Урок истории «СССР в 1954–1964 гг.» 11-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 11


Цели.

Образовательная: повторить, обобщить и закрепить знания учащихся о реформах хрущевского времени; закрепить навыки работы с учебным текстом; формировать навыки выполнения задания ЕГЭ.

Развивающая: сформировать умения анализировать эпоху, давать оценку реформ.

Воспитательная: привить культуру межличностных отношений.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: урок-консультация (лабораторно-практическое занятие).

Оборудование: учебник “История России, 11 класс”, А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, С.В. Мироненко, карточки с заданием.

Содержательные элементы (в соответствии с Кодификатором ЕГЭ).

Алгоритм работы.

  1. Общий разбор заданий с классом.
  2. Выполнение заданий индивидуально и в парах, затем проверка их выполнения, обсуждение выполненного.
  3. Работа в парах, технология “Аквариум”.

I. Организационный момент.

II. Фронтальная работа.

Учащиеся самостоятельно работают с карточками 10 минут. Затем у доски с двумя учениками выполнение задания проверяется.

Карточка 1

1. Задание на знание хронологии: вставьте пропущенные в таблице даты и события

Даты События
  Устранение от власти и арест Л.П. Берии
1953 г., 5 марта  
1958 Избрание Н.С. Хрущева председателем Совмина СССР
  Начало освоения целинных и залежных земель
1956 г. XX съезд КПСС
  Запуск первого искусственного спутника Земли
  События в Новочеркасске
1962  

2. Задание на работу с фактами: установите соответствие между фамилиями писателей и их произведениями.

Поэты, писатели

А) А.Т. Твардовский

Б) Б.Л. Пастернак

В) К.М. Симонов

Г) А.И. Солженицын

Названия произведений

1) “Живые и мертвые”

2) “Архипелаг Гулаг”

3) “Василий Теркин”

4) “Доктор Живаго”

5) “Судьба человека”

 

А Б В Г
       

3. Задание на знание терминов, понятий, характерных признаков явлений: какое из перечисленных понятий не относится к эпохе Хрущева?

“Оттепель”, целина, реабилитация, “кукурузная” кампания, “дело врачей”, широкое жилищное строительство, диссидент.

Карточка 2

1. Задание на знание хронологии: установите соответствие между датами и событиями.

Даты

А) 1957, 1961

Б) 1954

В) 1956, 1962

Г) 1964

События, явления

1) отставка Н.С. Хрущева

2) достижения в освоении космоса

3) освоение целинных земель

4) кризисы в международных отношениях

2. Задание на работу с фактами: кто из названных деятелей участвовал в борьбе за власть после смерти И.В. Сталина?

  1. А.А. Жданов
  2. Н.С. Хрущев
  3. Г.М. Маленков
  4. Л.П. Берия
  5. А.А. Громыко
  6. А.Н. Косыгин
     

3. Задание на знание терминов, понятий, характерных признаков явлений: какие три из названных мероприятий относились к политике Н.С. Хрущева в годы его руководства страной?

  1. Неоднократное снижение цен на продукты питания.
  2. Предоставление права на пенсию колхозникам.
  3. Широкое жилищное строительство.
  4. Поддержка арендного подряда в деревне.
  5. Проведение “кукурузной” кампании.
  6. Поддержка авангардистских течений в искусстве.
     

III. Контрольное выполнение заданий

Тест 1

1. В результате борьбы за лидерство после смерти Сталина победил:

1) В.М. Молотов;

2) Л.П. Берия;

3) Н.С. Хрущев;

4) Л.М. Каганович.

2. Как звали советского писателя, удостоенного в 1958 г. Нобелевской премии по литературе, но вынужденного от неё отказаться в условиях организованной властями травли?

1) Б.Л. Пастернак;

2) М.А. Шолохов;

3) А.А. Фадеев;

4) А.Т. Твардовский.

3. С целью децентрализации управления экономикой в 1957 г. были учреждены:

1) наркоматы;

2) главки;

3) тресты;

4) совнархозы.

4. Что стало результатом Карибского криза 1962 г.?

1) Выход США из договора по ПРО;

2) создание ОВД;

3) подписание СССР США договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности;

4) вывод советских ракет с Кубы, обязательство США не вторгаться на остров.

5. Подавленное советскими войсками в 1956 г. антикоммунистическое восстание происходило в:

1) Венгрии;

2) Румынии;

3) Китае;

4) ГДР.

Тест 2

1. Что было одной из причин неудач в реформировании советской экономики при Н.С. Хрущеве?

1) Рост зависимости экономики от иностранных капиталовложений

2) Нежелание партийного руководства отказываться от директивных методов руководства.

3) Перевод государственных предприятий на хозрасчет.

4) Неприятие населением проводимой Н.С. Хрущевым “шоковой терапии”.

2. Прочтите отрывок из воспоминаний советского дипломата и напишите название международного кризиса, о начале которого в нем говорится

“Напомню, что с первых шагов кубинской революции СССР оказывал Кубе помощь, в том числе и военную. К весне …кубинское и советское руководство пришли к выводу о необходимости принятия мер, которые бы помешали американцам осуществить агрессию против Кубы. Тогда и было принято решение использовать как средство сдерживания размещение советских ракет на Кубе”.

Ответ________________________________.

3. Первым руководителем, посетившим США был?

1) И.В. Сталин;

2) Н.С. Хрущев;

3) Л.И. Брежнев;

4) М.С. Горбачев.

4. Какие из названных театров возникли как театры-студии в годы “оттепели”?

1) МХАТ, театр Сатиры в Москве.

2) “Современник”, Театр на Таганке в Москве.

3) Большой Драматический театр, Театр комедии в Ленинграде.

4) Театр “Ленком”, театр “Сатирикон” в Москве.

5. Какое событие произошло раньше?

1) XX съезд КПСС.

2) Создание ОВД.

3) Начало освоения целинных и залежных земель.

4) Избрание Н.С. Хрущева первым секретарем ЦК КПСС.

Работа в парах

1. Работа с документами

А) Прочтите отрывок из послания президента США, адресованного руководителю СССР, и напишите фамилию этого советского руководителя.

“Уважаемый г-н Председатель,

…Я пришел к выводу, что ключевые элементы … заключаются в следующем: Вы согласитесь устранить эти виды оружия с Кубы под надлежащим наблюдением и надзором ООН и принять обязательство … прекратить дальнейшую доставку таких видов оружия на Кубу.

Мы, с нашей стороны, согласимся …а) быстро отменить меры карантина, применяемые в настоящий момент, и б) дать заверение об отказе от вторжения на Кубу…”

Ответ:_____________________________________

Б) Прочитайте текст и выполните задания к нему.

Из речи Н.С. Хрущева на встрече с журналистами в Вашингтоне (1959 г.)

“После того, как люди научились управлять энергией атома и были созданы ракеты, способные в считанные минуты покрыть расстояния в тысячи километров, самые совершенные самолеты, танки, линкоры, применявшиеся во Второй мировой войне, кажутся почти игрушечными по сравнению с новейшими способами ведения войны. При таких условиях допустить, чтобы вызрела новая мировая война, - это безумие…Мы уверены, что в наше время война не является неизбежной.

Советский Союз стоит за развитие отношений между странами на основе принципов мирного сосуществования… Мы считаем, что различия в мировоззрениях не должны портить отношения между странами. Между всеми странами должны быть налажены тесные экономические и культурные связи. Это поможет народам и государственным деятелям глубже знать и лучше понимать друг друга. Это будет содействовать установлению взаимного доверия и мирного сотрудничества”.

Вопросы к документу:

Почему, по мнению Хрущева, новая мировая война не является неизбежной?

Какой смысл вкладывал автор в содержание принципа мирного сосуществования?

2. Задание на анализ исторических оценок.

Ниже приведены две точки зрения на выступление Н.С. Хрущева на XX съезде КПСС:

1. Доклад Н.С. Хрущева с разоблачением культа И.В. Сталина был предательским шагом по отношению к истории страны, к человеку, который имел много заслуг перед народом.

2. Доклад Н.С. Хрущева имел большое значение для жизни страны, оказал огромное влияние на общественное сознание, привел к некоторым демократическим преобразованиям в СССР.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется наиболее предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

3. Техника “Аквариум”.

Вопросы для обсуждения;

1. Приведите факты, свидетельствующие об изменениях политического режима после смерти Сталина, и факты, показывающие преемственность политических традиций.

2. В чем заключаются главные заслуги Хрущева как политического лидера?

Составьте “лист аргументов”

Оценка аргументов Убедительный Неубедительный
     

Заключительное слово учителя.

Несомненно, он был незаурядным политическим деятелем, одной из ярких и противоречивых фигур XX столетия. На его могиле, на Новодевичьем кладбище, стоит памятник – бронзовая фигура на фоне мраморной плиты, одна половина которой – белая, другая черная, символизируя борьбу доброго и злого начал в душе Хрущева. Автор памятника – Э.Неизвестный, творчество которого критиковал Н.С. Хрущев.

В глазах своего народа, так и в глазах всего мира он оставил свою страну в лучшем состоянии, чем её застал.

Домашнее задание.

Напишите эссе на тему “Оттепель” и поколение “шестидесятников” в истории нашей страны”.