Брейн-ринг «Мини-ЕГЭ по химии». 11-й класс

Разделы: Химия

Класс: 11


Цель: обобщить знания по химии и применение на практике умения работать с разными видами тестов ЕГЭ.

Задачи:

а) учебная:. Углубление знаний учащихся по химии, умение применять их на практике. Проверить степень усвоения материала. Закрепление и систематизация знаний, стимулирование познавательной активности обучающихся.

б) развивающая: Развитие мыслительных операций: сравнение, сопоставление, анализ; умение устанавливать сходство и различие, устанавливать взаимосвязи между ними.

в) воспитательная: Формирование коммуникативных отношений, воспитание уважения к сопернику, стойкости, воли к победе, умение работать в команде.

Этапы. Игра состоит из 5 раундов. Раунды 1, 2 и 3 содержат задания части А, раунд 4 задания части В, раунд 5 задания части С.

Виды заданий. В раундах 1-3 предложены задания части А. Использованы задания с выбором в каждом из них верного ответа среди предложенных четырех вариантов.

Использованы следующие тесты:

  • простой выбор (задания на утверждение и на отрицание);
  • усложненный выбор;
  • задания на суждения.

Раунд 4 содержит вопросы части В. Предложены задания на соответствие и задания на множественный выбор.

Раунд 5 содержит задания части С.

В задании 1 предлагается расставить коэффициенты с помощью электронного баланса. В задании 2 необходимо осуществить цепочку превращений из четырех превращений органических веществ.

В задании 3 необходимо определить молекулярную формулу вещества.

Формы и методы работы с учащимися.

Форма работы – игра. Методы работы: работа в группе (команда); работа в паре (мини-группы), исследовательский метод.

Ход игры

Дорогие ребята, уважаемые коллеги, гости!

Приветствуем вас на интеллектуальной игре брейн-ринг. Она посвящена очень важному событию в жизни выпускников – экзаменам. Поэтому сегодня у нас «Мини ЕГЭ по химии».

Девиз: «Просто знать ещё не всё, знания нужно уметь использовать» Гёте

Приветствие команд.

Раунд 1. Разминка

Выбрать 1 правильный ответ из четырех предложенных. Команды поднимают карточку с номером ответа.

Периодическая система и строение атома

1. Номер периода в периодической системе соответствует

  1. числу энергетических уровней;
  2. числу валентных электронов;
  3. числу неспаренных электронов;
  4. общему числу электронов в атоме.

2. Среди элементов IVА группы максимальный радиус имеет

  1. германий
  2. углерод
  3. олово
  4. кремний

3. Число электронов в ионе Fe3+

  1. 56
  2. 53
  3. 23
  4. 28

4. Электронную конфигурацию 1s22s22p63s23p24s2 в основном состоянии имеет атом

  1. лития
  2. натрия
  3. калия
  4. кальция

5. Атом элемента, высший оксид которого ЭО3, имеет конфигурацию внешнего энергетического уровня

  1. ns2np1
  2. ns2np2
  3. ns2np3
  4. ns2np4

Степень окисления. Строение веществ

1. Степень окисления +5 азот проявляет в соединении

  1. N2O5
  2. NO
  3. N2O4
  4. N2O

2. Вещество с ковалентной полярной связью

  1. K2O
  2. BaO
  3. H2O
  4. Al2O3

3. Вещество с ковалентной неполярной связью

  1. фосфид алюминия
  2. белый фосфор
  3. хлорид фосфора (V)
  4. фосфат кальция

4. Молекулярную и атомную кристаллические решетки имеют соответственно:

  1. оксид углерода (IV) и оксид кремния (IV);
  2. оксид алюминия и оксид серы (IV);
  3. оксид кальция и оксид углерода (II);
  4. оксид кремния (IV) и оксид фосфора(V).

5. Верны ли следующие суждения об аллотропных модификациях углерода?

А) Графит – мягкое вещество, потому что его атомная кристаллическая решетка имеет слоистое строение.
Б) Алмаз очень твердое вещество, потому что имеет атомную кристаллическую решетку тетраэдрического строения.

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. верны оба суждения
  4. оба суждения неверны.

Химические свойства неорганических веществ

1. В перечне веществ

А) N2O
Б) N2O3
В) N2O5
Г) CO2
Д) NO
Е) CO

к несолеобразующим оксидам относятся:

  1. АГЕ
  2. ВДЕ
  3. АДЕ
  4. ГДЕ

2. Медь не взаимодействует с

  1. разбавленной серной кислотой
  2. концентрированной серной кислотой
  3. разбавленной азотной кислотой
  4. концентрированной азотной кислотой

3. Основание образуется при взаимодействии с водой оксида, формула которого

  1. Fe2O3
  2. CuO
  3. CaO
  4. FeO

4. При термическом разложении нерастворимых оснований образуются

  1. оксид неметалла и вода
  2. водород и оксид металла
  3. вода и оксид металла
  4. металл и вода

5. С раствором хлорида меди (II) не реагирует

  1. Pb
  2. Аg
  3. Fe
  4. Zn

6. В цепочке превращений S → X1 → SO3 → X2 → CuSO4 → X3 → CuO → Cu

Веществами X1, X2 и X3 являются соответственно

  1. H2S, H2SO4, Cu(OH)2
  2. FeS, H2SO4, Cu(OH)2
  3. SO2, H2 SO4, CuCl2
  4. SO2, H2SO4, Cu(OH)2

Раунд 2. Кто быстрее?

Команда за каждый правильный ответ получает 1 балл, неверный ответ 0 баллов, за скорость 2 балла.

Химическое равновесие. Диссоциация электролитов в водных растворах. Ионные уравнения.

1. В равновесной системе 2NO(г) + Cl2(г) 2NOCl (г) – Q

равновесие сместится вправо при

  1. повышении давления
  2. использовании катализатора
  3. понижении температуры
  4. повышении концентрации NOCl

2. Для смещения равновесия в системе 2SO2(г) + O2(г) SO3(г) + Q

в сторону образования оксида серы (VI) необходимо

  1. увеличивать давление и температуру
  2. уменьшить давление и температуру
  3. уменьшить давление и увеличить температуру
  4. увеличить давление и концентрацию кислорода

3. Наибольшее количество хлорид – ионов образуется при диссоциации 1 моль

  1. соляной кислоты
  2. хлорида калия
  3. хлорида цинка
  4. хлорида алюминия

4. Сокращенному ионному уравнению Al3+ + 3OH- = Al(OH)3

не соответствует взаимодействие между веществами:

  1. гидроксидом натрия и сульфатом алюминия;
  2. хлоридом алюминия и гидроксидом калия;
  3. оксидом алюминия и гидроксидом натрия;
  4. нитратом алюминия и гидроксидом бария.

5. Взаимодействию гидроксида железа (III) с соляной кислотой соответствует сокращенное ионное уравнение

  1. Fe(OH)3 + 3H+ = Fe3+ + 3H2O
  2. Fe2O3 + 6H+ = Fe3+ + 3H2O
  3. Fe + 2H+ = Fe3+ + H2
  4. Fe3+ + 3OH- = Fe(OH)3

6. К реакциям ионного обмена относится взаимодействие

  1. алюминия с оксидом железа (III)
  2. соляной кислоты с гидроксидом калия
  3. серы с цинком
  4. оксида углерода с оксидом калия.

7. В перечне веществ

А) CO2
Б) Mg(OH)2
В) H2SiO3
Г) Zn(NO3)2
Д) Na2SO4
Е) CH3OH

c раствором гидроксида калия реагируют вещества, формулы которых

  1. АВГ
  2. БВЕ
  3. АГЕ
  4. АВЕ

Раунд 3 Блиц (конкурс капитанов)

Один участник команды (капитан) отвечает на вопросы. Возможны 2 подсказки: помощь друга и 50 х 50.

Правила работы в лаборатории. Прикладное значение химии. Качественные реакции.

Вопросы для команды 1.

1. Серную кислоту разбавляют

  1. приливая воду в кислоту тонкой струйкой
  2. приливая воду в кислоту тонкой струйкой при постоянном перемешивании стеклянной палочкой
  3. приливая воду в кислоту толстой струйкой
  4. приливая кислоту в воду тонкой струйкой при постоянном перемешивании стеклянной палочкой

2. В перевернутый сосуд не собирают методом вытеснения воздуха

  1. аммиак
  2. метан
  3. углекислый газ
  4. водород

3. На воздухе самовозгорается

  1. сера
  2. красный фосфор
  3. йод
  4. белый фосфор

4. Вещество, которое представляет собой темно-фиолетовые кристаллы и используются в быту как дезинфицирующее средство в виде свежеприготовленного водного раствора

  1. бромид калия
  2. иодид калия
  3. хлорид калия
  4. перманганат калия

5. Токсичным газом является

  1. оксид углерода (II)
  2. водород
  3. аргон
  4. азот

6. Качественной реакцией на хлорид-ион является взаимодействие с раствором

  1. нитрат серебра
  2. нитрата бария
  3. серной кислоты
  4. гидроксида кальция

7. Качественной реакцией на альдегид является взаимодействие с

  1. раствором соли железа (III)
  2. аммиачным раствором оксида серебра
  3. раствором щелочи
  4. азотной кислотой.

Вопросы для команды 2.

1. Для очистки раствора загрязненной поваренной соли от глины используют

  1. отстаивание
  2. дистилляцию
  3. фильтрование
  4. кристаллизацию

2. Методом вытеснения воды не собирают

  1. водород
  2. аммиак
  3. метан
  4. кислород

3. Обнаружить кислород можно с помощью

  1. известковой воды
  2. тлеющей лучинки
  3. бромной воды
  4. подкисленного раствора перманганата калия

4. При ожоге кислотой кожу необходимо обработать раствором

  1. щелочи
  2. перманганата калия
  3. соды
  4. поваренной соли

5. Веществом, которое используется в кулинарии

  1. стеарат натрия
  2. перманганат калия
  3. гидрокарбонат натрия
  4. сульфат магния

6. Качественной реакцией на сульфат-ион является взаимодействие с раствором

  1. гидроксида кальция
  2. серной кислоты
  3. хлорида бария
  4. нитрат серебра

7. Качественной реакцией на глицерин является взаимодействие с раствором

  1. гидроксида меди (II)
  2. аммиачным раствором оксида серебра
  3. раствором щелочи
  4. азотной кислотой

Раунд 4. Экспериментальный

Задание 1 выполняется экспериментально (командам предложены растворы солей, индикаторы).

Задание для команды 1

1. Какую среду имеют растворы следующих солей: сульфит натрия, хлорид цинка, хлорид бария. Составьте уравнения гидролиза. Докажите это экспериментально.

2. Установите соответствие между формулой и типом гидролиза

ФОРМУЛА СОЛИ   ТИП ГИДРОЛИЗА
А) (NH4)2CO3   1) по катиону
Б) NH4Cl   2) по аниону
В) K2CO3   3) по катиону и аниону
Г) NaNO3   4) не гидролизуется

А Б В Г
       

3. Формальдегид способен взаимодействовать с

  1. гидроксидом меди (II)
  2. уксусной кислотой
  3. водородом
  4. диэтиловым эфиром
  5. этаном
  6. аммиачным раствором оксида серебра

Задание для команды 2

1. Какую среду имеют растворы следующих солей: карбонат натрия, хлорид аммония, хлорид калия. Составьте уравнения гидролиза. Докажите это экспериментально.

2. Установите соответствие между формулой и средой ее водного раствора

ФОРМУЛА СОЛИ   СРЕДА РАСТВОРА
А) (NH4)2CO3   1) кислая
Б) ZnCl2   2) щелочная
В) K2CO3   3) нейтральная
Г) KNO3    

А Б В Г
       

3. Уксусная кислота взаимодействует с

  1. медью
  2. ацетальдегидом
  3. фенолом
  4. метиловым спиртом
  5. карбонатом натрия
  6. хлором

Раунд 5. Интеллектуальный

Команда делится на мини-группы для выполнения заданий.

Задание для команды 1.

1. Уравнять с помощью электронного баланса KBr + KMnO4 + H2SO4 → Br2 + MnSO4 + K2SO4 + H2O

Указать окислитель и восстановитель.

2. Осуществить превращение C2H6 → C2H5Br → C2H5OH → CH3 – COH → CH3 – COOH

3. При сжигании 8,4 г органического вещества получено 26,4 г углекислого газа и 10,8 г воды. Плотность паров вещества по воздуху равна 2,9. Определите молекулярную формулу вещества.

Задание для команды 2.

1. Уравнять с помощью электронного баланса Na2S + KMnO4 + H2O → S + MnO2 + NaOH + KOH

Указать окислитель и восстановитель.

2. Осуществить превращение С2Н2 → CH3 – COH → C2H5OH → C2H5Cl → C2H10

3. При сжигании 5,2 г газообразного органического вещества выделилось 8,96 л углекислого газа (н.у.) и 3,6 г воды. Масса 1 л этого газа при нормальных условиях составляет 1,16 г. Определите молекулярную формулу вещества.

Приложение, Презентация.