НОД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе "Вот она какая – ложка хохломская"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программные задачи.

Расширять кругозор детей об истории возникновения ложки, о способе изготовления хохломской ложки.

Вызвать интерес к утраченным традициям, содействовать сохранению народной культуры через игру на народных инструментах – ложках.

Учить детей игре на ложках.

Приобщать детей к русским народным традициям, воспитывать желание познавать культуру своего народа, воспитывать чувство уважения к искусству своего народа и гордость за него.

Закрепить знания детей об элементах хохломской росписи.

Учить детей работать на жёлтом фоне, в соответствии с фоном подбирать краски для узора.

Развивать творческую инициативу через умение самостоятельно сочетать элементы декоративной росписи, подбирая цветовую гамму.

Формировать умение работать концом кисти.

Предварительная работа.

Рассматривание предметов хохломской росписи (столы, стульчики, посуда.)

Беседа о хохломских изделиях с рассматриванием фотографий и иллюстраций с хохломскими изделиями.

Рассматривание отдельных элементов хохломского узора (“Травка”, “Кудрина”, “Под листок”, “Под ягодку”.)

Роспись хохломского узора (прямоугольной формы) на черном фоне.

Материалы и оборудование.

Клеёнки, непроливайки, тряпочки для вытирания кисточек,

подставки для кисточек и ватных палочек,

гуашь красная, зеленая, чёрная; кисть “белка” №2, №3, ватные палочки,

вырезанные из альбомного листа ложки (жёлтого цвета) по количеству детей;

таблица с элементами хохломского узора;

запись оркестра ложкарей; хохломские ложки по количеству детей.

Ход урока

Воспитатель: Ребята, я сегодня решила вас угостить вкусным вареньем. Угощайтесь, пожалуйста!

Дети: А как?

Воспитатель: Ах, я совсем забыла приготовить ложки. Мы ведь не сможем есть без них варенье!

Ребёнок читает стихотворение:

Я ложкой люблю есть пирожное.
Варенье, повидло, мороженое,
Рассольник и кашу, бульон и окрошку.
Вот сколько всего можно выхлебать ложкой!

Воспитатель: Оказывается, ложка - очень важный предмет в нашей жизни, и без него невозможно обойтись. За завтраком или за обедом вы берете в руку ложку, и никто не задумывается, когда впервые появилась ложка и какой она была. А вы, дети, хотели бы узнать что-то интересное о ложках?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда я приглашаю вас отправиться в путешествие “В историю ложки” Приложение 1.

Просмотр презентации “История ложечки”

(слайд 2) Давным-давно у людей не было ложек, и они ели руками. (слайд 3) Затем у них появились первые ложки, которые люди делали из глины. Но ложки были не прочные, ломались, крошились. Люди стали делать каменные ложки, которые были тяжёлые, неудобные и тоже ломались. (слайд 4) Первые ложки, похожие на современные, появились в Египте. Их украшали драгоценными камнями. Ложки были только у богатых людей. (слайд 5) У нас на Руси ложки у богатых были золотые и серебряные, а у бедных деревянные. Ложки получались лёгкими, удобными, они не нагревались от горячей пищи. (слайд 6) Ложки изготавливали специальные мастера, их называли ложкари, “ложечники”.

(слайд 7) Делали ложки из разных пород деревьев: липы, берёзы, яблони. Первый этап - раскалывание чурбана на баклуши - доверяли даже детям, а заключительный - ошкуривание и полировку - женщинам. Отсюда пошло выражение "бить баклуши", которое означало: делать очень несложное дело, а позже приобрело иной смысл - бездельничать.

(слайд 8) Ложки часто носили при себе в особых футлярах либо просто за поясом или голенищем сапога. По этому поводу народ создал много присказок и поговорок: "Запасливый гость без ложки не ходит" или "Со своей ложкой по чужим обедам".

(слайд 9) Ложками ели жидкую пищу, мясо – руками: вилок на Руси в те времена не было. Еду зачерпывали из общей миски и клали в рот, ложку опускали на стол. Прожевав пищу, человек снова брался за ложку и черпал ею из миски. Если же кто-то ел из миски, не выпуская ложку из рук, то он считался прожорливым.

(слайд 10) Деревянные ложки красивы, безопасны и полезны для здоровья. Недаром на Руси испокон века ели из деревянной посуды деревянными столовыми приборами и были здоровы до самой старости.

(слайд 11) Неокрашенными ложками пользовались каждый день. А по праздникам и для подарков доставали люди расписные ложки. Особенно красивы и известны хохломские ложки.

(слайд 12) “Ложкарная столица” России - город Семёнов.

(слайд 13) Давным-давно на карте Руси появилось поселение Хохлома, где и жили мастера, которые именно таким образом расписывали посуду, поэтому и называется эта роспись – хохломская.

(слайд 14) Посмотрите, как красиво расписаны наши ложечки! На них могут быть ягоды, листья, цветы и “кудрины” - от слова кудри (вьющиеся волосы). Мастера использовали для хохломской росписи только определённые цвета. Какие вы видите цвета на ложечках? (ответы детей) Правильно, ребята. Хохломские художники достигали большой выразительности, изображая на своих изделиях цветы, растения, причудливых птиц. Удивительные изделия хохломских мастеров любят и ценят не только жители России, но и других стран. Недаром, даже простая хохломская ложка считается одним из лучших сувениров!

Воспитатель: Вот сколько интересного мы узнали о таком обыкновенном предмете. (слайд 15) Наши ложечки не только красивы, но и звучат замечательно! Люди не только кушали этими ложечками, но и с удовольствием на них играли. Послушайте, как играет оркестр ложкарей.

(Дети прослушивают оркестр ложкарей)

- Хотите, я научу вас несложным приёмам игры на ложках? Ну, тогда берите ложечки и попробуем на них поиграть.

С детьми разучивается несколько несложных приёмов игры на деревянных ложках под русскую народную мелодию “Барыня”.

Воспитатель: Ну что ж, ребята, теперь вы знаете, что хохломские ложечки сделать непросто. От мастера требуется много усердия, умения, таланта.

Воспитатель: У нас есть заготовки ложек. Они не расписанные. А хотите сами стать мастерами и разукрасить ложечки?

(слайд 16) С какими элементами росписи мы уже знакомы? (листья, завитки, травка, капельки, осочка, ягоды)

С чего вы начнёте роспись ложки? (С каймы)

Завиток – главный элемент хохломской росписи, потому, что на нём рисуют все остальные элементы.

- Как нужно рисовать травку и завитки? (Концом тонкой кисти).

- Что мы можем использовать для рисования ягод? (Кисть, тычок). (слайд 16)

Дети расписывают ложки – заготовки, используя гуашь зелёного, красного и чёрного цвета, самостоятельно придумывая узор.

Во время росписи ложек обращать внимание детей на осанку, на то, как дети держат кисть (Миша, Вова, Кирилл К.).

Обратить внимание Кирилла П., Максима, Миши на то, что после использования одного цвета гуаши кисть надо промыть и обмакнуть о ткань.

Итог образовательной деятельности.

Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим наши замечательные ложки. Какая ложка вам нравится больше остальных? Имеет ли значение в росписи ложек аккуратность мастера? Как вы думаете, кто из мастеров сегодня постарался больше всех? Можно ли подарить наши ложки? Кому бы вы хотели их подарить?

Воспитатель: На этом наше путешествие в историю ложки закончено. Вам было интересно? Что вам понравилось или запомнилось больше всего?