Цели.
Образовательные: отработка навыков построения графиков линейных функций;
выведение условий пересечения, параллельности и совпадения графиков двух линейных функций.
Развивающие: развитие познавательной активности, умений сравнивать, выявлять закономерности, обобщать и делать выводы.
Воспитательные: воспитание аккуратности, ответственного отношения к учению, культуры общения (умение слушать и вступать в диалог), навыков работы в группах, уважительного отношения к одноклассникам.
Тип урока: изучение и первичное осмысление новых знаний.
Учебное оборудование: раздаточный материал с текстом задания на цветной бумаге, плакаты с заготовленной координатной плоскостью для заключительной работы.
Структура урока.
- Организационный момент.
- Актуализация опорных знаний (фронтальный опрос).
- Сообщение темы и постановка целей.
- Ознакомление с новым материалом через групповую индивидуальную работу и в группах сменного состава.
- Первичное осмысление и закрепление изученного. Выводы.
- Рефлексия.
- Домашнее задание.
- Итог.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний.
- Давайте вспомним, о чем говорили на прошлом уроке. (О прямой пропорциональности, о линейной функции.)
- Какая функция называется прямой пропорциональностью? Что является графиком этой функции? Как расположен график в координатной плоскости в зависимости от коэффициента k? Придумайте такую функцию, чтобы график находился в 1 четверти (во 2 четверти)
- Какая функция называется линейной? Приведите пример, назовите k и b. Что является графиком линейной функции? Скольких точек достаточно для построения прямой ?
- Вспомним, как может быть расположен график линейной функции в зависимости от k и b (k=0; b=0; k=0 и b=0; k>0; k<0), как называется k в этих функциях? (Примеры)
3. Сообщение темы и постановка целей.
- А теперь давайте вспомним из геометрии: Как могут взаимно располагаться две произвольные прямые на плоскости? (Могут быть параллельными, могут пересекаться и совпадать).
- Тогда как могут взаимно располагаться в одной системе координат графики двух линейных функций ?
(Тоже могут быть параллельными, могут пересекаться и совпадать)
- А теперь на основе предыдущих рассуждений попытайтесь самостоятельно сформулировать тему урока. (Учащиеся предлагают варианты)
Тема урока: Взаимное расположение графиков линейных функций.
- А теперь попробуем сообразить, что нового мы должны узнать на уроке, что выяснить, чему научиться? (Учащиеся предлагают варианты)
- Итак, цель нашего урока: "Выяснить от чего зависит параллельность, пересечение, совпадение графиков линейных функций."
4. Ознакомление с новым материалом.
- Перейдем к реализации нашей цели.
- Поработаем в группах по 4 чел. (В каждой группе учащиеся получают задания на цветных карточках. Дети распределяют их между собой, сами и выполняют в тетрадях строят графики линейных функций в одной системе координат в течение 5-6 мин., показывают друг другу, что получилось).
Оранжевая карточка | Желтая карточка | Розовая карточка | Синяя карточка |
В одной системе координат
постройте графики функций: у = - 1,5х + 2 |
В одной системе координат
постройте графики функций: у = 2х + 1 |
В одной системе координат
постройте графики функций: у = 3х + 2 |
В одной системе координат
постройте графики функций: у = 2х - 3 |
Голубая карточка | Фиолетовая карточка |
В одной системе координат
постройте графики функций: у = - 2х + 1 |
В одной системе координат
постройте графики функций: у = - 2х + 5 |
- А теперь меняемся в группах (собираемся в группы по цвету карточек, сравниваем и анализируем, оформляем свою работу на плакате, готовимся рассказать о том, что у вас получилось.) (Рисунок 1, рисунок 2)
5. Первичное осмысление и закрепление изученного. Выводы.
- Итак, что мы видим на плакатах? (Рисунок 3, рисунок 4.)
(Графики, линейных функций в одних случаях параллельны, а в других пересекаются.)
- Посмотрите на формулы, задающие графики функций,
- Обратите внимание на то, как расположены графики этих функций? Что можно заметить?
- Какой вывод можно сделать, сопоставив записи формул, задающих функции и взаимное расположение их графиков?
(1. Если коэффициенты при х одинаковые, а b различны, то графики параллельны.
2. Если коэффициенты при х различны, то графики пересекаются.
3. Если коэффициенты при х различные, а b одинаковые, то графики пересекаются в точке (0;b).)
Мы с вами высказали свое предположение, а теперь найдем ответ на наши вопросы в учебнике. (стр. 78)
Записать выводы в тетрадь.
- На какой вопрос осталось ответить?
(В каком случае графики двух линейных функций совпадают?)
- В каком же случае графики двух линейных функций совпадают?
(Графики двух линейных функций совпадают, в том случае, если совпадают k и b)
- Можно ли найти точку пересечения графиков линейных функций без их построения ?
а) у = х - 1 и у = - 2х + 5 И как это сделать? (Учащиеся высказывают свои предположения, приходят к выводу , что надо решить уравнение: х -1 = - 2х + 5, получим абсциссу точки, а затем надо найти ординату данной точки.)
6. Рефлексия
- Что я сегодня узнал, понял, открыл?
- Что меня удивило или что особенно понравилось на уроке?
- Что бы вы хотели изменить?
7. Домашнее задание. П.16 повторить, а новые условия выучить. №369, 327(а) и по желанию №370.
8. Итог урока.
- Что делали на уроке?
- Что нового узнали на уроке?
- Сделайте вывод.
- Учитель оценивает работу учащихся.