Интегрированный урок окружающего мира и химии по теме "Разнообразие веществ". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели урока:

познакомить с веществами (соль, сахар, крахмал, кислота);

уточнить знания учащихся о свойствах этих веществ и умении пользоваться ими в быту;

Задачи:

развивающие:

- способствовать развитию аналитического мышления (умения устанавливать причинно- следственные связи, рассматривать новые знания в контексте уже имеющихся);

- стимулировать самостоятельно – поисковую деятельность;

- повысить интерес к изучению предмета, познавательную активность.

образовательные:

- расширить кругозор учащихся по теме путём создания условий для осознания и усвоения нового материала.

 воспитательные:

- способствовать формированию коммуникативных навыков;

- создавать условия для воспитания бережного отношения к объектам природы

Оборудование: интерактивная доска, презентация к уроку, набор для демонстрации опытов у учителя, оборудование для учеников (для проведения практической части урока).

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение целей урока.

- Сегодня наш урок необычен. Нашим спутником – провожатым - станет маленькая и любознательная девочка. Её зовут Косичка. (Слайд № 2. Презентация)

Косичка – очень любознательная девочка. Вместе с ней мы отправимся в путь…

- В чем еще необычность урока? (Слайд № 3) .

- Действительно, мы находимся в кабинете химии. И сегодня наш урок будут проводить два учителя: учитель начальных классов и учитель химии. Сегодня нашим “проводни-ком” в мир химии будет Полякова Валентина Петровна.

3. Актуализация знаний. (Слайд № 4)

Учитель химии: Как вы думаете, что изучают дети на уроках химии? Я знаю, что на прошлом уроке вы узнали несколько новых понятий…. Давайте вспомним. (Слайд № 5)

С опорой на презентацию дети повторяют изученный материал.

4. Демонстрация опытов учителем химии. (Слайд № 5)

Учитель химии:

Что химия – волшебница,
знают все на свете.
Ждут много от химиков
и взрослые, и дети.
Но, чтоб волшебниками стать,
Нужно очень много знать.
Как реакция пойдет
И что такое водород?
Что покажет индикатор
И для чего катализатор?
Как сделать из песка хрусталь,
А из руды – чугун и сталь?

- Возможно, вам кажется, что химия – это что-то очень далекое от вас! А вот и нет! Каждый день вы становитесь свидетелями химических реакций! Вспоминайте!

Когда мама готовит пирог, она должна добавить соду. Но не просто насыпать в тесто. Что она делает перед этим? (Дети вспоминают о процессе гашения при помощи уксуса). Далее: бывает, что вареное яйцо мы забываем, и оно длительное время лежит в холодильнике. Рано или поздно случится неприятность - появится неприятный запах стухшего яйца. И это тоже результат химической реакции. Если мы надкусили яблоко и оставили его на какое-то время, то очень скоро мы заметим, что мякоть фрукта потемнела. Это – результат реакции. Примеров можно приводить много. А на уроках химии мы не просто знакомимся с особенностями веществ, но и наблюдаем за тем, как они взаимодействуют друг с другом: проводим химические опыты.

- А вы хотите посмотреть на волшебные превращения веществ?

(Учитель демонстрирует 3-4 занимательных опыта)

- Понравилось? Некоторые из этих опытов вы будете проводить сами, когда немного подрастете. А для того, чтобы провести опыты сегодня, вам надо еще кое-что узнать.

5. Знакомство с новым материалом.

Эту часть урока проводит учитель начальных классов.

Работа построена с опорой на презентацию. (Слайды № 7–12) .

Каждый из cлайдов, учитель дополняет занимательными фактами о том или другом веществе.

О соли

При замерзании морской воды лед получается несоленым, а оставшаяся незамерзшая вода становится гораздо солонее. Расплавляя лед, можно получать пресную воду из морской, а из рассола вываривали поваренную соль с меньшими энергетическими затратами.

В Японии солью посыпают помост для борьбы сумо, чтобы отогнать злых духов.

Знаменитый итальянский путешественник XII века Марко Поло рассказал о том, как в Китае изготовляли деньги из соли. "Для этого, - писал Марко Поло, - рассол кипятится в небольших котлах. Через час соль принимает вид теста, и из него делают нечто в форме пирожков... После того, как на пирожки накладывают клеймо императора, чтобы они уподобились настоящим металлическим монетам, их зажаривают на горячих черепицах".

О сахаре

Христофор Колумб был первым человеком, который привез сахарный тростник в Новый Мир.

Сахар не заставляет человека набрать вес. Причина набора веса - потребление большого количества калорий.

О крахмале

Крахмал применяют для накрахмаливания белья. Под горячим утюгом происходит частичный гидролиз крахмала и превращение его в декстрины. Последние образуют на ткани плотную пленку, которая придает блеск ткани и предохраняет ее от загрязнения.

6. Практическая работа. (Эту часть урока проводят 2 учителя)

- Ребята! Сейчас вы смотрели на опыты. А хотите тоже стать волшебниками - химиками, как и Косичка? Сейчас вы будете проводить не просто опыты, а небольшое научное исследование! Мы должны выяснить: какие продукты содержат крахмал. Для этого надо знать одну особенность: при соединении раствора йода с крахмалом, происходит реакция и изменяется цвет. (Слайд № 13)

Дети убеждаются сами. А дальше проводят опыты с кусочками картофеля, белого хлеба, яблока.

7. Подведение итогов практической работы. (Слайд № 14)

8. Рассказ учителя и кислотах. (Слайд № 15)

Об уксусной кислоте

В отличие от современной моды на загар дореволюционные барышни предпочитали интересную бледность лица, особенно это ценилось на балах. Для достижения этой цели за день до бала девушки почти ничего не кушали, максимально затягивали корсеты, ели мел и даже пили разведенный уксус. Это часто заканчивалось плохо: сильные боли в желудке!

9. Подведение итогов урока. (Слайды № 16-17)

- Где вы сегодня побывали? О какой науке узнали? С какими веществами вы познакомились подробнее? О каких свойствах можете рассказать?