За последнее время в школе произошли серьезные преобразования, введены новые программы, изменилась её структура. Все более высокие требования предъявляются к детям, идущим в первый класс. Развитие в школе альтернативных методик позволяет обучать детей по более интенсивной программе.
Итак, Ваш ребенок скоро пойдет в школу. Перед Вами, родителями будущего первоклассника, встает вопрос: готов ли он к этому? И какие требования предъявляет современная школа к знаниям дошкольника?
Обязательное условие для зачисления в первый класс — достижение ребенком возраста не менее 6,5 лет к началу учебного года. Согласно постановлениям Министерства образования и науки, всех детей, достигших школьного возраста, принимают в первый класс общеобразовательного учреждения независимо от их уровня подготовки и проживания на территории, за которой закреплена школа. Только отсутствие свободных мест иногда служит поводом для отказа в приеме детей, не проживающих в ближайшем микрорайоне.
Прием детей в первый класс государственных и муниципальных школ на конкурсной основе – это нарушение Закона "Об образовании". А значит, все экзамены, вопросы по школьной программе первого класса и прочая проверка знаний малышей – незаконны. Доступность среднего образования в России для всех детей без исключения гарантируют российские законы, среди них законы "Об образовании", "О гражданстве РФ". И ни в одном из них и речи не идет, ни о каких экзаменах для будущих школьников.
Запись в школы начинается только с 1 апреля. При себе иметь набор документов (копия и оригинал свидетельства о рождении, справка с ЖЭУ о месте прописки вашего ребёнка, мед. справка о том, что ребёнок всех специалистов прошёл).
Успешность обучения детей в начальной школе в значительной мере определяется тем уровнем умственного развития, которого они достигли к концу дошкольного детства. Готовность к школе в области умственного развития включает несколько взаимосвязанных сторон. Ребенку, поступающему в 1-й класс необходим известный запас знаний:
1. По развитию речи
1 Ребенок должен обладать определенным словарем. Словарный запас ребенка более 7 лет должен составлять 3-3,5 т. слов. Но одно дело знать значение определенного количества слов, и совсем другое - количество слов, которое ребенок активно использует. Старайтесь сократить эту разницу. Чем большим количеством слов оперирует ребенок, тем яснее он мыслит и тем точнее выражает свои мысли.
2 Иметь следующие навыки разговорной диалогической речи:
- умение слушать и понимать обращенную к нему речь, поддерживать разговор, отвечать на вопросы и спрашивать.
Придя в школу, большую часть информации дети получают из бесед с учителем. Не умея слушать, ребенок будет испытывать определенные трудности. Поэтому родители должны обязательно читать ребенку книги, объяснять заинтересовавшие его явления природы и т. д. Делать это нужно не в назидательной форме: "Вот пойдешь в школу, тебе будет трудно, так что учись сейчас", а в непринужденной обстановке: на прогулке, по дороге в магазин, детский сад, поликлинику. Разговаривая со своим малышом, спрашивайте у него, что он думает о том либо другом событии, поступке, как его понимает. Побуждайте его быть не пассивным слушателем, а собеседником.
3. При формировании монологической речи:
- самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание литературного текста, использовать в рассказе выразительные средства.
- самостоятельно составлять небольшие рассказы, проявляя творчество, воображение, а также сказки, загадки из личного опыта;
- уметь составлять рассказы по картинке, предмету, серии сюжетных картин. Передавать ход своих мыслей, объяснять то или иное событие, правило;
- произносить все звуки родного языка, иметь четкую правильную дикцию, внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания;
- речь должна быть морфологически правильной (отсутствие грамматических ошибок, соблюдение правильного ударения, правильное склонение числительных и местоимений, спряжение глаголов);
- умение правильно строить и свободно пользоваться различными предложение и, простыми и распространенными, соблюдая порядок слов в предложении.
2. Обучение грамоте
- Умение составлять предложения из 3-4 слов, членить простые предложения на слова, находить место слова в предложении;
- умение членить слова на слоги, составлять слова из слогов;
- умение различать звуки на слух, устанавливать
их последовательность в словах.
Интонационно выделять звук в слове;
- умение проводить звуковой анализ трех-, четырех-, пяти звуковых слов различной звуковой структуры;
- определять место звука в слове;
- умение обозначить звуки буквами;
- проводить звукобуквенный анализ;
- составлять слова из букв и слогов;
- усвоить и дифференцировать понятие гласный, согласный, твердый, мягкий,
- знать гласные звуки;
- уметь подобрать слова с определенным звуком;
- уметь выделить в слове любой звук, определить его место в слове самостоятельно называть слова с этим звуком;
- овладение навыками слогового чтения в пределах полного алфавита, затем – овладение плавным чтением;
- на основе хорошо отработанного фонемного анализа идет работа по обучению детей грамотному письму (печатание).
3. Подготовка руки к письму (развитие мелкой моторики)
1. В совместной с детьми деятельности и на
занятиях предлагать задания в тетрадях; чаще
использовать пластилин, мозаику, мелкий
строительный материал, давать возможность
использовать ножницы, иголку, спицы (плетение,
вышивание, вязание и т. д.)
2. Во время игр, бытовых процессов включать упражнения для кисти руки, пальцев.
3. Ребёнок должен уметь:
- Правильно держать ручку, карандаш, кисточку.
- Уметь чертить прямую линию.
- Писать печатную букву по образцу.
- Вырезать из бумаги.
- Аккуратно клеить.
- Рисовать как отдельные образцы, так и сюжетные
картинки.
- Лепить как отдельные образы, так и целые
композиции.
- Изготавливать аппликации.
4. Математика
- Дети должны уметь считать, отсчитывать, пересчитывать до 10, называть числа в прямом и обратном порядке, считать на слух, по осязанию, знать не только количественный, но и порядковый счёт. Выполнять устные вычисления на сложение и вычитание в пределах 10.
- Знать цифры до 10, уметь оперировать сними. Знать как можно то или иное число разложить на два меньших, или как из двух меньших чисел составить одно. Уметь считать группы предметов, состоящие из одинакового количества.
- Решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание (в одно действие), составлять задачу на наглядном материале, по иллюстрации, по числу примеру, обозначенному цифрами. Уметь пользоваться знаками +, -,=.
- Ребёнок должен знать геометрические фигуры: круг, квадрат, овал треугольник, прямоугольник. Находить изученные геометрические фигуры в окружающих предметах, моделях, рисунках, чертежах, не только в изолированном виде, но и в различных комбинациях с другими фигурами. Составлять геометрические фигуры из нескольких фигур, разбивать фигуры на составляющие.
- Дети должны определять расположение предметов в помещении, находить левую, правую, верхнюю, нижнюю сторону листа бумаги, его середину, левый верхний, правый нижний угол и т.д.
- У детей должно быть сформировано чувство времени. Должны знать последовательность дней недели, времён года, уметь называть текущий месяц.
- Выполнять логические задания, связанных с развитием познавательных процессов:
· внимания: лабиринты различной степени сложности и различных видов, дидактические игры типа “Веселый счет”, сравнение объектов, сюжетных картинок, групп математических объектов;
· воображение: восстановление фигур (частей фигур) одинаковых форм, деление фигур на заданные части и другое;
· памяти: зрительные и слуховые диктанты;
· мышления: наблюдение, сравнение, анализ; установление закономерностей и их использование для выполнения заданий и получения новых знаний.
5. Этика
1. К поступлению в школу у детей должны быть сформированы следующие
Навыки: умение различать хорошие и плохие поступки, понимать, почему нужно поступать хорошо, каков мотив стоит за каждым поступком.
2. Знать простейшие правила общения со сверстниками и взрослыми, основанные на уважении и доброжелательности:
- употребление выражений приветствия, прощания, благодарности;
- умение говорить спокойным тоном, не перебивать говорящего;
- умение воздерживаться от неуместных в данной обстановке слов, действий;
3. Знать простые формы этики:
- плавила поведения за столом, в гостях, в транспорте и общественных местах;
- использование слов, обозначающих просьбу, извинения, вежливый отказ в просьбе;
- правила общения друг с другом;
- правила поведения в школе.
6. “Окружающий мир”
Ребенок должен знать:
- состав своей семьи, имена, отчества и фамилии родителей, их профессии;
- адрес, домашний телефон, название своего города, страны;
- последовательность времен года, их признаки; дни недели, части суток;
- названия насекомых, животных, их детенышей и среды обитания; уметь разделять их на группы (дикие и домашние, хищники и травоядные);
- названия растений (деревьев, цветов, овощей, фруктов, грибов), и уметь различать по внешнему виду растения, распространенные в данной местности.
- правила поведения пешеходов на дороге, определять вид транспорта;
- соотносить магазины и продаваемые в них товары;
- различать профессии.
- В каком городе ты живешь?
- Как называется страна, в которой ты живешь?
- Нравится ли тебе заниматься? Хочешь ли ты идти в школу? Почему?
Не запугивайте школой!
Даже из лучших побуждений нельзя запугивать ребенка новыми обязанностями.
Бывает, если ребенок не послушался, не пришел вовремя, забыл о чем-либо, он слышит: "Вот пойдешь в школу, там за тебя возьмутся! Не будешь там безобразничать и не слушаться!" И тут же кто-то из присутствующих становится на его защиту: "Ничего страшного, пусть погуляет. В школе будет некогда".
Кроме вреда, от такого "воспитания" ничего не ждите. Ребенок будет с неохотой ждать школу, напуган ее суровостью. Он может замкнуться при первых же школьных трудностях. Поведение взрослых должно быть ободряющим, чтобы ребенок понял, что дома понимают важность его новых обязанностей, ждут от него ответственности, старания, готовы ему помочь. И главное - в него верят.
Развивайте общую и мелкую моторику ребенка: больше рисуйте, раскрашивайте, лепите из пластилина, собирайте бусы.
- Работайте над развитием познавательных способностей ребенка: разучивайте стихи, придумывайте рассказы.
- Дома чаще играйте с детьми в дочки-матери, магазин, больницу, парикмахерскую, стройку и т.п., это лучший способ научить малыша организации своей деятельности и умению действовать по инструкции.
- Будьте последовательны в своих требованиях. С пониманием отнеситесь к тому, что многое не будет получаться сразу.
Итак, родителям необходимо помнить, что развивая речь ребенка, мы закладываем основу для формирования высших психических функций (воображения, памяти, мышления), и, следовательно, для успешного обучения ребенка в школе.
Рекомендации логопеда родителям будущих первоклассников
Если устной речью маленький человек овладел до школы, то письменной ему еще только предстоит овладеть. И чем лучше будет развита у крохи устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом.
У многих детей нередко наблюдается нерезко выраженное отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает к себе особого внимания, но в дальнейшем оно может помешать хорошей учебе и привести к появлению специфических ошибок на письме в школе. Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии ребенка и исправить их до начала его обучения грамоте.
Четкое различение всех звуков речи на слух является одной из необходимых предпосылок овладения грамотой. Запись любого слова предполагает умение определить каждый входящий в его состав звук и обозначить его соответствующей буквой. Если же некоторые звуки кажутся ребенку одинаковыми, то он неизбежно будет затрудняться при выборе соответствующих этим звукам букв во время письма. Для проверки слуховой дифференциации звуков подберите картинки, названия которых различаются одним звуком. Например, слова “мишка” и “миска” (относящиеся к названиям картинок и воспринимаемые ребенком на слух) он может различать только при условии четкой дифференциации звуков “с-ш”, поскольку все остальные звуки в этих словах одинаковые. Для получения правильного результата необходимо соблюдать следующие условия:
- Картинки называет взрослый, а ребенок лишь на них показывает.
- Картинки называются одним словом, употребляемым в именительном падеже. Никаких дополнительных или поясняющих слов не допускается.
- Картинки называются в разной последовательности, иногда одно и то же название повторяется несколько раз подряд. Это лишает ребенка возможности ориентироваться на какой-то определенный порядок в показе картинок.
- Не следует смотреть на называемую картинку, поскольку многие наблюдательные дети часто следят за направлением взгляда взрослого, что облегчает им выполнение задания.
- Рот взрослого закрывается экраном (листом бумаги, ладонью), так как некоторые звуки, не различаемые ребенком на слух, могут быть узнаны по положению губ.
Для правильной оценки результатов внимательно наблюдайте за поведением ребенка во время показа картинок. Если все в порядке, ребенок будет показывать картинки спокойно и уверенно. При не различении или неустойчивом различении звуков малыш будет колебаться, вопросительно поглядывать на взрослого или просто показывать картинки наугад.
Имейте ввиду, что при нормальном речевом развитии различение всех звуков, а следовательно, и правильный показ понятных по смысловому содержанию картинок доступен детям с двухлетнего возраста. Кроме того, важно знать, что именно не различение ребенком некоторых звуков речи на слух является основной причиной их замены в устной речи, а в дальнейшем – и на письме.
Развить у ребенка способность к различению звуков в большинстве случаев могут сами родители. Для этого нужно всеми возможными способами показать малышу разницу в звучании тех звуков, которые кажутся одинаковыми.
Например, звуки “ж-з”. Объясните ребенку, что звук “ж” похож на жужжание жука (ж-ж-ж-ж), а звук “з” - на писк комара (з-з-з-з), и несколько раз подряд попеременно изобразите оба эти звука. Обратите внимание на различное положение губ при произнесении этих звуков. Сначала ребенок при различении звуков может ориентироваться не только на слух, но и на зрительное восприятие артикуляции, а затем вы закрываете губы листком бумаги, и ребенок только слышит звуки. После того, как малыш будет различать эти звуки, познакомьте его с соответствующими буквами. Теперь при произнесении любого из звуков, ребенок показывает нужную букву (обе буквы лежат перед ним). Далее нужно потренировать его в различении этих звуков в словах, фразах.
Вот игры, которые вам помогут
Игра “Эхо”. Водящий называет слово или фразу, а ребенок должен точно повторить за ним. Или наоборот - кто-то говорит слово, а водящий – “эхо” повторяет его.
Игра “Узнай звук”. Попросите малыша хлопнуть в ладоши, если он услышит определенный звук, например, звук “ж”. Звук “ж” нужно говорить протяжно, чтобы ребенок его услышал.
Упражнение “Пиши кружочками”. Попросите ребенка записать слова кружочками: сколько в слове звуков, столько и кружков. Определенный звук можно закрасить цветным карандашом.
Все эти игры и упражнения и им подобные нужно продолжать до тех пор, пока ребенок не научится легко справляться с ними.
Успехов вам!