Пояснительная записка
Наше время можно назвать временем информатизации общества. Одним из важнейших аспектов деятельности человека становится умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные средства и методы. Компьютер прочно вошел в нашу жизнь. Информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все более определяет его образованность. Главное - грамотное использование уникальных возможностей, представляемых нам информационно-коммуникационными технологиями. Освоение основ компьютерной грамотности важно для обучающихся с проблемами интеллектуального развития, не менее, чем для детей с сохранным интеллектом. Большое значение имеет воспитание позитивного восприятия компьютера как помощника в учебе, как инструмента творчества, самовыражения и развития.
Формирование основ компьютерной грамотности реализуется на занятиях факультатива "Основы компьютерной грамотности" в 5 классах.
Целью данного факультативного курса является: расширение возможностей социальной адаптации в современном обществе детей с ограниченными возможностями здоровья, через обучение компьютерной грамотности и владение компьютерной техникой.
При обучении основам компьютерной грамотности решаются следующие задачи:
- формирование у учащихся представлений об основных устройствах персонального компьютера и их назначении;
- формирование навыков самостоятельного, сознательного и рационального использования персонального компьютера;
- формирование умений работы с графическими изображениями; формирование умений работы в текстовых редакторах;
- формирование умений в использовании мультимедийных презентаций в практической деятельности.
Сначала происходит знакомство с компьютером, как инструментом, затем нарабатываются навыки использования компьютерных технологий, и потом происходит ежегодный повтор и усложнение тренинга. При этом возможность использования компьютерных технологий развивающего характера для детей с проблемой в обучении дает возможность поддерживать постоянный повышенный интерес к изучаемому курсу.
На занятиях обеспечивается возможность каждому ребенку работать в том темпе, в котором он наиболее лучше усваивает материал, а также возможность реализовать себя в самостоятельной продуктивной деятельности. Курс составлен таким образом, чтобы формирование знаний и умений осуществляется на доступном для учащихся уровне. Изучение компьютера приобретает большую ценность в связи с тем, что расширяется поле методов и приемов коррекционно-развивающего обучения (обучение чтению, грамотности, счетным операциям и т.д.).
В начале курса рассматриваются основные принципы работы с компьютером и управления системой Windows. Рассмотрение идет в виде серии рассказов учителя, практических работ, компьютерных экспериментов, в течение которой вырабатываются универсальные умения. В ходе курса учащиеся проходят графический редактор Paint.
Для успешного усвоения программы факультативного курса "Основы компьютерной грамотности" необходимо материально-техническое обеспечение занятий:
Оборудование:
- ПК, размещение которых соответствует санитарно-техническим нормам (по количеству обучающихся)
- Один принтер с допустимым уровнем шума
- Мультимедиа
- Настенный экран
- Программное обеспечение
- Учебно-методическая литература, необходимая для обеспечения полноценного учебного процесса
- Медицинская аптечка.
- Информационный стенд содержит:
- Инструкция по технике безопасности и правилах работы на ПК.
- Комплекс упражнений для глаз, физминутки.
- Рекомендованные литературные источники.
Задача учителя заключается не только в том, чтобы сформировать основные навыки работы детей с ограниченными возможностями здоровья с базовыми компьютерными программами, но и научить их использовать полученные знания для решения повседневных задач, а также сформировать готовность использовать знания компьютерных технологий для профессиональной деятельности.
ПРОГРАММА (2 часа в неделю)
ТЕМА: Учимся работать на компьютере. (24 часа)
Что такое информация? Техника безопасности в кабинете. Как мы получаем информацию. Знакомство с клавиатурой. Компьютерная помощница – мышь. Меню « Пуск». Набор и редактирование текст . Строка меню. Действия с фрагментом текста. Калькулятор – помощник математиков. Один помощник – хорошо, а два – лучше.
Компьютерный практикум (11 часов)
Знакомимся с клавиатурой. Осваиваем мышь. Запускаем программы. Вводим текст. Редактируем текст. Работаем с фрагментом текста . Управляем компьютером с помощью меню. Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор
ТЕМА: Компьютерная графика. (42 часа)
Графический редактор Paint. Инструменты для рисования. Создание компьютерного рисунка. Настройка инструментов. Редактирование компьютерного рисунка. Сборка рисунков из деталей. Как сохранить созданный рисунок. Раскрашивание готовых рисунков. Построения с помощью клавиши Shift.
Компьютерный практикум (28 часов)
Знакомимся с инструментами графического редактора. Начинаем рисовать. Создаем комбинированные документы. Работаем с графическими фрагментами. Рисунок на свободную тему. Защищаем итоговый проект (создание открытки, похвальной грамоты и т.д.)
Учебно-методические пособия:
- Информатика детям. Учебник для нач.шк. Понебратов В.М. – Казань, 2005.
- Мир информатики 1-2 год обучения. Интерактивный учебник. “Кирилл и Мефодий”
- Среда обучения “Лого миры”. Институт новых технологий образования, 2001.
- Информатика 5-6. Под ред. Н.В.Макаровой.
- Информатика . Учебник для 5 класса. Л.Босова – Москва, БИНОМ. 2005.
Учебно-тематический план.
I полугодие (30 часов)
№ | Тематика | Кол-во часов | ||
теор. | практ. | всего | ||
Учимся работать на компьютере (15 часов) | ||||
1 | Техника безопасности в кабинете. Что такое информация? | 1 | 1 | |
2 | Как мы получаем информацию. Знакомство с клавиатурой. | 1 | 2 | |
Знакомимся с клавиатурой | 1 | |||
3 | Компьютерная помощница – мышь. | 1 | 2 | |
Осваиваем мышь | 1 | |||
4 | Меню «Пуск» | 1 | 2 | |
Запускаем программы | 1 | |||
5 | Набор и редактирование текста | 1 | 2 | |
Редактирование текста | 1 | |||
6 | Действия с фрагментом текста. | 1 | 2 | |
Работа с фрагментами текста | 1 | |||
7 | Калькулятор – помощник математиков | 1 | 2 | |
Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор | 1 | |||
8 | Один помощник - хорошо, а два – лучше. | 1 | 2 | |
Совместные действия при работе с двумя программами | 1 | |||
Компьютерная графика (15 часов) | ||||
9 | Графический редактор Paint. Инструменты для рисования. | 1 | 2 | |
Знакомимся с элементами графического редактора | 1 | |||
10 | Создание компьютерного рисунка | 1 | 2 | |
Начинаем рисовать | 1 | |||
11 | Настройка инструментов. | 1 | 2 | |
Создаем комбинированные документы | 1 | |||
12 | Редактирование компьютерного рисунка. | 1 | 2 | |
Работаем с графическими фрагментами | 1 | |||
13 | Сборка рисунка из деталей | 1 | 2 | |
Составление рисунка из готовых фигур | 1 | |||
14 | Как сохранить созданный рисунок | 1 | 2 | |
Сохранение рисунка на диске и в компьютере | 1 | |||
15 | Построения с помощью клавиши Shift | 1 | 3 | |
Построения с помощью клавиши Shift | 2 |
II полугодие (36 часов)
№ | Тематика | Кол-во часов | ||
теор. | практ. | всего | ||
Учимся работать на компьютере (9 часов ) | ||||
1 | Техника безопасности в кабинете информатики. | 1 | 1 | |
2 | Как мы получаем информацию. Знакомство с клавиатурой. | 1 | 2 | |
Знакомимся с клавиатурой | 1 | |||
3 | Меню « Пуск» | 1 | 2 | |
Запускаем программы | 1 | |||
4 | Набор и редактирование текста | 1 | 2 | |
Редактирование текста | 1 | |||
5 | Строка меню. | 1 | 2 | |
Управляем компьютером с помощью меню. | 1 | |||
Компьютерная графика (27 часов) | ||||
6 | Графический редактор Paint. Инструменты для рисования. | 1 | 5 | |
Знакомимся с элементами графического редактора | 4 | |||
7 | Создание компьютерного рисунка | 1 | 4 | |
Начинаем рисовать | 3 | |||
8 | Настройка инструментов. | 1 | 3 | |
Настройка инструментов | 2 | |||
9 | Редактирование компьютерного рисунка. | 1 | 3 | |
Работаем с графическими фрагментами | 2 | |||
10 | Сборка рисунка из деталей | 1 | 2 | |
Составление рисунка из готовых форм | 1 | |||
11 | Раскрашивание готовых рисунков | 1 | 5 | |
Раскрашивание готовых рисунков | 4 | |||
12 | Защита итоговых проектов (создание открытки, похвальной грамоты и т.п.) | 1 | 4 | 5 |
Требования к знаниям и умениям учащихся:
Обучающиеся должны знать:
- правила работы за компьютером;
- назначение главного меню;
- назначение и возможности графического редактора;
- понятие фрагмента рисунка;
- понятие файла;
- точные способы построения геометрических фигур;
- понятие конструирования;
- технологию конструирования из меню готовых форм.
Обучающиеся должны уметь:
- работать мышью;
- выбирать пункты меню;
- запускать программу и завершать работу с ней;
- настраивать панель Инструменты графического редактора Paint;
- создавать простейшие рисунки с помощью инструментов;
- выделять и перемещать фрагмент рисунка;
- сохранять и открывать графические файлы;
- использовать при построении геометрических фигур клавишу shift.