"Приставка как часть слова". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Модуль: Как устроен наш язык.

УМК: Начальная школа XXI века.

Тема урока: Приставка как часть слова.

Тип урока: Объяснение нового материала.

Цель, задачи: Познакомить с приставкой как значимой частью слова, стоящей перед корнем и служащей для образования новых слов.

Необходимое оборудование:

  • Теоретический материал учебника и тетради на печатной основе;
  • Магнитофон;
  • Индивидуальные карточки;
  • Маленькая доска–тренога;
  • Ножницы, цветная бумага;
  • Таблица «Гимнастика для глаз».

Дидактическое обеспечение:

  • Таблицы «Состав слова», «Части слова»;
  • Иллюстрации «Приставучая приставка», «Финиш»;
  • Рисунки «малыши-приставки»;
  • Иллюстрации-карточки.

Планируемые результаты урока:

Личностные

  • Осознание языка как основного средства человеческого общения.
  • Способность к самоорганизованности. Интерес к предмету.

Предметные

  • Знакомство с приставкой как частью слова.
  • Выделение её из состава слова.
  • Знакомство с ролью приставки в слове.
  • Закрепление знаний о составе слова.

Метапредметные 

  • Умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач.

Коммуникативные УУД

  • Взаимоуважение, доброжелательное отношение друг к другу.
  • Учиться взаимодействовать в паре и в группе. Владение коммуникативными умениями с целью сотрудничества при работе в паре и в группе.

Регулятивные УУД

  • Действие по алгоритму.
  • Формирование умения оценивать свою работу и работу одноклассников на основе заданных критериев.

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения: Взаимоконтроль, самопроверка, лесенка успеха, сигнальные круги.

Литература и Интернет-ресурсы:

Основная:

  • Методическое пособие по УМК «Начальная школа ХХI века» 2 класс.

Дополнительная:

  • Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Игры и упражнения на уроках русского языка Москва: АСТ Астрель, 2002.

Интернет-ресурсы:

  • Фестиваль педагогических идей «Первое сентября»

ЭОРы:

  • Мультимедиа пособие «Начальная школа ХХI века. Русский язык» 2 диск
  • Приставка как часть слова. ООО «Экзамен-Медиа», 2013.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы

Деятельность обучающихся с указанием форм организации

Формируемые УУД (с указанием конкретных действий)

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).

Давайте улыбнемся друг другу и настроимся на работу. Каким вы хотите видеть сегодняшний урок?

Запишите число, Классная работа, а дежурный расскажет нам о сегодняшнем дне.

Спасибо!

Интересным, весёлым, хотим узнать новое.

Дежурный говорит число, называет отсутствующих в классе

 

Личностные УУД

Формирование интереса к предметно-исследовательской деятельности на уроке.

 

Пальчиковая гимнастика

Лл - Мм - Яя
ля - мя - мял

Назовите букву. Что общего в написании этих букв? Как соединяются слоги ля, мя, мял

Запишите первую строчку в тетрадь.

Все они начинаются с пламевидной линии,

которая пишется снизу – вверх

 

Нижним соединением.

Предметные УУД

Умение выделять нужное из предложенного

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.

На доске записаны в столбик слова: налил, вылил, перелил, полил, лиловый

Прочитайте вслух написанные на доске слова. Как они называются? Соотнесите слова и иллюстрации (Приложение 1)

Почему вы так считаете?

Что такое корень? Запишите слова в столбик.

Какая еще известная вам часть имеется в данных словах?

Что такое окончание?

Что ещё не выделили?

Что такое суффикс?

Как вы думаете, может ли быть слово без суффикса?

А без корня? Докажите.

 На доске – родственные слова, кроме слова лиловый.

 

 

У этих слов один корень - ли (лил, лить, проливаю)

 

Окончание – нулевое.

Правило про окончание

Суффикс – л.

Правило про суффикс

 

Нет.

Познавательные УУД

Восстанавливать по смыслу и по структуре недостающую часть слова.

Знакомиться с приставкой как частью слова.

Находить слова, от которых образованы слова с приставкой.

Объяснять значения производных слов с использованием приёма развёрнутого толкования

 

 

 

 

3. Выявление места и причины затруднения.

Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

А теперь настало время узнать новую часть слова. Какую часть мы ещё не выделили?

Я покажу вам иллюстрацию, а вы может быть догадаетесь, как она называется? (показ иллюстрации «Приставучая приставка» Приложение 2)

Над какой темой мы будем работать?

Часть перед корнем.

Эта девочка – приставучая приставка. Она пристаёт к корню слева.

 

Тема урока – приставка.

Коммуникативные УУД

Умение слушать и предлагать свои гипотезы

Метапредметные УУД

Строить сообщение в устной форме; к более точному выражению собственного мнения и позиции.

Умение принимать и сохранять учебную задачу; находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос; осуществлять синтез как составление целого из частей.

4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания).

Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).

Работа с интерактивным плакатом с интерактивными элементами по диску №2 «Начальная школа. Русский язык. «Приставка как часть слова» (Приложение 3-8)

Часть слова, которая стоит перед корнем называется приставкой. Она обозначается значком . Выделите приставки в словах.

Какие они, одинаковые или разные?

Что меняется в слове с изменением приставки?

Докажите это, объясните смысл каждого слова.

Изменения значения слова приводит к образованию нового слова.

Если приставка изменяет значение слова, то для чего она служит?

Теперь скажите всё, что вы узнали о приставке

 

 

 

 

В этих словах разные приставки

С изменением приставки меняется смысл (значение слова).

Слово «налил» обозначает, что жидкостью наполнили ёмкость
Слово вылил - что-то опустили
перелил – перенесли жидкость
полил – сделали влажным.

Приставка служит для образования новых слов

Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Приставка обозначается значком

Коммуникативные УУД

Умение слушать и предлагать свои гипотезы

Предметные УУД

Выделять и отмечать приставки в предложенных рядах слов.

Регулятивные УУД

Осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь (работа в паре).

5. Реализация построенного проекта.

Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.

Открываем учебник на с. 143. Мы сегодня работаем в блоке

«Как устроен наш язык». Прочитайте тему урока.

Работаем с упражнением №1 страница 143, прочитайте задание.

Обратите внимание на подсказку ниже упражнения. Давайте попробуем подобрать приставку для первого словосочетания.

(Приложение 9)

Для того, чтобы было интересно и легко, работать будете в парах (когда будете готовы, покажите домик)

Чем они отличаются?

Каждая пара запишет одно понравившееся словосочетание.

В рубрике «Тайны языка» прочитаем правило.

Приставка как часть слова.

 

 

Допиши недостающую по смыслу часть слова. Воспользуйся подсказкой.

…бежал за угол; …бежал из дома; …бежал первым; …бежал через дорогу; …бежал от края.

за-, вы-, при-, пере-, от-

Забежал за угол.

 

Знак приставки.

 

Вывод: приставка имеет значение.

 Коммуникативные УУД

Умение слушать и предлагать свои гипотезы, работать в парах

Регулятивные УУД

Знакомиться с алгоритмом нахождения приставки и использовать его при решении практических задач.

 

Контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом

Физкультминутка

Нужны знанья и уменья

И отличнейшее зрение.

Дети выполняют гимнастику для глаз по таблице.

 

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).

Альтернативный тест по диску

Сейчас мы потренируемся в образовании новых слов при помощи приставки. Поработаем в группах (Приложение 10)

Рассмотрите рисунок. Кто учувствует в соревнованиях? Что сделал каждый из участников?

Запишите эти слова в своих группах:

Доплыл, доскакал, долетел, добежал.

Что общего у всех этих слов? Почему? Выделите приставки.

Значит приставка до- в этих словах имеет значение. Подумайте, что она обозначает в каждом из этих слов?

С её помощью образовались новые слова. В русском языке больше 40 приставок, с ними вы будете знакомиться и дальше и ещё многое о них узнаете.

Работа в группах по Приложениям 11-13.

Как же найти приставку? Выскажите свои предложения

В учебнике прочитайте, как найти приставку. Узнаем, правы ли мы?

 Лесенка успеха заполняется по ходу работы с тестом

 

 

На рисунке кит, щенок, воробушек, кенгурёнок бегут к финишу

Дети пишут: Доплыл, доскакал, долетел, добежал.

Общая часть – до, обозначает, что действие закончилось.

Ответы каждой группы: обозначает, что действие уже закончилось.

 

 

 

 

Высказывания детей

Чтение правила

Предметные УУД

Подбирать слова с приставкой

Знаково-символические УУД

Находить и фиксировать (графически обозначать) приставки в словах

Коммуникативные УУД

Умение работать в группе

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Сейчас вы будете выполнять важную работу, которая покажет, как вы поняли тему сегодняшнего урока.

1. Добавь нужную приставку:

до-, о-, об-, от-, по-, под-, про

  • ____ходить к дому
  • ____лить на скатерть
  • ____расти до папы
  • ____листать всю книгу
  • ____писать букву
  • ____поздать в школу

2. Прочитай пословицы. Вставь в слова пропущенные приставки (Приложение 14)

Выполнять работу будете в паре и выполните самооценку.

Открывают тетради «Пишем грамотно» на странице 81 упр. 1.

 

 

 

 

 

 

 

Проверка, рефлексия (дети выставляют самостоятельно оценку на полях за данный этап работы)

Коммуникативные УУД

Договариваться о последовательности действий и порядке работы в паре

Предметные УУД

учились находить приставку и обозначать ее

Регулятивные УУД

планировали свою деятельность и осуществляли контроль

 

8. Включение в систему знаний и повторение.

Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

Учебник (с 81 упр. 2 тетрадь)

Допиши к словам первого столбика приставку до-, к словам второго столбика – приставку от-.

Соедини стрелкой слова, противоположные по значению

  • ____лить
  • ____бавить
  • ____бежать
  • ____плыть
  • ____плыть
  • ____бавить
  • ____лить
  • ____бежать

Работа в тетради№2

«Пишем грамотно»

Предметные УУД

Умение выделять значимые части слова. Умение действовать по алгоритму.

Преобразовывать информацию, представленную в виде толкования слова: устанавливать производное слово, выделять и отмечать в нём приставку.

 

Этап

Домашнее задание

Творческое задание

Нарисовать приставучую приставку

 

Регулятивные УУД

Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения.

9. Рефлексия учебной деятельности.

Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.

 Наш урок подходит к концу. Давайте подведём его итог.

Проведём небольшой блиц – опрос, отвечать быстро и всем вместе:

  • Приставка - это слово или часть слова?
  • Приставки есть у всех слов?
  • Приставка пристаёт к корню слева или справа?
  • Для чего служит приставка?

Оцените свою работу, покажите сигнальные круги.

КРАСНЫЙ КРУГ – соответствует отметке «5», так как ученик считает, что активно работал на уроке, выполнил все задания в тетради, понял теоретический материал, работал безошибочно.

ЗЕЛЁНЫЙ КРУГ – соответствует отметке «4», так как ученик считает, что в работе были недочёты, теоретический материал требует отработки, в рабочей тетради допущены ошибки и помарки.

Учитель соглашается с выставленными отметками, благодарит детей за урок.

Урок окончен!

 Ответы детей.

 

  • Часть слова.
  • Нет.
  • Слева.
  • Для образования новых слов.

 

Дети поднимают сигнальные круги.

Регулятивные УУД

Контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом

Приложения.