Цель: формировать нравственную культуру учащихся, уважительное отношение к исторической памяти своего народа; воспитывать чувство патриотизма, ответственность, потребность личного участия в мероприятиях, посвященных празднованию памятных дат.
Время проведения: накануне праздника “День Города”.
Место проведения: школьный класс.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Подготовительная работа.
- Обсуждение с учащимися темы и формы проведения классного часа.
- Поисковая работа по подборке материала.
- Распределение обязанностей между учащимися.
- Создание мультимедийной презентации.
- Оформление класса.
Ход классного часа
Учитель
1. Мы рассказать хотим о той,
Нарочно кем-то позабытой,
Но не такой уж и далекой
Войне,
О первой мировой!
С каждым днём становятся всё дальше от нас героические и трагические годы первой Мировой войны. В этом году мы отмечаем 100 лет со дня начала одной из самых страшных войн в истории человечества. Более 4 лет с 1 августа 1914 года по 11 ноября 1918 года, на территории стран Европы и Азии шли тяжёлые, кровопролитные бои. По продолжительности и ожесточенности, по количеству участвующих в них людей и боевой техники, по жестокости и числу жертв эта война превзошла все предшествовавшие ей войны.
Ученик 1
Тот август стал для них кровавым,
Война негаданно пришла,
И сразу страх, кошмар и ужас
В сердцах посеяла она.
Никто не думал, что вот так
Мир безмятежный пошатнется,
И что Россия в страшный ад
С тех пор на годы окунётся.
Ученик 2
Война, вспыхнувшая между двумя военными блоками – Тройственным союзом и Антантой сразу же приобрела общеевропейский характер и вскоре превратилась в мировую. В неё было вовлечено 38 государств с населением свыше 1,5 млрд. человек. При этом сами участники и очевидцы признавали бессмысленность конфликта. Цели ни одной из сторон в войне нельзя признать полностью справедливыми (за исключением Сербии, оказавшейся первой жертвой агрессии и мужественно отстаивавшей свою свободу). Все страны стремились завоевать для себя пространство под солнцем.
То, что война грядёт, было ясно всем давно. Нужен был лишь повод, чтобы её начать. И он нашёлся. В июне 1914г. в Сараево был убит наследник австрийского престола Франц-Фердинанд, что стало поводом Австро-Венгрии начать войну против Сербии. Выполняя союзнические обязательства в отношении Сербии, в войну вступает Россия.
Ученик 3
Две стаи недругов – волков
(Зловещий рык, оскал зубов...)
Лишь повод ждут. Таков конфуз:
Антанта - Тройственный союз...
И этот повод подвернулся:
Весь мир к безумству повернулся.
В Сараево убит эрцгерцог -
В упор студентом юным дерзко...
Ученик 4
Начало первой мировой войны вызвало взрыв патриотических чувств. Началась всеобщая мобилизация. Для России война проходила под лозунгом защиты славянских православных братьев-сербов и вызвала бурный национальный подъём.
В крупных российских городах прошли демонстрации под лозунгом “Война до победного конца!”. На волне антигерманских настроений указом Николая II Санкт-Петербург был переименован в Петроград. Большинство населения России считало себя обязанным внести свой вклад в защиту Отечества. Добровольцами на фронт шли представители разных сословий и профессий, в том числе знаменитые поэты, артисты, художники.
На фронт стремились и все мальчишки, которые хотели успеть попасть на войну и выполнить свой священный долг перед Родиной.
Да здравствует Россия,
Великая страна!
Да здравствует Россия!
Да славится она!
Племён освободитель,
Державный русский меч,
Сверкай, могучий мститель,
В пожаре грозных сеч.
Да здравствует Россия,
Великая страна!
Ученик 5
Многие девушки, в том числе из аристократических семей, работали в госпиталях и санитарных поездах. Пример подавали императрица Александра Фёдоровна и её старшие дочери Ольга и Татьяна. Были даже женские батальоны, состоящие исключительно из женщин, созданные главным образом с пропагандистской целью — поднять патриотический настрой в армии и устыдить собственным примером солдат-мужчин, отказывающихся воевать.
Со всех сторон России
Пришли мы воевать...
Мы отреклись от жизни,
У нас одна мечта:
Служить своей отчизне
Ученик 6
Пальшина Антонина Тихоновна
Среди женщин на фронтах Первой мировой войны была Антонина Тихоновна Пальшина.
“Когда в 1914-м году в августе началась война, в сентябре этого же года ушла добровольцем на турецкий фронт под видом добровольца Антона Пальшина, вступила во 2-й Кавказский Кавалерийский полк 9-ю сотню, где была зачислена на все виды довольствия. После надлежащей подготовки неоднократно принимала участие в сражениях и атаках. Но неудача скоро меня сопутствовала — в одной из атак конь был ранен, и я сильно разбилась, было побита лицо и коленный сустав, где и была отправлена в военный лазарет в город Каре. По выздоровлении секрет был открыт, что я не доброволец Антошка, а девушка Антония, я больше не захотела отправиться в эту часть, а решила перебраться на Австрийский фронт, но тут на станции заподозрен был сразу же; меня жандарм схватил, решил, что я шпионка…
По прибытии в Сарапул, поступила на краткосрочные курсы сестер милосердия военного времени, а по окончании в апреле 1915 года (окончила), нас 4-х сестер по личной просьбе направили на юго-западный фронт в город Львов. Неудержимо тянуло на передовую линию, чтобы быть вместе с солдатами вместе в боях и окопах. Случай такой скоро представился. Умер один молодой солдат в мое дежурство, и я воспользовалась его обмундированием, снова постриглась и в следующую ночь была свободна от дежурства, ушла в сторону линии фронта... Вскоре достигла обоза второго разряда, куда и пристала. Бывала в разведке за языком, в тылу противника, с донесением в штаб полка в сторожевое охранении. Была 2 раза ранена и один раз контужена. За боевые заслуги награждалась 4 раза, а Георгиевский крест 3-й степени приколол сам Генерал Брусилов в прифронтовом госпитале и велел отдать приказ по полку произвести в младшие унтер-офицеры. Но в часть я больше уже не вернулась”
Ученик 7
Главным фронтом войны считался Западный (в Бельгии и Франции). Но на протяжении всей войны русские вооружённые силы проводили активные боевые операции, не раз спасая союзнические армии от поражений. Так в августе 1914 г. по требованию Франции 1 и 2 русские армии (командующие П.К.Реннекампф и А.В.Самсонов) перешли в наступление в Восточной Пруссии. Германия была вынуждена срочно снять с Западного фронта значительные силы и отправить их на восток.
Подготовленное наспех наступление стоило России огромных жертв. Русские армии были разбиты, однако немецкие позиции во Франции были ослаблены. Помощь России внесла свой вклад в спасение Парижа и победу англо-французских войск на реке Марне в сентябре 1914 г. Осенью 1914 г. русское командование провело ряд успешных операций на юго-западном направлении против австро-венгерских войск, в результате которых были заняты Галиция и часть Буковины. Германский план быстрого, последовательного разгрома сначала Франции, а затем и России оказался сорванным.
Вывести Россию из войны Германии не удалось. В августе Николай II взял верховное командование на себя, что должно было поднять моральный дух русских солдат.
Ученик 8
Одним из самых ужасных событий войны явилась первая в истории химическая атака, проведённая немцами под бельгийским городом Ипром в апреле 1915 г. Это чудовищное деяние унесло жизни 5 тыс. и искалечило 10 тыс. человек. Применение боевых отравляющих веществ явилось нарушением не только международных договорённостей, но и моральных норм.
Во время обороны небольшой крепости Осовец, расположенной на территории нынешней Беларуси, маленькому русскому гарнизону требовалось продержаться лишь 48 часов. Он защищался более полугода – 190 дней!
Немцы применили против защитников крепости все новейшие оружейные достижения, включая авиацию. На каждого защитника пришлось несколько тысяч бомб и снарядов, сброшенных с аэропланов и выпущенных из десятков орудий 17-ти батарей, включавших две знаменитых “Больших Берты” (которые русские ухитрились при этом подбить).
Немцы бомбили крепость день и ночь. Месяц за месяцем. Русские защищались среди урагана огня и железа до последнего. Их было крайне мало, но на предложения о сдаче всегда следовал один и тот же ответ. Тогда немцы развернули против крепости 30 газовых батарей. На русские позиции из тысяч баллонов ударила 12-метровая волна химической атаки. Противогазов не было.
Все живое на территории крепости было отравлено. Почернела и пожухла даже трава. Толстый ядовито-зеленый слой окиси хлора покрыл металлические части орудий и снарядов. Одновременно германцы начали массированный артобстрел. Вслед за ним на штурм русских позиций двинулись свыше 7000 пехотинцев.
6 августа (24 июля по ст.ст.) 1915 года. Казалось, крепость обречена и уже взята. Густые, многочисленные немецкие цепи походили все ближе и ближе… И в этот момент из ядовито-зеленого хлорного тумана на них обрушилась… контратака! Русских было чуть больше шестидесяти. Остатки 13-й роты 226-го Землянского полка. На каждого контратакующего приходилось больше ста врагов!
Русские шли в полный рост. В штыковую. Сотрясаясь от кашля, выплевывая, сквозь тряпки обматывавшие лица, куски легких на окровавленные гимнастерки…
Эти воины повергли противника в такой ужас, что немцы, не приняв боя, ринулись назад. В панике топча друг друга, путаясь и повисая на собственных заграждениях из колючей проволоки. И тут по ним из клубов отравленного тумана ударила, казалось бы, уже мертвая русская артиллерия.
Это сражение войдет в историю как “атака мертвецов”. В ходе ее несколько десятков полуживых русских воинов обратили в бегство 14 батальонов противника!
Русские защитники Осовца так и не сдали крепость.
Ученик 9
Кузьма Крючков
В годы первой Мировой войны имя Кузьмы Крючкова было известно всей России. Бравый казак красовался на плакатах и листовках, папиросных пачках и почтовых открытках, его портреты и рисунки, изображающие его подвиг, печатали в газетах и журналах. А отличился казак в первые дни войны в бою с немецкими кавалеристами недалеко от польского городка Кальвария.
Возглавляемый им казачий сторожевой дозор вступил в бой с группой немецких кавалеристов и, как записано в наградных документах, Кузьма Крючков в ходе кавалерийской схватки лично зарубил шашкой и заколол пикой 11 человек.
Первого августа в Белую Олиту прибыл командующий армией генерал Ренненкампф, который снял с себя георгиевскую ленточку, приколол мне на грудь и поздравил с первым георгиевским крестом".
Ученик 10
22 сентября 2010 г. исполнилось 95 лет со дня гибели сестры милосердия Риммы Ивановой. Почти век назад шагнула в бессмертие эта 21-летняя девушка – героиня Великой войны, как тогда называли Первую мировую… И этот шаг был сделан ей в Белоруссии, точнее, в Полесье.
Погибшая на белорусской земле 21-летняя сестра милосердия Римма Михайловна Иванова стала единственной в России женщиной, удостоенной ордена Святого Георгия 4-й степени – почетнейшей боевой награды русской армии.
22 сентября 1915 года на имя начальника Ставропольской губернии из действующей армии была получена следующая телеграмма: “Государь Император 17 сентября соизволил почтить память покойной сестры милосердия Риммы Михайловны Ивановой орденом Святого Георгия 4-й степени. Сестра Иванова, невзирая на уговоры полкового врача, офицеров и солдат, всегда перевязывала раненых на передовой линии под страшным огнем, а 9 сентября, когда были убиты оба офицера 10-й роты 105-го Оренбургского полка, собрала к себе солдат и, бросившись вперед вместе с ними, взяла неприятельские окопы. Здесь она была смертельно ранена и скончалась, оплакиваемая офицерами и солдатами… Корпус с глубоким огорчением и соболезнованием свидетельствует уважение семье покойной, вырастившей героиню – сестру милосердия. О чем прошу сообщить родителям и родным, жительствующим на ул. Лермонтовская, 28. Командир 31-го армейского корпуса генерал-адъютант Мищенко”.
О подвиге сестры милосердия много писала русская пресса, на экраны вышел художественный фильм о ней, была выпущена даже граммофонная пластинка с песней “Подвиг Риммы Ивановой”..
В Ставрополе были учреждены стипендии имени Риммы Ивановой в фельдшерской школе, Ольгинской женской гимназии и земском училище села Петровское. В городе собирались устанавливать памятник героине. Но после 1917 г. подвиг Р.М.Ивановой был надолго забыт, а ее могила уничтожена. Только недавно надгробие было восстановлено, а на здании гимназии, где училась единственная женщина – Георгиевский кавалер, установлена мемориальная доска.
Ученик 11
П.Н.Нестеров.
Пётр Николаевич Нестеров - русский лётчик, разработавший первую фигуру высшего пилотажа - "мёртвую петлю". Авиаконструктор, идеи которого опередили время. Наконец, человек, первым в истории авиации применивший воздушный таран.
В 1906 году после успешного окончания Михайловский артиллерийского училища он служил во Владивостоке, где лично разработал правила корректирования стрельбы из аэростата.
Нестеровская система планирования с выключенным мотором и исключительное самообладание помогли ему 25 Января 1913 года избежать гибели, когда во время очередного полёта загорелся бензин в карбюраторе и мотор остановился. Это нагляднее всего доказало лётчикам и начальству превосходство нового метода управления самолётом. Его первые в мире изыскания в технике маневрирования моноплана в горизонтальной плоскости, исследования в осуществлении виражей заставили приглушить сомнения скептиков. Пришло и первое признание. В характеристике от Января 1913 года говорилось: "Пётр Нестеров: лётчик выдающийся. Технически подготовлен отлично. Энергичный и дисциплинированный. Нравственные качества очень хорошие".
Ученик 12
10 февраля 1914 года Киевское Общество воздухоплавания отметило Нестерова за научную разработку вопроса о глубоких кренах и за осуществленную им “мертвую петлю”, присудив ему золотую медаль Общества. Позже Киевское городское руководство от лица города вручило отважному пилоту-новатору памятный золотой жетон, с которым Петр Николаевич никогда не расставался.
В 1914 году Нестеров был произведён в штабс-капитаны и назначен начальником авиационного отряда. С началом Первой мировой войны он отбыл на Юго-Западный фронт, 11 авиаотряд принимал участие в освобождении Львова. Нестеров осуществлял воздушную разведку, выполнил одну из первых в России бомбардировок приспособленными для этого артиллерийскими снарядами. Бомбометание было проведено лётчиком так эффективно, что австрийское командование пообещало крупную денежную награду тому, кто собьёт аэроплан Нестерова.
Осуществив за время войны 28 вылетов, 8 сентября (26 августа по старому стилю) 1914 года около городка Жолква Пётр Николаевич Нестеров совершил свой последний подвиг — протаранил самолет, в котором находились пилот Франц Малина (Franz Malina) и пилот-наблюдатель барон Фридрих фон Розенталь (Friedrich von Rosenthal), которые вели воздушную разведку передвижения русских войск. Оба самолёта упали на землю, а лётчики погибли.
Гибель Нестерова отозвалась болью в сердцах тысяч граждан Российской империи. Даже неприятели воздали должное бесстрашию этого человека. В одном из приказов по войскам немецкий кайзер Вильгельм II отметил: Кайзер Вильгельм II
"Я желаю, чтобы мои авиаторы стояли на такой же высоте проявления искусства, как это делают русские...". Похоронен штабс-капитан Петр Николаевич Нестеров в Киеве на Лукьяновском кладбище.
Ученик 13
Россия потеряла в той страшной войне более 1,7 млн. убитыми, около 5 млн. ранеными, 2,5 млн. пропали без вести, попали в плен. Но солдаты и офицеры выполняли свой священный долг защиты Отечества и вписали немало героических страниц в историю первой мировой войны. Поэтому мы должны их помнить, и не допустить, чтобы славные имена героев ушли в забытье.
Так получилось, мы забыли
Героев той большой войны:
Их славу, честь перечеркнули,
И нету в этом их вины...
И точки все над "И" расставить.
Давайте вспомним их сейчас!
Тот славный для России час!
Ученик 14
Первая мировая война продолжалась более 4 лет (с 1 августа 1914 по 11 ноября 1918). В ней участвовало 38 государств, на ее полях сражалось свыше 74 млн. человек, из которых 10 млн. было убито и 20 млн. искалечено. Первая мировая война по своим масштабам, людским потерям и социально-политическим последствиям не имела себе равных во всей предшествующей истории. Она оказала огромное влияние на экономику, политику, идеологию, на всю систему международных отношений. Война привела к крушению самых могущественных европейских государств и складыванию новой геополитической ситуации в мире.
С каким нетерпением ждали люди окончания страшной войны. Были пролиты реки крови и перенесены тягчайшие испытания. Светла и прекрасна наша память о людях, которых страна потеряла в годы первой и второй мировой, Великой Отечественной войны. Безмерна скорбь о тех, кто погиб за Родину. Минутой молчания почтим память тех, кто отдал свои жизни в борьбе за мир и счастье на земле, за нашу с вами жизнь. Прошу всех встать (все встают).
(Ученица читает стихотворение со свечой в руках):
Есть очень добрый обычай Руси:
В память бессмертия душ
Ставить к иконам пламя свечи
Тем, кто не встретится уж.
Эта свеча – частица любви,
Память о тех, кого нет.
Мы зажигаем и помним о них,
Жизни негаснущий свет!
Вечная слава и вечная память
Павшим в жестоком бою!
Бились отважно и стойко с врагами Вы за Отчизну
свою!
Вечная слава героям! Слава! Слава! Слава!
Ученик 15
Прошло сто лет с начала первой мировой войны. Выросло не одно поколение, которое никогда не знало, и надеемся, никогда не узнает ужасов войны. Но подвиги, совершенные воинами, навсегда останутся в нашей памяти, в названиях улиц и площадей, в величественных и мемориальных комплексах.
"Память об этой трагедии должна помочь нам извлечь верные уроки из прошлого. Необходимо дать объективную оценку событиям тех лет, не допуская искажений и предвзятости в их освещении” - отметил Президент России В.В.Путин.