Cемья - важнейший социальный институт, располагающий широким диапазоном уникальных средств влияния на формирование и саморазвитие личности. С семьи начинается развитие каждого человека. Уверенность в себе, в своих силах и возможностях зарождаются в дружной и теплой атмосфере дома. В основном, приоритет в воспитании детей принадлежит семье, поэтому необходимо все усилия направлять на восстановление взаимопонимания в семье, повышение педагогической культуры и правовой грамотности родителей, на совершенствование воспитательного потенциала семьи.
Особенно требуется от родителей огромных физических и духовных сил в воспитании ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья. Взрослым важно сохранить физическое здоровье и душевное равновесие, терпимость и оптимизм. От того, как по отношению к ребенку ведут себя родители, будет зависеть судьба ребенка и самой семьи в целом. Поэтому, наилучший способ помощи детям с ограниченными возможностями здоровья из неблагополучных семей – это помощь их родителям.
В нашем детском саду психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья из неблагополучных семей выстраивается с учётом следующих моментов. Мы считаем, что развитие ребенка в домашних условиях является наилучшим. При этом вмешательство в семью должно четко обосновываться, закрепляться соглашением и должно строиться на союзе с родителями во имя безопасности и развития их ребенка. Главное, на чем должно фокусироваться обследование семьи, – это безопасность ребенка (обеспечение физической безопасности, психологической защищенности, обеспечение уровня благополучной жизнедеятельности), при этом необходимо всегда искать в семье позитивные характеристики, и, основываясь на них, строить дальнейшую работу. Также необходима периодическая оценка ситуации.
На основе вышесказанного психолого-педагогическая работа с семьей строится по следующему алгоритму действий:
- диагностический этап;
- аналитический;
- реализационный;
- результативно-оценочный.
В качестве методов изучения семьи используются следующие формы работы: психолого-педагогическое наблюдение, беседы с детьми и родителями, консультации специалистов, анкетирование и тестирование (например, методика “Анализ семейных взаимоотношений” Э.Г. Эйдимиллер, В. Юстицкиса, тестовый опрос родителей о согласованности их взаимодействий в воспитании ребенка (модификация методики Э.Г. Эйдимиллера, В. Юстицкиса), проективную методику “Совместный рисунок” (горизонтальный и вертикальный вариант), рисунок “Я и мой ребенок” и др.).
На основе наблюдения и семейных условий воспитания неблагополучные семьи можно классифицировать (на основе разработок Л. Алексеевой и А. Захарова):
1. Семья с дефицитом воспитательных ресурсов. В семье отсутствует один из родителей. Воспитанием ребенка могут заниматься родственники.
2. Конфликтная семья. В семье царит атмосфера недовольства, недоверия, раздражения, агрессивности, ссор, драк, конфликтные отношения между родителями.
3. Нравственно неблагополучная семья. В семье царит культ вещей, узкий круг духовных и культурных интересов и ценностей, пренебрежение к коллективным формам деятельности, пассивная социальная позиция, безынициативность.
4. Педагогически некомпетентная семья. Родители допускают ошибки в воспитании ребенка, наиболее типичные из них: авторитарность, попустительство, гиперопека (гипоопека), непоследовательность и противоречивость, гиперсоциальность, недостаточная отзывчивость, инверсия родительских ролей (одностороннее женское/мужское влияние, самоустранение матери/отца от воспитания).
5. Асоциальная семья. Пьянство, тунеядство, распущенность со стороны родителей, один из членов семьи имеет судимость или отбывает срок.
Вывод о качестве детско-родительских отношений делается на основе оценки следующих параметров:
- информированность, которая определяется знаниями родителей о возрастных особенностях детского развития, о различных аспектах воспитания и развития, которые имеет ребенок;
- взаимность при общении , т.е. способность и ребенка, и взрослого как посылать, так и принимать сигналы партнера по общению;
- оценка качества стимуляции развития ребенка , которая включает определение особенностей организации развивающего пространства, сопутствующим возможностям и уровню развития ребенка, его познавательной активности и интереса, а также осознание родителями зоны ближайшего развития ребенка;
- развитие автономности и самостоятельности ребенка , что связано со скоростью реагирования на сигналы и особенностями приспособления родителей к изменениям, вызванным развитием ребенка, появлением у него новых навыков, умений, поведенческих реакций;
- эмоциональный тон отношений характеризует устойчивость и качество эмоциональных реакций, наличие взаимного удовольствия от общения.
Из анализа и обобщения полученной информации мы планируем мероприятия по улучшению семейных воспитательных условий развития ребенка, на преодоление семейных трудностей видами доступной помощи.
Психолого-педагогическая помощь родителям и ребенку направлена на преодоление психологических барьеров в области семейного общения, педагогическую поддержку детям, на преодоление неблагополучных жизненных семейных ситуаций. Она включает в себя:
1) составление плана комплексной психолого-педагогической реабилитационной работы на ПМПк детского сада;
2) составление индивидуальных коррекционных программ занятий со специалистами детского сада (дефектолог, психолог, логопед, врач-офтальмолог), ведение дневников наблюдений;
3) психологическую диагностику и коррекцию эмоционально-волевой сферы и регуляции на занятиях по программе “Кораблики” (А.Ю. Кремлякова);
4) дополнительные занятия с детьми по общему развитию с педагогом в коррекционные часы;
5) посещение на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно-реабилитационными целями, позволяющими устанавливать и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявлять проблемные ситуации, оказывать незамедлительную помощь;
6) индивидуальное психологическое консультирование, групповые коррекционно-развивающие занятия по программе “Шаги навстречу” с целью ознакомления и практического освоения родителями психологически грамотных форм эффективного взаимодействия с детьми для разрешения существующих трудностей в общении и развития доверительных и любящих отношений;
7) оказание практической помощи родителям детей с ограниченными возможностями здоровья в организации домашнего обучения, приемам игровой и учебной деятельности;
8) консультации невролога, врача-психиатра с целью получения компетентной помощи для коррекции эмоционально-волевой сферы ребенка.
При осуществлении психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья из неблагополучных семей в нашем детском саду отмечаются положительные результаты в динамике семейной ситуации. Выстраиваются доверительные отношения с семьей, при этом родители начинают признавать собственные проблемы, обращаются за рекомендациями и помощью специалистов. Расширяется сфера социализации ребенка и семьи.