Цель урока: познакомить детей с новым произведением Л.Н.Толстого.
Личностные УУД:
формируем умение выказывать своё отношение к
героям, выражать свои эмоции;
Регулятивные УУД:
формируем умение высказывать своё
предположение на основе работы с материалом
учебника;
Познавательные УУД:
формируем умение извлекать информацию из
текста;
Коммуникативные УУД:
- формируем умение слушать и понимать других;
- формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
- формируем умение работать в паре.
Ход урока
1. Орг. момент.
Поднимите красивые глазки на меня. Поздоровайтесь с нашими гостями. Начинаем урок литературного чтения.
2. Создание ситуация успеха.
Прочитайте фразу на доске. Как вы ее понимаете?
“Чтобы поверить в добро, надо начать делать его. Л.Н.Толстой”
Сделаем ее девизом нашего сегодняшнего урока.
3. Актуализация знаний.
Посмотрите на выставку книг, как вы думаете, какая книга лишняя и почему?
(“Ворона и лисица”, потому что ее автор И.А.Крылов, а остальные написал Л.Н.Толстой”.
Тогда назовите тему нашего урока. (Мы продолжим с вами знакомится с произведениями Л.Н. Толстого.)
Но, чтобы начать новое, мы с вами что должны сделать? (вспомнить прочитанные произведения)
У некоторых из вас есть карточки с отрывками из произведений Толстого.
У кого карточка №1. (карточки у хорошо читающих детей)
На корабле с нами было два мальчика. Мальчики первые прыгали в воду, но им было тесно в парусе...
Как называется это произведение? (Акула)
Карточка №2. Что перепутано в тексте:
Акула плыла прямо на мальчиков. - Назад! Назад! Вернитесь! Акула!- закричал артиллерист. Ребята услышали и вернулись на корабль.
Карточка №3.
Он посмотрел на учителя и заплакал. Тогда учителю жалко его стало. Он погладил его по голове и спросил у ребят, кто этот мальчик. |
Как называется это произведение? (Филипок)
Карточка №4.
Она как будто дразнила мальчика, показывала на него и делала ему рожи.
(Прыжок)
И последняя пятая карточка:
На самом верху мальчик вытянулся во всю длину и, зацепившись задней рукой за верёвку, повесил шляпу на край последней перекладины, а сам взобрался на макушку мачты.
4. Решение учебной задачи
И так, мы вспомнили прочитанные произведения и пора переходить к новому. Давайте заполним таблицу:
Знаю Л.Н.Толстой - автор рассказов “Филипок”, “Прыжок”, “Акула”
Он очень любил детей, открыл школу и сам там работал.
Хочу знать Что-то новое из жизни писателя.
Прочитать новые рассказы Л.Н.Толстого
Узнал
Последнюю колонку мы заполним в конце урока..
5. Определение темы урока.
Посмотрите на рисунок, определите ,о чем будет произведение? (Ученики делают вывод: о животных)
Почему Л.Н. Толстой назвал своё произведение “ Лев и собачка?” Что может произойти в рассказе с таким названием?
Действие рассказа происходит в Лондоне. А где это? Лондон- это столица Англии. Давайте посмотрим карту. Найдем столицу России и проложим путь до Лондона. Чтобы добраться на самолете нам понадобиться 16 часов.
Но Л.Н.Толстой никогда не был в стране Англии, никогда не был в городе Лондоне. Возможно, эту истории писателю рассказал кто-нибудь из моряков, которые бывали в Лондонском порту. И услышав ее Лев Николаевич не остался к ней равнодушен и написал об этом рассказ – “Лев и собачка”.
6. Первичное восприятие рассказа.
Словарная работа. (слайд-соедини стрелками)
Перед прочтением текста поработаем над сложными словами и вместе раскроем значение этих слов.
Смысл каких слов вам был не понятен?
Обрати внимание, эти трудные для твоего понимания слова расположены на слайде в следующем порядке.
- Зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком.
- Барин – богатый человек, который имеет прислугу.
- Ощетиниться – поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать.
- Бился – ударялся, колотился, совершал резкие движения.
- Метался – беспокойно двигался из стороны в сторону.
- Издохла – умерла.
- Засовы – большие дверные задвижки.
Сядьте по-удобнее, и внимательно начнем читать эту историю.
Читать будем с остановками, поэтому положите рядом карандаш. Читаем по цепочке.
- Первая остановка: Как вы думаете, что будет дальше?
- Вторая остановка: чем закончится рассказ?
7. Физминутка
Немного отвлечемся от прочитанного произведения и отдохнем.
8. Первичный анализ прочитанного.
- Назовите главных героев были. (Лев и собачка).
- Где происходит действие? (в зверинце)
- Прочитайте, как лев смотрел на собачку, когда впервые увидел ее?
- Почему же он не растерзал ее, посмотрите на иллюстрацию, сравните льва и собачку.
- Какими словами автор пишет о собаке?
- Как лев относился к собаке?
- Какой эпизод показался вам самым напряженным?
Вторичное восприятие материала.
А сейчас возьмите листок в клетку и попробуем выразить свое отношение к одному из героев с помощью синквейна. Заодно и вспомним, что это такое. (это стихотворение из пяти строк).
Алгоритм составления синквейна
Кто? Что? Существительное Какой? 2 прилагательных Что делает? 3 глагола Что автор думает о данном персонаже? Фраза из 4 слов Кто? Что? Существительное (Новое имя героя)
Девочки составляют синквейн на собачку, а мальчики на льва. Памятка по составлению на доске.
Зачитывание нескольких синквейнов.
9. Итог урока
Дополните фразу “Оказывается, животные как и люди умеют .....
Вернемся к таблице, которую мы начали заполнять в начале урока и добавим последнюю строчку.
Знаю Л.Н.Толстой - автор рассказов “Филипок”, “Прыжок”, “Акула”
Он очень любил детей, открыл школу и сам там работал.
Хочу знать Что-то новое из жизни писателя.
Прочитать новые рассказы Л.Н.Толстого
Узнал Новое произведение Л.Н.Толстого “Лев и собачка”
10. Домашнее задание.
На двух листах. На одном листе вы пишете 3 вопроса по данному произведению, на втором отвечаете на эти вопросы. Завтра меняемся своими вопросами с одноклассниками, они будут на них отвечать, а вы их проверяете по своим ответам.
Спасибо за урок!
Список литературы.
- Литературное чтение 3 класс, Климанова Л.Ф.
- Детские книги Л.Н.Толстого. (Филиппок”, “Прыжок”, “Рассказы и басни”, “Рассказы о детях”, “Рассказы о животных” и другие),
- Козлова Г.И. Справочный материал о писателях, изучаемых в начальных классах. Сыктывкар, 1992.
- Неусыпова Н.М. Толковый словарик русккого языка. М. “Просвещение”, 1989.