Оборудование: учебник, тетрадь-задачник, презентация, интерактивная доска, проектор, компьютер.
Задачи: научить отличать текст от предложения и набора предложений; тема и основная мысль — стержень текста.
Цели:
- развивать орфографические умения учащихся,развивать речь учащихся, расширяя словарный запас;
- развивать навыки коммуникативного общения, умения работать по методу сотрудничества; взаимодействовать в группе, осуществлять взаимопроверку и взаимоконтроль; развивать навыки самоконтроля;
- воспитывать уважение друг к другу, адекватную оценку себя и своего товарища;
- повышать интерес к изучению родного языка; расширить кругозор детей,познакомив с особенностями проведения ярмарки.
Этап урока | Ход урока | Предметные умения | Деятельность уч-ся | Универсальные действия УУД |
1. Организационный 2. Подготовка к определению учебной задачи |
-Перед вами игрушка (пирамидка)
Слайд №2 Как устроена? Слайд №3 Слайд №4 -Прочитайте запись. -Дайте определение, что это. Можно ли назвать текстом? -Запиши предложение по памятке 1. Назовите орфограммы. Слайд№5 -Как эту мысль превратить в текст?О чём , что можно сказать? |
По основным признакам определять,
какая запись является текстом, а какая - нет. Понимать тему и главную мысль |
Анализируют устройство игрушки
пирамидки Читают предложение и обсуждают его смысл Записывают предложение по памятке 1 Предполагают возможное продолжение |
Личностные: представление о взаимосвязях единиц языка, об их назначении в речи; осознание значимости для общения умения хорошо рассказывать. |
3. Работа в парах | -Откройте учебник с.122, найдите у.241,
прочитайте задание.(Прочитай предложения и реши,
какие из них раскрывают записанную тобой мысль, а
какие-нет). Работаем в парах. Вспомним правила
работы в парах. Слайд №6 Приступаем к работе. -Заслушаем. Слайд №7(выбранные предложения) |
Понимать тему и главную мысль текста | Соотносят предложение с предъявленным вариантом продолжения; критически оценивают их соответствие, выбирают нужное. | Регулятивные: ставить учебную задачу; планировать действия по намеченному плану; контролировать процесс и результат деятельности (своей и чужой) |
4. Списывание | -Спиши по памятке1. Слайд№8 Придумайте и запишите по памятке 4 ещё одно предложение, раскрывая ту же мысль. Слайд№9 |
Строить предложения для решения определенной речевой задачи | Познавательные: дополнять свои знания новой информацией; находить нужные сведения в учебнике, |
|
5.Постановка учебной задачи | -Получился ли текст? Объясни. -Почему так названа та часть учебника, с которой вы сейчас работаете? Слайд№10 -Определите нашу учебную задачу. -Значит, наша учебная задача научится из предложений составлять тексты. |
Анализируют устройство игрушки пирамидки, сравнивают его с устройством текста, делают умозаключение о строении текста и его признаках | находить нужные сведения в
учебнике, использовать их при решении учебно-познавательных и коммуникативных; строить несложные рассуждения, |
|
6.Знакомство с правилом | -В учебнике на с.123 учёные написали,
как можно составлять текст . -Читаем правило с.123. -С какими научными словами вы познакомились? -Прочитайте, что важно помнить. Слайд№11 |
Осваивают термины “тема”, “главная мысль” | устанавливать причинно-следственные связи. | |
7.Физминутка | Раз - подняться, подтянуться Два - согнуться, разогнуться Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка. На четыре - ноги шире. Пять - руками помахать, Шесть - за стол тихонько сесть. |
|||
8.Рефлексия | -По тетради- задачнику выполняем
у.243. Все ли предложения од одном и том же? Есть ли общая, главная, мысль? Прочитайте задание и выполните. Проверяем. -Вернёмся к учебнику, у.244. Понятно ли, о чём и что хотел сказать автор? Текст ли это? -Выполните упражнение по заданиям. |
Понимать тему и главную мысль текста |
Наблюдают за раскрытием темы и развитием мысли в тексте, находят предложения, отражающие тему, главную мысль. | Коммуникативные: выражать свои мысли, чувства в словесной форме; участвовать в совместной деятельности, в коллективном и групповом обсуждении различных вопросов; |
9.Работа в парах | У.245 -Прочитайте заголовки, которые
ребята предложили к тексту. Поработайте в паре,
обсудите,какие заголовки выражают отношение
автора к тому, о чём он пишет,а какие- нет. -Проверяем. |
Озаглавливать текст по его теме и (или) главной мысли | Сравнивают заголовки с точки зрения темы и главной мысли, выбирают более точный, придумывают свой | выражать свою точку зрения и
выслушивать чужие, соблюдать правила культуры общения. |
10.Итог | Что понравилось на уроке? Оцените свою работу на уроке. Поняли ли вы, как составлять правильный текст? |
|||
11.Домашнее задание | Правило с.123, у 246. |