Вы любите смотреть мультфильмы?
Это занятие мы начнем с просмотра мультфильма “38 попугаев”. Вы внимательно смотрите, а затем мы обсудим его и ответим на вопросы. Девизом сегодняшнего занятия будут слова из песни, которую поет мартышка: “Ужасно интересно, все то что не известно!”
Какая мысль пришла к удаву?
- Измерить свой рост.
Какой способ придумала мартышка?
- Измерить удава в половинках, в четвертях.
(Рост удава: 2 половинки или 4 половины половины)
Почему не согласился удав с предложением мартышки?
- Меня половинами мерить нельзя, я целый!
Какой еще способ измерить рост удава придумали попугай и слоненок?
- 38 попугаев и 1 попугайское крылышко
- 5 мартышек
- 2 слоненка
Почему рост удава оказался разным?
- Мера длины была разная.
Какой способ измерения роста удаву больше понравился?
- А попугаях я гораздо длиннее!
Для обитателей тропического леса, в котором живет попугай. Эта единица не хуже других. Но длина в попугаях ничего не скажет жителям тайги, да и для соседних джунглей, где живут попугаи другой породы, придется переводить своих попугаев в чужих.
Эта история из мультфильма не такая уж нелепая.
А что значит измерить?
- Коротко можно ответить так: измерить – значит сравнить с эталоном.
Какие меры длины вы знаете?
- Метр, см, км, дм, мм
Эти меры длины называются метрическими, они приняты во всем мире. Эталоном измерения служит метр. Эталон метра хранится в Международном бюро мер и весов в Севре, недалеко от Парижа (столица Франции).
Работаем с презентацией <Приложение 1>
Слайд | Текст учителя |
Слайд 1, 2 | В 1960 году собралась Генеральная
конференция по мерам и весам, на которую прибыли
представители 32 стран. Была принята
Международная система единиц. С 1963 года ею
пользуются во всех областях науки, техники и
народного хозяйства. В далекие исторические времена человеку приходилось постепенно постигать не только искусство счета, но и измерений. Когда наш предок – древний, но уже мыслящий попытался найти для себя пещеру, он вынужден был соразмерить длину, ширину и высоту своего будущего убежища с собственным ростом. А ведь это и есть измерение. Изготовляя простейшие орудия труда, строя жилища, добывая пищу, возникает необходимость измерять расстояния, а затем площади, емкости, массу, время. Наш предок располагал только собственным ростом, длиной рук и ног. Если при счете человек пользовался пальцами рук и ног, то при измерении расстояний использовались руки и ноги. Не было народа, который не избрал бы свои единицы измерения. На Руси существовали свои измерения. Система древнерусских мер включала в себя основные меры: - верста; - сажень (древнейшая мера длины); - аршин; - локоть (древнейшая мера длины); - пядь; - вершок. |
Слайд 3 | Верста Верста – расстояние, пройденное от одного поворота плуга до другого во время пахоты. Верста – русская единица измерения расстояния, равная пятистам саженям или 1 067 метров. Упоминается в литературных источниках с XI века, в XVII веке окончательно сменила использование термина “поприще” ( То же, что и “днище” – расстояние в один день пути 25 (30-40 км). По другим источникам “поприще” употребляется в том же смысле, что и верста. “Поприще” = 750 сажень.) в этом значении. А знаете ли Вы, что:
|
Слайд 4 | “Верстой” назывался верстовой
столб на дороге. В Кирове у Главпочтамта
находится “нулевой” верстовой столб. 1. Расстояние от Вятки до Москвы – 973,25 версты. Рассчитайте расстояние от Кирова до Москвы в современных единицах – км. Решение. 973,25 • 1,067 = 1038,46 км. 2. Расстояние от Вятки до Петербурга – 1460,25 версты. Рассчитайте расстояние от Кирова до Санкт-Петербурга в километрах. Решение. 1460,25 • 1,067 = 1558,09 км. |
Слайд 5 | Сажень. В Древней Руси применялась не одна, а множество разных саженей:
|
Слайд 6 | “Косая сажень в плечах” (2,48 м). Как говорят о рослом, плечистом человеке? Видит на сажень сквозь землю. Если человек отличается большой проницательностью, то говорят … |
Слайд 7 | Аршин – старинная мера
длины, равная в современном исчислении 0,71 м. Аршином, так же, называли мерную линейку, на которую, обычно, наносили деления в вершках. Аршин от персидского “арш” – локоть. Аршином, так же, называли мерную линейку, на которую, обычно, наносили деления в вершках. |
Слайд 8 | Как говорят о человеке, который
оценивает происходящее только со своей точки
зрения? Каждый купец на свой аршин меряет. |
Слайд 9 | Локоть – исконно
древнерусская мера длины, известная уже в 11 веке. Локоть
– расстояние от локтя до конца среднего
пальца. Значение древнерусского локтя в 10,25-10,5 вершков (в среднем приблизительно 46-47 см) было получено из сравнения измерений в Иерусалимском храме, выполненных игуменом Даниилом, и более поздних измерений тех же размеров в точной копии этого храма – в главном храме Ново-Иерусалимского монастыря на реке Истре (XVII в.). На Руси встречается с ХI в. Применяли его в крестьянском хозяйстве, когда нужно было измерить длину изготовленной в домашних условиях шерстяной пряжи, ткани или пеньковой веревки. Так говорят о каком-то простом, но не выполнимом деле. Близок локоть, да не укусишь. |
Слайд 10 | Пядь. Пядь:
|
Слайд 11 | Вершок – ширина двух пальцев
руки: среднего и указательного. Вершок – длина первой фаланги указательного пальца. Значение вершка: 4,4 см. |
Слайд 12 | Повторение системы древнерусских мер длины. |
Слайд 13 | Задача. 1. Известно, что Конек-Горбунок из одноименной сказки П.П.Ершова был “… ростом только в три вершка, на спине с двумя горбами, да с аршинными ушами”.Определите рост Конька-Горбунка и длину его ушей в см. Решение. Рост: 3 • 4,4 = 13,2 см. Уши: 71 см. |
Слайд 14 | Задача. 2. Царь-пушка – средневековое артиллерийское орудие (бомбарда), памятник русской артиллерии и литейного искусства, отлитое из бронзы в 1586 году русским мастером Андреем Чоховым на Пушечном дворе.Длина пушки – 5,34 м, наружный диаметр ствола – 120 см, диаметр узорного пояса у дула – 134 см, калибр 35 дюймов, масса – 39,31 т. Определите калибр Царь-пушки в см. Решение. Калибр: 35 • 2,5 = 87,5 см. |
Слайд 15 | Русский народ создал собственную систему мер. Памятники Х века говорят не только о существовании системы мер в Киевской Руси, но и о государственном надзоре за правильностью их. Надзор этот был возложен на духовенство и продиктован потребностями рынка. На церковной площади проходили базары, а в церквах стояли лари с договорами по торговым сделкам и верными мерами. |
Без слайда | Пословицы. “От горшка два вершка, а уже указчик”. “Семь пядей во лбу”. “Сто верст молодцу не крюк”. “За семь верст киселя хлебать”. “Семь аршин говядины да три фунта лент” Загадка. Поутру с сажень, в полдень – пядень, а к вечеру через поле хватает. Ответ: тень. |
Раздаточный материал к занятию “Старорусская система мер длины”
Метрические меры | Старорусские меры |
1 км | 0,94 версты = 470 саженей |
1 м | 22,5 вершка = 40 дюймов |
Старорусские меры | Метрические меры |
1 верста | 1,067 км |
1 аршин | 71 см |
1 вершок | 4,4 см |
1 фут | 30 см |
1 дюйм | 2,5 см |
Литература
- Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия. 5–6 кл.: Пособие для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2007.
- Шарыгин И.Ф. Геометрия 7–9 классы. – М.: Дрофа, 2007.
- Шарыгин И.Ф. Геометрия 10–11 классы. – М.: Дрофа, 2007.
- Смирнова И.М., Смирнов В.А. Геометрия. Нестандартные и исследовательские задачи. Учебное пособие 7–11 класс. –М.: Мнемозина, 2007.
- Ходот Т.Г. Наглядная геометрия: учеб. Для учащихся 5 кл. общеобразоват. учреждений / Т.Г. Ходот, А.Ю. Ходот, В.Л. Велиховская. –М.: Просвещение, 2006.
- Ходот Т.Г. Наглядная геометрия: учеб. Для учащихся 6 кл. общеобразоват. учреждений / Т.Г. Ходот, А.Ю. Ходот. –М.: Просвещение, 2007.
- Панчищина В.А. и др. Математика: наглядная геометрия: учеб. Пособие для 5–6 кл. общеобразоват. учреждений / [В.А. Панчищина, Э.Г. Гельфман, В.Н. Ксенева и др.]. –М.: Просвещение, 2006.
- Математика в школе, №7-2006, с. 40. Ходот Т.Г., Ходот А.Ю. Наглядная геометрия V-VI.
- Интернет ресурсы: https://urok.1sept.ru/articles/521206/.