ФГОС и способы его реализации в начальном звене образовательного учреждения

Разделы: Начальная школа


Учителя, как местные светочи науки,
должны стоять на полной высоте
собственных знаний в своей специальности.
Д.И. Менделеев

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

ФГОС - система требований к структуре, освоению и условиям реализации образовательных программ. Основной результат образования: овладение школьником набором действий, позволяющих ставить и решать, проблемы, важнейшие жизненные и профессиональные задачи.

Достаточно непростая ситуация сложилась при создании базы данной образовательной реформы. Были изданы документы федерального уровня с обозначенными идеями и направлениями, такие как: содержание общего образования, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Надо признать, что новый образовательный стандарт ворвался в повседневную жизнь школы, не соизмеряясь с силами и возможностями учителей. Первое испытание выпало на долю учителей начальных классов. Вместе с этим возникла проблема готовности педагогов к внедрению новых стандартов. В стандартах второго поколения зримо прописан образ будущего выпускника школы, который будет обладать не только запасом знаний, но и будет готов к постоянному обновлению и даже преобразованию своего знания. Мечта любого педагога – вырастить человека, обладающего такими качествами.

Учитель играет ведущую роль в формировании учебных действий у учащихся. Поэтому подбор содержания урока, разработка конкретного набора наиболее эффективных учебных заданий (в рамках каждой предметной области), определение планируемых результатов, выбор методов и форм обучения – всё это требует от педагога грамотного подхода. [1, 15]

Учителю начальных классов необходимо было сформировать у младшего школьника готовность и способность к саморазвитию, мотивацию к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки, отражающие индивидуально-личностные позиции обучающегося, социальные компетенции, личностные качества; основы гражданской идентичности.

Важной новацией нового стандарта является включение в него требований к условиям реализации образовательных программ. Эти требования, касающиеся условий образовательной деятельности, оснащения учебных заведений, ресурсной базы образования, четко отнесены к региональному уровню власти и управления.

В ФГОС выделены направления, реализуя которые, можно достичь результатов, определенных стандартом:

  • Приведение ресурсной и материально-технической базы школы в соответствие с требованиями, изложенными в ФГОС. Без хорошей материально-технической базы современное преподавание невозможно.
  • Качественная профессиональная подготовка и высокая квалификация учителя.

Вместе с тем, введение ФГОС второго поколения кардинально изменило представление педагогов о том, какими должны быть содержание начального образования и его образовательный результат. Новым для учителей начальных классов, стало понятие “универсальные учебные действия”. Как развивать ученика, нам знакомо, а вот как перестроить сформировавшиеся убеждения и поступки учителя – взрослого человека - стало самой серьёзной проблемой для педагогов школы. [4, 12]

Учителя активно используют в своей работе следующие технологии:

- проблемного обучения;

- работу в паре и в группе;

- обучение посредством диалога;

- развития речи;

- продуктивного чтения;

- исследования и проектирования изучаемой проблемы;

- формирования самоконтроля в процессе выполнения учебного задания;

- формирования самооценки в процессе выполнения учебного задания;

- здоровьесбережения.

На уроках у учителей начальных классов часто можно наблюдать игровые формы сотрудничества, что крайне необходимо для учащихся младшего школьного возраста с учетом их возрастных и психологических особенностей. Применение игровых форм помогает учителю на протяжении всего урока поддерживать интерес ребенка к изучаемому материалу, концентрировать его внимание. Очень эффективно на уроках учителя используют различные элементы соревнования, создание ситуации успеха.

Педагоги организуют работу детей в паре, в группах, не меняясь и не переходя с одного места на другое, так как на первых порах (в первом классе)эта пересадка занимает много полезного времени урока. Учитель просто делает установку на работу в группе: 1 и 3 парты поворачиваются к детям, сидящим сзади них. Дети учатся распределять обязанности в группе, выбирают командира, который будет защищать их работу.

Работу в группах учителя начинают с выработки основных правил:

  • полное внимание к однокласснику;
  • серьезное отношение к мнению других;
  • терпимость, дружелюбие;
  • никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т.к. каждый имеет право на ошибку.

В процессе этого у детей формировались личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные УУД. [ 7, 7]

Овладение учениками универсальными учебными действиями происходит на каждом уроке. С первой минуты урока учителя включают детей в организацию своей учебной деятельности, дают им возможность поставить учебную задачу, увидеть проблему, выразить ее словесно. Вместе с учителем учатся составлять план действий по решению проблем.

Такая методика позволяет приобрести опыт общения с одноклассниками, формировать навыки работы в коллективе, умение задавать вопросы, наблюдать, анализировать, прислушиваться к мнению других. Большое внимание учителей начальных классов уделяется рефлексии, т.к. она предполагает осознание детьми всех компонентов учебной деятельности. Каждый учебный предмет в зависимости от содержания и способов организации учебной деятельности раскрывает определенные возможности для формирования УУД.

Таким образом, на переходе от дошкольного возраста к младшему школьному возрасту основной акцент учителя делают на осмыслении и освоении норм и способов сотрудничества, форм оценивания, способов общения, без чего невозможно в дальнейшем активное овладение предметным содержанием. В 1 классе ученики накапливают средства для того, чтобы в дальнейшем успешно овладевать знаниями.

Делается многое, но всё же сегодня учителю совсем непросто даётся формирование регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий. Для того чтобы достичь результата, учителю приходится перестраиваться внешне и внутренне. Учителю недостаточно только тщательно подготовиться к уроку, необходимо ещё психологически настроиться на то, что учение сам, под руководством учителя, целеполагает, прогнозирует, контролирует, оценивает усвоенный материал. Ученики и учителя готовы и способны к реализации таких требований новых стандартов.

Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения. Важно не только научить, но и вдохновить своим примером, чтобы ребёнок захотел делать как ты, стать похожим на тебя, стать лучше. Сделать себя нравственнее, добрее, чище — значит сделать таким мир вокруг себя. Воспитывать детей надо радостью, передавая им наш оптимизм и жизнелюбие, свежесть восприятия жизни как праздника. Важно дать определённые знания, умения и навыки, но гораздо важнее научить маленького человека нравственным ценностям: доброте, честности, порядочности, любви к своей стране. Вот важнейшее условие успешного развития России.

Новые стандарты направлены на взаимодействие учителя, обучающихся и родителей. Можно отметить, что повысилась заинтересованность родителей в участии в образовательной деятельности, управлении школой, они с увлечением принимают участие в совместных школьных и классных мероприятиях. Школа является критически важным элементом в процессе модернизации и инновационного развития государства. Главные задачи новой современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

Список использованной литературы

  1. Вахрушев А.А. Как готовить учителей к введению ФГОС / А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - №5. - С.3-17.
  2. Дашковская О. Готова ли начальная школа к новым стандартам? // Первое сентября. - 2010. - №04. с. 6-7
  3. Начальная школа и федеральный государственный образовательный стандарт // Лаборатория начального образования: URL: http://omczo.org/publ/393-1-0-2242
  4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ (сост. Е.С.Савинов). - М.: Поосвещение, 2010.-191с.-(Стандарты второго поколения)
  5. Реализация ФГОС НОО в условиях малокомплектной сельской школы // Портал Система образования Омской области: URL: http://vmo.omskedu.ru/modules/newbb
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с. – (Стандарты второго поколения).
  7. Дидактические требования к современному уроку. Байбородова Л.В.. Введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в сельской школе // Вестник образования. - 2011. - №17. с. 5-8.