... Зачем,
О смертные, мы всем другим наукам
Стараемся учиться так усердно,
А речь, единую царицу мира,
Мы забываем? Вот кому служить
Должны мы все, за плату дорогую
Учителей сводя, чтоб, тайну слова
Познавши, убеждая - побеждать!
(Еврипид)
Столкнувшись с вопросами родителей о лучшем возрасте для целенаправленных занятий по развитию речи (не раньше 4 лет), а также основываясь на педагогическом и личном опыте, представляю Вашему вниманию некоторые логопедические приёмы и модель поведения родных ребёнка, которые призваны служить “активатором” процесса появления речи. Появлению речи способствует хорошо развитая артикуляция мышц языка и мелкая моторика пальцев рук, развитие всех высших психических функций, эмоционально-уравновешенное поведение близких людей и адекватная возрасту физическая и интеллектуальная нагрузка. Поскольку все эти “кирпичики” тесно скреплены между собой, нередко в тексте будет их перекрёст.
Результатом такого подхода к ребёнку (некоторые задания можно начинать с 3-4 месяцев), будет:
- Более раннее появление самостоятельной речи, а значит этапы её развития (от гуления и лепета до первых слов и фраз) пройдут без задержек, что поможет избежать проблем в школе;
- Развитие мелкой и общей моторики обеспечит ребёнку умение ловко выполнять сложные действия руками (рисование, письмо, застёгивание пуговиц, зашнуровывание), а также поспособствует развитию интеллекта, поможет малышу быть ловким при ходьбе, подвижных играх;
- Развитие психических функций наградит ребёнка умением сосредоточенно выполнять задание, быть внимательным и общительным, расширит его кругозор и восприятие.
Стиль поведения и подачи информации взрослым
Взрослому необходимо выбрать определённый стиль поведения, который не должен зависеть ни от каких факторов (кроме болезни ребёнка). Любая ситуация должна рассматриваться Вами с позиции “как добавить в словарь малыша новое слово”, причём простое слово, которое ребёнок сможет произнести максимально правильно, не искажая его структуру (не меняя местами звуки, слоги, не заменяя глухие звуки на парные звонкие, твёрдые на мягкие звуки). Как начинать увеличивать активную речь (т. е. то, что ребёнок сам говорит)? Опираясь на уже имеющиеся звуки, соединяем их в слоги и применяем в подходящей созданной ситуации. Безусловно, обращаем внимание на то, чтобы ребёнок видел вашу артикуляцию. Она должна быть утрированной и немного замедленной (сначала), чтобы малыш зафиксировал в памяти всю последовательность движений. Например, есть "ай-яй". Учим говорить "ккк", как бы покашливая (с хитрым выражением лица: ох, я что-то заболела "ккк"), ребёнок включается в игру, далее соединяем: кАка - кАка ай-яй - вводим Катя... Т.е. на основе базы получаем новые слова и соединяем их в, пусть пока примитивные, предложения (ок. 1 года). Далее переводим во взрослую речь: Катя, нельзя так (ближе к 2-2,5 годам). Начинать следует с простых по артикуляции звуков, например, [к, б, м, г, п], а также гласных звуков, затем вводим звуки, которые подразумевают участие языка [н, д, т] и другие более сложные звуки с точки зрения артикуляции [в, ф, ч, щ, й, с, з, ш, л, р].
Ваш стиль общения с ребёнком (для тех, у кого детки уже начали более менее говорить, пусть даже лепетными словами, например, топ-топ ай-яй - дословный перевод "иди осторожно"), чтобы форма речи ребёнка перерастала из лепетной во взрослую, - это ответы на все вопросы ребёнка, даже неудобные. Дело в том, что лепетные фразы (ам-ам, бай-бай, топ и т.п.), при отсутствии грамотного подхода по их видоизменению, грозятся перейти в постоянные у детей 4-5 лет, что будет звучать из их уст противоестественно. Ответ должен состоять из простых слов и фразы должны быть лаконичными, т.е. короткими, приветствуются вставки цитат из известных ребёнку стишков и сказок. Вам потом проще будет что-то объяснить, сопоставляя поступки сказочного героя и ребёнка (начиная от 1 года). Аналогично, все "нельзя", которыми Вы ограждаете ребёнка от неразумных поступков, нужно сопровождать практическими пояснениями. Фраза "Мальчику больно не щипай" может быть заменена на "Тебе нравится, когда тебя щиплют (тихонько прижмите его рукой его же кожу) и ему нет. Ему больно и грустно. Надо пожалеть и сказать "прости меня", заменить фразу "Не срывай листики" на "Им больно, когда срываешь, деревце будет голым и некрасивым, поэтому можно подбирать только уже опавшие". Таким образом, Вы откроете перспективы неправильного поступка (дети редко задумываются о последствиях своих желаний), научите ребёнка анализировать ситуацию и принимать самостоятельное решение.
Примеры:
1. Почему нельзя брать пальцы в рот? - Ты трогал
землю, а на ней есть букашки-микробы, т.е. очень
маленькие (и мимикой покажите какие они ужасные,
выразите брезгливость). Микробы делают больно и
зубки будут болеть, животик будет плакать.
2. Почему надо кушать, нельзя прыгать сразу после
еды? - В животике есть полочки. На них вся еда
аккуратно раскладывается, а как прыгаешь - еда
слетает с полочек, перемешивается. Конечно,
животику не нравится это и он болит.
3. Почему у меня больше нет соски? - Ты такая
умница, что солнышко взяло соску себе, чтобы всем
показывать, а тебе взамен всегда будет давать
волшебные солнечные яблоки. Если всё получится,
то больше сдаваться нельзя, иначе потом будет ещё
тяжелее. Почему плохо с соской? Ребёнок в этот
период начинает осваивать речь, произносить. С
соской во рту произношение будет, мягко говоря,
нечётким и может закрепиться в дальнейшем.
4. Как сдавать кровь и давать лекарства, не боятся
врачей? (опыт нахождения в больнице с ребёнком в
1,5 года).
Ребёнок шарахался от врачей, что в целом является
нормальной защитной реакцией. Когда начал
привыкать к тому, что мама никуда не денется, был
куплен набор типа "Юного доктора", в котором
особой симпатией пользовался фонендоскоп
(работает на батарейках, при нажатии на кнопочку
слышится стук якобы сердца и мигает красный
огонёк). Были пролечены все (от зверушек и машинок
до родственников), рассказано для чего шприц,
шпатель (осмотр горла). На данный момент при
посещении врача, заранее рассказываю ребёнку к
какому врачу идём (с 2-2,5 лет), что он будет делать и
зачем. В итоге - нет боязни врачей, прививку и
анализ крови сдаём без слёз (придумала сама, что
откроет рот, чтобы всхлипнуть, но плакать не
будет), любимые исследование ЭКГ (медсестра,
когда впервые делала, придумала что это улитки),
которые проигрываем, используя обычные бельевые
прищепки.
5. Зачем чистить зубы и почему конфеты-это плохо? -
Чтобы зубки были чистые и беленькие, а конфеты
едят детки, которые не знают, что те портят зубки.
Результат: до 2-х лет отлично жила, не пробуя
конфет, далее удружила свекровь - теперь мы
знакомы со вкусом, но стараемся заменять на
необычное печенье, фрукты и мармеладные
конфеты.
6. Скажу пару слов о пользе ГВ (грудного
вскармливания). Помимо безусловного укрепления
иммунитета, мышцы языка у малыша в момент сложной
для него физической работы (когда высасывает
молоко), требующей определённых усилий, дадут
возможность, в дальнейшем, овладеть звуками без
особого труда. Особенно для звука [р] это важно,
т.к. при его произнесении кончик язычка должен
быть сильным, язычок должен удерживаться в одной
позиции некоторое время.
7. Почему важно научить ребёнка самостоятельно
дуть мыльные пузыри, свечку и т. п., вытягивать сок
через трубочку? Формируетя целенаправленная
воздушная струя, что в перспективе облегчит
становление звуков [ш, ж, щ], [р].
8. И ещё пару слов о том, чем лучше начинать
рисовать карандашами или фломастерами (по
советам нашего тифлопедагога).
Рисуйте карандашом, т.к. ребёнок будет
чувствовать необходимость нажима, чтобы цвет был
более ярким и лёгкие касания - для более светлого
оттенка. Сразу же учите малыша правильно держать
карандаш, конечно, пока его рука с карандашом в
Вашей и Вы руководите движением, но постепенно
начинайте лишь создавать видимость Вашего
движения, давая возможность малышу самому
действовать.
Итак, рисуете контур фигуры карандашом, обводите
фломастером (цель - создание ровного контура и
закрашивание, не заходя за его пределы) и
заштриховывайте карандашом.
Артикуляция, массаж, мелкая моторика пальцев рук
До 1 г. малыш "опробывает" произнесение звуков, накапливает лексику (мамины стишки, прибаутки, объяснения), примерно к этому времени некоторое кол-во зубов уже появилось. Я начинала со специальной щёточки (из латекса?), которая одевается на палец. За счёт мягких ворсинок можно и с зубок счищать и массировать щёчки изнутри, и язычок разминать (аналогично чисто вымытыми руками). Через некоторое время на эту щёточку стала наносить пасту, которую можно без последствий глотать, адекватно объяснив для чего она нужна и настроив не проглатывать (животик заболит и язычок защипит - важно, чтобы не появились страхи, поэтому довольно скоро было объяснено, что если всё смыть хорошенько, то ничего плохого не случится; а нужна, чтобы вкусно и приятно пахло). Далее куплена маленькая щёточка, но уже естественного вида и приучала дочку полоскать ротик (сначала из ложечки воду набирала (в целях безопасности использовала кипячёную воду) и выплёвывала, потом самостоятельно стала пить из чашечки), чистила ей зубки и она уже прополаскивала ротик. Заинтересовывала ритуалом подготовки (плошечка для выплёвывания, чайная ложка, щётка, паста, чашка с водой).
Для деток с 8-10 месяцев будет актуален массаж (разминать язычок как тесто, пощипывая, поглаживая, немного неприятные ощущения, конечно вначале, но это того стоит) языка, губ, щёк (круговыми движениями по- и против часовой стрелки большим пальцем).
Не играет в ладушки? Так повторяйте изо дня в день, добавляя смешную мимику, учите показывать части тела и лица. Фасоль можно не только перебирать, но и прятать в ёмкость с ней какую-то небольшую игрушку (сначала на глазах ребёнка, а потом, когда она привыкнет и будет уже ожидать, что там что-то спрятано, делать сюрприз). Помогайте в поисках: Ах, вот. Ой, нет. Ура, умница!
Кропотливо и довольно долго приучайте к параллельным действиям и словам. Переступает ножкой топ, а другой (которую Вы помогаете передвинуть) тоооп. Мячик вверх "ап", упал "бух". Разминайте ножку и вытягивайте пальчики (кстати, может, стоит провести массаж ножек?, сходить в бассейн), щекотите пальцем пятку, рисуйте на пятке цифры (Вот один-господин, вот двойка - два утёнка...), фигуры (круг, треугольник, квадрат). Просите сопроводить покачивание головы словом "нет". Конечно, потихоньку, чередуя поглаживания кончиками пальцев и надавливания или, например, покалывания ворсинками от зубной щётки. Также полезны массажные ёжики размером с детскую ладошку. Их нужно катать, как колобки, по ступням, спинке, ладошкам малыша. Пусть и малыш Вам массаж поделает - поучит маму.
Ещё лучше мячики для игр использовать (по возрасту - учить катать и ловить, как бы вкладывая мячик в руки малыша).
Массажный коврик нужен для улучшения
кровообращения ступни (разнообразить тактильные
ощущения с помощью такого коврика можно, но это
не его основная функция), а также, чтобы стоять,
опираясь на всю ступню, не поджимая пальчики,
иначе теряется равновесие.
Для разнообразия ощущений попробуйте дать
потрогать, подержать в ладонях, погладить мытый
помидор, огурец, яблоко, апельсин... (для усиления
эффекта, чтоб малышка могла лучше
сосредоточиться, попросите её закрыть глазки в
этот момент).
Развитие высших психически функций
Речь
Попробуйте придумать короткие истории, например, как Вы можете объяснить малышу, почему солнышко не светит? - оно ещё не проснулось или сейчас умоется.
Малыш показал Вам на красивый осенний листик. Вы не говорите односложно "Ах, какой листик. Это листик. Его дать?". Нет. Описываете листик, рассказываете как он питается и что осенью он меняет цвет, а зимой вовсе опадает. Почему? Потому что снежок может его сделать тяжёлым и веточка тогда обломится и на ней больше ничего не вырастит, а ведь весной очень радостно, когда появляются зелёные листики. Почему? Потому что все соскучились без них за зиму (это выслушать вполне по силам в 1,6-2 года - опираюсь на собственный опыт). И постепенно (с 3-х лет) приучайте к тому, что вопрос должен звучать развёрнуто: не "Почему?", а "Почему опадает, почему зимой холодно?". В итоге ребёнок научится сосредотачиваться на том, что именно его интересует, у него будет стимул узнать новое.
Как стимулировать развёрнутое "почему"? Например, ситуация - едет Скорая помощь. Почему? Вы перечисляете возможные варианты того, что интересует малыша, (почему быстро едет, почему скорая называется, почему влево едет, почему все машины стоят, а она едет) как бы показывая, что ОДНО слово "почему" не всегда понятно. Так, постепенно ребёнок научится конкретизировать своё "почему". Ещё именно на данном примере можно показать ребёнку, что слова имеют важное значение. Почему машина скорая? - т. е. надо быстро приехать на помощь, скорая помощь-быстрая помощь. Даёте ребёнку новый синоним "быстрый скорый".
Ещё для пальчиков и для общего развития хорошо учить соотносить цвета, формы, учить отклеивать и приклеивать липучки.
Цвет.
Несколько коробочек (сначала красная и синяя, потом добавлять жёлтую, зелёную) и мелких игрушек или карандашей, предметов такого же цвета. Учите ребёнка обращать внимание на цвет, подносите фигурку к цвету коробочки и говорите "Мячик синий и его домик синий", учите анализу "Мячик синий, а домик синий? Нет (качаете головой). Домик жёлтый. Не подходит." Только не бросайте занятия, отметив, что малыш не сразу выполняет задания. В норме к 1,6 годам осваивают, но данные процессы можно и нужно развивать раньше. Конечно, не надо бросаться в крайности - учить буквам только начиная с 3-4-х лет, т.к. смысла в раннем обучении чтению нет (только если в 1-й класс собираетесь отдавать в 5-ть лет), иностранным языкам - не раньше того, как ребёнок грамматически (словообразование) правильно и лексически (словарный запас) в полном объёме освоит родной язык, будет отличать на слух парные звуки по глухости-звонк, твёрдости-мягкости, способу и месту образования.
Форма.
Начинаем с шара, демонстрируем его качества (круглый), свойства (может укатиться), "рисуйте" пальчиком контур круга на ладошке малыша, дайте карандашик и порисуйте им. Аналогично вводим кубик, треугольник. Далее учим отличать друг от друга: Найди круг (шар). У мамы шарик? Ой, нет это кубик. А где же круглый-круглый (выделяйте интонацией, задействуйте свою мимику) шарик? Ах, вот он. Круглый? Катается? Да, это шарик.
Липучки и шнуровки.
Для развития мелкой моторики, а также внимания, памяти, используем шнуровки и многоразовые липучки. Например, такой конструктор на ковролине.
Конструктор содержит игровое поле из ковролина размером 25х30 см и набор деталей (тоже из ковролина) с липучками (липучки прикреплены с помощью степлера). А также набор дополнительных деталей (глаза, носы, лапки), с помощью которых можно собрать разных зверей. Благодаря входящим в набор геометрическим фигурам, можно придумать множество развивающих игр с конструктором. Например, объединение предметов по определенному признаку (цвету, форме, размеру), поиск фигуры по заданным признакам.
Что приговаривать малышу до 1 года?
На все лады вариации её имени, пела алфавит и на каждую букву какое-нибудь слово добавляла, которое ей на тот момент было уже понятно и знакомо (Б - баба, А - ам, ау) - это происходило регулярно, как правило во время смены памперса дома, голоса животных (му, ква, ав, мяу) и интонацию с мимикой подключала. Электронные носители не очень подходят, т.к. качество записи, отсутствие мимики, эмоциональной выразительности, артикуляции меркнут перед живым общением с мамой и возможностью всё пропеть ребёнку самой. Ещё нравилась игра в прятки, которая сопровождалась моими словами "ау", "куку". Чтобы объяснить, что мне хочется УСЛЫШАТЬ дочку я прямо просила её "сказать ротиком, как мама". Не сразу, но осознала это, а дальше уже было проще.
Ещё стишок, который сопровождается движениями
ног, на которых сидит в это время малыш:
Ехали мы ехали по гладкой дорожке (плавные
покачивания),
По кочкам, по кочкам (подпрыгивания)
И в ямку - бух! (свои ноги раздвигаете и тихонько,
удерживая малыша руками, опускаете)
"Провалился Винни Пух" (досочинила в 3 года
дочка).
Ритуал к отходу на сон (загибаем пальчики,
начиная с мизинчика):
Этот пальчик хочет спать, этот пальчик лёг в
кровать, этот пальчик чуть вздремнул, этот
пальчик уж заснул. Этот пальчик крепко
спит. Никто больше не шумит (укачиваем ручку).
Таким образом, выстраивая работу над развитием речи с раннего возраста, мы формируем не только определённый уклад поведения ребёнка, но и даём начало развитию его интеллектуальных и физических возможностей.