Программа факультативного курса по основам компьютерной грамотности «Компьютерная графика» для 5-го класса коррекционной школы

Разделы: Информатика, Коррекционная педагогика


Пояснительная записка

Наше время можно назвать временем информатизации общества. Одним из важнейших аспектов деятельности человека становится умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные средства и методы. Компьютер прочно вошел в нашу жизнь. Информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все более определяет его образованность. Главное - грамотное использование уникальных возможностей, представляемых нам информационно-коммуникационными технологиями. Освоение основ компьютерной грамотности важно для обучающихся с проблемами интеллектуального развития, не менее, чем для детей с сохранным интеллектом. Большое значение имеет воспитание позитивного восприятия компьютера как помощника в учебе, как инструмента творчества, самовыражения и развития.

Формирование основ компьютерной грамотности реализуется на занятиях факультатива "Основы компьютерной грамотности" в 5 классах.

Целью данного факультативного курса является: расширение возможностей социальной адаптации в современном обществе детей с ограниченными возможностями здоровья, через обучение компьютерной грамотности и владение компьютерной техникой.

При обучении основам компьютерной грамотности решаются следующие задачи:

  • формирование у учащихся представлений об основных устройствах персонального компьютера и их назначении;
  • формирование навыков самостоятельного, сознательного и рационального использования персонального компьютера;
  • формирование умений работы с графическими изображениями; формирование умений работы в текстовых редакторах;
  • формирование умений в использовании мультимедийных презентаций в практической деятельности.

Сначала происходит знакомство с компьютером, как инструментом, затем нарабатываются навыки использования компьютерных технологий, и потом происходит ежегодный повтор и усложнение тренинга. При этом возможность использования компьютерных технологий развивающего характера для детей с проблемой в обучении дает возможность поддерживать постоянный повышенный интерес к изучаемому курсу.

На занятиях обеспечивается возможность каждому ребенку работать в том темпе, в котором он наиболее лучше усваивает материал, а также возможность реализовать себя в самостоятельной продуктивной деятельности. Курс составлен таким образом, чтобы формирование знаний и умений осуществляется на доступном для учащихся уровне. Изучение компьютера приобретает большую ценность в связи с тем, что расширяется поле методов и приемов коррекционно-развивающего обучения (обучение чтению, грамотности, счетным операциям и т.д.).

В начале курса рассматриваются основные принципы работы с компьютером и управления системой Windows. Рассмотрение идет в виде серии рассказов учителя, практических работ, компьютерных экспериментов, в течение которой вырабатываются универсальные умения. В ходе курса учащиеся проходят графический редактор Paint.

Для успешного усвоения программы факультативного курса "Основы компьютерной грамотности" необходимо материально-техническое обеспечение занятий: 

Оборудование:

  • ПК, размещение которых соответствует санитарно-техническим нормам (по количеству обучающихся)
  • Один принтер с допустимым уровнем шума
  • Мультимедиа
  • Настенный экран
  • Программное обеспечение
  • Учебно-методическая литература, необходимая для обеспечения полноценного учебного процесса
  • Медицинская аптечка.
  • Информационный стенд содержит:
  • Инструкция по технике безопасности и правилах работы на ПК.
  • Комплекс упражнений для глаз, физминутки.
  • Рекомендованные литературные источники.

Задача учителя заключается не только в том, чтобы сформировать основные навыки работы детей с ограниченными возможностями здоровья с базовыми компьютерными программами, но и научить их использовать полученные знания для решения повседневных задач, а также сформировать готовность использовать знания компьютерных технологий для профессиональной деятельности.

ПРОГРАММА (2 часа в неделю)

ТЕМА: Учимся работать на компьютере. (24 часа) 

Что такое информация? Техника безопасности в кабинете. Как мы получаем информацию. Знакомство с клавиатурой. Компьютерная помощница – мышь. Меню « Пуск». Набор и редактирование текст . Строка меню. Действия с фрагментом текста. Калькулятор – помощник математиков. Один помощник – хорошо, а два – лучше.

 Компьютерный практикум (11 часов) 

Знакомимся с клавиатурой. Осваиваем мышь. Запускаем программы. Вводим текст. Редактируем текст. Работаем с фрагментом текста . Управляем компьютером с помощью меню. Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор

ТЕМА: Компьютерная графика. (42 часа) 

Графический редактор Paint. Инструменты для рисования. Создание компьютерного рисунка. Настройка инструментов. Редактирование компьютерного рисунка. Сборка рисунков из деталей. Как сохранить созданный рисунок. Раскрашивание готовых рисунков. Построения с помощью клавиши Shift. 

Компьютерный практикум (28 часов) 

Знакомимся с инструментами графического редактора. Начинаем рисовать. Создаем комбинированные документы. Работаем с графическими фрагментами. Рисунок на свободную тему. Защищаем итоговый проект (создание открытки, похвальной грамоты и т.д.)

Учебно-методические пособия:

  1. Информатика детям. Учебник для нач.шк. Понебратов В.М. – Казань, 2005.
  2. Мир информатики 1-2 год обучения. Интерактивный учебник. “Кирилл и Мефодий”
  3. Среда обучения “Лого миры”. Институт новых технологий образования, 2001.
  4. Информатика 5-6. Под ред. Н.В.Макаровой.
  5. Информатика . Учебник для 5 класса. Л.Босова – Москва, БИНОМ. 2005.

Учебно-тематический план.

I полугодие (30 часов) 

Тематика Кол-во часов
теор. практ. всего
Учимся работать на компьютере (15 часов)
1 Техника безопасности в кабинете. Что такое информация?  1    1
2 Как мы получаем информацию. Знакомство с клавиатурой. 1   2
  Знакомимся с клавиатурой   1  
3 Компьютерная помощница – мышь. 1   2
  Осваиваем мышь   1  
4 Меню «Пуск» 1   2
  Запускаем программы   1  
5 Набор и редактирование текста 1   2
  Редактирование текста   1  
6 Действия с фрагментом текста.  1   2
  Работа с фрагментами текста   1  
7 Калькулятор – помощник математиков 1   2
  Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор   1  
8 Один помощник - хорошо, а два – лучше. 1   2
  Совместные действия при работе с двумя программами   1  
  Компьютерная графика (15 часов)      
9 Графический редактор Paint. Инструменты для рисования.  1  2
Знакомимся с элементами графического редактора 1
10 Создание компьютерного рисунка 1   2
  Начинаем рисовать   1  
11 Настройка инструментов.  1   2
  Создаем комбинированные документы   1  
12 Редактирование компьютерного рисунка. 1   2
  Работаем с графическими фрагментами   1  
13 Сборка рисунка из деталей 1   2
  Составление рисунка из готовых фигур   1  
14 Как сохранить созданный рисунок 1   2
  Сохранение рисунка на диске и в компьютере   1  
15 Построения с помощью клавиши Shift 1   3
  Построения с помощью клавиши Shift   2  

II полугодие (36 часов) 

Тематика Кол-во часов
теор. практ. всего
  Учимся работать на компьютере (9 часов )
1 Техника безопасности в кабинете информатики. 1   1
2 Как мы получаем информацию. Знакомство с клавиатурой. 1   2
  Знакомимся с клавиатурой   1  
3 Меню « Пуск» 1   2
  Запускаем программы   1  
4 Набор и редактирование текста 1   2
  Редактирование текста   1  
5 Строка меню. 1   2
  Управляем компьютером с помощью меню.   1  
Компьютерная графика (27 часов)
6 Графический редактор Paint. Инструменты для рисования. 1   5
  Знакомимся с элементами графического редактора   4  
7 Создание компьютерного рисунка 1   4
  Начинаем рисовать   3  
8 Настройка инструментов.  1   3
  Настройка инструментов   2  
9 Редактирование компьютерного рисунка. 1   3
  Работаем с графическими фрагментами   2  
10 Сборка рисунка из деталей 1   2
  Составление рисунка из готовых форм   1  
11 Раскрашивание готовых рисунков 1   5
  Раскрашивание готовых рисунков   4  
12 Защита итоговых проектов (создание открытки, похвальной грамоты и т.п.) 1 4 5

Требования к знаниям и умениям учащихся:

Обучающиеся должны знать:

  • правила работы за компьютером;
  • назначение главного меню;
  • назначение и возможности графического редактора;
  • понятие фрагмента рисунка;
  • понятие файла;
  • точные способы построения геометрических фигур;
  • понятие конструирования;
  • технологию конструирования из меню готовых форм.

Обучающиеся должны уметь:

  • работать мышью;
  • выбирать пункты меню;
  • запускать программу и завершать работу с ней;
  • настраивать панель Инструменты графического редактора Paint;
  • создавать простейшие рисунки с помощью инструментов;
  • выделять и перемещать фрагмент рисунка;
  • сохранять и открывать графические файлы;
  • использовать при построении геометрических фигур клавишу shift.