Педагогическая цель: Создать условия для закрепления у учащихся знаний о гласном звуке [ э], навыков чтения слов с буквами Э, э, развития речи, памяти, логического мышления.
Планируемые результаты:
- выделяют звук [ э] в начале слов и после гласных;
- обозначают буквой э данный звук в начале слов и после гласных;
- читают предложения и короткие тексты с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания;
- определяют основную мысль рассказа
УУД:
- Регулятивные: выполняют учебные действия в речевой и умственной форме.
- Познавательные:
- общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации в тексте художественных произведений;
- логические – учатся выделять существенную информацию из текстов разных видов.
- Коммуникативные: понимают возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии
- Личностные: проявляют интерес к учению
Оборудование – “Азбука ч. 2” В.Г.Горецкий. В.А.Кирюшкин, Л.А.Виноградская, М.В. Бойкина Москва “Просвещение” 2013
для учащихся, в классе – компьютер с колонками, мультимедийный проектор с экраном, презентация “Гласный звук [э]. Буквы Э, э.” школьные толковые словари.
Ход урока
1. Организация начала урока.
1. Проверка готовности к уроку. Эмоциональный настрой на урок
Учитель: Готовы ли вы к уроку?
Ученик: (слайд 2)
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Мы за парты дружно сели
И на доску поглядели,
И открыли поскорей
Очень много букварей.
2. Речевая разминка (слайд 3)
Учитель: Давайте произнесем скороговорку, какой звук произносится в ней чаще других?
Эскимосам эскимос
Эскимо в кармане нёс...
Эскимосы теперь знают:
Эскимо в кармане тает.
Ученик: Э !
3. Постановка учебной задачи.
Учитель: Какой первый звук вы сейчас произнесли?
Ученик: Э!
Учитель: Посмотрите на страницу 59-60 учебника и давайте сформулируем задачу сегодняшнего урока
Ученик: Сегодня мы продолжим учиться находить гласный звук [э] в словах, читать слова с буквами Э, э; узнаем много нового и интересного.
4. Усвоение новых знаний и способов деятельности.
1. Учитель: Хлопните в ладоши один раз, когда услышите звук [э] в словах: эхо елка, юбка, экскурсия, ива, дятел, элеватор, электричество, эра,.
2. Игра “Кто больше?”
Учитель: Придумай как можно больше слов со звуком [э]
Ученик: (эвкалипт, экскаватор, эскиз....)
3. Чтение стихотворения (учебник, с. 59).
Учитель: Прочтите стихотворение в парах. (Работа над выразительностью чтения)
Учитель: О чем стихотворение?
Ученик: Об эхо.
Учитель: Где можно услышать эхо?
Ученик: В лесу....
4. Работа с текстом “Поиграем в слова”, игра в эхо (учебник, с. 59)
- чтение текста учащимися по ролям (автор, ученик, эхо)
Учитель: Продолжите цепочку начатую в учебнике
Ученик: ....
5. Игра “Кто внимательный?”
1) Учитель: Назовите имя девочки, используя первые звуки слов: эскалатор, медведь, мячик, автобус
Ученик: Эмма
2) Учитель: слайд 4) Найдите слова в слове. ЭТАЖЕРКА
Ученик: этаж, река, арка
Физкультминутка(слайд 5)
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежали,
До лужайки добежали
На лужайке, на лужайке,
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп! Немного отдохнём.
Дальше мы пешком пойдём
6. Работа со стихотворением “Где обедал воробей?” (учебник, с. 60)
Учитель: Прочитайте стихотворение.(Слайд 5 -15)
Учитель: Каким вопросом начинается стихотворение?
Ученик: Где обедал воробей?
Учитель: Расскажите, что вы знаете о воробьях, какие это птицы, как они добывают себе пищу.
Ученик: .....
Учитель: Что ответил воробей на вопрос?
Ученик: В зоопарке у зверей.
Учитель: Кто поделился с ним едой?
Ученик: Лев, лисица, морж, слон, журавль, кенгуру, медведь.
Учитель: Какой едой?
Ученик: Морковь, отруби, вода.
Учитель: Когда его посещение зоопарка чуть было, не кончилось печально?
Ученик: А зубастый крокодил, чуть его не проглотил.
Учитель: Кто автор этого стихотворения?
Ученик: С.Я. Маршак. (1887-1964) . Самуил Яковлевич был верным товарищем и добрым другом детей. Он учил их любить поэзию, показывал чудесную силу и красоту родного языка. Самуил Яковлевич не только сам писал для детей, но и привлек к детской литературе многих других известных писателей. (слайд 16)
Учитель: Какие произведения этого автора вы знаете?
Ученик: “Двенадцать месяцев” “Кошкин дом” , “Теремок” , “Сказка о глупом мышонке”, “Сказка про умного мышонка”
5. Закрепление знаний и способов действий
1. “Назови сказку”. (учебник, с. 60)
Учитель: Прочитайте слова.
Учитель: Вспомните, из какой сказки эти слова? Кому они принадлежат?
Ученик: Русская народная сказка “Петушок золотой гребешок”
(слайд 17)
Учитель: Расскажите сказку по рисункам (слайд 18)
Ученик: ...
Учитель: Какие сказки о лисе вы знаете? Назовите сказки о лисе? (слайд 19)
Ученик: “Волк и Лиса”, “Лиса и Заяц”, “Приключение Буратино”, “Колобок”, “Теремок”, “Лиса и Козел”, “Лиса и Журавль”, “Петушок золотой гребешок”
Физкультминутка
Я рыжая лисица,
Бегать мастерица.
Я по лесу бежала,
Зайку догоняла.
И в ямку – бух!
Отгадай загадку.
На большие расстояния
Мчится он без опоздания;
Пишется с конца два С,
Называется ...(экспресс). (слайд 20)
К дальним селам, городам
Кто идет по проводам?
Светлое величество.
Это ...(электричество) (слайд 21)
На лучинке, в бумажке,
В шоколадной рубашке,
В руки просится само.
Что же это?...(Эскимо.) (слайд 22)К нам во двор забрался крот,
Роет землю у ворот.
Тонна в рот земли войдет,
Если крот раскроет рот. (Экскаватор) (слайд 23)
Сам вагон открыл нам двери,
В город лестница ведет.
Все стоит, она идет. (Эскалатор) (слайд 24)Живет без тела, говорит без языка.
Никто его не видит, а всякий слышит. (Эхо) (слайд 25)
3. Чтение рассказа Л. Толстого “Жучка” учащимися “цепочкой” (учебник, с. 61)
Учитель: Что несла Жучка?
Ученик: Жучка несла кость.
Учитель: Что увидела Жучка?
Ученик: В воде свое отражение.
Учитель: Что подумала Жучка?
Ученик: Что том еще одна кость
Учитель: Что она сделала?
Ученик: Бросила свою кость и пыталась достать из воды отражение кости.
Учитель: Чем все закончилось?
Ученик: Жучка свою кость потеряла и другую не взяла.
Учитель: Перескажите рассказ
Ученик: .......
4. Найдите слова с буквой Э, которые встретятся вам в рассказе.
Э к с к а в а т а р щ и к и.
Вбегает вчера ко мне Эдик с пятого этажа и кричит: Бросай свои этикетки У нас во дворе настоящий эскалатор работает!
Я говорю: Экскаватор, наверное, эскалаторы только в метро бывают.
Выбежали мы во двор, а там в самом деле стоит экскаватор. Мотор работает, а экскаваторщик куда-то ушел. Влезли мы потихоньку в кабину. А Эдик взял и нечаянно какую-то ручку тронул. Экскаватор вдруг как дернется, как поедет! А впереди – электрический столб. Экскаватор по этому столбу – р-р-раз!! Столб на бок – два!!! И все провода оборвались. Во всем нашем доме сразу электричество погасло, и перестали работать электроутюги, холодильники, пылесосы, телевизоры и все, что питается электричеством.
Тут экскаваторщик прибежал, раскричался и из кабины нас выгнал.
А вечером пришел папа и... Ну, про это мне вовсе не интересно вспоминать.
(Г.Юдин)
6. Рефлексивно-оценочный.
– Что нового вы узнали на уроке?
– Что особенно вам понравилось? Почему?
– Что вызвало затруднение? Почему?
– Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке
Литература.
- “Азбука часть 2” В.Г.Горецкий. В.А.Кирюшкин, Л.А.Виноградская, М.В. Бойкина Москва “Просвещение” 2013
- Поурочное планирование. Русский язык (обучение чтению) В.Г.Горецкий. В.А.Кирюшкин, Л.А.Виноградская, М.В. Бойкина Волгоград “Учитель” 2012
- М. А. Козлова Я иду на урок в начальную школу Москва, “Первое сентября”, 2000
- Сушинскас Л.Л. “Викторины, конкурсы, кроссворды для начальной школы” Ростов-на-Дону Феникс 2008
- Ю.Илларионова №Учите детей отгадывать загадки” Москва Просвещение 1995
- Э.Померанцева “Детям на потеху” Детская литература. Москва 1994