Цель: формирование практического навыка написания слов с разделительными Ь и Ъ знаками.
Задачи:
- научить детей правильному произношению слов с разделительными Ь и Ъ знаками;
- сформировать устойчивые навыки правильной записи слов с разделительными Ь и Ъ знаками;
- формировать навыки словообразования;
- учить правильному, осознанному чтению;
- развивать навык письма;
- развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;
- развивать зрительное восприятие и внимание;
- развивать логическое мышление и память;
- развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза;
- уточнять и обогащать словарный запас детей;
- развивать общую моторику;
- воспитывать активность и самостоятельность учащихся на занятии;
- воспитывать умение взаимодействовать друг с другом;
- воспитывать ответственное отношение к учебной деятельности.
Оборудование:
- рабочие тетради, ручки, простые карандаши;
- загадка, мяч;
ИКТ: проектор, ноутбук, экран
Здоровьеразвивающий компонент:
- создание благоприятной психологической атмосферы в группе;
- физкультминутка, направленная на снятие утомления с мышц туловища, плечевого пояса и рук (игра “Наоборот”).
Ход занятия
I. Организационный момент.
Добро пожаловать! (Слайд 1)
Повторение пройденного материала о разделительном Ь знаке. (Слайд 2)
Мягкий знак – хитрый знак.
Не поймать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится. (Слайд 3)
II. Подведение к теме занятия.
- Послушайте загадку и отгадайте её.
Загадка.
Маленькое сдобное,
Колесо съедобное.
Я одна тебя не съем,
Разделю ребятам всем. (Бублик) (Слайд 4)
- Найдите слова, в которых есть буквы, не обозначающие звуков. (Маленькое, съедобное, съем.)
- Прочитайте слова с разделительным Ъ знаком.
(Съедобное, съем.)
- Как вы думаете, чем сегодня на занятии мы будем с вами заниматься?
- Сегодня мы не только познакомимся с разделительным Ъ знаком, но и будем учиться правильно писать слова с разделительными Ь и Ъ знаками. (Слайд 5)
III. Основная часть.
1.Работа на уровне слова.
- Спишите слова. Разберите их по составу.
Выезд, переезд, проезд.
Объезд, подъезд, въезд. (Слайд 6)
- Сравните приставки в словах первой и второй строчек.
- На какую букву оканчиваются приставки в словах, записанных на первой строчке? (На гласную.)
- На какую букву оканчиваются приставки в словах, записанных на второй строчке? (На согласную.)
- После каких приставок пишется разделительный Ъ знак? (После приставок, которые оканчиваются на согласную букву.)
- Запомните правило! Разделительный Ъ знак пишется после приставок, которые оканчиваются на согласную букву, перед гласными Е, Ё, Ю, Я.
(Слайд 7)
Твёрдый знак
Нам нужен тоже,
Без него сказать не сможем:
Съезд, съедобный, объясненье
И подъезд и объявление. (Слайд 8)
- Вставьте, где надо разделительный Ь знак. (Устно.)
Слова: ноч...ю, тр...япка, счаст...е, л...епка, друз...я, бр...юки, б...ёт.
- Вставьте, где надо разделительный Ъ знак. (Устно.)
Слова: под...ехал, по...ехал, раз...езд, за...явление, об...яснил, под...ём, разр...яд. (Слайд 9)
2. Работа по развитию зрительного внимания и звукобуквенного анализа и синтеза на уровне слова.
- Напишите слова в два столбика: в левый слова с Ь, в правый слова с Ъ.
Слова: обез...янка ,об...яснение, в...ехал, в...юн, под...езд, л...ёт, п...ёт, с...ёжился, мурав...и, в...ётся ,об...явление, под...ём. (Слайд 10)
- Проверьте себя. (Слайд 11)
- Допишите в каждый столбик ещё по одному слову.
3. Физкультминутка.
Игра “Наоборот”.
- Я буду называть слог, а вы должны добавить в него разделительный Ь и наоборот, когда я буду произносить слог с разделительным Ь, вы должны превратить его в слог без разделительного Ь.
Пример: тя – тья, бю – бью, рьё – рё, ме – мье и т.д.
4. Работа на уровне словосочетания.
- Замените выделенные слова словами с разделительным Ъ с противоположным значением. (Устно.)
Приезд гостей - отъезд гостей, спуск с горы – подъём на гору, соединить концы – разъединить концы, приехать к дому – отъехать от дома. (Слайд 12)
- Запишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы Ъ или Ь.
Словосочетания: под...ём флага, с...ёмка фильма, в...езжать в лес, п...ёт молоко, с...едобный гриб, об...яснил задачу, ш...ёт платье, под...езжали к дому, остановились у под...езда. (Слайд 13)
- Подчеркните Ъ и Ь.
- Проверьте себя. (Слайд 14)
5. Работа на уровне предложения.
- Дополните пословицы словами с Ъ или с Ь.
1. Не разгрызёшь орешка – не ... и ядрышка.
2. Дружба крепка не лестью, а правдой и ... .
3. Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу ... .
4. Когда ... воду, помни о тех, кто вырыл колодец.
Слова для справок: съешь, пьёшь, честью, съел.
- Запишите пословицы. Подчеркните слова с Ъ, выделите приставки.
(Слайд 15)
IV. Итог занятия.
- Чем мы сегодня занимались на занятии?
- Что вы узнали нового?
- Какое задание вам понравилось больше всего?
- Все были молодцы. (Слайд 16)