Групповое занятие по теме «Разделительные Ъ и Ь знаки». 2-й класс

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цель: формирование практического навыка написания слов с разделительными Ь и Ъ знаками.

Задачи:

  • научить детей правильному произношению слов с разделительными Ь и Ъ знаками;
  • сформировать устойчивые навыки правильной записи слов с разделительными Ь и Ъ знаками;
  • формировать навыки словообразования;
  • учить правильному, осознанному чтению;
  • развивать навык письма;
  • развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;
  • развивать зрительное восприятие и внимание;
  • развивать логическое мышление и память;
  • развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза;
  • уточнять и обогащать словарный запас детей;
  • развивать общую моторику;
  • воспитывать активность и самостоятельность учащихся на занятии;
  • воспитывать умение взаимодействовать друг с другом;
  • воспитывать ответственное отношение к учебной деятельности.

Оборудование:

  • рабочие тетради, ручки, простые карандаши;
  • загадка, мяч;

ИКТ: проектор, ноутбук, экран

Здоровьеразвивающий компонент:

  • создание благоприятной психологической атмосферы в группе;
  • физкультминутка, направленная на снятие утомления с мышц туловища, плечевого пояса и рук (игра “Наоборот”).

Ход занятия

I. Организационный момент.

Добро пожаловать! (Слайд 1)

Повторение пройденного материала о разделительном Ь знаке. (Слайд 2)

Мягкий знак – хитрый знак.
Не поймать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится. (Слайд 3)

II. Подведение к теме занятия.

- Послушайте загадку и отгадайте её.

Загадка.

Маленькое сдобное,
Колесо съедобное.
Я одна тебя не съем,
Разделю ребятам всем. (Бублик) (Слайд 4)

- Найдите слова, в которых есть буквы, не обозначающие звуков. (Маленькое, съедобное, съем.)

- Прочитайте слова с разделительным Ъ знаком.

(Съедобное, съем.)

- Как вы думаете, чем сегодня на занятии мы будем с вами заниматься?

- Сегодня мы не только познакомимся с разделительным Ъ знаком, но и будем учиться правильно писать слова с разделительными Ь и Ъ знаками. (Слайд 5)

III. Основная часть.

1.Работа на уровне слова.

- Спишите слова. Разберите их по составу.

Выезд, переезд, проезд.

Объезд, подъезд, въезд. (Слайд 6)

- Сравните приставки в словах первой и второй строчек.

- На какую букву оканчиваются приставки в словах, записанных на первой строчке? (На гласную.)

- На какую букву оканчиваются приставки в словах, записанных на второй строчке? (На согласную.)

- После каких приставок пишется разделительный Ъ знак? (После приставок, которые оканчиваются на согласную букву.)

- Запомните правило! Разделительный Ъ знак пишется после приставок, которые оканчиваются на согласную букву, перед гласными Е, Ё, Ю, Я.

(Слайд 7)

Твёрдый знак
Нам нужен тоже,
Без него сказать не сможем:
Съезд, съедобный, объясненье
И подъезд и объявление. (Слайд 8)

- Вставьте, где надо разделительный Ь знак. (Устно.)

Слова: ноч...ю, тр...япка, счаст...е, л...епка, друз...я, бр...юки, б...ёт.

- Вставьте, где надо разделительный Ъ знак. (Устно.)

Слова: под...ехал, по...ехал, раз...езд, за...явление, об...яснил, под...ём, разр...яд. (Слайд 9)

2. Работа по развитию зрительного внимания и звукобуквенного анализа и синтеза на уровне слова.

- Напишите слова в два столбика: в левый слова с Ь, в правый слова с Ъ.

Слова: обез...янка ,об...яснение, в...ехал, в...юн, под...езд, л...ёт, п...ёт, с...ёжился, мурав...и, в...ётся ,об...явление, под...ём. (Слайд 10)

- Проверьте себя. (Слайд 11)

- Допишите в каждый столбик ещё по одному слову.

3. Физкультминутка.

Игра “Наоборот”.

- Я буду называть слог, а вы должны добавить в него разделительный Ь и наоборот, когда я буду произносить слог с разделительным Ь, вы должны превратить его в слог без разделительного Ь.

Пример: тя – тья, бю – бью, рьё – рё, ме – мье и т.д.

4. Работа на уровне словосочетания.

- Замените выделенные слова словами с разделительным Ъ с противоположным значением. (Устно.)

Приезд гостей - отъезд гостей, спуск с горы – подъём на гору, соединить концы – разъединить концы, приехать к дому – отъехать от дома. (Слайд 12)

- Запишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы Ъ или Ь.

Словосочетания: под...ём флага, с...ёмка фильма, в...езжать в лес, п...ёт молоко, с...едобный гриб, об...яснил задачу, ш...ёт платье, под...езжали к дому, остановились у под...езда. (Слайд 13)

- Подчеркните Ъ и Ь.

- Проверьте себя. (Слайд 14)

5. Работа на уровне предложения.

- Дополните пословицы словами с Ъ или с Ь.

1. Не разгрызёшь орешка – не ... и ядрышка.

2. Дружба крепка не лестью, а правдой и ... .

3. Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу ... .

4. Когда ... воду, помни о тех, кто вырыл колодец.

Слова для справок: съешь, пьёшь, честью, съел.

- Запишите пословицы. Подчеркните слова с Ъ, выделите приставки.

(Слайд 15)

IV. Итог занятия.

- Чем мы сегодня занимались на занятии?

- Что вы узнали нового?

- Какое задание вам понравилось больше всего?

- Все были молодцы. (Слайд 16)