“Для ребенка, вместе с ребенком”.
Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической деятельности на начальном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как говорил В. А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”. Как утверждают многие педагоги - все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, “почувствовать” эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребёнок создаёт новые работы (рисунок, аппликация), придумывает что-то неповторимое, каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Необходимо создавать изобразительную базу для его творчества. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, развивается его воображение.
Современные психолого-педагогические исследования свидетельствуют о больших возможностях новорожденных. Установлено, что если с младенцем специально заниматься, то он будет развиваться с заметным опережением. Родители, которые понимают это, с первых же дней жизни ребенка заботятся об его умственном и сенсорном развитии.
К шести месяцам ребенку уже не достаточно простого внимания со стороны взрослых, для развития ему необходима совместная деятельность с родителями. Основными средствами общения, помимо экспрессивно-мимических, становятся предметные действия и движения (позы, жесты).
Ребенок столь раннего возраста готов к совместному художественному творчеству. В присутствии матери он чувствует себя уверенным в своих силах и смело исследует краски как новый объект, он учится ими манипулировать. Партнером по совместным действиям могут выступать как мама, так и педагог. Подобные занятия изобразительной деятельностью обеспечивают контакт матери и ребенка посредством совместного творчества и вызывают положительные эмоций, которые способствуют обучаемости.
На основе работы с моим ребенком я создала цикл занятий изодеятельностью с детьми раннего возраста, начиная с 10 месяцев. Постепенно наши занятия стали посещать другие дети. Я считаю, что занятия с детьми раннего возраста не требуют специальной подготовки, а значит, любой родитель или педагог могут эффективно заниматься с ребенком. Простые техники, применяемые на занятиях, нравятся малышам и вызывают у них большой интерес. Цели, задачи занятий способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен, линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Данные занятия не носят форму “изучения и обучения”. Ребенок осваивает художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс мамы и малыша при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.
Рекомендую начинать заниматься изодеятельностью с 6-7 месяцев, когда ребенок умеет сидеть, и любой родитель может рисовать с ним пальчиковыми красками. Обязательно комментируйте все ваши действия, рассказывайте, как называются основные цвета, фигуры. Чем старше ребенок, тем интереснее и красочнее будут его работы. Картины маленьких художников станут прекрасным памятным украшением вашего интерьера или подарком на День рождения бабушке и дедушке. После года дети самостоятельно рисуют красками. Такое рисование развивает мелкую моторику рук, которая способствует развитию интеллекта и речи ребенка. Общеизвестно, чем лучше будет развита мелкая моторика ребенка, тем быстрее и правильнее начнет разговаривать малыш.
Второй элемент, который необходимо использовать - рисование акварелью и гуашью. Рекомендую крупные толстые кисти с густым ворсом, так как они более удобны для рисования и ребенок быстрее научится правильно их держать. Первые работы будут похожи больше на “мазню”, чем на рисунки, но к двум годам при регулярных занятиях малыш будет самостоятельно, с пониманием раскрашивать раскраски и сможет изобразить явления природы (дождик, снег).
На занятиях с детьми раннего возраста советую применять поролон, например, вырезанный из кухонной губки, закрепленный на карандаш, с помощью которого рисунок ребенка приобретет пористую фактуру, а так же использовать трафареты и печати, творческую работу с которыми любят малыши. Особенно, всем детям раннего возраста нравится рисовать фломастерами и шариковой ручкой, которые лучше использовать для первого знакомства с таким элементом рисунка как “линия”.
Особенно рекомендую использовать нетрадиционные способы рисования, с помощью которых возможно развивать у детей интеллект, учить нестандартно мыслить и активизировать творческую активность. Такие техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, их достоинством является универсальность использования. Технология выполнения работ интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности изображения собственных фантазий, желаний и способствуют самовыражению в целом.
Анализируя почти год занятий с использованием разнообразных техник для выявления талантов детей раннего возраста, делаю вывод, что у них имеются способности к изодеятельности. У детей повысился уровень художественно-творческих способностей, а за счет применения нетрадиционных материалов улучшился уровень увлеченности темой и техникой.
В заключении хочется сказать, что творчество не может существовать под давлением и насилием. Оно должно быть свободным, ярким и неповторимым. Не расставаясь с карандашами, фломастерами, красками, ребенок незаметно для себя учится наблюдать, сравнивать, думать, фантазировать.