зная, что человеку нужна
твоя помощь?
2. Согласился бы ты участвовать в опасном
эксперименте ради хорошего заработка?
3.Встал бы ты на пути опасного врага?
4. Мог бы ты ехать на подножке товарного вагона,
который мчится на огромной скорости?
5. Можешь ли ты не спать всю ночь, общаясь с
друзьями?
6. Стал бы ты первым переплывать бурную реку?
7. Дал бы другу деньги, зная, что для этого их
нужно взять у родителей?
8. Вошёл бы в клетку к тигру, если бы тебя
предупредили, что это безопасно?
9. Мог бы ты залезть на крышу дома, чтобы
полюбоваться видом?
10. Рискнул бы ты схватить за уздечку скачущую
лошадь?
11. Мог бы ты без тренировки управлять лодкой?
12. Мог бы ты по бревну пройти над бурлящей рекой?
13. Мог бы ты совершить прыжок с парашютом?
14. Мог бы проехать без денег и билета большое
расстояние?
15. Сел бы ты в машину с пьяным водителем?
16. Мог бы ты прыгнуть с горы в реку?
17. если бы тебе нужно было срочно делать опасную
операцию, ты бы согласился?
18. мог бы ты кататься на подножке трамвая?
19. Мог бы ты подняться в лифте с большим, чем
положено, количеством людей?
20. Мог бы ты за большие деньги совершить
безрассудный поступок?
21. Мог бы ты выполнять работу с риском для жизни?
22. Мог бы ты на спор прыгнуть в ледяную воду?
23. Мог бы ты делать что-то противозаконное
по указанию авторитетного человека?
24. Мог бы ты выполнять работу по инструкции?
25. Мог бы ты поехать в опасное путешествие с
риском для жизни?
Шкала ответов:
–2 –
нет
+1 – скорее да, чем нет 0
– трудно сказать
–1 – скорее да, чем
нет
+2 – да
Общая оценка подсчитывается как сумма баллов по всем пунктам вопросника. Чем сумма баллов выше, тем сильнее склонность к риску у отвечающего на вопросы.