Этнокультурное воспитание младших школьников

Разделы: Внеклассная работа


Цель: создание условий для этнокультурного развития личности путём включения её в многообразную деятельность школьного музея.

Задачи:

- познакомить обучающихся с крестьянским бытом, предметами обихода и домашней утварью крестьянских изб в России;

- развивать способность к эстетическому созерцанию, развивать логическое мышление, образное восприятие истории, нашего прошлого, интерес к изучению истории родного края;

- воспитывать уважение к нашим предкам, их труду и быту, к народным ценностям; бережное отношение к традициям, культуре и истории своего народа. Воспитание музейной культуры.

Оборудование: экспозиция школьного музея “Русская изба”, экспонаты школьного музея - предметы крестьянского быта.

Ход урока

1. Организационный этап.

Учитель: Сегодня мы совершим путешествие в старину. Наш урок будет проходить в школьном краеведческом музее. Здесь представлены экспонаты культуры и быта конца XIX - начала XX веков. В прошлое мы с вами попадём, в крестьянскую хату вместе все войдём.

Давайте вспомним правила поведения в музее.

- По залам музея или выставки следует передвигаться бесшумно.  

- Громко разговаривать или кричать, подзывая знакомого или друга недопустимо.   

- Нельзя трогать экспонаты руками.

- При передвижении по залу, старайтесь не мешать окружающим.

2. Введение в тему урока.

Учитель:

Когда к истории хотим мы прикоснуться
Иль в мир прекрасного охота окунуться
В музей идём, по залам ходим,
Душой с тенями предков говорим.

Застыло время здесь для нас,
Чтоб для потомков сохранить
Дарованный щедро духовный запас,
Который в музее умеют ценить.

3. Актуализация опорных знаний.

Учитель: В богатой лесами России все постройки издавна были деревянные. А как же называлось в селе жилище крестьянина? (Дом, изба, хата)

- Расскажите об особенностях нашей крестьянской избы.

4. Сообщение темы и целей урока.

Учитель: Крестьянскую избу трудно было представить без многочисленной утвари. “Утварь – это совокупность предметов, необходимых человеку в его обиходе”. Сегодня мы с вами рассмотрим вещи, которые расскажут нам о прошлом. Это предметы труда и быта крестьян нашего села.

5. Работа по теме урока.

1) (Рассказ учителя) Центральным местом в доме был “Красный угол” - “божница”. “Божница” оформлялась в форме большого киота, состоящего из одной или нескольких икон, украшенных рушниками, и стола - угольника. Часто иконы и рушники украшались вышивкой. В “божнице” сохраняли предметы, имеющие священное или обрядовое значение: венчальные свечи, пасхальные яйца, просвирки, записи молитв, поминальные книжки”.

У зажиточных крестьян были целые иконостасы из шести - восьми и более икон; они располагались иногда в несколько рядов, заполняя весь красный угол и образующие его стены. Центральное место в домашней божнице занимали три образа: Спасителя, Божией Матери и св. Николая Чудотворца (Николая Угодника). Образ Божьей Матери был самым любимым, он встречается наиболее часто.

Божница украшалась рушниками.

2) Учитель: Что такое рушник?

(Сообщение подготовленного обучающегося)

Рушники - традиционный элемент украшения крестьянского жилища. Их делали из тканей домашнего производства, обшивали с двух концов кружевами и вышивали крестом или гладью. Вышивка чаще всего проходила по краю полотенца с преобладанием растительного орнамента, вазона с цветами, геометрических фигур, парного изображения птиц.

- Учитель: Для чего они были нужны, почему так назывались?

(Рушники украшали комнату. Ими вытирали лицо, руки. Украшали зеркала, украшали иконы.)

3) Учитель: Что в хате крестьянина называли матушкой, кормилицей?

- Конечно, русскую печь.

Большая четырехугольная печь, занимавшая значительную часть помещения в хате, служила предметом особой заботы хозяйки дома стремившейся содержать её в чистоте (“всегда чисто вымазана”), а по возможности и украсить её.

Около печи находились ухват, кочерга, лопата, на лавках - корыто.

(Сообщения подготовленных обучающихся)

Ухват, рогач - род железных вил, которыми ставят в печь и достают горшки и чугуны. Обычно ухват стоит у печи "рогами" вниз. В народе считали, что если ухват поставить рогами вверх, то ведьма не сможет выйти из дома. Ухват выставляли на двор, чтобы предотвратить грозу, тучу, дождь, град. Стучали ухватом в потолок, на свадьбе клали под постель новобрачным. Переворачивали ухват при проводах в армию.

В народе говорили: “Кочерга в печи хозяйка”. И действительно, трудно себе представить, что можно истопить печь и приготовить пищу, даже не взяв в руки кочергу. Пока топится печь, кочерга-хозяйка трудится неустанно. Как только разгорелись в печи дрова и горящие поленья нужно отодвинуть в глубь печи, кочерга тут как тут. Выпало из огня поленце и чадит в дальнем углу топливника, на помощь ему приходит всё та же кочерга. Проходит несколько секунд, и дымящееся поленце, придвинутое кочергой к печному костерку, уже горит ярким пламенем.

Учитель: У крестьян была необходимая утварь. Часть посуды молодая хозяйка приносила в дом мужа вместе с приданым. Всегда под рукой у хозяйки – глиняные миски, кувшины, плошки разных размеров, чугунки, сковороды. Летом в жару в кувшины наливали квас, молоко, узвар, так называли крестьяне компот из фруктов, и опускали в прохладный погреб.

4) Учитель: Отгадайте загадку:

То назад, то вперёд
Ходит бродит пароход.
Остановишь - горе!
Продырявит море!

- Как узнали, что это утюг?

Учитель: Рассмотрите утюги, представленные в нашем музее. Какой из них, по вашему мнению, самый старый?

(Сообщение подготовленного обучающегося)

Рубемль — предмет домашнего быта, который в старину женщины использовали для глажения белья после стирки. Отжатое вручную бельё наматывали на валик или скалку и раскатывали рубелём, да так, что даже плохо постиранное белье становилось белоснежным, как будто из него все “соки” выжали.

5) Учитель: Что такое прялка?

Прядение — символ женского труда. Народ поэтизировал этот предмет — орудие женского труда. Работа пряхи, монотонно-утомительная, требовала большого терпения. Прясть женщина начинала с раннего детства и в основном занималась этим в молодые годы. Может быть, поэтому в народной жизни возник обычай посиделок с прядением, куда собиралась молодежь в нарядных одеждах.

6) Учитель: Отгадайте загадки.

- Два братца хотят подраться, да руки коротки.
- Двое купаются, а третий дивуется.
- Промеж двух морей, по мясным горам, гнутый мостик лежит.

Учитель: Это коромысло. Рассмотрите его. Для чего оно предназначено?

(Сообщение подготовленного обучающегося)

Первостепенным предметом сельского быта раньше считалось коромысло. Старики наши говаривали, что сила у человека есть до тех пор, пока он может носить воду в ведрах на коромысле. А паренёк считался уже отроком, когда начинал носить воду таким способом. Коромысло помогало нести, не уставая, на плечах два ведра воды несколько сот метров, перекладывая на ходу коромысло с одного плеча на другое. А как приятна на вкус вода из криницы, да ещё из того ведра, которое принесла на коромысле родная мать.

6. Итог урока.

Игра: “Что, для чего?”

Учитель: Видите, как много было у крестьян различных предметов быта. А чтобы нам лучше изучить утварь крестьянскую, давайте попробуем отгадать старинные русские загадки.

А сейчас для вас, ребятки,
Загадаю я загадки.
Знаю, знаю наперёд -
Вы смекалистый народ.

Дети отгадывают загадки и находят в избе предметы. Поясняют, для чего этот предмет нужен был в доме, как его использовали. Учитель помогает, если у ребят возникают трудности в объяснении.

Загадки.

  1. Новая посудина, а вся в дырах (сито, решето).
  2. Мочили, колотили, рвали, крутили и на стол клали (скатерть).
  3. Бычок рогат, в руках зажат, еду хватает, а сам голодает (ухват).
  4. Гибкий лес на плечи залез (коромысло).
  5. Сяду на конь и поеду в огонь (горшок на ухвате).
  6. Кривой конь лезет в огонь (кочерга).
  7. Четыре ноги, два уха, один нос, да брюхо (самовар).
  8. Топили, колотили, мяли, трепали, рвали, крушили, ткали, на стол постлали? (лён, полотенце, рушник)
  9. Деревянные ноги, на лето убирают, на зиму достают (ткацкий станок).
  10. Был - тростинкой, стал – простынкой (льняное полотно).
  11. По сеням ходит, а в избу нейдёт (дверь).
  12. Зимой все жрёт, а летом спит; тело теплое, а крови нет; сесть на неё сядешь, а с места тебя не свезет (печь).
  13. Зимой нет теплей, летом нет холодней (печь и погреб).
  14. Четыре братца под одним шатром стоят (стол).
  15. Новая посудина вся в дырах (корзина).
  16. Два ушка, два рожка, посередине прорость (крестьянский рукомойник).
  17. Скручен, связан, по избе скачет (веник).
  18. Рога в хлеву, а хвост в руках (ухват).
  19. Промеж двух морей, по мясным горам, гнутый мостик лежит (коромысло с ведрами).
  20. Два брата купаются, а третий насмехается (ведра и коромысло).
  21. Дом, в котором жили наши предки (хата).
  22. С помощью этих двух деревянных предметов одежда казаков всегда была выглажена (рубель и каталка).
  23. Воду приносили из …. (колодца).
  24. Вкусный чай пили из …. (самовара).
  25. В этом предмете готовили вкусную кашу и он был очень тяжелый? (чугун)
  26. А с помощью этого предмета и хлеба встречают гостей (рушник).

7. Рефлексия. (Продолжить предложение)

- Я узнал…

- Мне было интересно…

- Мне понравилось…

Используемая литература:

  1. Громыко М.М. Мир русской деревни. М., 1991.
  2. Забелин М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М., 1994 г.
  3. Истоки: сборник статей о Белгородчине: Ф.П. Тройно Белгород “Везелица”, 1992 г. выпуск 1.
  4. Экспонаты школьного музея.