Урок информатики на тему «Табличная форма представления информации». 5-й класс

Разделы: Информатика

Класс: 5


Цели.

Обучающие

- акцентировать внимание учащихся на достоинствах и недостатках текстовой формы представления информации;

- дать представление о таблице как очень удобной форме структурирования определенной текстовой информации;

- формировать у учащихся навык использования таблиц для решения задач.

Развивающие

- развивать навыки работы с ПК;

- развивать смекалку, умение думать и делать выводы.

Воспитательные

- воспитывать интерес к предмету, внимательность и дисциплинированность.

Ожидаемые результаты.

Личностные результаты

научатся увязывать учебное содержание с собственным жизненным опытом.

Метапредметные результаты

научатся выполнять структурирование информации.

Предметные результаты

будут сформированы умения формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей;

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Используемые формы работы: учебная игра, исследование, практическая работа на компьютере.

Оборудование и наглядность: интерактивная доска, презентация “Табличная форма представления информации”, презентация “Табличный способ решения логических задач” из набора цифровых образовательных ресурсов к УМК Л.Л. Босовой, карточки учащимся, игра “Морской бой” из набора ЦОР.

Структура урока

1 этап. Организационный

2 этап. Актуализация знаний

3 этап. Изучение нового материала

   Понятие таблицы

   Физкультминутка

Табличный способ решения задач

4 этап. Компьютерный практикум

5 этап. Итоги урока

Ход урока

1 этап. Организационный

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Веселый звонок
Нас позвал на урок.
Хочу пожелать
Вам учиться на пять.

А тема урока…. Впрочем, догадайтесь сами, разгадав зашифрованное слово

Слайд 2 презентации. (Приложение)

Кто справился? Молодцы. Отгаданное слово – таблица.

А тема урока “Табличная форма представления информации”. Запишите ее себе в тетрадь. Отложите ручки, продолжаем.

2 этап. Актуализация знаний

Чтобы сделать дело ловко,
Каждому нужна сноровка.
Чтобы новую тему изучить
Надо знания повторить.

Давайте повторим, что мы уже знаем и умеем. Работа устно.

Слайд 3 презентации. (Приложение)

Фронтальная беседа по вопросам:

Что понимается под кодированием информации?

Какие основные способы кодирования информации вы знаете?

Почему выбирают тот или иной способ кодирования информации?

Ответить на вопросы 1-6 стр. 36 учебника. [1]

На экране будет текст. В него вкрались хитрые ошибки. Найдите их и объясните, как их исправить, если курсор стоит в указанном месте.

Слайд 4 презентации. (Приложение)

1.

По дороге шуршат шины –
То проехала малина.

(Щелкнуть по слову “малина” и появится позиция курсора в слове, второй щелчок выдаст названия клавиш, которые нужно нажать, чтобы исправить ошибку)

2.

Вот стоит огромный сом. (Аналогично первому)
Светятся окошки в нем.

3.

Страшный-страшный серый полк. (Аналогично первому)
На меня зубами щелк!

Какими клавишами клавиатуры нужно воспользоваться, чтобы исправить ошибки?

1) Назовите указанные на рисунке элементы окна текстового редактора Word.

Слайд 5 презентации. (Приложение)

3 этап. Изучение нового

Понятие таблицы

Прочитайте, пожалуйста, текст:

Слайд 6 презентации. (Приложение)

В пятом классе учится несколько учащихся. Иванова Аня по математике за четверть получила 5. Глебов Олег отличник по информатике, а вот по математике у него четыре. Суворина Ира и по математике и по информатике учится на четыре. А Аня Иванова по информатике учится так же как и Ира. Перепелкин Юрий получил за четверть четверку по информатике, а вот по математике – оценку три. Кузнецов Сергей учится совсем слабо, у него по всем предметам тройки. А Максим Иволгин отличник по всем предметам.

Прочитали?

Ответьте на вопросы. Ответы запишите в тетради. На каждый ответ 10 секунд:

Слайд 7 презентации. (Приложение)

Сколько учащихся в 5 классе?

Кто из учеников имеет пятерку по информатике?

Кто учится на тройки?

Кто получил в четверти пять по математике?

На все вопросы даны ответы? Почему? Почему не успеваете?

А теперь попробуем представить данную информацию по-другому:

Слайд 8 презентации. (Приложение)

Таблица. Оценки учащихся 5 класса за четверть.

№ п/п Ученики Оценки
математика информатика
1 Иванова Аня 5 4
2 Глебов Олег 4 5
3 Суворина Ира 4 4
4 Перепелкин Юрий 3 4
5 Кузнецов Сергей 3 3
6 Максим Иволгин 5 5

Ответьте на вопросы. На каждый ответ 10 секунд:

  • Сколько учащихся в 5 классе?
  • Кто из учеников имеет пятерку по информатике?
  • Кто учится на тройки?
  • Кто получил в четверти пять по математике? А по информатике?

На все вопросы даны ответы? Подумайте, почему сейчас ответить на вопросы легче?

Вывод: табличная форма представления информации очень удобна. В ней легко искать информацию. Она наглядна.

Подумайте: где вы в повседневной жизни сталкивались с табличной формой представления информации?

Итак, что же такое таблица? Из чего она состоит?

Рассмотрите схему на стр 38 учебника. [1] и на слайде 9. презентации.

Карточка

Запишите названия элементов таблицы

Ну что ж,

Чтобы что-то не забыть,
Надо знанья закрепить.
Потому без сожаленья
Выполняем упражненья.

Выполнить упр 36 стр 38 РТ. [2]

Физкультминутка

Слайд 10 презентации. (Приложение)

Запомните:

буква О – правую руку вперед

буква Д – левую руку вперед

Ы – кивок головой вперед

М – голову наклонить влево

К – голову наклонить вправо

Р – глазами посмотреть вверх, на поднимая головы

А – глазами посмотреть вниз, не опуская головы

А теперь закодируйте таким способом слова дом, дым, рак, рык.

Табличный способ решения задач

Переход от текстовой формы представления информации к табличной часто помогает решать достаточно трудные задачи.

Для объяснения используется презентация “Табличный способ решения логических задач” из набора цифровых образовательных ресурсов к УМК Л.Л. Босовой.

4 этап. Компьютерный практикум.

Мы трудились без конца,
Поиграть пришла пора.

Игра “Морской бой” из набора ЦОР к УМК Л.Л. Босовой.

5 этап. Итоги урока

Слайд 11 презентации. (Приложение)

Закончите предложения:

- Для того, чтобы информация стала наглядной и с ней было удобно работать, ее представляют в виде … (шифра, рисунка, таблицы).

- Таблица состоит из … (строк и граф, полосок и линеек, черточек и палочек).

- Таблицы можно применять и для … (поздравления, решения логических задач, рисования).

Домашнее задание: §1. 10, РТ: № 37, 38 (стр. 39).

Рефлексия.

Возьмите на память карточку с улыбкой, если урок понравился, или карточку с грустной рожицей, если урок не понравился.

Слайд 12 презентации. (Приложение) “Спасибо за урок!”

Список литературы

  1. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: учебник для 5 класса/Л.Л. Босова. – 4-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 199 с.: ил.
  2. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 5 класса/Л.Л. Босова. – 4-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 87 с.: ил.