Программа для родителей и детей, формирования культуры семейного досуга и отдыха «Город на ладошке»

Разделы: Внеклассная работа, Социальная педагогика


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Становление и развитие человека начинается в семье. Семья – это то первое социальное окружение, в котором ребенок усваивает главные нравственные ценности, получает первичные знания и приобретает основные умения и навыки деятельности и общения, с которыми он потом входит в мир. Поэтому все, что будет недополучено в детстве, с большим трудом восполняется, а иногда и вовсе не восполняется в дальнейшей жизни. И потери эти в значительной степени являются следствием того, что в семье отсутствовала совместная досуговая деятельность. Правильно организованный семейный досуг выполняет восстановительную функцию семьи, т.е. имеет своей целью восстановление и поддержание здоровья ее членов, удовлетворение различных духовных потребностей.

Содержание семейного досуга определяется интересами каждого члена семьи. Эти интересы, как правило, бывают различны, однако часто даже внешне разные интересы можно объединить одной идеей. Всё будет зависеть от того, с каким настроением семья будет подходить к организации того или иного дела, насколько все ее члены будут увлечены процессом подготовки и проведения выходных, праздников или просто тихого семейного вечера. Семейный досуг должен доставлять удовольствие каждому члену семьи. Только тогда он будет оказывать развивающее воздействие на детей и взрослых, повышать их культурный уровень [8].

Культурный уровень родителей определяет уровень культурного развития детей, их желания и интересы, что в значительной мере влияет на организацию досуговой деятельности [18]. Если у родителей есть какие-либо увлечения, то дети охотно разделяют их. Но это происходит только в том случае, если они оказываются активными участниками увлечения родителей, а не его пассивными наблюдателями.

Большое влияние на детей оказывает то, как родители проводят время в кругу своей компании. Если это просто вечеринки с застольем, разговорами и анекдотами, то они особого интереса у детей не вызывают. Тем более что дети в таких случаях чаще всего предоставлены сами себе. Но если такая компания устраивает игры, конкурсы, театральные представления совместно с детьми, то все это может быть в последующем использовано и детьми в их праздниках и утренниках.

Важное место в организации досуга семьи занимают традиции и связанные с ними совместные дела. Как известно, традиция – это обычай, установившийся порядок в поведении людей, в их быту. Семейными называются такие традиции, которые переходят из поколения в поколение, передаются как талисман по роду из семьи в семью. Семейные традиции, заполняя свободное время семьи, являются залогом ее счастья и взаимопонимания. В такой семье не создается предпосылок для появления вредных привычек, возникновения непонимания, отчужденности, озлобленности между ее членами, не остается места скуке. У ребенка, вырастающего на добрых традициях, постепенно формируется образ семьи, который он проносит через всю свою жизнь, и это залог того, что, став взрослым человеком, он создаст свою семью, основанную на любви, уважении друг к другу и совместных общих делах [8].

У детей, в семьях которых не уделяется должного внимания организации детского досуга, формируются такие шаблоны поведения, которые ведут к эгоизму, замыканию их в кругу своих собственных интересов. Предоставленные сами себе младшие ребята тянутся к подросткам, подражают их времяпрепровождению, копируют его. Но если подростки в своей семье не получили никакой досуговой «квалификации», то они тоже не знают, как себя содержательно занять. Поэтому родителям необходимо помнить, что человек формируется не только и не столько под влиянием услышанного или прочитанного, но в большей мерев процессе собственной деятельности. Досуговая деятельность в этом процессе занимает одно из ведущих мест [8]. Именно через нее ребенок развивается психически, физически и эмоционально, познает окружающий мир, усваивает социальные, моральные, этические нормы и правила. Совместная деятельность формирует систему ценностей семьи, положительно и эмоционально окрашивает познавательную деятельность, приводит к социально значимому творчеству и духовному общению. «В процессе совместной деятельности предстают в новом свете перед детьми сами родители, а те, в свою очередь, иными видят своих детей» [5].

К сожалению, следует отметить, что в семьях с высоким уровнем социального сиротства, находящихся на социально-психологическом сопровождении в проекте укрепления семьи «Вместе с мамой» (г. Мурманск) совместная досуговая деятельность родителей с детьми характеризуется низким уровнем знаний и осознания ее важности для оптимизации детско-родительских отношений. В семьях преобладают следующие виды занятий: просмотр телепередач, прием гостей, застолье. Наличие конфликтности в семье, эмоциональной автономии, атмосферы отчуждения, приводят к раздельному проведению досуга. Так, большинство родителей под совместным досугом с ребенком подразумевают мероприятия, которые они проводят в период свободного времени отдельно от ребенка, но находясь с ним на одной территории (например, родители смотрят телевизор, а ребенок в этой же комнате играет). В семьях данной категории досуг может иметь социально-отрицательный и делинквентный характер.

Таким образом, одним из основных направлений работы специалистов проекта укрепления семьи «Вместе с мамой» (г. Мурманск) становится поиск путей совершенствования семейного воспитания, направленных на решение задач по обучению родителей совместным формам проведения развивающей досуговой деятельности в семье.
На основании вышесказанного, специалистами НОУ «Центр Развития Семейных Форм Устройства Детей» проекта укрепления семьи «Вместе с мамой» (г. Мурманск) при помощи социальных партнеров была разработана и апробирована программа «Город на ладошке».

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Цель программы – оптимизация детско-родительских отношений в семьях «группы риска» социального сиротства, формирование культуры семейного досуга и отдыха.

Задачи  программы:

  1. раскрыть важность проведения досуга совместно с  детьми;
  2. сформировать позитивное и конструктивное взаимодействие между членами семьи;
  3. пополнить арсенал знаний родителей по вопросу проведения совместного досуга с детьми;
  4. сформировать активную позицию у родителей в отношении необходимости проведения и организации совместного досуга с детьми;
  5. повысить информированность родителей о местах проведения досуга с детьми;
  6. повысить уровень психолого-педагогической грамотности родителей;
  7. закрепить правила поведения детей в общественных местах;
  8. обогатить и расширить словарный запас детей;
  9. активизировать мыслительные и познавательные процессы у детей.

Целевая группа – дети в возрасте от 3 до 18 лет и родители, находящиеся на социально-психологическом сопровождении.

Сроки реализации:

  1. 13 мероприятий с периодичностью проведения 1 раз в месяц.
  2. Продолжительность большинства мероприятий 50 минут.

Первое мероприятие длится 2 часа, так как направлено на включение родителей в понимание значимости участия в  программе, осознание ее целей и задач.
Мероприятия, проводимые в пригороде г. Мурманска занимают 2,5 часа, включая дорогу.
Заключительное мероприятие длится 3 часа, так как направлено на подведение итогов программы, вручение информационных справочников.

Основные требования к реализации программы:

Мероприятия проводятся при тесном взаимодействии с социальными партнерами, учреждениями культуры, досуга и отдыха. В программе предусмотрен индивидуальный подход к каждому ребенку (учитывается его возраст, возможности, потребности и ожидаемый результат в соответствии с зоной его актуального развития).

Все мероприятия, включенные в программу, максимально охватывают социально-культурную сферу г. Мурманска и Мурманской области.

Программа предполагает наличие финансового обеспечения в каждое мероприятие для вручения призов, подарков (приобретения входных билетов и транспортных расходов при необходимости). Программу можно корректировать в зависимости от наличия финансовых возможностей, разнообразия культурно-досуговых учреждений области.

Для проведения мероприятия используются различные стенды, плакаты, баннеры, костюмы сказочных героев, экспонаты музеев.

Во время проведения программных мероприятий необходимо осуществлять фотосъемку для запечатления запоминающихся моментов, открытий детей и взрослых, включения снимков в «книгу жизни» семьи.

Во время проведения мероприятий готовится информационный справочник для родителей по культурно-досуговым площадкам г. Мурманска и Мурманской области, важным блоком которого является информация о возможности проведения досуга с ребенком наименее затратным  в финансах. Также он будет содержать памятки по организации досуга с ребенком и полезную информацию. Данный справочник вручается родителям на заключительном мероприятии программы.

Основные принципы работы с участниками программы:

  1. Принцип первоочередного права родителей на воспитание детей (родители в первую очередь несут ответственность за развитие, здоровье, благополучие своих детей).
  2. Принцип безопасности. Перед каждым мероприятием проводится инструктаж по технике безопасности. Ответственность за жизнь и здоровье детей во время проведения мероприятий несут родители.
  3. Принцип «Не навреди!». Вся информация предлагаемая участникам, не должна наносить вред, должна быть тщательно взвешена и проанализирована.
  4. Принцип практикоориентированности информации. Вся информация предлагаемая участникам, должна быть доступной и полезной в жизни.
  5. Принцип доброжелательности. Проявление уважения к каждому участнику, признание ценности личности самой по себе, ее неповторимости и целостности, создание положительной мотивации и атмосферы доброжелательности, доверия, способствующей эффективному развитию каждого участника.
  6. Принцип безоценочности. Отсутствие оценочных суждений, направленных в адрес участников программы.
  7. Принцип учета жизненного опыта участников. Содержание занятий, ролевые ситуации, язык изложения должны быть понятны и доступны участникам программы.
  8. Принцип конфиденциальности. Каждый участник программы имеет возможность выразить свои чувства, переживания, мысли, при этом исключено разглашение любой информации, полученной о человеке.
  9. Принцип обратной связи. При реализации программы необходимо учитывать индивидуально-психологические особенности участников группы, степень открытости – закрытости в процессе общения, предоставление исчерпывающей информации и возможности проведения индивидуальных бесед и консультаций.

Ожидаемые результаты реализации программы:

В ходе мероприятий по оптимизации детско-родительских отношений, формированию культуры семейного досуга и отдыха могут быть получены следующие результаты:

  • члены семьи позитивно и конструктивно взаимодействуют друг с другом;
  • уровень психолого-педагогической культуры родителей повысился;
  • психологический микроклимат в семье улучшился;
  • у родителей повысился арсенал знаний по вопросу проведения совместного досуга с детьми;
  • дети владеют знаниями о правилах поведения в общественных местах, успешно их применяют;
  • словарный запас у детей обогатился и расширился;
  • активизировались мыслительные и познавательные процессы.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


п/п

Тема мероприятия

Кол-во часов

Место проведения

Ход мероприятия

1. Мероприятие для родителей  «Семья – моя радость» 2 часа на базе НОУ «Центр Развития Семейных Форм Устройства Детей» Приложение 1
2. Экскурсия на страусиную ферму 2,5 часа на базе Мурманской страусиной ферме Приложение 2
3. Спортивно-массовое мероприятие «Золотая осень» 50 мин. на базе Центра раннего развития «Детвора» Приложение 3
4. Экскурсия «Необыкновенный мир библиотеки» 50 мин. на базе Областной детско-юношеской библиотеки Приложение 4
5. Музыкально-театральное представление «Приключения Снеговика у новогодней елки» 50 мин. на базе Детского театрального центра Приложение 5
6. Просмотр кукольного спектакля 50 мин. на базе Мурманского областного кукольного театра Приложение 6
7. Познавательно-развлекательное мероприятие «Осторожно, огонь!» 50 мин. на базе музея пожарной охраны (г. Мурманск) Приложение 7
8. Познавательное мероприятие «Путешествие на Северный Ледовитый океан» 50 мин. на базе Мурманского областного Краеведческого музея Приложение 8
9. Викторина «Разноцветная радуга» 50 мин. на базе Мурманского  областного Художественного музея Приложение 9
10. Познавательно-развлекательное мероприятие «Летние забавы детей и Карлсона» 50 мин. на территории детской площадки Приложение 10
11. Познавательно-интегрированное мероприятие «Вот такой я – пешеход!» 50 мин. на базе музея истории ГАИ-ГИБДД УВД Мурманской области Приложение 11
12. Просмотр циркового представления «Приключения тюлененка Фили» 50 мин. в Мурманском океанариуме Приложение 12
13. Мероприятие для родителей и детей  «Дружная семейка» 3 часа на базе НОУ «Центр Развития Семейных Форм Устройства Детей» Приложение 13

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Аванесова, Г.А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика. – М., 2006.
  2. Акимова, Л.А. Социология досуга. – М., 2003.
  3. Биддалф, С. Секрет счастливых родителей. – М., 2009.
  4. Винникот, Д.В. Разговор с родителями. – М., 2005.
  5. Воловик, А. Ф., Воловик, В. А. Педагогика досуга. – М., 1998.
  6. Гребенников, И.В. Воспитательный климат семьи. М., – 2005.
  7. Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников 3-7 лет/сост. Н.Д. Денисова.– Волгоград, 2012.
  8. Исаева, И.Ю. К вопросу об организации семейного досуга // Начальная школа До и После. – 2004. – № 4. – с. 1-5.
  9. Кисилева, Т.Г., Красильников, Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности.– М., 1995.
  10. Ларечина, Е.В. Методика проведения личностного тренинга «Родители и дети – жизнь в согласии». – СПб., 2013г.
  11. Марковская, И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб, 2002.
  12. Матиясевич, Д. Игры с детьми на весенних и летних прогулках. – СПб, 2011.
  13. Матиясевич, Д. Игры с детьми на осенних и зимних прогулках. – СПб, 2011.
  14. Млодик, И. Книга для не идеальных родителей. – М., 2011.
  15. Морисе, Д.С. Психология досуга. – СПб, 1997.
  16. Никитина, Н.И. Методика и технология работы социального педагога. – М., 2007.
  17. Овчарова, Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М., 1996.
  18. Попова, Н.С., Скуратова, Т.А. Роль родителей в организации досуга младших дошкольников в семье/Актуальные проблемы образования: теория и практика: Материалы III  Всероссийской заочной научно-практической конференции: В 3 ч. / Отв. редактор О.В. Тюкинеева. – Иркутск, 2013.
  19. Сороковникова, Т.П. Семейное воспитание. – М., 2010.
  20. Трифонов, М.А. Совместный досуг семьи. – М., 2008.
  21. Шмаков, С.А. Уроки детского досуга. – М., 1996.

Интернет-ресурсы

  1. http://www.detsadclub.ru
  2. http://www.maaam.ru
  3. http://nsportal.ru
  4. https://urok.1sept.ru