Цели.
Обучающие
- акцентировать внимание учащихся на достоинствах и недостатках текстовой формы представления информации;
- дать представление о таблице как очень удобной форме структурирования определенной текстовой информации;
- формировать у учащихся навык использования таблиц для решения задач.
Развивающие
- развивать навыки работы с ПК;
- развивать смекалку, умение думать и делать выводы.
Воспитательные
- воспитывать интерес к предмету, внимательность и дисциплинированность.
Ожидаемые результаты.
Личностные результаты
научатся увязывать учебное содержание с собственным жизненным опытом.
Метапредметные результаты
научатся выполнять структурирование информации.
Предметные результаты
будут сформированы умения формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей;
Тип урока: урок изучения новых знаний.
Используемые формы работы: учебная игра, исследование, практическая работа на компьютере.
Оборудование и наглядность: интерактивная доска, презентация “Табличная форма представления информации”, презентация “Табличный способ решения логических задач” из набора цифровых образовательных ресурсов к УМК Л.Л. Босовой, карточки учащимся, игра “Морской бой” из набора ЦОР.
Структура урока
1 этап. Организационный
2 этап. Актуализация знаний
3 этап. Изучение нового материала
Понятие таблицы
Физкультминутка
Табличный способ решения задач
4 этап. Компьютерный практикум
5 этап. Итоги урока
Ход урока
1 этап. Организационный
Здравствуйте, ребята! Садитесь.
Веселый звонок
Нас позвал на урок.
Хочу пожелать
Вам учиться на пять.
А тема урока…. Впрочем, догадайтесь сами, разгадав зашифрованное слово
Слайд 2 презентации. (Приложение)
Кто справился? Молодцы. Отгаданное слово – таблица.
А тема урока “Табличная форма представления информации”. Запишите ее себе в тетрадь. Отложите ручки, продолжаем.
2 этап. Актуализация знаний
Чтобы сделать дело ловко,
Каждому нужна сноровка.
Чтобы новую тему изучить
Надо знания повторить.
Давайте повторим, что мы уже знаем и умеем. Работа устно.
Слайд 3 презентации. (Приложение)
Фронтальная беседа по вопросам:
Что понимается под кодированием информации?
Какие основные способы кодирования информации вы знаете?
Почему выбирают тот или иной способ кодирования информации?
Ответить на вопросы 1-6 стр. 36 учебника. [1]
На экране будет текст. В него вкрались хитрые ошибки. Найдите их и объясните, как их исправить, если курсор стоит в указанном месте.
Слайд 4 презентации. (Приложение)
1.
По дороге шуршат шины –
То проехала малина.
(Щелкнуть по слову “малина” и появится позиция курсора в слове, второй щелчок выдаст названия клавиш, которые нужно нажать, чтобы исправить ошибку)
2.
Вот стоит огромный сом. (Аналогично первому)
Светятся окошки в нем.
3.
Страшный-страшный серый полк. (Аналогично
первому)
На меня зубами щелк!
Какими клавишами клавиатуры нужно воспользоваться, чтобы исправить ошибки?
1) Назовите указанные на рисунке элементы окна текстового редактора Word.
Слайд 5 презентации. (Приложение)
3 этап. Изучение нового
Понятие таблицы
Прочитайте, пожалуйста, текст:
Слайд 6 презентации. (Приложение)
В пятом классе учится несколько учащихся. Иванова Аня по математике за четверть получила 5. Глебов Олег отличник по информатике, а вот по математике у него четыре. Суворина Ира и по математике и по информатике учится на четыре. А Аня Иванова по информатике учится так же как и Ира. Перепелкин Юрий получил за четверть четверку по информатике, а вот по математике – оценку три. Кузнецов Сергей учится совсем слабо, у него по всем предметам тройки. А Максим Иволгин отличник по всем предметам.
Прочитали?
Ответьте на вопросы. Ответы запишите в тетради. На каждый ответ 10 секунд:
Слайд 7 презентации. (Приложение)
Сколько учащихся в 5 классе?
Кто из учеников имеет пятерку по информатике?
Кто учится на тройки?
Кто получил в четверти пять по математике?
На все вопросы даны ответы? Почему? Почему не успеваете?
А теперь попробуем представить данную информацию по-другому:
Слайд 8 презентации. (Приложение)
Таблица. Оценки учащихся 5 класса за четверть.
№ п/п | Ученики | Оценки | |
математика | информатика | ||
1 | Иванова Аня | 5 | 4 |
2 | Глебов Олег | 4 | 5 |
3 | Суворина Ира | 4 | 4 |
4 | Перепелкин Юрий | 3 | 4 |
5 | Кузнецов Сергей | 3 | 3 |
6 | Максим Иволгин | 5 | 5 |
Ответьте на вопросы. На каждый ответ 10 секунд:
- Сколько учащихся в 5 классе?
- Кто из учеников имеет пятерку по информатике?
- Кто учится на тройки?
- Кто получил в четверти пять по математике? А по информатике?
На все вопросы даны ответы? Подумайте, почему сейчас ответить на вопросы легче?
Вывод: табличная форма представления информации очень удобна. В ней легко искать информацию. Она наглядна.
Подумайте: где вы в повседневной жизни сталкивались с табличной формой представления информации?
Итак, что же такое таблица? Из чего она состоит?
Рассмотрите схему на стр 38 учебника. [1] и на слайде 9. презентации.
Карточка
Запишите названия элементов таблицы
Ну что ж,
Чтобы что-то не забыть,
Надо знанья закрепить.
Потому без сожаленья
Выполняем упражненья.
Выполнить упр 36 стр 38 РТ. [2]
Физкультминутка
Слайд 10 презентации. (Приложение)
Запомните:
буква О – правую руку вперед
буква Д – левую руку вперед
Ы – кивок головой вперед
М – голову наклонить влево
К – голову наклонить вправо
Р – глазами посмотреть вверх, на поднимая головы
А – глазами посмотреть вниз, не опуская головы
А теперь закодируйте таким способом слова дом, дым, рак, рык.
Табличный способ решения задач
Переход от текстовой формы представления информации к табличной часто помогает решать достаточно трудные задачи.
Для объяснения используется презентация “Табличный способ решения логических задач” из набора цифровых образовательных ресурсов к УМК Л.Л. Босовой.
4 этап. Компьютерный практикум.
Мы трудились без конца,
Поиграть пришла пора.
Игра “Морской бой” из набора ЦОР к УМК Л.Л. Босовой.
5 этап. Итоги урока
Слайд 11 презентации. (Приложение)
Закончите предложения:
- Для того, чтобы информация стала наглядной и с ней было удобно работать, ее представляют в виде … (шифра, рисунка, таблицы).
- Таблица состоит из … (строк и граф, полосок и линеек, черточек и палочек).
- Таблицы можно применять и для … (поздравления, решения логических задач, рисования).
Домашнее задание: §1. 10, РТ: № 37, 38 (стр. 39).
Рефлексия.
Возьмите на память карточку с улыбкой, если урок понравился, или карточку с грустной рожицей, если урок не понравился.
Слайд 12 презентации. (Приложение) “Спасибо за урок!”
Список литературы
- Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: учебник для 5 класса/Л.Л. Босова. – 4-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 199 с.: ил.
- Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 5 класса/Л.Л. Босова. – 4-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 87 с.: ил.