Цель: обобщить знания по химии и применение на практике умения работать с разными видами тестов ЕГЭ.
Задачи:
а) учебная:. Углубление знаний учащихся по химии, умение применять их на практике. Проверить степень усвоения материала. Закрепление и систематизация знаний, стимулирование познавательной активности обучающихся.
б) развивающая: Развитие мыслительных операций: сравнение, сопоставление, анализ; умение устанавливать сходство и различие, устанавливать взаимосвязи между ними.
в) воспитательная: Формирование коммуникативных отношений, воспитание уважения к сопернику, стойкости, воли к победе, умение работать в команде.
Этапы. Игра состоит из 5 раундов. Раунды 1, 2 и 3 содержат задания части А, раунд 4 задания части В, раунд 5 задания части С.
Виды заданий. В раундах 1-3 предложены задания части А. Использованы задания с выбором в каждом из них верного ответа среди предложенных четырех вариантов.
Использованы следующие тесты:
- простой выбор (задания на утверждение и на отрицание);
- усложненный выбор;
- задания на суждения.
Раунд 4 содержит вопросы части В. Предложены задания на соответствие и задания на множественный выбор.
Раунд 5 содержит задания части С.
В задании 1 предлагается расставить коэффициенты с помощью электронного баланса. В задании 2 необходимо осуществить цепочку превращений из четырех превращений органических веществ.
В задании 3 необходимо определить молекулярную формулу вещества.
Формы и методы работы с учащимися.
Форма работы – игра. Методы работы: работа в группе (команда); работа в паре (мини-группы), исследовательский метод.
Ход игры
Дорогие ребята, уважаемые коллеги, гости!
Приветствуем вас на интеллектуальной игре брейн-ринг. Она посвящена очень важному событию в жизни выпускников – экзаменам. Поэтому сегодня у нас «Мини ЕГЭ по химии».
Девиз: «Просто знать ещё не всё, знания нужно уметь использовать» Гёте
Приветствие команд.
Раунд 1. Разминка
Выбрать 1 правильный ответ из четырех предложенных. Команды поднимают карточку с номером ответа.
Периодическая система и строение атома
1. Номер периода в периодической системе соответствует
- числу энергетических уровней;
- числу валентных электронов;
- числу неспаренных электронов;
- общему числу электронов в атоме.
2. Среди элементов IVА группы максимальный радиус имеет
- германий
- углерод
- олово
- кремний
3. Число электронов в ионе Fe3+
- 56
- 53
- 23
- 28
4. Электронную конфигурацию 1s22s22p63s23p24s2 в основном состоянии имеет атом
- лития
- натрия
- калия
- кальция
5. Атом элемента, высший оксид которого ЭО3, имеет конфигурацию внешнего энергетического уровня
- ns2np1
- ns2np2
- ns2np3
- ns2np4
Степень окисления. Строение веществ
1. Степень окисления +5 азот проявляет в соединении
- N2O5
- NO
- N2O4
- N2O
2. Вещество с ковалентной полярной связью
- K2O
- BaO
- H2O
- Al2O3
3. Вещество с ковалентной неполярной связью
- фосфид алюминия
- белый фосфор
- хлорид фосфора (V)
- фосфат кальция
4. Молекулярную и атомную кристаллические решетки имеют соответственно:
- оксид углерода (IV) и оксид кремния (IV);
- оксид алюминия и оксид серы (IV);
- оксид кальция и оксид углерода (II);
- оксид кремния (IV) и оксид фосфора(V).
5. Верны ли следующие суждения об аллотропных модификациях углерода?
А) Графит – мягкое вещество, потому что его атомная кристаллическая решетка имеет слоистое строение.
Б) Алмаз очень твердое вещество, потому что имеет атомную кристаллическую решетку тетраэдрического строения.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны.
Химические свойства неорганических веществ
1. В перечне веществ
А) N2O
Б) N2O3
В) N2O5
Г) CO2
Д) NO
Е) CO
к несолеобразующим оксидам относятся:
- АГЕ
- ВДЕ
- АДЕ
- ГДЕ
2. Медь не взаимодействует с
- разбавленной серной кислотой
- концентрированной серной кислотой
- разбавленной азотной кислотой
- концентрированной азотной кислотой
3. Основание образуется при взаимодействии с водой оксида, формула которого
- Fe2O3
- CuO
- CaO
- FeO
4. При термическом разложении нерастворимых оснований образуются
- оксид неметалла и вода
- водород и оксид металла
- вода и оксид металла
- металл и вода
5. С раствором хлорида меди (II) не реагирует
- Pb
- Аg
- Fe
- Zn
6. В цепочке превращений S → X1 → SO3 → X2 → CuSO4 → X3 → CuO → Cu
Веществами X1, X2 и X3 являются соответственно
- H2S, H2SO4, Cu(OH)2
- FeS, H2SO4, Cu(OH)2
- SO2, H2 SO4, CuCl2
- SO2, H2SO4, Cu(OH)2
Раунд 2. Кто быстрее?
Команда за каждый правильный ответ получает 1 балл, неверный ответ 0 баллов, за скорость 2 балла.
Химическое равновесие. Диссоциация электролитов в водных растворах. Ионные уравнения.
1. В равновесной системе 2NO(г) + Cl2(г) 2NOCl (г) – Q
равновесие сместится вправо при
- повышении давления
- использовании катализатора
- понижении температуры
- повышении концентрации NOCl
2. Для смещения равновесия в системе 2SO2(г) + O2(г) SO3(г) + Q
в сторону образования оксида серы (VI) необходимо
- увеличивать давление и температуру
- уменьшить давление и температуру
- уменьшить давление и увеличить температуру
- увеличить давление и концентрацию кислорода
3. Наибольшее количество хлорид – ионов образуется при диссоциации 1 моль
- соляной кислоты
- хлорида калия
- хлорида цинка
- хлорида алюминия
4. Сокращенному ионному уравнению Al3+ + 3OH- = Al(OH)3
не соответствует взаимодействие между веществами:
- гидроксидом натрия и сульфатом алюминия;
- хлоридом алюминия и гидроксидом калия;
- оксидом алюминия и гидроксидом натрия;
- нитратом алюминия и гидроксидом бария.
5. Взаимодействию гидроксида железа (III) с соляной кислотой соответствует сокращенное ионное уравнение
- Fe(OH)3 + 3H+ = Fe3+ + 3H2O
- Fe2O3 + 6H+ = Fe3+ + 3H2O
- Fe + 2H+ = Fe3+ + H2
- Fe3+ + 3OH- = Fe(OH)3
6. К реакциям ионного обмена относится взаимодействие
- алюминия с оксидом железа (III)
- соляной кислоты с гидроксидом калия
- серы с цинком
- оксида углерода с оксидом калия.
7. В перечне веществ
А) CO2
Б) Mg(OH)2
В) H2SiO3
Г) Zn(NO3)2
Д) Na2SO4
Е) CH3OH
c раствором гидроксида калия реагируют вещества, формулы которых
- АВГ
- БВЕ
- АГЕ
- АВЕ
Раунд 3 Блиц (конкурс капитанов)
Один участник команды (капитан) отвечает на вопросы. Возможны 2 подсказки: помощь друга и 50 х 50.
Правила работы в лаборатории. Прикладное значение химии. Качественные реакции.
Вопросы для команды 1.
1. Серную кислоту разбавляют
- приливая воду в кислоту тонкой струйкой
- приливая воду в кислоту тонкой струйкой при постоянном перемешивании стеклянной палочкой
- приливая воду в кислоту толстой струйкой
- приливая кислоту в воду тонкой струйкой при постоянном перемешивании стеклянной палочкой
2. В перевернутый сосуд не собирают методом вытеснения воздуха
- аммиак
- метан
- углекислый газ
- водород
3. На воздухе самовозгорается
- сера
- красный фосфор
- йод
- белый фосфор
4. Вещество, которое представляет собой темно-фиолетовые кристаллы и используются в быту как дезинфицирующее средство в виде свежеприготовленного водного раствора
- бромид калия
- иодид калия
- хлорид калия
- перманганат калия
5. Токсичным газом является
- оксид углерода (II)
- водород
- аргон
- азот
6. Качественной реакцией на хлорид-ион является взаимодействие с раствором
- нитрат серебра
- нитрата бария
- серной кислоты
- гидроксида кальция
7. Качественной реакцией на альдегид является взаимодействие с
- раствором соли железа (III)
- аммиачным раствором оксида серебра
- раствором щелочи
- азотной кислотой.
Вопросы для команды 2.
1. Для очистки раствора загрязненной поваренной соли от глины используют
- отстаивание
- дистилляцию
- фильтрование
- кристаллизацию
2. Методом вытеснения воды не собирают
- водород
- аммиак
- метан
- кислород
3. Обнаружить кислород можно с помощью
- известковой воды
- тлеющей лучинки
- бромной воды
- подкисленного раствора перманганата калия
4. При ожоге кислотой кожу необходимо обработать раствором
- щелочи
- перманганата калия
- соды
- поваренной соли
5. Веществом, которое используется в кулинарии
- стеарат натрия
- перманганат калия
- гидрокарбонат натрия
- сульфат магния
6. Качественной реакцией на сульфат-ион является взаимодействие с раствором
- гидроксида кальция
- серной кислоты
- хлорида бария
- нитрат серебра
7. Качественной реакцией на глицерин является взаимодействие с раствором
- гидроксида меди (II)
- аммиачным раствором оксида серебра
- раствором щелочи
- азотной кислотой
Раунд 4. Экспериментальный
Задание 1 выполняется экспериментально (командам предложены растворы солей, индикаторы).
Задание для команды 1
1. Какую среду имеют растворы следующих солей: сульфит натрия, хлорид цинка, хлорид бария. Составьте уравнения гидролиза. Докажите это экспериментально.
2. Установите соответствие между формулой и типом гидролиза
ФОРМУЛА СОЛИ | ТИП ГИДРОЛИЗА | |
А) (NH4)2CO3 | 1) по катиону | |
Б) NH4Cl | 2) по аниону | |
В) K2CO3 | 3) по катиону и аниону | |
Г) NaNO3 | 4) не гидролизуется |
А | Б | В | Г |
3. Формальдегид способен взаимодействовать с
- гидроксидом меди (II)
- уксусной кислотой
- водородом
- диэтиловым эфиром
- этаном
- аммиачным раствором оксида серебра
Задание для команды 2
1. Какую среду имеют растворы следующих солей: карбонат натрия, хлорид аммония, хлорид калия. Составьте уравнения гидролиза. Докажите это экспериментально.
2. Установите соответствие между формулой и средой ее водного раствора
ФОРМУЛА СОЛИ | СРЕДА РАСТВОРА | |
А) (NH4)2CO3 | 1) кислая | |
Б) ZnCl2 | 2) щелочная | |
В) K2CO3 | 3) нейтральная | |
Г) KNO3 |
А | Б | В | Г |
3. Уксусная кислота взаимодействует с
- медью
- ацетальдегидом
- фенолом
- метиловым спиртом
- карбонатом натрия
- хлором
Раунд 5. Интеллектуальный
Команда делится на мини-группы для выполнения заданий.
Задание для команды 1.
1. Уравнять с помощью электронного баланса KBr + KMnO4 + H2SO4 → Br2 + MnSO4 + K2SO4 + H2O
Указать окислитель и восстановитель.
2. Осуществить превращение C2H6 → C2H5Br → C2H5OH → CH3 – COH → CH3 – COOH
3. При сжигании 8,4 г органического вещества получено 26,4 г углекислого газа и 10,8 г воды. Плотность паров вещества по воздуху равна 2,9. Определите молекулярную формулу вещества.
Задание для команды 2.
1. Уравнять с помощью электронного баланса Na2S + KMnO4 + H2O → S + MnO2 + NaOH + KOH
Указать окислитель и восстановитель.
2. Осуществить превращение С2Н2 → CH3 – COH → C2H5OH → C2H5Cl → C2H10
3. При сжигании 5,2 г газообразного органического вещества выделилось 8,96 л углекислого газа (н.у.) и 3,6 г воды. Масса 1 л этого газа при нормальных условиях составляет 1,16 г. Определите молекулярную формулу вещества.