Развернутое тематическое планирование по развивающему предмету "Игра"

Разделы: Коррекционная педагогика


Согласно учебному плану в начальных классах введен развивающий предмет – игра. Содержание занятий соответствует программным требованиям таких предметов, как: математика, живой мир, устная речь, ИЗО и труд.

Коррекционная работа в начальных классах школы VIII вида имеет огромное значение для любого ученика. Основная задача состоит в том, чтобы подготовить ребенка к восприятию учебного материала, умению выполнять практические действия, а в будущем к производственному, общественно полезному труду и к самостоятельной жизни.

Решающую роль играет как более можно раннее начало коррекционно-воспитательной работы, которая позволяет предотвратить вторичные отклонения в развитии ребенка.

Ученые, исследующие особенности развития детей с нарушением интеллекта, в первую очередь отмечают у них патологическую инертность, отсутствие интереса к окружающему. Поэтому для организации обучения и воспитания этих детей особую роль играют такие способы воздействия, которые направлены на преодоление этих отклонений, активизацию их познавательной деятельности.

Мы не можем больного ребенка полностью вернуть к норме, но стараемся путем коррекционной работы в разных направлениях максимально выровнять патологическое развитие.

Автором разработана программа по курсу “Игра”, которая включает полный пакет документов: программу с пояснительной запиской, теоретическое обоснование необходимости коррекционных занятий, дидактический материал, описание игр и заданий. В предложенном материале представлено тематическое планирование с целями, примерным перечнем игр и дидактических материалов. Игры не следует принимать буквально. Правила игры могут усложняться в зависимости от возможностей и особенностей обучающихся.

Выдержки из теоретического обоснования необходимости коррекционных занятий.

Сенсорное восприятие

Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах окружающего мира. Ребенка следует научить рассматриванию, ощупыванию, выслушиванию и т.д., т.е. сформировать у него перцептивные действия.

В процессе восприятия он постепенно накапливает зрительные, слуховые, двигательные, осязательные образы. Практическая работа, осуществляемая ребенком, должна подкрепляться словом. Для этого достаточно произнести соответствующее слово-название.

У умственно отсталого ребенка сенсорное развитие значительно отстает по срокам и происходит неравномерно. Это связано прежде всего с трудностями овладения способами ориентировки – пробами и примериванием. Этому их надо специально учить.

Зрительное восприятие

1. Восприятие формы

В процессе действий с предметами ребенок учится различать их форму. Восприятие формы предметов является сенсорной основой любой практической деятельности. Без выделения формы нельзя правильно увидеть, а значить, и изобразить окружающие не предметы. Восприятие и выделение формы не происходит само собой. Этому надо учить ребенка. Необходимо научить его таким действиям, при которых он мог бы понять, что от умения определять форму зависит результат его деятельности. Поэтому первые игры и упражнения должны быть основаны на практических действиях, требующих опоры на форму предметов. В дальнейшем он выделяет форму зрительно. Работа по восприятию формы строится последовательно. Сначала форму надо увидеть, сопоставить зрительно. Иногда можно практически проверить результат с помощью наложения и примеривания. Потом полезно использовать запоминание, связанное с представлениями о форме. Это возможно лишь в том случае, если ребенок уже хорошо различает форму.

2. Восприятие величины

Величину так же, как и форму ребенок учится различать практически. Действуя  с предметами, он обращает внимание на величину, начинает понимать, что от правильного определения величины предмета во многих случаях зависит результат действий, т.е. величина становится значимым для ребенка признаком.

Пути развития восприятия формы и величины одинаковы – восприятие через практическую деятельность. Однако между ними есть и различия. Величина – понятие относительное. Все зависит от того, какой предмет и с каким сравниваем (так, дерево высокое по сравнению со стоящим рядом с ним человеком и низкое по сравнению
с многоэтажным домом). Кроме этого, понятие величины многогранно. Необходимо развивать умение воспринимать величину предметов путем сравнения их по длине, ширине, высоте. Только тогда мы достигнем цели.

Игры и упражнения на восприятие величины проводятся параллельно с играми на восприятие формы, чтобы дети овладевали способом проб на разном материале. Постепенно задания усложняются: величины предметов надо сопоставить зрительно. В случае затруднения ребенок может проверить свой выбор наложением.

На следующем этапе в работе используется прием запоминания.

3. Восприятие цвета

Осознанное, целенаправленное восприятие цвета не является врожденным качеством. Цвет нужно обязательно увидеть, т.е. при восприятии цвета можно пользоваться только зрительной перцептивной ориентировкой.

Очень важно, чтобы различение цветовых тонов было значимо для самого ребенка. Поэтому знакомство с цветом следует связывать с активными действиями детей и привлекательными для них предметами.

В работе по восприятию цвета также выделяются три этапа: различение цвета при сближении или наложении, зрительное соотношение цветов с образом, связанное с представлением о цвете.

Слуховое восприятие

Развитие слухового восприятия идет в двух направлениях:

  1. Восприятие обычных звуков:
  2. Восприятие речевых звуков (фонематический слух).

Оба эти направления имеют для человека большое значение и начинают развиваться  в младенческом возрасте. Практически у всех умственно отсталых детей слуховое восприятие формируется с большой задержкой, отсюда и задержка речевого развития. Неречевые звуки играют большую роль в ориентировке человека в окружающем мире. Правильное определение направления звука помогает ориентироваться в пространстве, фиксировать направление движения (например, приближение автомобиля и др.).

Развитие речевого слуха также происходит с большим опозданием и отклонениями. Недостаточная дифференциация звуков сказывается на понимании речи окружающих и развитии собственной речи. При развитии речевого слуха работа происходит от различения и узнавания к восприятию и представлению, от слухозрительного восприятия  к чисто слуховому восприятию (на последнем этапе следует закрывать экраном рот говорящего).

Способность слушать и понимать звуки не возникает сама по себе даже при наличии острого природного слуха. Ее нужно целенаправленно развивать у ребенка с ранних лет жизни.

Целостное восприятие предмета

Восприятие предмета как целого лежит в основе освоения ребенком окружающего мира, способствует развитию всей его деятельности. Вначале ребенок должен научиться узнавать предмет, выделять его из общего фона. Особую сложность вызывает узнавание предмета, если он изображен в необычном ракурсе, измененном положении. Затем следует обратить внимание на осознание отдельных частей предмета. Нужно дать понять, что целый предмет может состоять из отдельных частей, каждая из которых не только имеет свою функцию, но и свою форму, величину, свое определенное место в целом, именуемое пространственное положение.

Восприятие пространства и ориентировка в нем

Ориентироваться в пространстве – это значит осознавать свое положение в нем, знать, как жить и действовать в этом пространстве. Особо важное значение в обучении занимает ориентировка в пространстве листа бумаги. Первоначально работа строится по подражанию – “делай, как я”. После этого следует строить работу по образцу, т.е. самостоятельно анализировать образец (ситуация с точки зрения пространственных отношений предметов и их частей). Результаты действий детей в процессе коррекционных упражнений уточняются словом взрослого, а потом и самого ребенка.

Выполнение задания по речевой инструкции дается лишь тогда, когда ребенок научился правильно действовать по подражанию к образцу.

Затем переходим к обучению детей ориентировке в помещении. Это так называемая ориентировка в дальнем пространстве, подразумеваемая ориентировку в помещении. Основная цель – развитие умения последовательно осматривать помещение
и ориентироваться в нем.

Особое место занимает при этом взаимное расположение предметов, которые заслоняют друг друга. Зачастую предмет, который заслонен, не виден, воспринимается детьми как вообще исчезнувший. Самыми распространенными упражнениями и играми данного раздела являются те, в которых дети должны прятать и находить предметы, прятаться сами и находить друг друга.

Тактильно-двигательное восприятие

Тактильно-двигательное восприятие лежит в основе чувственного познания.

Роль тактильно-двигательного восприятия велика в выполнении трудовых операций в быту. Сочетание различных видов чувствительности (зрительной, тактильной, двигательной) помогает в приобретении более прочных навыков.

Нужно следить за формированием самого ощупывающего и обводящего движения, за правильным перемещением руки по предмету, за тем, чтобы при этом ребенок фиксировал как общие (величину, форму), так и более частные (наличие основных деталей, их отношение к целому и др.) признаки данных объектов.

Моторика

Умственно отсталые дети даже в младшем школьном возрасте не полностью владеют навыками самообслуживания. Это связано с несформированными ручными умениями. Некоторые из них не могут застегнуть пуговицы, завязать шнурки, правильно держать ложку, ручку, не в состоянии удерживать предмет. В развитии ручной моторики большую роль играют соотносящие действия, т.е. такие действия, когда нужно совместить два предмета или две части предмета.

У умственно отсталых детей хватание без специального воздействия взрослого не возникает, что в сочетании с физиологической незрелостью ведет к несформированности ручных умений. Поэтому с умственно отсталыми детьми необходима длительная коррекционная работа по развитию зрительно-двигательной координации рук, чтобы подготовить детей к письму, выполнению практических работ.

Внимание

Внимание – необходимое условие любой деятельности: учебной, игровой, познавательной. Без целенаправленного, достаточно устойчивого внимания невозможны ни самостоятельная деятельность ребенка, ни выполнение им заданий взрослого. Специальная работа по развитию внимания способствует психическому развитию детей и успешному усвоению программы в школе.

Целенаправленность, сосредоточенность и устойчивость внимания являются главным условием игровых действий с привлекательными предметами и общения детей друг с другом. Лучше, если взрослый будет не сторонним наблюдателем, а участником занятия. Это необходимо для того, чтобы дети, подражая взрослому, подготавливались   к самостоятельным действиям.

Память

Роль памяти в развитии ребенка огромна. Усвоение знаний об окружающем мире и самом себе, овладение нормами поведения, приобретение умений, навыков, привычек – все это связано с работой памяти.

Воспитание памяти ребенка предполагает выяснение многих вопросов: как запоминают дети? От чего зависит произвольная или непроизвольная память? Каковы пути развития логической памяти детей? Как руководить этим процессом? Память делится на два основных вида: непроизвольную и произвольную. Непроизвольное запоминание – это запоминание материала без постановки цели запомнить и без специальных, направленных на это усилий. Взрослые должны руководить непроизвольной памятью ребенка. Непроизвольная память является у младших умственно отсталых школьников господствующей.

Произвольная память – это запоминание с постановкой определенной цели, задачи и приемов запоминания. Развитие произвольной памяти начинается с развития произвольного воспроизведения, вслед за которым уже возникает произвольное запоминание. Важно, чтобы у ребенка появилось желание запомнить, т.е. цель. Формировать у детей готовность к умственным усилиям, развивать способность к целенаправленному, намеренному запоминанию – важная задача для учителя. Не менее важной является осмысленность запоминаемого материала.

Приложение 1