Цель: создание условий для этнокультурного развития личности путём включения её в многообразную деятельность школьного музея.
Задачи:
- познакомить обучающихся с крестьянским бытом, предметами обихода и домашней утварью крестьянских изб в России;
- развивать способность к эстетическому созерцанию, развивать логическое мышление, образное восприятие истории, нашего прошлого, интерес к изучению истории родного края;
- воспитывать уважение к нашим предкам, их труду и быту, к народным ценностям; бережное отношение к традициям, культуре и истории своего народа. Воспитание музейной культуры.
Оборудование: экспозиция школьного музея “Русская изба”, экспонаты школьного музея - предметы крестьянского быта.
Ход урока
1. Организационный этап.
Учитель: Сегодня мы совершим путешествие в старину. Наш урок будет проходить в школьном краеведческом музее. Здесь представлены экспонаты культуры и быта конца XIX - начала XX веков. В прошлое мы с вами попадём, в крестьянскую хату вместе все войдём.
Давайте вспомним правила поведения в музее.
- По залам музея или выставки следует передвигаться бесшумно.
- Громко разговаривать или кричать, подзывая знакомого или друга недопустимо.
- Нельзя трогать экспонаты руками.
- При передвижении по залу, старайтесь не мешать окружающим.
2. Введение в тему урока.
Учитель:
Когда к истории хотим мы прикоснуться
Иль в мир прекрасного охота окунуться
В музей идём, по залам ходим,
Душой с тенями предков говорим.
Застыло время здесь для нас,
Чтоб для потомков сохранить
Дарованный щедро духовный запас,
Который в музее умеют ценить.
3. Актуализация опорных знаний.
Учитель: В богатой лесами России все постройки издавна были деревянные. А как же называлось в селе жилище крестьянина? (Дом, изба, хата)
- Расскажите об особенностях нашей крестьянской избы.
4. Сообщение темы и целей урока.
Учитель: Крестьянскую избу трудно было представить без многочисленной утвари. “Утварь – это совокупность предметов, необходимых человеку в его обиходе”. Сегодня мы с вами рассмотрим вещи, которые расскажут нам о прошлом. Это предметы труда и быта крестьян нашего села.
5. Работа по теме урока.
1) (Рассказ учителя) Центральным местом в доме был “Красный угол” - “божница”. “Божница” оформлялась в форме большого киота, состоящего из одной или нескольких икон, украшенных рушниками, и стола - угольника. Часто иконы и рушники украшались вышивкой. В “божнице” сохраняли предметы, имеющие священное или обрядовое значение: венчальные свечи, пасхальные яйца, просвирки, записи молитв, поминальные книжки”.
У зажиточных крестьян были целые иконостасы из шести - восьми и более икон; они располагались иногда в несколько рядов, заполняя весь красный угол и образующие его стены. Центральное место в домашней божнице занимали три образа: Спасителя, Божией Матери и св. Николая Чудотворца (Николая Угодника). Образ Божьей Матери был самым любимым, он встречается наиболее часто.
Божница украшалась рушниками.
2) Учитель: Что такое рушник?
(Сообщение подготовленного обучающегося)
Рушники - традиционный элемент украшения крестьянского жилища. Их делали из тканей домашнего производства, обшивали с двух концов кружевами и вышивали крестом или гладью. Вышивка чаще всего проходила по краю полотенца с преобладанием растительного орнамента, вазона с цветами, геометрических фигур, парного изображения птиц.
- Учитель: Для чего они были нужны, почему так назывались?
(Рушники украшали комнату. Ими вытирали лицо, руки. Украшали зеркала, украшали иконы.)
3) Учитель: Что в хате крестьянина называли матушкой, кормилицей?
- Конечно, русскую печь.
Большая четырехугольная печь, занимавшая значительную часть помещения в хате, служила предметом особой заботы хозяйки дома стремившейся содержать её в чистоте (“всегда чисто вымазана”), а по возможности и украсить её.
Около печи находились ухват, кочерга, лопата, на лавках - корыто.
(Сообщения подготовленных обучающихся)
Ухват, рогач - род железных вил, которыми ставят в печь и достают горшки и чугуны. Обычно ухват стоит у печи "рогами" вниз. В народе считали, что если ухват поставить рогами вверх, то ведьма не сможет выйти из дома. Ухват выставляли на двор, чтобы предотвратить грозу, тучу, дождь, град. Стучали ухватом в потолок, на свадьбе клали под постель новобрачным. Переворачивали ухват при проводах в армию.
В народе говорили: “Кочерга в печи хозяйка”. И действительно, трудно себе представить, что можно истопить печь и приготовить пищу, даже не взяв в руки кочергу. Пока топится печь, кочерга-хозяйка трудится неустанно. Как только разгорелись в печи дрова и горящие поленья нужно отодвинуть в глубь печи, кочерга тут как тут. Выпало из огня поленце и чадит в дальнем углу топливника, на помощь ему приходит всё та же кочерга. Проходит несколько секунд, и дымящееся поленце, придвинутое кочергой к печному костерку, уже горит ярким пламенем.
Учитель: У крестьян была необходимая утварь. Часть посуды молодая хозяйка приносила в дом мужа вместе с приданым. Всегда под рукой у хозяйки – глиняные миски, кувшины, плошки разных размеров, чугунки, сковороды. Летом в жару в кувшины наливали квас, молоко, узвар, так называли крестьяне компот из фруктов, и опускали в прохладный погреб.
4) Учитель: Отгадайте загадку:
То назад, то вперёд
Ходит бродит пароход.
Остановишь - горе!
Продырявит море!
- Как узнали, что это утюг?
Учитель: Рассмотрите утюги, представленные в нашем музее. Какой из них, по вашему мнению, самый старый?
(Сообщение подготовленного обучающегося)
Рубемль — предмет домашнего быта, который в старину женщины использовали для глажения белья после стирки. Отжатое вручную бельё наматывали на валик или скалку и раскатывали рубелём, да так, что даже плохо постиранное белье становилось белоснежным, как будто из него все “соки” выжали.
5) Учитель: Что такое прялка?
Прядение — символ женского труда. Народ поэтизировал этот предмет — орудие женского труда. Работа пряхи, монотонно-утомительная, требовала большого терпения. Прясть женщина начинала с раннего детства и в основном занималась этим в молодые годы. Может быть, поэтому в народной жизни возник обычай посиделок с прядением, куда собиралась молодежь в нарядных одеждах.
6) Учитель: Отгадайте загадки.
- Два братца хотят подраться, да руки коротки.
- Двое купаются, а третий дивуется.
- Промеж двух морей, по мясным горам, гнутый
мостик лежит.
Учитель: Это коромысло. Рассмотрите его. Для чего оно предназначено?
(Сообщение подготовленного обучающегося)
Первостепенным предметом сельского быта раньше считалось коромысло. Старики наши говаривали, что сила у человека есть до тех пор, пока он может носить воду в ведрах на коромысле. А паренёк считался уже отроком, когда начинал носить воду таким способом. Коромысло помогало нести, не уставая, на плечах два ведра воды несколько сот метров, перекладывая на ходу коромысло с одного плеча на другое. А как приятна на вкус вода из криницы, да ещё из того ведра, которое принесла на коромысле родная мать.
6. Итог урока.
Игра: “Что, для чего?”
Учитель: Видите, как много было у крестьян различных предметов быта. А чтобы нам лучше изучить утварь крестьянскую, давайте попробуем отгадать старинные русские загадки.
А сейчас для вас, ребятки,
Загадаю я загадки.
Знаю, знаю наперёд -
Вы смекалистый народ.
Дети отгадывают загадки и находят в избе предметы. Поясняют, для чего этот предмет нужен был в доме, как его использовали. Учитель помогает, если у ребят возникают трудности в объяснении.
Загадки.
- Новая посудина, а вся в дырах (сито, решето).
- Мочили, колотили, рвали, крутили и на стол клали (скатерть).
- Бычок рогат, в руках зажат, еду хватает, а сам голодает (ухват).
- Гибкий лес на плечи залез (коромысло).
- Сяду на конь и поеду в огонь (горшок на ухвате).
- Кривой конь лезет в огонь (кочерга).
- Четыре ноги, два уха, один нос, да брюхо (самовар).
- Топили, колотили, мяли, трепали, рвали, крушили, ткали, на стол постлали? (лён, полотенце, рушник)
- Деревянные ноги, на лето убирают, на зиму достают (ткацкий станок).
- Был - тростинкой, стал – простынкой (льняное полотно).
- По сеням ходит, а в избу нейдёт (дверь).
- Зимой все жрёт, а летом спит; тело теплое, а крови нет; сесть на неё сядешь, а с места тебя не свезет (печь).
- Зимой нет теплей, летом нет холодней (печь и погреб).
- Четыре братца под одним шатром стоят (стол).
- Новая посудина вся в дырах (корзина).
- Два ушка, два рожка, посередине прорость (крестьянский рукомойник).
- Скручен, связан, по избе скачет (веник).
- Рога в хлеву, а хвост в руках (ухват).
- Промеж двух морей, по мясным горам, гнутый мостик лежит (коромысло с ведрами).
- Два брата купаются, а третий насмехается (ведра и коромысло).
- Дом, в котором жили наши предки (хата).
- С помощью этих двух деревянных предметов одежда казаков всегда была выглажена (рубель и каталка).
- Воду приносили из …. (колодца).
- Вкусный чай пили из …. (самовара).
- В этом предмете готовили вкусную кашу и он был очень тяжелый? (чугун)
- А с помощью этого предмета и хлеба встречают гостей (рушник).
7. Рефлексия. (Продолжить предложение)
- Я узнал…
- Мне было интересно…
- Мне понравилось…
Используемая литература:
- Громыко М.М. Мир русской деревни. М., 1991.
- Забелин М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М., 1994 г.
- Истоки: сборник статей о Белгородчине: Ф.П. Тройно Белгород “Везелица”, 1992 г. выпуск 1.
- Экспонаты школьного музея.