Цели: закрепить правильное произношение и различение звуков [п] и [п'].
Задачи.
Коррекционно-образовательные.
- Учить детей четко произносить звуки [п] и [п’]; развивать умение придумывать слова с заданным звуком; последовательно выделять звуки из слов.
Коррекционно-развивающие.
- Развивать слуховое восприятие, фонематические процессы, мелкую и общую моторику, внимание, долговременную и кратковременную память.
Воспитательные.
- Воспитывать усидчивость, приучать к дисциплине во время занятия, учить внимательно слушать инструкцию и отвечать полным ответом на поставленные вопросы.
Оборудование: кассы букв, фасоль, карточки с буквами П (синего и зеленого цветов), тетради, простые карандаши, юла, кусочки ваты на каждого ребенка.
Ход урока
I. Установка на образовательную деятельность.
1. Артикуляционная гимнастика.
Мы прижимаем язык зубами – та – та – та,
А теперь прижимаем язык губами – па – па – па.
II. Введение в тему.
1. Сегодня мы будем учить любимую Пашину букву. Какую? (П).
- Ребята! Если вы положите ватку на руку и щелкните по ней пальцем, что с ваткой будет? (Улетит).
- Положите ватку на руку и подуйте: п-п-п…
- Что мешает ветерку вырваться изо рта? (Губы).
- Звук [п] гласный или согласный? (Согласный – есть приграда в произношении: губы).
- Звук [п] живет в своей квартире – букве. Постройте букву П из своих ладошек или пальчиков. Молодцы!
2. Послушайте стихотворение про букву П.
Что за буква, словно мостик?
Это П пришла к нам в гости.
П поможет написать:
Пушка, папа, Петя, пять.
- Назови все слова со звуками [п] и [п’].
3. Игра “Повтори, не ошибись”.
Логопед произносит слоги. Ребенок должен послушать их и проговорить, сохраняя четкие артикуляционные уклады.
Ап – оп – ип (для сильных детей)
Уп – эп (для слабых детей)
Ап – ып
Оп – уп – ип и т.д.
4. Работа с кассой букв.
- Найдите букву П в кассах букв.
Логопед читает детям стихи о букве П.
* На хоккее, на футболе
Буква П - ворота в поле.
* Влез на букву озорник:
Он решил, что П – турник.
- На какие предметы похожа буква П? (На ворота в поле, на турник и т.д.)
- Из скольких элементов состоит буква П? (Из трех)
- Нарисуйте букву П в воздухе.
- Выложите из фасоли букву П.
5. Дифференциация звуков [п], [п’].
Логопед произносит звуки, слоги и слова со звуками [п] и [п’]. Дети должны определить, какой слышится звук – твердый или мягкий и показать соответствующую карточку – с буквой синего или зеленого цвета.
- Из ряда звуков: п, п’, п, п’, п’, п, п’….
Из ряда слогов: оп, упь, ап, ып, опь, по, пё….
- Из ряда слов: подснежник, паук, пион, петунья….
6. Физкультминутка.
Дети выходят на ковер.
Игра “Пенек – птица – погремушка”.
Дети выполняют соответствующие движения по слову, названному логопедом. (Приседают – “пенек”, машут руками – “птица”, трясут рукой – “погремушка”).
7. Игра “Поле чудес”.
На полу по кругу лежат карточки синего и зеленого цветов с буквами П.
В центр круга дефектолог ставит юлу. Дети по очереди вращают её и смотрят, на какую карточку укажет стрелка. Если она указала на карточку синего цвета, ребенок придумывает слово с твердым звуком п; если на карточку зеленого цвета, ребенок придумывает слово с мягким звуком п’. Если дети затрудняются в подборе слов, можно в ряд выставить предметные картинки, в названии которых есть звук [п] или [п’].
8. Игра “Живые звуки”.
Четыре ребенка выходят к доске. Логопед на ушко говорит им звуки. Дети по очереди произносят эти звуки, а остальные ребята должны “прочитать” получившееся слово (например, слово пока).
9. Звуко-буквенный анализ и синтез слова пока.
- Что обозначает слово пока? (Один из вариантов прощания).
- Назовите первый звук слова пока. Какой это звук? (Согласный). Почему?
- Найдите в кассе и положите перед собой букву П?
- Назовите второй звук слова пока. Какой это звук? Почему?
- Справа от буквы П положите букву О. Прочитайте что получилось.
- Назовите третий звук. Какой это звук? Почему?
- Положите букву К справа от буквы О. Прочитайте.
- Назовите четвертый звук. Какой это звук? Почему?
- Положите букву А справа от буквы К. Прочитайте.
- Сколько всего звуков в слове? Произнесите их.
Сколько всего букв? Прочитайте слово еще раз.
10. Игра “Четвертый лишний”.
Логопед называет цепочки слов. Дети должны определить, какое слово лишнее, и объяснить почему.
- Подснежник, примула, ландыш, пустырник. (Лишнее слово ландыш, потому что в нем нет звука [п], а в остальных словах он есть).
- Пижма, пион, примула, первоцвет. (Лишнее слово примула, потому что в нем есть звук [п], а в остальных словах – звук [п’]).
11. Работа в тетрадях.
Написание большой и маленькой буквы П по точкам.
III. Итог.
Обобщающие вопросы по теме занятия.
Поощрение детей за хорошую работу.