Ход мероприятия
1. Встреча участников и регистрация в рекреации
Внесение данных в лист регистрации и получение жетонов разных цветов
2. Рассаживание согласно цвета жетона в актовом зале школы (13 столов-команд)
Регистрация за столом участников команд (цвет команды – это её название)
Болельщики садятся на свободные места в зале
Начало экологической игры без объявления
Песня «Дети Земли» участники вокальной группы «Весёлые нотки» классы
3. Вступительное слово ведущих
Здравствуйте, ребята! Здравствуйте уважаемые гости, родители и учителя! Мы рады приветствовать вас в нашей школе №48. Сегодня здесь собрались самые активные, самые мобильные, самые инициативные интеллектуалы из разных школ, а наше научное общество учащихся так и называется САМИ.
А эмблемой и символом нашего общества учащихся будет цветик-семицветик.
Давайте вспомним, что же обозначают цвета этого цветика-семицветика.
- Красный цвет всегда был в почете у наших предков, это цвет победы;
- Синий цвет – это активность , смелость и исполнение желаний;
- Жёлтый цвет – это цвет солнца, превосходно помогает в усвоении информации;
- Оранжевый цвет – цвет созидания, оптимизма и свободы;
- Зелёный цвет – цвет радости и спокойствия;
- Голубой цвет – цвет красоты, доброты и вдохновения;
- Фиолетовый цвет – цвет творчества.
- Любим мы учиться и всегда сознательно к учению стремимся.
- Мы самые мобильные и в добывании знаний всегда мы прилагаем усердие и старание.
- Мы самые мобильные и нас не удержать, если мы решили что-то новое узнать.
- Мы инициативные, и мы не ждём указок, учиться интересно нам без всяческих подсказок
Дети тихо уходят в зал
Ведущие
Сегодня наша встреча посвящена экологическим проблемам.
А что же такое экологические проблемы и что такое экология?
Экология — это наука. Ученые-экологи изучают, как изменения в окружающей среде влияют на жизнь растений, животных и человека.
Экологические проблемы возникают чаще всего из-за влияния человека на природу.
Но что это?
Нам пришли телеграммы! Срочные! Вот, пожалуйста:
«Срочно. От Бабы-яги. Пропадаю, погибаю. Сломала последнюю костяную ногу о мусор, который туристы оставили».
Вот вам и первая проблема — засорение окружающей среды.
Еще одна телеграмма, от вороны: «Это что же такое делается, граждане? Родное гнездо душегубы разорили. Без крыши над головой на старости лет оставили. Я теперь не ворона получаюсь, а бомж. Примите срочно меры, а то я до самой ООН дойду. Хулиганы вы этакие». Так ворона и погибнуть может!
Поэтому следующая экологическая проблема — резкое сокращение биологического разнообразия на планете.
Пришла телеграмма от белого медведя из Антарктиды:
«Срочно. Помогите! Айсберги тают. Скоро не на чем будет плавать».
Вот и следующая проблема — «парниковый эффект». А что это такое?
Постепенное повышение температуры на всей Земле приводит к перемене климата и к таянию ледников, а значит, к повышению уровня воды во всем мире. В ледниках вода находится как бы «в запасе», ведь в них только пресная вода.
Телеграмма от Красной Шапочки: «У бабушки в огороде солнце выжгло всю капусту. Не с чем делать пирожки. Помогите! Голодаем». Почему же сгорела капуста у бабушки?
Над огородом нарушился озоновый слой.
А что же такое озоновый слой и где он находится? Озон скапливается на высоте 15-60 км, образует защитный экран, спасающий нас от ультрафиолетовых лучей.
Если озона становится мало, то появляется «озоновая дыра», причиной которой являются аэрозоли. А что такое аэрозоли?
Это баллончики, из которых мы распыляем краску, лак для волос, освежители воздуха и т.д. В этих баллончиках содержатся вещества, разрушающие озоновый слой.
Но озоновый слой способен восстанавливаться. Вы замечали, как легко дышится после грозы в сосновом лесу?
Телеграмма от белочки: «После дождя попадали все шишки с деревьев, не могу их найти, помогите!» Почему же шишки попадали после дождя?
Вот и еще одна экологическая проблема — кислотные осадки. Все вы видели летом после дождя на лужах желтую пленку, после таких дождей обычно желтеют огурцы на грядках. Откуда появляются кислотные дожди?
Кислотные дожди бывают после выбросов или аварий на заводах.
А теперь вопрос для самых внимательных в зале. Сколько экологических проблем мы сегодня с вами рассмотрели? Поднимите руку, кто сможет назвать цифру (пять) и перечислить все экологические проблемы.
Медаль знатока экологии вручить! Звучит торжественная музыка.
Все эти проблемы возникают под влиянием человека. Никогда человек не имел такого влияния на окружающую его природу, как теперь, никогда это влияние не было так разнообразно и так сильно, поэтому наша игра посвящена экологии.
В этой игре будет 5 туров и конкурс капитанов.
О начале каждого тура будет оповещать сигнал гонга.
Предлагаем начать нашу работу с игры «Пожималки», возьмитесь за руки и поднимите их вверх, образуя круг. Передайте друг другу пожатие руки, а на ухо скажите пожелание на игру. А мы вам желаем взаимоуважения, взаимопонимания, взаимовыручки.
- Ваша задача – вопросы разобрать! Победу одержать!
А кто будет отвечать, медали будет получать! - А ещё вы должны сейчас выбрать командира, который будет получать задание для своей команды. Ребята подчеркните фамилию своего командира в листе регистрации одной чертой.
Вашу игру будет оценивать строгое жюри. Представление жюри.
Состав жюри муниципальной интеллектуальной игры среди младших школьников «Мы в любое время года ходим тропами природы»
- Павлова Ольга Викторовна, заместитель начальника Управления образования администрации Володарского муниципального района Нижегородской области;
- Власенко Татьяна Николаевна, методист ИДК Управления образования администрации Володарского муниципального района Нижегородской области;
- Шуклина М.В., учитель биологии МБОУ СОШ №45 п.Центральный;
- Кобышко К.П., методист ИДК Управления образования администрации Володарского муниципального района Нижегородской области;
- Котюсова Елена, учащаяся 9 класса МБОУ СОШ №42 п.Решетиха, победительница районного конкурса «Ученик года – 2013».
Прошу дать сигнал гонга.
1 тур называется «Жалобная книга» природы.
Вам необходимо прочитать жалобу и ответить, от кого она поступила? Время 1 минута Командиры получите задание. Напишите № вашей школы.
Жалоба | Кто жалуется? |
«Сама знаю, что не красавица. Но не всем же быть красавицами. Увидев меня, многие шарахаются в сторону, а кто– то и камнями норовит забросать. А что это? Придумали, что от меня на руках бородавки бывают… Чушь какая-то! А польза от меня большая, я за лето могу съесть больше 1000 опасных насекомых, особенно таких, которых птицы не трогают» | Жаба, лягушка |
«На земном шаре, нет пожалуй такого существа, о котором рассказывали бы столько легенд и небылиц, сколько обо мне. И всё из-за того, что ни на обычных зверей, ни на птиц я не похожа, темноту люблю, очень нравится мне висеть вниз головой. Что же мне делать? Ведь такой я уродилась. А обижают меня незаслуженно. Я же друг человеку, а не враг» | Летучая мышь |
«Как жаль, что меня боятся почти все люди. Я ведь просто греюсь на солнышке и не трогаю никого. А какая я красивая! Полосками разноцветными переливается моя чешуя. Многих людей своим ядом исцеляю. Не убивайте меня!» | Змея |
«Мы – белоснежное чудо на воде. Как мы красивы! А вы нас обрываете. Для чего? Мы ведь в вазе стоять не можем, сразу вянем. Любуйтесь нами, когда мы растём в воде!» | Водяные лилии |
«Есть такая загадка: «Какое растение знают даже слепые?» Да, это обо мне. Я не виновата, что на меня нечаянно садятся да ещё провинившихся мальчишек по мягкому месту поколачивают. А ведь из меня не только разные лекарственные настои можно приготовить, но и очень полезные щи, супы, салаты. В Великую Отечественную войну я многих от голода спасла » | Крапива |
«Я – очень красивый гриб! Моя шляпка красная, вся в горошках. Люблю выделяться среди других грибов. Зачем же вы меня ногами сбиваете? Сами вы меня не едите, а вот некоторые животные меня в пищу употребляют и даже лечатся. Да и красота от меня в лесу!" | Мухомор |
Сигнал гонга. Прошу ответы сдать жюри.
Внимание правильный ответ.
Прошу дать сигнал гонга.
2 тур называется «Я эколог».
Сейчас вашему вниманию предлагается экологическая сказка « Как мальчик Климат заболел?» Смотрите внимательно, потому что после просмотра вам надо будет ответить на вопрос:
Какие действия человека относятся к охране природы? Просмотр сказки.
Командиры получите задание.
Отметь галочкой
Какие действия человека относятся к охране природы? Впишите своё предложение по охране окружающей среды. Время выполнения 1 минута. Сигнал гонга.
- Посадка леса
- Слив сточных вод
- Подкормка птиц
- Заготовка древесины
- Сбор берёзового сока
- Сбор макулатуры
- Уничтожение раннецветущих растений
- ?
- ?
Отнесите свои ответы жюри
А вашему вниманию предлагается памятка жителям планеты Земля
- Заботьтесь о чистоте воздуха
- Не загрязняйте воду
- Не бросайте мусор на Землю
- Не занимайтесь незаконной охотой
Пока жюри подсчитывает баллы, мы с вами немножко отдохнём. Попрошу всех встать на весёлую физкультминутку
Физпауза. Слово жюри.
Прошу дать сигнал гонга.
3 тур называется «Природные сообщества и цепи питания»
Видеоролик о цепи питания (дуб – гусеница – синица – орёл) 1 минута
Команды получите задание 3 тура
Восстановить сеть питания
белка----- | орёл | |
жёлуди----- | мыши----- | уж |
кабан----- | волк |
Слова для справок: белка, орёл, кабан, уж
Прошу сдать работы жюри. Внимание правильный ответ.
Прошу дать сигнал гонга.
4 этап «Красная книга»
Ребята, а вы знаете какие страницы есть в Красной книге?
Есть «чёрные» страницы. На них записаны названия растений и животных, которые исчезли.
На «красных» страницах– животные и растения, которые находятся на грани исчезновения, но их ещё можно спасти.
На «оранжевых» страницах перечислены названия растений и животных, число которых постоянно уменьшается. Если их не оберегать, то они окажутся на грани исчезновения.
На «жёлтых» страницах дан перечень организмов, которые считаются редкими, пока их число пока не сокращается
«Белые» страницы, перечисляют те растения и тех животных, в чьём благополучии ученые сомневаются. Но у них пока не хватает точных сведений, чтобы сделать точный вывод.
«Зелёные» страницы дают название животных существ, число которых постепенно восстанавливается благодаря стараниям людей или естественным путём.
Команды получите задание 3 тура
Установить соответствие. Узнайте редких животных.
Соедини стрелкой картинку и название редкого животного.
Время выполнения 1 минута. Прошу команды сдать ответы жюри.
Внимание правильный ответ
Конкурс капитанов
Ребята, вначале игры мы выбирали командиров команды. А сейчас вам надо выбрать самого эрудированного участника в своей команде. Они будут участвовать в конкурсе капитанов. Им может быть капитан, а может быть и другой участник.
Решать вам! Для этого вам надо надеть цветной бейджик команды, чтобы жюри легко было определить из какой вы команды. Подчеркните фамилию самого эрудированного двумя чертами. Прошу самых эрудированных на сцену.
Перед вами 3 стула с цифрами.
Вам будут задавать вопрос , а вы должны выбрать вариант ответа: 1,2,3 и подойти к стулу(веера)
- Когда отмечается день окружающей среды? (5 мая, 5 июня, 5 ноября)
- Соком какого растения можно выводить бородавки? (аптечная ромашка, чистотел, корень одуванчика)
- Мальчик болеет ангиной. Какое растительное средство вы посоветуете, чтобы быстрее выздороветь? (аптечная ромашка, чистотел, корень одуванчика)
- Если у вас плохой аппетит. Что с этим делать? (аптечная ромашка, чистотел, корень одуванчика)
- Какое растение заменяет вату и йод? (мох, липа, берёза)
- Какое дерево цветёт позже всех? (липа, сосна, берёза)
- Какое дерево можно назвать символом России? (берёзу?)
- Какое дерево используют в кораблестроении? (липа, сосна, берёза)
- Каких страниц нет в красной книге? (красных, зелёных, фиолетовых)
Запасной вариант для капитанов
Если дымно и туманно
Так, что вам не видно ног,
Это значит — воздух грязный.
Тот туман зовется... (Смог.)
Не собирайте здесь грибы
И не сушите вы гербарии.
Завод когда-то здесь стоял,
На нем случилась вдруг... (Авария.)
Вокруг пенье, стук и грохот —
Не идет ничто на ум.
Знайте, что для человека
Очень вреден этот... (Шум.)
Если что-то нам не жалко,
То несем скорей на свалку.
Загрязняют землю, воды
Бытовые все... (Отходы.)
Почему весной нельзя охотиться на пушных зверей? (они в это время выкармливают детёнышей)
Почему нельзя уничтожать в лесу ядовитые грибы? (ими лечатся животные)
Почему весной и в начале лета нельзя шуметь в лесу? (это пугает птиц и животных, они бросают гнёзда и своих детёнышей)
Какие правила поведения в лесу надо соблюдать во время прогулок и выездов на природу?
Оставлять после себя порядок, не кричать, не загрязнять ручьи и реки, не срывать редкие растения, не брать с собой особенно весной в лес собак, чтобы не пугали птенцов, детёнышей животных.
Какую помощь животным вы можете уже сейчас оказывать?
Изготавливать и развешивать кормушки для птиц, содержать в чистоте территорию школы и своего дома, правильно вести себя на природе.
Медаль знатока экологии вручить! Звучит торжественная музыка.
5 этап «Лесные робинзоны»
Собрать рюкзак в поход и найти лишний предмет. Вам нужно наклеить необходимые вещи и предметы. Как только работа будет завершена, вы должны все взяться за руки и поднять руки вверх! Оценивается правильность, скорость и дружба!
Внимание! Лишним оказались игрушки! (кукла, машинка, дудка и т.д.)
Подведение итогов!
Музыкальные номера:
Взгляни на мир глазами – 3 минуты
Танец «Свидание»
Цветы
Слово Жюри
Командам, получившим определённое количество баллов, помощники вручают медали с тесёмочками разных цветов по разным номинациям:
Красные – «Почетные экологи» 1 место, просим команду подняться на сцену Синие – «Знатоки экологии» 2 место, прошу команду подняться на 2 ступень
Зелёные – «Любители экологии» 3 место, просим команду встать на 3 ступень
Желтые – «Эксперты экологии» просим подойти к сцене
Фиолетовые – «Юные натуралисты»
Оранжевые – «Юные натуралисты»
На сцену приглашаются для общего фотографирования все члены жюри и руководители команд
Общая фотография всех участников игры