Занятие в старшей группе «Звуки [п], [п']. Буква "П"»

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели: закрепить правильное произношение и различение звуков [п] и [п'].

Задачи.

Коррекционно-образовательные.

- Учить детей четко произносить звуки [п] и [п’]; развивать умение придумывать слова с заданным звуком; последовательно выделять звуки из слов.

Коррекционно-развивающие.

- Развивать слуховое восприятие, фонематические процессы, мелкую и общую моторику, внимание, долговременную и кратковременную память.

Воспитательные.

- Воспитывать усидчивость, приучать к дисциплине во время занятия, учить внимательно слушать инструкцию и отвечать полным ответом на поставленные вопросы.

Оборудование: кассы букв, фасоль, карточки с буквами П (синего и зеленого цветов), тетради, простые карандаши, юла, кусочки ваты на каждого ребенка.

Ход урока

I. Установка на образовательную деятельность.

1. Артикуляционная гимнастика.

Мы прижимаем язык зубами – та – та – та,

А теперь прижимаем язык губами – па – па – па.

II. Введение в тему.

1. Сегодня мы будем учить любимую Пашину букву. Какую? (П).

- Ребята! Если вы положите ватку на руку и щелкните по ней пальцем, что с ваткой будет? (Улетит).

- Положите ватку на руку и подуйте: п-п-п…

- Что мешает ветерку вырваться изо рта? (Губы).

- Звук [п] гласный или согласный? (Согласный – есть приграда в произношении: губы).

- Звук [п] живет в своей квартире – букве. Постройте букву П из своих ладошек или пальчиков. Молодцы!

2. Послушайте стихотворение про букву П.

Что за буква, словно мостик?

Это П пришла к нам в гости.

П поможет написать:

Пушка, папа, Петя, пять.

- Назови все слова со звуками [п] и [п’].

3. Игра “Повтори, не ошибись”.

Логопед произносит слоги. Ребенок должен послушать их и проговорить, сохраняя четкие артикуляционные уклады.

Ап – оп – ип (для сильных детей)

Уп – эп (для слабых детей)

Ап – ып

Оп – уп – ип и т.д.

4. Работа с кассой букв.

- Найдите букву П в кассах букв.

Логопед читает детям стихи о букве П.

* На хоккее, на футболе

Буква П - ворота в поле.

* Влез на букву озорник:

Он решил, что П – турник.

- На какие предметы похожа буква П? (На ворота в поле, на турник и т.д.)

- Из скольких элементов состоит буква П? (Из трех)

- Нарисуйте букву П в воздухе.

- Выложите из фасоли букву П.

5. Дифференциация звуков [п], [п’].

Логопед произносит звуки, слоги и слова со звуками [п] и [п’]. Дети должны определить, какой слышится звук – твердый или мягкий и показать соответствующую карточку – с буквой синего или зеленого цвета.

- Из ряда звуков: п, п’, п, п’, п’, п, п’….

Из ряда слогов: оп, упь, ап, ып, опь, по, пё….

- Из ряда слов: подснежник, паук, пион, петунья….

6. Физкультминутка.

Дети выходят на ковер.

Игра “Пенек – птица – погремушка”.

Дети выполняют соответствующие движения по слову, названному логопедом. (Приседают – “пенек”, машут руками – “птица”, трясут рукой – “погремушка”).

7. Игра “Поле чудес”.

На полу по кругу лежат карточки синего и зеленого цветов с буквами П.

В центр круга дефектолог ставит юлу. Дети по очереди вращают её и смотрят, на какую карточку укажет стрелка. Если она указала на карточку синего цвета, ребенок придумывает слово с твердым звуком п; если на карточку зеленого цвета, ребенок придумывает слово с мягким звуком п’. Если дети затрудняются в подборе слов, можно в ряд выставить предметные картинки, в названии которых есть звук [п] или [п’].

8. Игра “Живые звуки”.

Четыре ребенка выходят к доске. Логопед на ушко говорит им звуки. Дети по очереди произносят эти звуки, а остальные ребята должны “прочитать” получившееся слово (например, слово пока).

9. Звуко-буквенный анализ и синтез слова пока.

- Что обозначает слово пока? (Один из вариантов прощания).

- Назовите первый звук слова пока. Какой это звук? (Согласный). Почему?

- Найдите в кассе и положите перед собой букву П?

- Назовите второй звук слова пока. Какой это звук? Почему?

- Справа от буквы П положите букву О. Прочитайте что получилось.

- Назовите третий звук. Какой это звук? Почему?

- Положите букву К справа от буквы О. Прочитайте.

- Назовите четвертый звук. Какой это звук? Почему?

- Положите букву А справа от буквы К. Прочитайте.

- Сколько всего звуков в слове? Произнесите их.

Сколько всего букв? Прочитайте слово еще раз.

10. Игра “Четвертый лишний”.

Логопед называет цепочки слов. Дети должны определить, какое слово лишнее, и объяснить почему.

- Подснежник, примула, ландыш, пустырник. (Лишнее слово ландыш, потому что в нем нет звука [п], а в остальных словах он есть).

- Пижма, пион, примула, первоцвет. (Лишнее слово примула, потому что в нем есть звук [п], а в остальных словах – звук [п’]).

11. Работа в тетрадях.

Написание большой и маленькой буквы П по точкам.

III. Итог.

Обобщающие вопросы по теме занятия.

Поощрение детей за хорошую работу.