Цель занятия:
Обобщить материал по теме «Прямые и плоскости в пространстве»
- обучающая – создать условия для применения учащимися знаний и способов действий, полученных на уроках математики в профессиональной деятельности строителя;
- развивающая – создать условия для развития логического мышления учащихся, умения анализировать, рассуждать, сравнивать, делать выводы, осмысливать ход своих действий;
- воспитывающая – формирование общей компетенции: работа в команде, ответственность за результаты своего труда в группе.
Ход урока
Этап 1. Постановка целей и задач.
Этап 2. Актуализация знаний:
Отвечаем на вопросы:
- Каким может быть взаимное расположение в пространстве: а) двух прямых; б) прямой и плоскости; в) двух плоскостей?
- Дайте определение параллельности: а) двух прямых; б) прямой и плоскости; в) двух плоскостей?
- Дайте определение перпендикулярности: а) двух прямых; б) прямой и плоскости; в) двух плоскостей?
Этап 3. Марафон.
Обучающиеся делятся на команды по 5 человек. Каждая команда выбирает свой цвет (красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый) и получает маршрутный лист, в котором указан порядок прохождения 5 этапов марафона: теоретический, практический, графический, логический, творческий. Консультанты после прохождения командой этапа выставляют в маршрутный лист баллы в соответствии с критерием.
На выполнение заданий каждого этапа дается 5 минут, после чего команды переходят к следующему этапу.
На каждом столе лежат по 5 конвертов разного цвета, содержащих одинаковые задания. Команда берет конверт своего цвета и по сигналу начинает выполнение заданий. Консультант, закрепленный за столом, имеет эталон ответов и критерий оценки
Маршрутный лист «красных»
№ этапа | Этап | Кол-во баллов |
1 | Теоретический | |
2 | Практический | |
3 | Графический | |
4 | Логический | |
5 | Творческий | |
Итого: |
Маршрутный лист «синих»
№ этапа | Этап | Кол-во баллов |
1 | Творческий | |
2 | Теоретический | |
3 | Практический | |
4 | Графический | |
5 | Логический | |
Итого: |
Маршрутный лист «зеленых»
№ этапа | Этап | Кол-во баллов |
1 | Логический | |
2 | Творческий | |
3 | Теоретический | |
4 | Практический | |
5 | Графический | |
Итого: |
Маршрутный лист «желтых»
№ этапа | Этап | Кол-во баллов |
1 | Графический | |
2 | Логический | |
3 | Творческий | |
4 | Теоретический | |
5 | Практический | |
Итого: |
Маршрутный лист «фиолетовых»
№ этапа | Этап | Кол-во баллов |
1 | Практический | |
2 | Графический | |
3 | Логический | |
4 | Творческий | |
5 | Теоретический | |
Итого: |
Этап теоретический.
- Две прямые лежат в одной плоскости и не имеют общих точек, значит они …
- Две плоскости образуют угол 90°, значит они …
- Если одна из двух параллельных прямых пересекает плоскость, то вторая …
- Две прямые не лежат в одной плоскости, значит они …
- Прямая и плоскость не имеют общих точек, значит они …
- Две прямые имеют общую точку, значит они …
- Прямая перпендикулярна к любой прямой, лежащей в плоскости, значит она … к этой плоскости.
- Прямая и плоскость имеют одну общую точку, значит прямая … эту плоскость.
- Если одна прямая лежит в плоскости, а другая пересекает эту плоскость в точке, не лежащей на этой первой прямой, то эти прямые …
- Прямая, перпендикулярна к двум пересекающимся прямым, лежащим в плоскости, значит она … этой плоскости.
Ответы теоретического этапа. (За каждый правильный ответ 1 балл. Максимум 10 баллов)
- Две прямые лежат в одной плоскости и не имеют общих точек, значит они параллельны.
- Две плоскости образуют угол 90°, значит они перпендикулярны.
- Если одна из двух параллельных прямых пересекает плоскость, то вторая тоже пересекает эту плоскость.
- Две прямые не лежат в одной плоскости, значит они скрещиваются.
- Прямая и плоскость не имеют общих точек, значит они параллельны.
- Две прямые имеют общую точку, значит они пересекаются.
- Прямая перпендикулярна к любой прямой, лежащей в плоскости, значит она перпендикулярна к этой плоскости.
- Прямая и плоскость имеют одну общую точку, значит прямая пересекает эту плоскость.
- Если одна прямая лежит в плоскости, а другая пересекает эту плоскость в точке, не лежащей на этой первой прямой, то эти прямые скрещиваются.
- Прямая, перпендикулярна к двум пересекающимся прямым, лежащим в плоскости, значит она перпендикулярна этой плоскости.
Этап графический.
Этап логический.
Этап практический.
Пояснить действия при выполнении следующих операций. На каких утверждениях геометрии основаны эти действия?
- При формовке кирпичей заполняют форму раствором и проводят по краю формы линейкой, снимая излишки. Какое утверждение позволяет считать эту поверхность ровной?
- Как с помощью отвеса проверить перпендикулярность стены плоскости пола? На каком утверждении основан способ проверки?
- Чтобы выровнять зазубрившееся ребро линейки, мастер поступает так: тщательно выстругивает широкую поверхность линейки и боковую узкую. На каком основании можно утверждать, что после этого линейка пригодна к употреблению?
- Как при помощи двух нитей столяр может проверить, лежат ли концы четырех ножек стола в одной плоскости? На каком утверждении основан способ проверки?
- Для проверки правильности настройки к сверлу вертикально-сверлильного станка прикладывают угольник с двух сторон. На каком утверждении основан способ проверки?
Ответы практического этапа (по 3 балла за каждый полный ответ)
- Фактически, снимая излишки раствора линейкой, проводят все прямые, лежащие в одной плоскости, проходящие через две точки параллельных прямых. Считать получившуюся поверхность ровной можно на основе второй аксиомы стереометрии: «Если две точки прямой лежат в плоскости, то все точки этой прямой лежат в этой плоскости»
- С помощью отвеса можно проверить перпендикулярность стены плоскости пола, если приложить отвес к стене. Отвес представляет вертикальную прямую, перпендикулярную горизонтальной плоскости. Способ проверкиоснованна признаке перпендикулярности двух плоскостей: «Если плоскость проходит через прямую, перпендикулярную к другой плоскости, то эти плоскости перпендикулярны»
- Тщательно выстругивая широкую поверхность линейки, мастер поводит плоскость, выстругивая боковую узкую – вторую плоскость. После этого линейка пригодна к употреблению, так как две плоскости пересекаются по прямой. Способ основан на третьей аксиоме стереометрии: «Если две плоскости имеют общую точку, то они имеют общую прямую, на которой лежат все их общие точки.»
- При помощи двух нитей столяр может проверить, лежат ли концы четырех ножек стола в одной плоскости, если натянет их между противоположными ножками, при этом нити должны дать пересекающиеся прямые. Способ проверки основан на утверждении: «Через две пересекающиеся прямые проходит плоскость и притом только одна.»
- К сверлу вертикально-сверлильного станка прикладывают угольник с двух сторон, так чтобы одна сторона угольника совпадала со сверлом, а другая сторона давала две пересекающиеся прямые, лежащие в плоскости подошвы. Способ проверки основан на признаке перпендикулярности прямой и плоскости: «Если прямая перпендикулярна к двум пересекающимся прямым, лежащим в плоскости, то она перпендикулярна самой плоскости»
Этап творческий.
Используя предложенные картинки, составьте ребус, в котором будет зашифрован один или несколько из терминов: прямая, точка, параллельность, плоскость.
Этап 4. Рефлексия.
Ребята, вам предлагается четыре диаграммы. Выберите ту, на которой, по вашему мнению, отражено участие каждого в общем результате вашей группы. Каждый из вас должен в сектора вписать ваши фамилии. Спасибо!
Этап 5. Подведение итогов.
Пока проходит этап рефлексии, преподаватель заполняет итоговой протокол на основе маршрутных листов и выставляет оценки командам по пятибалльной шкале в соответствии с критериями:
- Оценка «3» - 24-33 балла
- Оценка «4» - 34-46 баллов
- Оценка «5» - 47-59 баллов
Итоговый протокол:
Команда | Итоговая сумма баллов | Оценка группы | Примечание |
Синие | |||
Красные | |||
Желтые | |||
Зеленые | |||
Фиолетовые |
Лист оценки:
№ | этап | Максимальный балл |
1 | Теоретический | 10 |
2 | Графический | 10 |
3 | Логический | 12 |
4 | Практический | 15 |
5 | Творческий | 12 |
Итого: | 59 |
Заключительное слово преподавателя:
Сегодня каждый из вас получил не только оценку по пройденной теме, но и что-то более ценное: умение работать в команде, оценивать свою работу и работу других членов команды, быть ответственным за принятые решения. Желаю вам успешно написать контрольную работу по пройденной теме.
Всем спасибо!