Когда учитель вводит новое понятие, у детей формируется образ этого понятия. От того насколько точный образ сформируется у ученика зависит его успешность в освоении навыка оперирования новым понятием. Рассмотрим ситуацию на простом примере: представьте себе, что Вы стоите на Красной площади, лицом к Мавзолею. Что находиться у вас по левую руку? Что по правую? Те, кто был на Красной площади, могут извлечь из своего сознания образ и четко ответить на вопрос. Слева – Собор Василия Блаженного, справа – Исторический музей. А теперь такой вопрос: Вы находитесь на острове Мадейра, стоите спиной к Атлантическому океану, на единственном галечном пляже и смотрите на город Фуншал. Что находится у вас справа, а что слева? Мои слова сформировали у вас образы, эти образы неточны и неясны, если вы там не были, и достоверно ответить на вопрос вы, скорее всего, не сможете. Для того, чтобы справиться с этой задачей я должна либо показать вам фото, либо рассказать про это место подробнее, а ещё лучше отвезти вас туда.
Какая методика больше подходит, зависит от того к какому типу перцептивной модальности относится человек: аудиальной, визуальной или кинестетической. Приложение 1 (слайд 2).
У каждого из нас среди органов чувств есть ведущий, который быстрее и чаще остальных реагирует на сигналы и раздражители внешней среды.
Кинестетики перерабатывают и хранят информацию, основываясь на ощущениях. Основной вид памяти кинестетика – мышечная память. Познают окружающий мир тактильным способом, то есть путём прикосновения или движения. Такой способ получения информации предполагает сильно развитую моторику, активное движение, активность крупной мускулатуры – плечей, рук, ног и т. д. Кинестетики постоянно тянутся прикоснуться к тому, что рядом с ними.
Аудиалы хорошо воспринимают и запоминают информацию на слух. Любят говорить, задают множество вопросов. Для анализа информации аудиалам лучше её проговаривать.
Визуалы перерабатывают и хранят информацию в виде зрительных образов, “картинок”. Они быстро схватывают и запоминают такие визуальные характеристики как движение, цвет, форма и размеры. Все их занятия рассчитаны на взаимодействие глаз и рук. Визуалы успешны на занятиях, связанных с невербальной коммуникацией.
Подробное описание типов перцептивной модальности см. Приложение 2.
Для определения своего типа воспользуемся неформальным тестом: “Опишите свой путь от дома до школы”. Кинестетик – использует глаголы, визуал – рисует картинки, аудиал – описывает звуки
Изучая себя, свои возможности ученики самосовершенствуются, учатся применять наиболее оптимальные для себя методы изучения окружающей действительности. От того насколько четко сформирован образ зависят успехи ученика, а так же его положительное отношение к учению. Успешный процесс интериоризации стимулирует развитие гармоничной личности. Приложение 1 (слайд 3).
Мы выявили ведущие сенсорные каналы, обеспечивающие восприятие и переработку информации, теперь приступим к созданию особого дидактического материала, который позволит наиболее эффективно использовать индивидуально-стилевые особенности каждого ученика в проработке им программного материала.
Упражнение, применение которого позволяет более эффективно управлять процессом интериоризации.
На 10-11 секунд учитель открывает рисунок (схему, слова и т.д.) Задача обучающихся запомнить всё до мельчайших деталей. При этом нельзя ничего записывать, только запоминать (отпечатать рисунок в своем сознании). Затем рисунок убирается, ученики берут в руки ручки и письменно отвечают на вопросы учителя.
Пример задания по математике (Рисунок 1)
Вопросы к рисунку.
- Пересекаются ли прямая АВ и отрезок СД.
- Прямая АВ и луч СД.
- Прямая АВ луч ДС.
- Какого цвета точка Д.
- Пересекаются ли прямая СД и луч ВА.
Пример задания по русскому языку (Рисунок 2)
Вопросы к рисунку.
- Какой частью речи является слово, записанное зеленым цветом?
- Какое спряжение у глагола?
- Есть ли среди перечисленных слов существительное?
- Каким способом образовано прилагательное?
- Запишите наречие.
Пример задания по информатике. (Рисунок.3)
Вопросы к рисунку.
- Что из изображенного является устройством ввода информации?
- Что является устройством вывода?
- Что отвечает в компьютере за обработку информации?
- Какой информационный процесс нельзя реализовать средствами изображенных устройств?
- Назовите любое устройство компьютера, которое позволило бы реализовать этот процесс.
Такого вида упражнение рационально применять на начальных этапах урока.
Методические приемы, которые мы используем на уроке при работе с детьми с различными типами модальности, мы хотели бы продемонстрировать на примере занятия по теме “Пирамида”. Мы предлагаем вам освоить материал этой темы, опираясь на свою ведущую модальность.
Во время изучения этой темы на детей сыпется огромное количество определений, которые нужно осознать, запомнить и перевести во внутренние образы.
Посмотрим и послушаем эти определения:
1. Пирамида – это многогранник, который состоит из:
- плоского многоугольника – основания пирамиды,
- точки, не лежащей в плоскости основания – вершины пирамиды,
- и всех отезков, соединяющих вершину пирамиды с точками основания (Приложение 1, слайд 5)
2. Боковые ребра – отрезки, соединяющие вершину пирамиды с вершинами основания. (Приложение 1, слайд 6)
3. Боковые грани – треугольники, основанием каждого из которых является одна из сторон основания пирамиды, а боковыми сторонами – прилегающие к ней боковые ребра пирамиды (Приложение 1, слайд 7)
4. Высота пирамиды – перпендикуляр, опущенный из вершины пирамиды на плоскость основания. (Приложение 1, слайд 8)
5. N-угольная пирамида – пирамида, в основании которой лежит n-угольник (Приложение 1, слайд 9)
6. Тетраэдр – треугольная пирамида. (Приложение 1, слайд 10)
7. Правильный тетраэдр – тетраэдр, гранями которого являются равные равносторонние треугольники. (Приложение 1, слайд 11)
8. Правильная пирамида – пирамида, основанием которой является правильный многоугольник, а основание высоты совпадает с центром этого многоугольника. (Приложение 1, слайд 12)
9. Апофема – высота боковой грани правильной пирамиды, проведенная из вершины пирамиды. (Приложение 1, слайд 13)
На уроке, во время объяснения, мы воздействуем на все органы чувств, помогающие воспринимать материал: используем наглядность, силу речи, мышечную память (дети записывают определения в тетрадь). Затем, при закреплении материала, используем именно такие методы и приемы, которые подходят конкретному ученику, позволят ему наиболее эффективно запомнить и усвоить материал урока.
А теперь мы разобьемся на 4 команды, таким образом, чтобы в каждой команде были представители каждого типа перцептивных модальностей и попробуем усвоить все эти понятия за оставшееся время.
Класс свой вы изучаете заранее, поэтому во время своего урока вы заранее можете рассадить детей таким образом.
Каждой команде раздается набор заданий
1. “Математическое домино”. Такое задание можно дать выполнять кинестетику или визуалу. (Рисунок 4, Рисунок 5)
2. “Изготовление модели пирамиды из развертки”. Такое задание эффективно для кинестетика. (Рисунок 6)
3. “Пространственное моделирование” - изготовление макета пирамиды из пластилина и трубочек и написание инструкции изготовления модели. Парная работа – кинестетик собирает, визуал – наблюдает и пишет инструкцию.
Пример инструкции см. Приложение 3.
4. “Математическое лото” - для аудиалов. Раздаются карточки, на которых записаны понятия, которые нужно изучить во время урока. Учитель достаёт маленькую карточку и зачитывает определение, которое записано на ней. Ученики ищут есть ли на их персональной карточке такое понятие и если есть, то поднимают руку. Учитель отдает карточку и ученик “накрывает” карточкой с определением своё понятие.
Пример лото: см. Рисунок 7, Рисунок 8.
Все достижения команды записываются в таблицу достижений, можно включить соревновательный момент.
После выполнения всех заданий можно провести игру, подводящую итог урока “Угадай определение”.
Суть игры: команда должна угадать по подсказке математическое понятие (по правилам телеигры “Угадай мелодию”). Наибольшее количество слов для подсказки – пять. О количестве слов подсказки и праве ответа команды могут торговаться.
Разберем на примере:
Допустим, дети должны узнать понятие “Правильная пирамида”. Учитель сообщает командам наводящую подсказку: “Понятие о том, как всё ровно и гармонично”. Команды обсуждают сколько слов определения им потребуется для того, чтобы они узнали это понятие (максимум пять слов). Предположим одна команда говорит: “Мы угадаем это понятие с 4 слов”. Другая команда может сказать: “А мы с трёх”. После этого либо торги заканчиваются и учитель читает три первые слова определения: “пирамида, в основании…” (три слова кончились), а команда отгадывает о каком понятии идет речь, либо торги продолжаются и право хода переходит к той команде, которая решится попробовать угадать понятие сразу, без подсказок учителя. Когда игроки догадаются о каком понятии идет речь и правильно скажут вслух, тогда можно зачитать продолжение определения, глядя в теоретический материал.
Команда-победитель получает приз.
Подсказки:
- Определение того, что прикладывается. (боковые грани).
- Определение того, что как ни поставь, суть не меняется (тетраэдр).
- Определение того, что как ни поставь – все одинаково (правильный тетраэдр).
- Определение того, что путь с небес на землю короток (высота пирамиды).
- Определение того, что коротко, но сбоку (апофема).
- Определение того, что вечно что-то соединяет (боковое ребро).
- Определение нечто фундаментального (пирамида).
- Определение фундаментального с особенностями фундамента (н-угольная пирамида).
- Определение фундаментального с особенностями фундамента и стен (правильная пирамида).
Подобные же задания могут быть разработаны на любом уроке.
Ниде приведены задания для детей с различными типами перцептивной модальности, используемые также на уроках информатики (см. Приложение 4).