Цели:
- поставить новую учебную задачу и открыть способ действия при решении поставленной задачи;
- развивать внимание, речь, логическое мышление;
- воспитывать любовь к математике.
Оборудование: таблица «Состав числа 10», карточки: «Учебная задача», карточки с цифрами у каждого ученика, модели изучаемого способа действия.
Ход урока
1. Организация внимания учащихся.
2. Актуализация ранее изученного.
Состав числа 10.
– Посмотрите на доску. Мы сейчас будем дополнять данные числа до 10.
– Что повторяли, выполняя это задание? (состав числа 10).
– Для чего нужно знать состав числа 10?
3. Изучение нового материала.
8 + 2 | 3 + 7 | |
6 + 3 | 4 + 2 | |
5 + 2 | 9 + 3 |
– Посмотрите на выражения. Что вы можете о них сказать? (это суммы)
– Предлагаю Вам самостоятельную работу. Найдите значения этих сумм в тетради.
– Откройте тетради и запишите число. Выполняйте.
– Поднимите руку, кто справился с этим заданием?
А у кого возникли затруднения при вычислении значений выражений.
Каких? Почему?
– А какой это случай? (Это случай, когда в ответе получится число > 10).
– Значит, какая же УЗ встала перед нами?
9 + 3 |
(учиться складывать однозначные числа с переходом через 10).
– Кто вычислил значение этого выражения? Как рассуждали?
(выслушать всех) 9+1+1+1=12
– Оцените ответ. Удобно, быстро ли? (нет)
– Есть ли другие рассуждения?
– Так как мы прибавляли число 3 (по частям)
– Какие знания нам помогли выполнить сложение таким способом?
(знание состава числа, умение прибавлять к 10).
– Так как же удобно к 9 + 3?
(дополнить до 10, а к 10 удобнее прибавить любое число)
4. Рефлексия.
– Закрепим этот случай сложения.
– Откройте учебник на стр. 58. Найдите № 1. Прочитайте задание. Выполняем вместе. Один рассуждает у доски, все в тетради.
№ 1
– Сколько удобно сначала прибавить к 8? (2) Почему?
А 4? Это 2 и сколько?
– Итак, какую учебную задачу мы сегодня решали? Чему учились?
9 + 3 |
– Какой же мы выбрали удобный способ вычисления? (по частям)
– Как по частям?
– Этот способ действия мы будем использовать на следующих уроках?.
5. Физминутка.
6. Повторение.
Задача № 3 стр. 58
– Прочитайте задачу. О ком говорится в задаче? Что известно о Саше? (за упр. на кольцах - 10 баллов). А что еще известно? ( за упр. на турнике на 1 балл меньше).
– Как Вы понимаете, что за упражнения на турнике Саша получил на 1 балл меньше, чем за упражнения на кольцах?
(за упражнения на турнике Саша получил столько же баллов. что и за упражнения на кольцах, но без одного).
– Постройте к задаче схему.
– Схема анализа. Кто пойдет к доске и проанализирует задачу?
Ученик.(Чтобы ответить на вопрос задачи «Сколько баллов получил он за упражнения на турнике, я должен знать, сколько баллов Саша получил за упражнения на кольцах. Это я знаю – 10 баллов.
И я должен знать, на сколько баллов за упражнения на турнике он получил меньше.
Это я тоже знаю, на 1 балл.
Теперь я должен подумать, каким действием я буду отвечать на вопрос задачи?
Т.к. я знаю, что за упражнения на кольцах Саша получил 10 баллов, а за упражнения на турнике столько же, но без 1, то отвечаю на вопрос задачи действием вычитанием.)
– Запишите решение задачи самостоятельно. А за доской ….
Проверяем. 10 – 1 = 9 (б.)
Ответ : 9 баллов.
7. Итог урока
– Что интересного для вас было на уроке?
– С каким новым случаем сложения вы сегодня познакомились?