Модуль: Как устроен наш язык.
УМК: Начальная школа XXI века.
Тема урока: Приставка как часть слова.
Тип урока: Объяснение нового материала.
Цель, задачи: Познакомить с приставкой как значимой частью слова, стоящей перед корнем и служащей для образования новых слов.
Необходимое оборудование:
- Теоретический материал учебника и тетради на печатной основе;
- Магнитофон;
- Индивидуальные карточки;
- Маленькая доска–тренога;
- Ножницы, цветная бумага;
- Таблица «Гимнастика для глаз».
Дидактическое обеспечение:
- Таблицы «Состав слова», «Части слова»;
- Иллюстрации «Приставучая приставка», «Финиш»;
- Рисунки «малыши-приставки»;
- Иллюстрации-карточки.
Планируемые результаты урока:
Личностные
- Осознание языка как основного средства человеческого общения.
- Способность к самоорганизованности. Интерес к предмету.
Предметные
- Знакомство с приставкой как частью слова.
- Выделение её из состава слова.
- Знакомство с ролью приставки в слове.
- Закрепление знаний о составе слова.
Метапредметные
- Умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач.
Коммуникативные УУД
- Взаимоуважение, доброжелательное отношение друг к другу.
- Учиться взаимодействовать в паре и в группе. Владение коммуникативными умениями с целью сотрудничества при работе в паре и в группе.
Регулятивные УУД
- Действие по алгоритму.
- Формирование умения оценивать свою работу и работу одноклассников на основе заданных критериев.
Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения: Взаимоконтроль, самопроверка, лесенка успеха, сигнальные круги.
Литература и Интернет-ресурсы:
Основная:
- Методическое пособие по УМК «Начальная школа ХХI века» 2 класс.
Дополнительная:
- Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Игры и упражнения на уроках русского языка Москва: АСТ Астрель, 2002.
Интернет-ресурсы:
- Фестиваль педагогических идей «Первое сентября»
ЭОРы:
- Мультимедиа пособие «Начальная школа ХХI века. Русский язык» 2 диск
- Приставка как часть слова. ООО «Экзамен-Медиа», 2013.
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы |
Деятельность обучающихся с указанием форм организации |
Формируемые УУД (с указанием конкретных действий) |
||
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»). |
Давайте улыбнемся друг другу и настроимся на работу. Каким вы хотите видеть сегодняшний урок? Запишите число, Классная работа, а дежурный расскажет нам о сегодняшнем дне. Спасибо! |
Интересным, весёлым, хотим узнать новое. Дежурный говорит число, называет отсутствующих в классе
|
Личностные УУД Формирование интереса к предметно-исследовательской деятельности на уроке. |
||
|
Пальчиковая гимнастика
Назовите букву. Что общего в написании этих букв? Как соединяются слоги ля, мя, мял Запишите первую строчку в тетрадь. |
Все они начинаются с пламевидной линии, которая пишется снизу – вверх
Нижним соединением. |
Предметные УУД Умение выделять нужное из предложенного |
||
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими. |
На доске записаны в столбик слова: налил, вылил, перелил, полил, лиловый Прочитайте вслух написанные на доске слова. Как они называются? Соотнесите слова и иллюстрации (Приложение 1) Почему вы так считаете? Что такое корень? Запишите слова в столбик. Какая еще известная вам часть имеется в данных словах? Что такое окончание? Что ещё не выделили? Что такое суффикс? Как вы думаете, может ли быть слово без суффикса? А без корня? Докажите. |
На доске – родственные слова, кроме слова лиловый.
У этих слов один корень - ли (лил, лить, проливаю)
Окончание – нулевое. Правило про окончание Суффикс – л. Правило про суффикс
Нет. |
Познавательные УУД Восстанавливать по смыслу и по структуре недостающую часть слова. Знакомиться с приставкой как частью слова. Находить слова, от которых образованы слова с приставкой. Объяснять значения производных слов с использованием приёма развёрнутого толкования
|
||
3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа. |
А теперь настало время узнать новую часть слова. Какую часть мы ещё не выделили? Я покажу вам иллюстрацию, а вы может быть догадаетесь, как она называется? (показ иллюстрации «Приставучая приставка» Приложение 2) Над какой темой мы будем работать? |
Часть перед корнем. Эта девочка – приставучая приставка. Она пристаёт к корню слева.
Тема урока – приставка. |
Коммуникативные УУД Умение слушать и предлагать свои гипотезы Метапредметные УУД Строить сообщение в устной форме; к более точному выражению собственного мнения и позиции. Умение принимать и сохранять учебную задачу; находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос; осуществлять синтез как составление целого из частей. |
||
4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник). |
Работа с интерактивным плакатом с интерактивными элементами по диску №2 «Начальная школа. Русский язык. «Приставка как часть слова» (Приложение 3-8) Часть слова, которая стоит перед корнем называется приставкой. Она обозначается значком . Выделите приставки в словах. Какие они, одинаковые или разные? Что меняется в слове с изменением приставки? Докажите это, объясните смысл каждого слова. Изменения значения слова приводит к образованию нового слова. Если приставка изменяет значение слова, то для чего она служит? Теперь скажите всё, что вы узнали о приставке
|
В этих словах разные приставки С изменением приставки меняется смысл (значение слова). Слово «налил» обозначает, что жидкостью наполнили ёмкость Приставка служит для образования новых слов Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Приставка обозначается значком |
Коммуникативные УУД Умение слушать и предлагать свои гипотезы Предметные УУД Выделять и отмечать приставки в предложенных рядах слов. Регулятивные УУД Осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь (работа в паре). |
||
5. Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания. |
Открываем учебник на с. 143. Мы сегодня работаем в блоке «Как устроен наш язык». Прочитайте тему урока. Работаем с упражнением №1 страница 143, прочитайте задание. Обратите внимание на подсказку ниже упражнения. Давайте попробуем подобрать приставку для первого словосочетания. (Приложение 9) Для того, чтобы было интересно и легко, работать будете в парах (когда будете готовы, покажите домик) Чем они отличаются? Каждая пара запишет одно понравившееся словосочетание. В рубрике «Тайны языка» прочитаем правило. |
Приставка как часть слова.
Допиши недостающую по смыслу часть слова. Воспользуйся подсказкой. …бежал за угол; …бежал из дома; …бежал первым; …бежал через дорогу; …бежал от края. за-, вы-, при-, пере-, от- Забежал за угол.
Знак приставки.
Вывод: приставка имеет значение. |
Коммуникативные УУД Умение слушать и предлагать свои гипотезы, работать в парах Регулятивные УУД Знакомиться с алгоритмом нахождения приставки и использовать его при решении практических задач.
Контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом |
||
Физкультминутка |
Нужны знанья и уменья И отличнейшее зрение. |
Дети выполняют гимнастику для глаз по таблице. |
|
||
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах). |
Альтернативный тест по диску Сейчас мы потренируемся в образовании новых слов при помощи приставки. Поработаем в группах (Приложение 10) Рассмотрите рисунок. Кто учувствует в соревнованиях? Что сделал каждый из участников? Запишите эти слова в своих группах: Доплыл, доскакал, долетел, добежал. Что общего у всех этих слов? Почему? Выделите приставки. Значит приставка до- в этих словах имеет значение. Подумайте, что она обозначает в каждом из этих слов? С её помощью образовались новые слова. В русском языке больше 40 приставок, с ними вы будете знакомиться и дальше и ещё многое о них узнаете. Работа в группах по Приложениям 11-13. Как же найти приставку? Выскажите свои предложения В учебнике прочитайте, как найти приставку. Узнаем, правы ли мы? |
Лесенка успеха заполняется по ходу работы с тестом
На рисунке кит, щенок, воробушек, кенгурёнок бегут к финишу Дети пишут: Доплыл, доскакал, долетел, добежал. Общая часть – до, обозначает, что действие закончилось. Ответы каждой группы: обозначает, что действие уже закончилось.
Высказывания детей Чтение правила |
Предметные УУД Подбирать слова с приставкой Знаково-символические УУД Находить и фиксировать (графически обозначать) приставки в словах Коммуникативные УУД Умение работать в группе |
||
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. |
Сейчас вы будете выполнять важную работу, которая покажет, как вы поняли тему сегодняшнего урока. 1. Добавь нужную приставку: до-, о-, об-, от-, по-, под-, про
2. Прочитай пословицы. Вставь в слова пропущенные приставки (Приложение 14) Выполнять работу будете в паре и выполните самооценку. |
Открывают тетради «Пишем грамотно» на странице 81 упр. 1.
Проверка, рефлексия (дети выставляют самостоятельно оценку на полях за данный этап работы) |
Коммуникативные УУД Договариваться о последовательности действий и порядке работы в паре Предметные УУД учились находить приставку и обозначать ее Регулятивные УУД планировали свою деятельность и осуществляли контроль
|
||
8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. |
Учебник (с 81 упр. 2 тетрадь) Допиши к словам первого столбика приставку до-, к словам второго столбика – приставку от-. Соедини стрелкой слова, противоположные по значению
|
Работа в тетради№2 «Пишем грамотно» |
Предметные УУД Умение выделять значимые части слова. Умение действовать по алгоритму. Преобразовывать информацию, представленную в виде толкования слова: устанавливать производное слово, выделять и отмечать в нём приставку.
|
||
Этап Домашнее задание |
Творческое задание Нарисовать приставучую приставку |
|
Регулятивные УУД Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. |
||
9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания. |
Наш урок подходит к концу. Давайте подведём его итог. Проведём небольшой блиц – опрос, отвечать быстро и всем вместе:
Оцените свою работу, покажите сигнальные круги. КРАСНЫЙ КРУГ – соответствует отметке «5», так как ученик считает, что активно работал на уроке, выполнил все задания в тетради, понял теоретический материал, работал безошибочно. ЗЕЛЁНЫЙ КРУГ – соответствует отметке «4», так как ученик считает, что в работе были недочёты, теоретический материал требует отработки, в рабочей тетради допущены ошибки и помарки. Учитель соглашается с выставленными отметками, благодарит детей за урок. Урок окончен! |
Ответы детей.
Дети поднимают сигнальные круги. |
Регулятивные УУД Контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом |