Цели:
- Познакомить детей с новым звуком новой буквой; уметь находить новый звук в словах ; уметь отличать звук [щ] и букву, которая его обозначает от других звуков и букв; учиться читать слоги и слова с новой буквы.
- Развивать фонематический слух, мышление, внимание, речь учащихся, словарный запас.
- Воспитывать мотивацию обучения создавать ситуации доверия и успеха, контролировать свою работу и оценивать ее результат. Работать в парах, слушать собеседника и вести диалог.
Оборудование: Электронное приложение к учебнику В.Г.Горецкого, экран, проектор, компьютер, картинки, схемы слов.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
1. Игра “Четвертый лишний”
(На доске записаны буквы Ш Ч Ц Ж )
- Какая буква лишняя?(Ч)
- Почему? (буква Ч означает согласный мягкий звук, а все остальные звуки согласный твердый)
- Какое правило вы знаете с этой буквой? (ча пишем с буквой”а”,чу с буквой “у”)
2. – Сегодня мы с вами познакомимся с новым звуком и с новой буквой.
III. Самоопределение к деятельности.
(На доске картинки :щетка, щенок,плащ ,овощи)
- Посмотрите на эти картинки, что здесь нарисовано?(Дети называют нарисованные предметы)
- Какой одинаковый звук вы слышите во всех этих словах? [Щ']
- Давайте послушаем этот звук. Произнесите его. [Щ']
- Этот звук обозначается буквой “ща”.
- Вот она. (показ буквы)
- На что она похожа?
- Назовите тему сегодняшнего урока. (Буква Щ , звук [щ])
- Хорошо. А что бы вы хотели узнать об этой букве?
(Согласный или гласный, звонкий или глухой, твердый или мягкий)
На доске появляются полоски со словами
2 - Сначала давайте определим, буква обозначает:
- Согласный или гласный звук. Что нужно сделать? (пропеть)
- Этот звук поется? (нет)
Вывод: согласный (полоска со словом “гласный” убирается)
- Звонкий или глухой?
Вывод: глухой (полоска со словом”звонкий” убирается)
- Твердый или мягкий?Для этого сначала послушайте стихотворениеи назовите слова со звуком [Щ'] :
Из морской капусты щи
Щука наварила,
Окуньков, бычков, лещей
В гости пригласила.
(ЩИ, ЩУКА, ЛЕЩИ)
- Где слышите звук [щ]?(В начале слова и в середине)
- Составьте схемы этих слов.
3. Работа в парах
- 1 ряд схема слова щи
- 2 ряд - щука
- 3 ряд - лещи
На доске открывается 3 схемы
- Первый ряд найдите схему вашего слова?
- Где слышится звук [Щ']? (в начале)
- Произнесите.
- Второй ряд , найдите схему к вашему слову.
- Где слышится звук? (В начале)
- Как он произносится?
- Третий ряд, где находится звук? (В середине)
- Как он произносится?
Вывод:Звук [щ] во всех словах произносится одинаково
- Приведите еще примеры слов со звуком [щ]
- Какой можно сделать вывод? (Он всегда мягкий)
- Итак, что же мы узнали об этом звуке? (По оставшимся полоскам на доске)
(Он согласный, глухой и мягкий)
- Обозначается, какой буквой?
(ЩА)
Физминутка.
4. Работа по картинке.(Электронное приложение)
- Найдте на картинке слова со звуком [щ]
(Плащ, щенок, щука, щуренок, роща, чаща и т. д )
Где слышите?
5. Чтение слогов.
(Электронное приложение)
6. Знакомство с правилом
- Какая буква обозначает тоже согласный мягкий звук? (“че”)
- Какое правило мы знаем сэтой буквой7 ( ЧА пишем с буквой а, ЧУ- с буквой у. )
- Подумайте, а можем мы тоже самое сказать о букве “ща”?
- Вот так же и буква “ща” не дружит с буквами ю и я. Мы должны будем с вами запомнить ЩА- пишем с буквой а, ЩУ – пишем с буквой у.
ХОРОМ!
7. Игра со слогами.
Работа в группах.
- Каждпя группа должна придумать как можно больше слов со слогами:
ЩЁ,ЩЕ,ЮЩ,ЯЩ,ЩИ
ЩЁтка, яЩИк, плЮЩ, яЩЕрица и т. д.
- Определить количество слогов в каждом слове слове.
8. Развитие речи.
(Электронное приложение)
1.-Составьте рассказ по картинкам.
(Дети составляют рассказ, работая в группах)
На выбор составляется схема предложения
IV. Рефлексия.
Сегодня на уроке я...
- научился...
- было интересно...
- было трудно...
V. Итог урока.
- С какой буквой познакомились?
- Что узнали об этой букве?