Пояснительная записка.
В образовательный процесс, как и во всю нашу жизнь, активно вошли информационные технологии. Все чаще применяются компьютерные технологии и в коррекционной педагогике.
Обычно в конце изучения лексической темы педагоги и логопеды планируют итоговое занятие с целью контроля и оценки знаний и умений детей. Однако опыт показал, что на одном занятии осуществить это практически невозможно. Необходим комплекс разнообразных средств, которые можно использовать в течение всего дня или нескольких дней. Так родилась идея разработки презентаций с лексико-грамматическими заданиями по лексическим темам.
Презентация, дидактические игры и упражнения разработаны в программе PowerPoint в соответствии с перспективным планом и задачами программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи.
Следует помнить о некоторых правилах и требованиях к организации занятий. Например, включать игру лучше к концу занятия, так как она поможет сконцентрировать угасающее внимание ребенка. Занятия с использованием компьютеров для детей 5 - 6 лет не должны проводиться чаще двух раз в неделю. Продолжительность непрерывной работы с компьютером - не более 10 минут.
Предлагаю вариант применения компьютерной презентации “Домашние животные” на индивидуальном и фронтальном занятиях по развитию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР II и III уровня.
Цель: развитие лексико-грамматических категорий по теме “Домашние животные” у детей с ОНР.
Задачи:
- обогащение и активизация словаря детей;
- развитие навыков согласования имен существительных с прилагательными и числительными;
- развитие навыка словообразования (существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, притяжательных прилагательных);
- развитие навыка образования существительных со значением детёнышей животных;
- развитие навыка образования В. и Тв. п. имен существительных;
- развитие навыка употребления антонимов;
- развитие навыка составления описательного рассказа;
- развитие внимания, мышления, памяти.
Содержание презентации (дидактические игры и игровые упражнения):
1. Отгадай загадки. (№ 4-8)
2. Узнай по тени. (№ 9)
3. Четвёртый лишний. (№ 10-11)
4. Подбери признаки. (№ 12)
5. Кто как голос подаёт? (№ 13-15)
6. Назови детёнышей. (№ 16-20)
7. Назови семейку. (№ 21-26)
8. Объясни словечко. (№ 27-30)
9. Кто чем питается? (№ 31)
10. Посчитай (№ 32-33)
11. Скажи наоборот. (№ 34-35)
12. Чья морда? Чей хвост? Чьи уши? (№ 36-38)
13. Составь предложения. (№ 39-42)
14. Составь рассказ-описание. (№ 43)
Основные направления коррекции и описание слайдов.
“Отгадай загадки”
Задачи:
- Расширение, уточнение и активизация словарного запаса.
- Отгадывание названий животных по их описанию.
- Развитие чувства рифмы.
- Развитие воображения, мышления.
Описание:
На слайдах загадки о домашних животных (кошка, собака, коза, корова, свинья, лошадь, кролик, овца, осёл, верблюд). Логопед читает загадку. Дети отгадывают. Появляется изображение угаданного животного.
“Узнай по тени”
Задачи:
- Развитие зрительного восприятия и воображения.
- Закрепление навыков согласования личных местоимений с глаголами.
- Развитие умения образовывать винительный падеж имен существительных.
Описание:
На слайде “тени” животных: лошади, коровы, козы, овцы, собаки, свиньи.
Дети говорят:
Я узнал лошадь. Я узнал корову. Я узнал овцу. Я узнал собаку. Я узнал свинью. Я узнал козу.
“Четвёртый лишний”
Задачи:
- Развитие логического мышления.
- Развитие умения обобщать.
- Развитие умения составлять сложные предложения.
Описание:
На слайдах изображения животных.
- Свинья, коза, белка, овца.
- Осёл, собака, корова, лошадь.
Логопед спрашивает, кто лишний, почему?
Дети отвечают сложными предложениями:
Лишняя белка, потому что это дикое животное.
Лишняя собака, потому что у неё нет копыт.
“Подбери признаки”
Задачи:
- Активизация словаря признаков.
- Развитие навыка согласования имен существительных с прилагательными.
- Развитие зрительного восприятия, внимания.
Описание:
На слайде изображение коровы и вопрос “Какая?”, изображение котёнка и вопрос “Какой?”.
Дети рассматривают животных и называют слова-признаки.
“Кто как голос подаёт?”
Задачи:
- Развитие умения правильно образовывать и употреблять слова, обозначающие действия.
- Расширение, уточнение и активизация словарного запаса.
Описание:
На слайде изображения животных. Дети слушают голоса животных и называют слова, обозначающие действия (мычит, ржёт, лает, хрюкает, мяукает, блеет).
“Назови детёнышей”
Задачи:
- Образование слов со значением детёнышей животных.
- Уточнение и активизация словарного запаса.
Описание:
На слайдах изображение взрослых животных. Дети называют их детёнышей. Логопед: “У коровы и быка ...”
Ребёнок: “ Телёнок” И т.д.
На слайде появляется изображение детёныша.
“Назови семейку”
Задачи:
- Уточнение и активизация словарного запаса.
- Развитие внимания и памяти.
Описание:
На слайде изображение взрослых животных и их детёнышей. Дети называют их. (Пёс, собака, щенок. Конь, лошадь, жеребёнок. Бык, корова, телёнок. Баран, овца, ягненок. Кролик, крольчиха, крольчонок. Козёл, коза, козлёнок. Кот, кошка, котёнок.)
Появляются таблички с названиями животных.
“Объясни словечко”
Задачи:
- Расширение словарного запаса.
- Развитие умение образовывать существительные родительного падежа множественного числа.
Описание:
На слайде табличка со словом. Логопед читает слово. Дети объясняют его значение.
Появляется картинки с изображением.
(Табун – много лошадей. Стадо – много коров. Отара – много овец. Свора – много собак.)
“Кто чем питается?”
Задачи:
- Уточнение и активизация словарного запаса.
- Развитие умение образовывать существительные творительного падежа единственного числа.
Описание:
На слайде изображение животных: коровы, собаки, лошади, кролика.
Появляется изображение корма. Дети говорят, кто этим питается. (Корова питается травой. Лошадь питается овсом. Собака грызёт кость. Кролик питается морковкой.)
“Посчитай”
Задача:
- Практическое усвоение навыка согласования имен существительных с числительными.
Описание:
На слайдах изображения котят и щенков. Дети считают, согласовывая числительные с существительными. (Один щенок, два щенка, ..., ..., пять щенков. Один котёнок, два котёнка, ..., ..., пять котят, ..., семь котят.) Появляются таблички с надписями “ 5 щенков”, “7 котят”.
“Скажи наоборот”
Задачи:
- Развитие умения подбирать и употреблять антонимы.
- Развитие умения составлять сложные предложения со значением противопоставления (с союзом а).
Описание:
На слайдах изображения животных:
- Лошадь – кошка.
- Хвост кошки – хвост козы.
- Бык – кролик.
- Конь – осёл.
Дети сравнивают животных и называют слова-антонимы. (Лошадь большая, а кошка маленькая. Хвост у кошки длинный, а у козы короткий. Бык сильный, а кролик слабый. Конь быстрый, а осёл медлительный.) Появляются таблички со словами-антонимами.
“Чья морда? Чей хвост? Чьи уши?”
Задачи:
Образование притяжательных прилагательных от названий домашних животных.
Уточнение и активизация словарного запаса.
Описание:
На слайдах изображения животных за заборчиками. Дети угадывают и называют видимые части тела животных, употребляя притяжательные прилагательные. Заборчики исчезают, дети видят изображение всего животного. Появляются таблички: “Коровья морда”, “Лошадиная морда”, “Собачий хвост”, “Кошачий хвост”, “Кроличьи уши”, “Ослиные уши”.
“Составь предложения”
Задачи:
- Развитие умения составлять предложения по сюжетным картинкам.
- Расширение, уточнение и активизация словарного запаса.
Описание:
На слайдах сюжетные картинки. Дети рассматривают их и составляют предложения.
“Составь рассказ-описание”
Задачи:
- Развитие умения составлять рассказ-описание животного по картинному плану.
- Активизация словарного запаса.
Описание:
На слайде картинный план. (Кто это? Какое это животное? Части тела. Где живёт? Чем питается? Детёныши. Какую пользу приносит?) Дети по плану рассказывают о домашних животных (по выбору).