Вид урока: изучение новых знаний.
Цель урока: сформировать у учащихся представление о поверхности Московского края.
Задачи урока.
Познакомить учащихся с понятиями: овраг, балка, карьер, терриконы, свалка.
Рассказать о причинах их появления и мерах борьбы с ними.
Развивать познавательную активность детей, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы, работать с картой.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Методы и методические приемы: беседа, карточки с индивидуальным заданием и для работы в парах, вопросы, наглядный материал, рассказ по результатам наблюдения.
Оборудование: проектор, экран, презентация “Поверхность нашего края”, учебник “Окружающий мир” А.А. Плешаков, тесты по теме “Мой край”, рабочая тетрадь “Окружающий мир” А.А. Плешаков, карточки для работы в парах.
Ход урока
I. Организационный момент.
Раз, два, три (дети хлопают в ладоши)
Слушай и смотри (прикладывают руки к ушам и
глазам)
Три, два, раз (дети хлопают в ладоши)
Начинаем мы сейчас (кладут руки на парты).
Будем все запоминать,
Чтоб пятерки получать!
II. Повторение изученного ранее материала.
- Какой большой раздел начали изучать? (Наш край)
- Как называется наш край? (Московский край)
- Что входит в состав нашего края? (Москва и Московская область)
Работа с картой. Слайд. (Приложение 1)
- Каким цветом обозначен наш край на административной карте России? Покажите его на карте. (Ученик у доски показывает территорию края).
III. Проверка домашнего задания.
- Что нужно было подготовить к сегодняшнему уроку по теме “Мой край”? (Написать письмо другу за границу о своем крае)
Чтение писем друзьям за границу.
Часть учащихся работают с тестами по теме “Наш край”. (Приложение 2)
IV. Введение в тему урока.
Сегодня мы продолжим разговор о Московском крае, но прежде давайте вспомним:
- Какие формы земной поверхности вы знаете? (Равнины, холмы, горы, низменности, плоскогорье)
- Как они обозначаются на физической карте России? (Равнины – зеленым цветом, возвышенности – желтым, плоскогорья и горы – светло-коричневым и коричневым цветом)
Работа с физической картой России. Слайд.
Покажите на карте равнины и плоскогорье России.
Слайд.
- Какие горы есть на территории России? Покажите их на карте.
Слайд.
- А где расположена территория нашего края на физической карте России? (На Восточно-Европейской равнине)
- Вспомните, какая это равнина? (Холмисто-равнинная)
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (Ответы учащихся)
V. Сообщение темы урока. Слайд.
Сегодня на уроке мы поговорим о рельефе или поверхности нашего края, экологических проблемах и охраной поверхности Московского края.
- Что поможет нам лучше узнать рельеф нашего края? (Карта)
VI. Работа по теме урока. Знакомство с физической картой Московского края. Слайд.
Перед вами физическая карта Московского края. Внимательно рассмотрите ее.
- Что можете сказать о поверхности нашего края, глядя на карту? (Ответы учащихся).
Обобщение ответов с показом на карте: рельеф Московского края преимущественно равнинный: западную часть занимают холмистые возвышенности (высотой больше 160 м) – Клинско-Дмитровская гряда и Смоленско-Московская возвышенность, а восточную часть занимает обширная Мещерская низменность.
Работа над рельефом города Москвы.
- А где мы с вами живем?
- Что знаете о Москве? (Расположен на Восточно-Европейской равнине, столица России)
- Как вы думаете, какой рельеф будет в Москве? (Ответы учащихся)
В городе Москве также есть холмы и низменности. По старинному преданию Москва стоит на семи холмах: Боровицком, Сретенском, Тверском, Трехгорном, Швивой горке, Лефортовском и Воробьевском.
Слайд.
Самая высокая точка в Москве находится недалеко от метро Теплый стан, где пересекаются Профсоюзная улица и Новоясеневский проспект. Высота над уровнем моря здесь составляет 255 метров. На разделительном газоне Новоясеневского проспекта, лежит большой валун. Это символический знак самой высокой точки города.
Слайд.
А вот самая низкая точка в Москве находится вблизи Бесединского моста, где река Москва покидает город, и устремляется в загородные просторы Мещерской низменности. Высота над уровнем моря здесь 114 м и также символически обозначена большим валуном.
Посчитайте разницу высот в городе Москве. (Она составляет около 140 м)
1 вывод.
- Какие же формы земной поверхности встречаются в нашем крае? (Холмы и равнины)
Физминутка.
Продолжение работы по теме урока. Знакомство с формами поверхности овраг и балка.
Но кроме холмов и низменностей в нашем крае можно встретить и другие формы поверхности такие как - овраг и балка. Слайд.
- Кто из вас видел овраг или балку? Что можете о них рассказать? (Ответы учащихся)
Самый большой овраг в Москве расположен в музее-заповеднике Коломенское. Он называется Голосовой овраг. Слайд
Где-то его склоны относительно пологие, а где-то более крутые. Местами там даже установлены противооползневые заграждения – подпорные стенки. В некоторых местах на склонах установлены лестницы – без них даже по сухой земле подняться ой как непросто.
Слайд
Внизу в овраге протекает ручей. Вода в ручье обжигающе-холодная. Ее температура одинаковая весь год. По поверью, вода из родников и ручья – целебная.
Слайд. Работа по учебнику.
А сейчас давайте поработаем с учебником, чтобы лучше познакомиться с такими формами поверхности как овраг и балка. (Чтение учащимися текста по овраг и балку)
Работа в парах по карточкам.
Теперь, используя материала учебника, найдите сходства и различия между оврагом и балкой и заполните карточки с таблицей, которые лежат у вас на партах. (Приложение 3) (Проверка задания на слайде)
- Как вы думаете, пользу или вред наносят овраги поверхности нашего края? (Ответы учащихся)
Овраги губят большие участки плодородной земли. Поэтому люди ведут борьбу с оврагами.
Слайд
Маленькие рытвины закапывают и на их месте сеют траву.
По краям и склонам оврага сажают деревья и кустарники, чтобы овраг не разрастался.
Поперек небольшого оврага ставят низкие плетни из ивовых кольев и прутьев. Со временем колья укрепляются и образуют надежный живой заслон для потоков воды.
2 вывод.
- Какие еще формы поверхности встречаются на территории нашего края? (овраги и балки)
Слайд. Работа в тетрадях. Закрепление материала.
А теперь запишем в тетрадях все, что узнали о поверхности нашего Московского края.
(Поверхность нашего края равнинно-холмистая. На поверхности есть овраги и балки).
Физминутка.
Продолжение работы по теме урока. Экологические проблемы Московского края.
- А как люди используют поверхность нашего края? (Ответы учащихся)
Слайд. Обобщение ответов: люди строят города, дороги, обрабатывают почву под посевы, добывают полезные ископаемые в карьерах.
В результате использования земной поверхности возникают серьезные экологические проблемы. Что это за проблемы и как они решаются в нашем крае?
Проблема №1. Слайд.
Карьер – это огромная рана на поверхности земли. Когда-то в карьере добывали песок, глину, известняк. После окончания разработок карьер остался заброшенным, а со временем он может превратиться в овраг.
- Как можно его использовать? (Ответы учащихся).
Обобщение: засыпать карьер и на этом месте утроить поле или посадить лес; можно превратить в пруд и разводить в нем рыбу.
Проблема №2. Слайд
Строительные свалки – места земли занятые строительным мусором (битым кирпичом, осколками стекол, плитами и многим др.) Подобные свалки занимают огромные пространства земли, загрязняют воздух и почву, загораются.
Меры по борьбе со свалками:
- проводится сортировка мусора и переработка его на специальных заводах;
- свалки разравнивают, засыпают землей, высаживают на их местах растения.
Проблема №3. Слайд
Неправильная распашка земель на склонах холмов. Если борозды будут спускаться вдоль склона, то по ним будет спускаться дождевая и талая вода, а это может привести к образованию оврага. Поэтому земли на холмистой равнине распахивают только поперек склона, чтобы дождевая и талая вода не вымывала почву по бороздам.
Проблема №4. Слайд.
Посмотрите на необычные горы, которые появились на нашей планете по вине человека. Такие горы называют терриконы. Образовались они из отходов (пустых пород) при добыче полезных ископаемых. К сожалению, они совсем не украшают нашу планету, а наоборот - обезображивают ее.
- Подумайте, чем опасны терриконы? (Ответы учащихся)
Обобщение ответов: они занимают плодородные земли, загрязняют воздух и воду, загораются.
- Как люди борются с терриконами? Слайд.
Терриконы выравнивают, привозят почву и высаживают растения. Извлекают из пустой породы терриконов ценные вещества.
VII. Закрепление материала. Игра “Узнай меня!”. Слайд.
А теперь проверим, как вы хорошо знаете формы земной поверхности и какие из них есть в нашем Московском крае?
VIII. Итог урока.
- О чем говорили на уроке?
- Какие формы земной поверхности есть в нашем Московском крае?
- Как люди используют поверхность в нашем крае?
- Нужно ли охранять поверхность нашего края?
(Да, чтобы не нарушать красоту земли, не допускать появления оврагов и свалок Я надеюсь, что когда вы вырастите, то постараетесь сделать все, чтобы наш Московский край стал еще краше, и не было таких мест, которые вызывают в душе боль и обиду).
Выставление оценок за работу на уроке.
IX. Домашнее задание. Слайд.