Для воспитания детей нужен не великий
ум, а большое сердце - способность к общению, к
признанию равенства душ взрослого и ребенка.
С. Соловейчик
Семья – это целый мир, в котором ребенок живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Являясь её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.
Семья — первая ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. От того, каковы здесь традиции, какое место занимает в семье ребенок — школьник, какова по отношению к нему воспитательная линия членов семьи, зависит многое. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе.
Семья – не единственный, но наиболее важный участник сложного процесса воспитания детей. Ребенок рождается от семьи и в семье. Здесь он проводит большую часть своей жизни. Именно здесь он усваивает три главных компонента системы формирования своей личности: - материнский язык; - этнос своего народа; - мировоззрение своего времени.
Бытует всеобщая уверенность, что мы, воспитанные в семье, автоматически способны сами воспитывать: мы просто будем делать со своими деть все то же самое, что наши родители делали с нами. Но так не получится: слишком многое уже изменилось в нашей жизни и продолжает стремительно меняться. Если мы хотим принести нашим детям добро, а не вред, нам следует повышать свою педагогическую квалификацию. Семья — это основа творчества, колыбель любви и фундамент наших будущих побед. Так важно сегодня в бурлящем скоростном потоке информации, событий и людей не растерять главное, не разрушить семейные узы. Чтобы семья была крепкой и здоровой, нужно чаще бывать вместе, посвящать каждую свободную минуту своим детям и друг другу.
Первые жизненные уроки ребёнок получает в семье. Его первые учителя и воспитатели – отец и мать. Давно установлено, что для ребёнка общие семейные повседневные радости и огорчения, успехи и неудачи – это источник, рождающий доброту и чуткость, заботливое отношение к людям. Семья даёт ребёнку первые представления о добре и зле, о нормах нравственности, о правилах общежития, первые трудовые навыки. Именно в семье складываются жизненные планы и идеалы человека.
Актуальность. На сегодняшний день остро встаёт
вопрос о роли и функциях семьи в воспитании
младших школьников. Проблемы, особенности
воспитания детей данного возраста приобретают
особую важность и обращают на себя внимание.
Трудности в обучении, причины неудачи в
воспитании заставляют нас задуматься о том, что
определяющая роль в воспитании ребёнка
отводится не только школе (учителям, психологам,
социальным педагогам), но и, конечно, принадлежит
семье, которая становится координатором и
регулятором в воспитании. Поэтому немаловажную
роль играет семья в процессе воспитания. Она
закладывает основной фундамент в процессе
воспитания ребёнка.
Младший школьный возраст – это тот период, когда
активное принятие участия семьи в воспитании
оставляет печать для дальнейшего развития,
воспитания и самовоспитания. Сюда следует
отнести последующую самореализацию ребёнком
своих возможностей и способностей, становление
которых определяются воспитанием в семье.
По-прежнему роль семьи является важным
катализатором воспитания ребёнка, а именно есть
только самая универсальная - самая сложная и
самая благородная работа, единая для всех и в то
же время своеобразная и неповторимая в каждой
семье, - это творение человека.
Детей, родителей, учителей объединяют общие заботы, проблемы, результат решения которых существенным образом зависит от характера их взаимодействия Сотрудничество школы и семьи - это результат целенаправленной и длительной работы классного руководителя, которая, прежде всего, предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, особенностей и условий семейного воспитания ребенка. Взаимодействие участников педагогического процесса должно быть спланировано и организовано как в школе, так и в каждом классе.
Набирая детей в первый класс, я обязательно провожу изучение семей. Для этого предлагаю родителям и детям анкеты.
В моём класс – 25 учеников, из них: 13 – девочек и 12 – мальчиков; 1 ребёнок проживает в многодетной семье, 8 человек – в неполных семьях, 17 – человек в полных семьях.
Изучая анкеты, я пришла к следующим выводам:
- родители невполне владеют информацией о своём ребёнке (с кем дружит, чем интересуется, чем увлекается);
- родители затрудняются при ответе на вопросы, касающиеся индивидуальных особенностей детей;
- в 75% семьей на первом месте стоят дела, а потом дети;
- в 15% семей организовывают совместное проведения досуга
- только 20% семей, где дети и родители являются настоящими друзьями;
- и самое главное – родители очень мало времени проводят с детьми (в среднем 15–20 минут в день).
Исходя из всего выше сказанного я пришла к выводу, что необходимо направить усилия на сближение детей и родителей, создать условия для совместного общения, сблизить интересы родителей, педагогов по формированию личности учащегося, создать условия для проявления инициативы, самостоятельности, ответственности, искренности в реальной жизни, развивать коммуникативные качества.
Ни семья, ни школа, ни общественные институты в отдельности не исчерпывают всего многообразия факторов, влияющих на личность ребёнка. Поэтому целостный, систематический процесс воспитания предполагает соединение усилий всех заинтересованных сторон. Инициатива в этих контактах по праву принадлежит школе.
Суть взаимодействия школы и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств . В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Это поможет педагогам и родителям объединить свои усилия в создании условий для формирования у ребенка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации, для преодоления трудностей и самореабилитации в случае неудачи.
Семья во все времена была общечеловеческой ценностью. Именно таким пониманием семьи и семейного отдыха я руководствовалась, создавая семейный клуб. Все мероприятия организованы для совместной детско-родительской аудитории.
Этот проект помогает сохранить, развить эмоциональную жизнь, вызывает богатый спектр ассоциаций, творческих способностей младшего школьника.
Помогает сплотить коллектив семьи, где каждый может проявить себя в новой роли, почувствует ценность и радость от совместно проведённого времени в обстановке праздника, совместного торжества.
Проект улучшает настроение, работоспособность, здоровье.
Семейный клуб дарит любовь, новые знания, хорошее настроение, воспитание. Рядом с ребёнком самые дорогие люди – мама, папа, учитель и одноклассники.
Цель программы: повышение роли семьи в воспитании младших школьников.
Задачи программы:
Организовать сотрудничество с родителями в воспитательном процессе.
Пропаганда семейных ценностей.
Развитие инициативы и творчества.
Приобщение к культурному наследию своего народа.
Формирование позитивных межличностных отношений.
Формирование ответственного отношения к здоровью, безопасности жизнедеятельности.
Использовать традиционные и нетрадиционные формы работы с семьями в современных условиях.
Организовывать психолого-педагогическое просвещение родителей.
Изучать индивидуальные интересы и потребности ребят.
Способствовать формированию нравственных и гражданских качеств через разнообразную творческую деятельность.
Демонстрировать родителям, учителям достижения ребят.
Создавать в коллективе детей и родителей атмосферу добра, взаимопонимания, доверия.
Вовлечь родителей и учащихся в разнообразные формы внеурочной деятельности в воспитании младших школьников.
Оказание родителями помощи в оформлении класса.
Оформить альбом “Наша дружная семья” совместно с родителями.
Ожидаемые результаты:
Осознание ребёнком социальной значимости своей семьи.
Активизация родителей в решении воспитательных задач школы.
Снижение асоциальных проявлений у младших школьников.
Повышение уровня осознанного отношения детей и родителей к сохранению своего здоровья и безопасности.
Укрепление дружеских и партнёрских отношений между детьми и их родителями.
Создание классного семейного клуба.
Оформление альбома “Наша дружная семья”.
Создание системы традиционных семейных праздников.
Семейное оформление папки – портфолио на своего ребенка к окончанию начальной школы.
Программа рассчитана на 4 года .Она включает в себя 3 блока.
1 блок – работа с родителями.
Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания. Необходимо, чтобы информация носила предупреждающий характер, была бы основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты. Это обусловливает отбор содержания, а также форм организации педагогического просвещения. В своей практике я использую следующие формы работы.
Университет педагогических знаний — это форма психолого-педагогического просвещения родителей. Он вооружает их необходимыми знаниями, основами педагогической культуры, знакомит с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста и запросов родителей, способствует установлению контактов родителей с общественностью, семьи со школой, а также взаимодействию родителей и учителей в воспитательной работе. Программа университета составляется мною с учетом контингента учащихся класса и их родителей. Формы организации занятий в университете педагогических знаний достаточно разнообразны: лекции, беседы, практикумы, конференции для родителей, обучающие семинары, родительский всеобуч. Темы всеобуча: “Шестилетний ребенок за партой”, “Как развить интерес к чтению, т.к. культурный человек – это читающий человек”.
Лекция — это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Лучший лектор — сам учитель, знающий интересы детей, умеющий проводить анализ воспитательных явлений, ситуаций. Поэтому в лекции я вскрываю причины явлений, условия их протекания, механизм поведения ребенка, закономерности развития его психики, правила семейного воспитания.
При подготовке лекции я учитываю ее структуру, логику, составляю план с указанием основных идей, мыслей, фактов и цифр. Одно из необходимых условий лекций — опора на опыт семейного воспитания. Метод общения во время лекции — непринужденный разговор, задушевная беседа, диалог заинтересованных единомышленников.
Тематика лекций разнообразная, интересная и актуальная для родителей, например: “Возрастные особенности младших школьников”, “Режим дня школьника”, “Что такое самовоспитание?”, “Индивидуальный подход и учет возрастных особенностей детей в семейном воспитании”, “Ребенок и природа”, “Искусство в жизни детей”, “Половое воспитание детей в семье” и т.д.
Конференция — форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференциями матерей, отцов. Конференции проводятся раз в год, они требуют тщательной подготовки и предусматривают активное участие родителей. К ним обычно готовится выставки работ учащихся, книг для родителей, концерты художественной самодеятельности.
Темы конференций конкретные, например: “Игра в жизни ребенка”, “Нравственное воспитание детей в семье” и т. п. Чтобы собрать материал и привлечь внимание родителей, на занятиях университета педагогических знаний, предшествующих конференции, иногда предлагаю заполнить анкеты.
Конференция открывается вступительным словом учителя. С краткими, заранее подготовленными сообщениями о своем опыте семейного воспитания выступают родители. Таких сообщений может быть три-четыре. Затем предоставляется слово всем желающим. Затем подводятся итоги конференции.
Тренинговый практикум — это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей.
В ходе педагогического практикума я предлагает найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и школы и т.д., объяснить свою позицию в той или иной предполагаемой или реально возникшей ситуации.
Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Один-два раза в полугодие даю возможность родителям присутствовать на открытом уроке. Это позволяет избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в школе..
Педагогическая дискуссия (диспут) — одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Успех диспута во многом зависит от его подготовки. Примерно за месяц участники знакомятся с темой будущего диспута, основными вопросами, литературой. Самая ответственная часть диспута — ведение спора. Многое определяет здесь поведение ведущего (им может быть педагог или кто-то из родителей). Необходимо заранее установить регламент, выслушивать все выступления, предлагать, аргументировать свою позицию, в конце диспута подвести итоги, сделать выводы. Главный принцип диспута — уважение к позиции и мнению любого участника. Темой диспута может служить любая спорная проблема семейного и школьного воспитания,
Ролевые игры — форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: “Утро в вашем доме”, “Ребенок пришел из школы”, “Семейный совет” и др. Методика ролевой игры предусматривает определение темы, состава участников, распределение ролей между ними, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры. При этом важно проиграть несколько вариантов (положительных и отрицательных) поведения участников игры и путем совместного обсуждения выбрать оптимальный для данной ситуации способ действий.
Индивидуальные тематические консультации. Часто в решении той или иной сложной проблемы я получаю помощь непосредственно от родителей учеников, и этим не следует пренебрегать. Консультации с родителями полезны как для них самих, родителей так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, я же — необходимые мне сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.
Обменявшись информацией, мы приходим к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия. В общении с родителями я проявляю максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. Мой подход является таким: “Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?”. Тактичность особенно важна с теми родителями, которые уверены, что их дети не способны на дурные поступки.. Принципы успешного консультирования — доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность.
Круглый стол — общество, конференция или собрание для непосредственного обсуждения определённых проблем (в частности, конфликтов)
Круглый стол один из способов организации обсуждения некоторого вопроса; этот способ характеризуется следующими признаками: все участники круглого стола выступают в роли пропонентов (должны выражать мнение по поводу обсуждаемого вопроса, а не по поводу мнений других участников); отсутствие набора нескольких ролей характерно не для всех круглых столов;
все участники обсуждения равноправны; никто не имеет права диктовать свою волю и решения;
цель обсуждения — обобщить идеи и мнения относительно обсуждаемой проблемы.
Данная модель обсуждения, основываясь на соглашениях, в качестве итогов даёт результаты, которые, в свою очередь, являются новыми соглашениями. В процессе круглых столов оригинальные решения и идеи рождаются достаточно редко. Более того, зачастую круглый стол играет скорее информационно-пропагандистскую роль, а не служит инструментом выработки конкретных решений. Темы: “Безотметочное обучение? Смысл есть!”, “Самостоятельность ребенка во время выполнения домашнего задания”.
Родительское собрание – основная форма работы родителей, где обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллектива. Школой воспитания родителей, формирующей родительское мнение, являются родительские собрания. Это основная форма коллективной работы учителя с семьями учащихся. Как показывает опыт работы, система проведения классных собраний не только вызывает интерес у родителей и положительно оценивается ими, но и помогает совместно решать важные вопросы по воспитанию детей. Большую роль играют памятки для родителей, а также подготовленные к собранию отзывы учителей об учебной деятельности учащихся. Темы: “Компьютер, телевизор и режим дня”.
2 блок – работа с детьми. Формы работы с детьми, используемые мною, разнообразны.
Нравственные и этические беседы. Беседа — специально организованный диалог, в ходе которого ведущий руководит обменом мнениями по какому-либо вопросу (проблеме). Она может быть организована с использованием игры. Ведущий приобретает роль учителя, остальные участники — учеников, а правила такой игры соответствуют правилам обычного школьного урока. Беседы часто использую в своей работе.
Экскурсия — специально организованное передвижение участников с целью демонстрации им какой-либо экспозиции. Это форма организации учебно-воспитательного процесса, позволяющего проводить наблюдения и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях или в музеях, на выставках и прочее. Для успешного проведения экскурсии составляю подробной план, разрабатываю маршрут, формулирую задания и вопросы для учащихся. Функции участников экскурсии: с одной стороны - организация наблюдений, консультирование, сообщение необходимых сведений, с другой — самостоятельное наблюдение, ведение записей, фото и видеосъемки. Проводим совместные экскурсии с родителями в другие города.
Классный час — одна из важнейших форм организации воспитательной работы с учащимися. Он включается в школьное расписание и проводится каждую неделю в определенный день. Обычно классный час проходит в форме лекции, беседы или диспута, но может включать в себя и элементы викторины, конкурса, игры, а также других форм воспитательной работы. Ребята готовят дома презентации по теме классного часа.
Конкурсы рисунков, стихов – эта форма работы очень нравится детям, они с удовольствием участвуют в конкурсах. Обязательно вручаю призы победителям.
Игры — это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения. Ситуационно-ролевая игра как форма воспитательной работы — это специально организованное соревнование в решении задач взаимодействия и в имитации предметных действий участников, исполняющих строго заданные роли в условиях вымышленной ситуации, и регламентированное правилами игры. С помощью ситуационно-ролевой игры я развиваю коммуникативные способности. Игры способствуют саморегуляции, самопознанию и самоопределению участников как субъектов взаимодействия, стимулирую интерес к познавательной деятельности. Классический вариант проведения данной формы предполагает ознакомление участников с правилами игры, общей легендой и индивидуальными вводными, непосредственно само игровое ролевое взаимодействие, обмен впечатлениями после игры. В жизни младшего школьника игра является ведущим видом деятельности, поэтому в своей работе я стараюсь как можно чаще использовать игры. Особенно нравится детям игра-путешествие, она помогает мне в сплочении коллектива.
Игра-путешествие имеет и другие названия “маршрутная игра”, “игра на преодоление этапов”, “игра по станциям”, “игра-эстафета”. Назначение игры-путешествия вариативно: эту форму я использую:
для информирования учеников;
для отработки каких-либо умений (организаторских, коммуникативных, решать изобретательские задачи и др.);
для контроля соответствующих знаний, умений и навыков, в этом случае я провожу её как соревнование между командами участницами;
для осознания взглядов, отношений или ценностей через “проживание” воспитывающих ситуаций,
для организации совместного планирования деятельности коллектива.
Соревнования - это игра, в которой определяется победитель, это путь, к закреплению достигнутых результатов, это стремление к приоритету любыми путями.
Соревнование - метод формирования и закрепления необходимых качеств личности в процессе сравнения собственных результатов с достижением других участников. Ребятам моего класса нравится эта форма работы. Я стараюсь ежедневно использовать эту форму.
Детский массовый праздник - одна из самых распространенных сложных форм работы. Праздник нужен детям как вид творчества, как одна из форм их духовного самовыражения. Воспитательная роль праздника состоит в его "мудрости", "чтобы, развлекая, поучать". Праздник — это своеобразная форма духовного самовыражения и духовного обогащения ребенка. Он призван служить познанию юными гражданами мира и развивать их мировоззрение, укреплять в них высокие нравственные принципы и прививать им тонкие эстетические вкусы.
Особенностями детского праздника являются: общественно значимое содержание; игровая форма; зрелищность; эмоциональность; гармоничное соотношение между поучением и развлечением, познавательным и эмоциональным содержанием; взаимодействие различных видов искусств, нагрузка на слова и музыку; использование ярких художественных средств; коллективное участие и коллективное восприятие; добровольность участия, свободное единение детей во имя радости. В начале учебного года вместе с ребятами мы определяем темы наших праздников. Стараюсь вовлекать весь класс. В подготовке к праздникам принимают активное участие и родители. Готовятся реквизит и костюмы. На праздники приглашаются гости. В заключении праздников мы проводим чаепития обязательно с родителями.
КТД (коллективные творческие дела). Защита проектов — представление, в ходе которого участники или группы демонстрируют какие-либо проекты. “Защита проекта” – это форма групповой деятельности детей. В ней проявляет себя школьник как индивидуальность, способная не только оценивать действительность, но и проецировать в ней какие-то необходимые изменения во имя улучшения жизни. В этой групповой деятельности школьник проявляет себя как индивидуальность, способная не только оценивать действительность, но и проектировать в ней какие-то необходимые изменения во имя улучшения жизни. Ребята защищали проекты: “Город будущего”, “Что там на Марсе”, “Моя будущая профессия”.
Викторина
Воспитательные задачи: способствует повышению познавательной активности школьников. Это игра в ответы на вопросы, обычно объединенные какой-нибудь темой. Требования к викторине:
– общая тема;
– вопросы должны быть конкретные;
– подбираю определенное количество вопросов;
– учитываю возраст и объем знаний детей, их
интересы;
– продумываю форму проведения – “Что? Где?
Когда?”, “Поле чудес”, “Брей – ринг”,
“Счастливый случай”;
– вопросно-ответная (устная или письменная);
– иногда провожу викторину без предварительной
подготовки или вопросы даю детям заранее.
Викторина может быть с разными заданиями:
- объясни, если сможешь;
- какое утверждение верно и т.д.
Даю вопросы на расширение кругозора детей, на которые должны найти ответ самостоятельно из источников. Указываю литературу.
Были проведены викторины: “Дорожные знаки”, “Олимпийские игры”, “Зелёная аптека”, “Птицы”, “Путешествие по карте мира”.
Живая газета. Недавно мы с ребятами попробовали эту форму работы. Воспитательные задачи: развитие творческих и коммуникативных способностей. Собственно говоря, это спектакль в виде газеты, сценарий которой написан, придуман и поставлен учителем и детьми с соблюдением жанров журналистики: передовица, фельетон, репортаж, очерк, интервью, анкета, шарж, литературная пародия, веселая смесь, информация, объявления, реклама и т.д. Участники газеты, а их должно быть не менее 7-10 человек, сначала обсуждают программу номера, придумывают его композицию. Газета может затрагивать международные события, рассказывать о новостях в стране, в родном крае, городе, селе и обязательно о своем классе. Главное – выбирается идея, которую газета будет защищать, и явления, против которых она будет выступать.
У газеты могут быть постоянные рубрики: “Шар земной”, “Родной край”, “Спрашивай – отвечаем”, “Поздравляем”, “Это интересно”, “Очевидное – невероятное” и т.д. “Живая газета” может использовать традиции радио и телевидения, жанры живого слова – сказку, басню, загадку, былину, частушку, куплеты. Газеты были посвящены нашему классу и 1 апреля: “Наш класс”, “День смеха”.
3 блок – совместная деятельность учеников и их родителей. В этом блоке я использую такие формы как:
- Семейный праздник.
- Капустник.
- Чаепитие.
- К Т Д.
- Проектная деятельность.
- Спортивный праздник.
- Интеллектуальный марафон.
Интеллектуальный марафон представляет собой форму внеурочной учебно-воспитательной деятельности, в которой проверяется не только мастерство, но и выносливость. Цели проведения марафона следующие:
• формирование у учащихся умений проявить свои умственные способности в условиях соревновательного характера;
• формирование у учащихся стремления к интеллектуальным победам, как необходимому условию самоуважения для умственно развитого человека;
• формирование, у учащихся реальной самооценки своих умственных способностей и стремления к их совершенствованию;
• развитие положительной учебной мотивации;
• формирование уважения к интеллектуальным возможностям других людей и умения радоваться успехам других. Я проводила марафон на тему “Семья”. Ребята участвовали со своими родителями.
Экскурсии - это поездки в другие города с целью посещения зоопарка, дельфинария, детского театра и т.д., отдых на природе.
Во 2 классе мы работали над проектом “Моя семья – моё богатство”. Все мероприятия были разделены на3 блока: совместную деятельность родителей и детей, работа с родителями, работа с детьми. Все виды работ, предложенных ученикам, требовали помощи родителей.
Подготовительный этап.
1. Урок “Моя семья” (подготовка презентаций). 2. Интервью с родителями: "Расскажи мне о себе…".
3. Беседа “ Зачем человеку нужно знать свою родословную?” (с детьми).
4. Мостик познания: “Родословная семьи” (составление родословной).
5. “Копилка народной мудрости” (подбор пословиц, поговорок о семье).
6. “Паспорт семьи” - оформление (совместное оформление паспорта).
7. Конференция “Законы жизни семьи” - работа с родителями.
8. Мозговой штурм “Счастливая семья” (работа с детьми).
Основной этап.
1. Выставка рисунков: “Портрет семьи”.
2. Классный час: “Семейные реликвии” (подготовка презентаций).
3. Спортивный праздник “Папа, мама, я – спортивная семья”.
4. Семейная викторина (участие семейных команд). 5 .Что такое семейные традиции? - беседа с родителями.
6. Фотовыставка “В кругу семьи”.
7. Семейный праздник: “Настроенье не пустяк”.
8. Написание сочинений о маме, о папе.
Заключительный этап.
1. Праздник: “Хорошо, что есть семья”.
2. Оформление альбома “Моя семья – моё богатство”.
3. Защита проекта.
Работа над проектом способствовала:
укреплению дружеских и партнёрских отношений между детьми и их родителями;
осознанию ребёнком социальной значимости своей семьи;
активизации родителей в решении воспитательных задач школы;
повысился уровень осознанного отношения детей и родителей к сохранению своего здоровья и безопасности.
Результатом своей воспитательной работы я считаю:
- дружеские отношения детей в классе;
- сплочение детского коллектива;
- укрепление семейных отношений;
- готовность родителей оказать помощь школе всегда;
- активное участие родителей в воспитательном процессе;
- больше времени родители проводят с детьми;
- сложилась система традиционных семейных праздников.