Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе в области «Коммуникация» по теме «В гостях у сказки»

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: в занимательной игровой форме повторить и закрепить полученные знания по разделу «Подготовка к обучению грамоте».

Задачи:

  • Коммуникация
    • Закрепить звукопроизношение наиболее трудных по артикуляции звуков, повторить понятие «звук» и «буква».
    • Совершенствовать фонематический слух, навыки звукового, слогового анализа.
    • Закрепить понятие об однокоренных  словах.
    • Продолжать учить определять количество слогов в слове, умение ориентироваться в звукобуквенной системе родного языка.
    • Развитие  интереса и способности к чтению.
  • Познание
    • Формировать умение отгадывать ребусы.
    • Развивать мышление, наблюдательность, концентрацию внимания.
    • Развивать зрительное восприятие.
  • Социализация
    • Формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.
    • Развивать социальные чувства, эмоциональную отзывчивость, доброжелательность.
    • Воспитывать любовь к родному языку, умение работать в микрогруппах.
  • Чтение художественной литературы
    • Формировать, развивать интерес к народным сказкам.
    • Развивать способность чувствовать и понимать настроение произведения, значение средств образности языка.
  • Физическая культура и Здоровье
    • Развивать потребность в двигательной активности.
    • Развивать мелкую мускулатуру пальцев рук, координацию движений.

Предварительная работа:

  • цикл  словесно-дидактических игр в непосредственно образовательной деятельности по подготовке детей обучению грамоте;
  • познавательные беседы об однокоренных словах; разгадывание ребусов ;
  • работа в альбомах «Подготовка руки к письму»;
  • заучивание текстов  речевой гимнастики;
  • чтение и беседы по содержанию русских народных сказок;
  • игры с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Методы и приемы.

  • Наглядный (использование ИКТ, иллюстрации сказок)
  • Практический (дидактические игры, показ, поручение)
  • Словесный (беседа, речевая гимнастика, вопросы, указания к действию, пояснения).
  • Игровой  (проблемно-игровая ситуация)
  • Стимулирующие методы (поощрение, подчеркивание достижений, мотивация, занимательность информации)

Оборудование:

  • Компьютер, проектор, фрагменты из сказки «Гуси – Лебеди», аудиозапись.
  • Иллюстрации из сказок, иллюстрация печки, букв.
  • Кирпичики с картинками и словами для игры «цепочка слов».
  • Схемы для звукового анализа слова «Гусь» с иллюстрацией, фишки.
  • Спички – палочки, картонные листы.
  • Смайлики, шкатулка.

Формы организации и виды деятельности:

  • Формы:
    • фронтальная
    • подгрупповая
    • индивидуальная
  • Виды деятельности:
    • игровая: проблемно-игровая ситуация, показ видеоролика;
    • коммуникативная: вопросы, речевая гимнастика, ситуативный разговор, анализ работ;
    • двигательная: смена деятельности на занятии;
    • познавательная: дидактическая игра на развитие мелкой моторики пальцев.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– Ребята, я знаю, что вы очень любите сказки. А какие русские народные сказки вы знаете?
Дети:  Колобок, Репка,  Сивка-Бурка, Гуси-лебеди,  Теремок…
– Как вы думаете,  почему их называют русскими народными сказками? (Сказки называют русскими народными, потому что никто не помнит, кто их сочинил.)
– А хотите попасть в сказку?  Тогда, возьмитесь за руки, закройте глаза и пойдем со мной (звучит музыка).

Заходим в музыкальный зал, оформленный  иллюстрациями  русских народных сказок. Включаю запись сказки «Гуси-Лебеди». <Приложение 1 спрашивайте видеоматериал у автора статьи. Прим. ред.>

– В какую сказку мы попали? (Мы  попали в сказку «Гуси-Лебеди»)
– Что случилось с Ванечкой?  (Ваню украли Гуси-Лебеди).

II. Основная часть

(Воспроизведение  видеоролика. Приложение 1 – продолжение)

Воспитатель: Побежала Маша за братиком, бежала-бежала  и встретила по пути печку.

Маша:  Не видела ли, ты, Печка, куда Гуси-Лебеди полетели?

Печка:   Выполнишь мои задания – я тебе скажу… Ты знаешь, что такое звуки?

Воспитатель: Ребята, Маша еще не готова к школе и, наверное,  не знает, что такое звуки, подскажем ей?

Дети:Звуки – это то, что мы произносим и слышим.

Воспитатель: А вы уже все звуки научились произносить красиво? Тогда покажите, как ваши язычки работают.

Речевая гимнастика:

Чики-чики-чики-чок –
Не стесняйся, язычок. 
Не пугайся, не ленись,
Повторяй, не ошибись:
Где-то собаки рычали: р-р-р.
В стойле коровы мычали: м-м-м.
В комнате мухи жужжали: ж-ж-ж.
Мимо машины бежали: тр-р-р.
В небе далеком гудел самолет: л-л-л.
Свистели от ветра все провода: с-с-с.
Капала в кухне из крана вода: к-к-к.
Перекликались в ночи поезда: ч-ч-ч.
Листья под ветром шумели: ш-ш-ш.
А комары все пели: з-з-з.

<Приложение 1 – продолжение>

Печка:  Замечательно, язычки работают отлично.
Со звуками разобрались, а что такое буквы?

Дети: Буквы – это то, что мы видим и пишем.

Воспитатель: Посмотрите вокруг и скажите, какие вы видите в зале буквы?

(Дети показывают и озвучивают буквы).

(Воспроизведение видеоролика.) <Приложение 1 – продолжение>

Печка: Молодцы, ребята. Покажу я вам куда Гуси-Лебеди полетели.

Воспитатель:  Добежала Машенька  до яблони. <Приложение 1 – продолжение>

Маша: Не видела ли, ты, Яблонька, куда Гуси-Лебеди полетели?

Яблоня: Выполните мои задания, я вам скажу. Какие слова можно образовать от слова «лес» и от слова «снег».

Дети: Лес – лесник, лесовик, лесной;  снег – снегурочка, снегопад, снеговик, снегоход.

<Приложение 1 – продолжение>

Яблоня:  Правильно, вы все выполнили, покажу я вам,  куда гуси – лебеди  полетели.

Воспитатель: Добежала Машенька до речки.  <Приложение 1 – продолжение>

Маша: Не видела ли, ты, Реченька, куда Гуси-Лебеди полетели?

Речка: Разгадайте ребус, тогда скажу (включить ребус).

<Приложение 1 – продолжение>

– Хорошо, ребята. Покажу я вам,  куда Гуси-Лебеди полетели. <Приложение 1 – продолжение>

Воспитатель: Побежала Маша  дальше и встретила ежа.

<Приложение 1 –продолжение>

Ёж: Ято ты так горько плачешь, красная девица?

Маша: Как же мне не плакать, серый ёж, братца не сберегла. Унесли его Гуси-Лебеди, где найти его, не знаю.

Ёжик: Машенька, Ваню сторожат Гуси-Лебеди. Чтоб их усыпить, нужно слово «Гуси» разобрать по звукам (Звуковой анализ слова «Гуси»).

Воспитатель: ребята, подойдите к столам, возьмите фишки и составьте схему слова «Гуси».

– Теперь все сделайте шаг вправо и проверьте, правильно ли выполнил задание сосед.  (Дети проверяют правильность выполнения задания друг друга).

Воспитатель: Сколько звуков в слове «Гуси»? (В слове «гуси» четыре звука).

– Подойди, Вова, к компьютеру и расскажи про первый звук.  (В слове «Гуси» первый звук  Г он – твердый согласный, обозначаем мы его синей фишкой). <Приложение 2>
– Расскажите про второй звук (В слове «гуси» второй звук  У, он гласный, обозначаем мы его красной фишкой).
– Расскажите про третий звук (В слове «гуси» третий звук  С, он мягкий согласный, обозначаем мы его зеленой фишкой).
– Кто расскажет про последний  звук? (В слове «гуси» четвертый звук И, он гласный, обозначаем мы его красной фишкой).
– Вы все правильно выполнили, забрала  Маша Ванечку, и бегом домой.

Воспитатель: Добежала Маша с Ванечкой  до речки.<Приложение 1 – продолжение>

(Воспроизведение  видеоролика).

Маша: Реченька, спрячь меня.

Речка: Постройте мостик, тогда я вас спрячу.

Воспитатель:  Ребята,  разделитесь на две команды:  1-ая группа  – возьмите каждый по кирпичику и сложите так, чтобы последний звук в названии картинок, нарисованных на кирпичиках, оказался первым в следующем кирпичике-картинке.  2-ая группа –(читающие дети) сложите кирпичики так, чтобы последняя буква была началом следующего слова.

 (Дети выполняют задание, затем вариант правильно выполненного задания появляется на экране).

Воспитатель: Добежала Маша с Ванечкой  до яблони. <Приложение 1 – продолжение>

Маша: Яблонька, голубушка, спрячь меня.

Яблоня: Выложите из спичек любого персонажа из этой сказки.

(Выполнение задания детьми на ковре).

Воспитатель: Добежала Маша с Ванечкой  до печки.

Маша: Печка, матушка, милая, спрячь меня. <Приложение 1 – продолжение>

Печка:Скажите, что нужно, чтоб жарче горел огонь в печи? (Дрова).

Воспитатель: Если вы скажете, сколько гласных звуков в этом слове, то огонь разгорится еще сильнее.  Сколько слогов в слове «дрова»?

Воспитатель: Выделите ударный гласный звук в этом слове.

(Ребенок ставит фишку над буквой А).

Маша: Спасибо, тебе, матушка Печка.  <Приложение 1 – продолжение>

Воспитатель: Только Маша с братиком добежали до дома, а тут и родители вернулись.

III. Заключительная часть

Воспитатель: Ребята, вы сегодня очень помогли Маше.  Наверное,  Маша про вас расскажет своим родителям.
– Какие задания вы выполняли?
– Посмотрите, здесь оказалась шкатулка! А в шкатулке лежат смайлики, но они разные. Посмотрим?
– Чем они отличаются? (Настроением: радость, задумчивость, грусть)
– А вы как считаете, со всеми заданиями справились, подумайте. Кто легко справился с заданиями возьмите радостного смайлика.  Кому пришлось немного подумать задумчивого смайлика возьмите, а кому трудно было выполнять задания, возьмите грустного.
– А сейчас,  ребята, пойдем в группу.  Каждый нарисует понравившийся эпизод из этой сказки, а  после оформим выставку рисунков.