Традиционная отечественная педагогика основывалась на двух базовых принципах: ЗУН и энциклопедический подход. Первое давало возможность сделать образование массовым, второе обеспечивало универсальность образования, что являлось базой для любой специализации. Такая система достаточно успешно работала вплоть до информационной революции, связанной с внедрением компьютеров и различных информационных технологий в повседневную жизнь.
Но с началом компьютеризации и информатизации ситуация резко изменилась. Проблемы возникли в любой сфере деятельности, в т.ч. и в образовании:
- все нарастающий поток информации, следовательно, не поддающийся контролю рост того содержания, которое необходимо усваивать в процессе обучения;
- вследствие этого невозможность организации полного усвоения указанного содержания;
- физическая невозможность применения энциклопедического подхода в связи с всё возрастающими перегрузками учащихся
- дробление предметов, профилизация как отражение всеобщей специализации знаний и, как следствие, недостаточность межпредметных связей.
Установленные новым стандартом требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Это овладение умениями организации собственной учебной деятельности, основными универсальными умениями информационного характера, широким спектром умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, проведения виртуальных экспериментов, основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
Чтобы сориентироваться в пространстве метапредметных результатов обучения, можно принять за метапредметные результаты уровень развития базовых способностей учащихся: мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия. Этот образовательный результат является универсальным и позволяет сопоставлять результаты обучения в любых образовательных системах. Что можно считать универсальными базовыми способностями учащихся основной и средней школы?
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности, ответственности за принятое решение;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции) применительно к другим областям знаний.
Анализируя текст ФГОС, можно определить, что метапредметные результаты являются результатом формирования УУД в непрерывной образовательной деятельности ребенка как урочной, так и внеурочной. Выполнение учебных проектов – та форма образовательной деятельности, которая предполагает неразрывную связь урочной и внеурочной деятельности, наличие межпредметных связей, самостоятельного определения целей и постановки задач для получения конечного продукта, возникновение коммуникаций со сверстниками и взрослыми, использование ИКТ-компетенций как стержневого механизма в освоении и представлении новых знаний в других областях.
В рамках урочной и внеурочной проектной деятельности с обучающимися 6-11-х классов были разработаны несколько проектов, позволяющих создать условия для формирования:
Познавательных УУД:
- поиск и выделение необходимой неизвестной новой для обучающегося информации;
- выбор наиболее эффективных способов решения поставленных задач;
- определение способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, рефлексия;
- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при выполнении проектов;
- выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов.
Регулятивных УУД:
- целеполагание – постановка учебной задачи;
- планирование – составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование;
- коррекция – внесение необходимых изменений или дополнений.
Личностных УУД:
- жизненное, профессиональное, личностное самоопределение;
- оценивание усваиваемого материала;
- выполнение различных социальных ролей.
Коммуникативных УУД:
- владение монологической формой речи, выступление и презентация проекта перед аудиторией;
- умение вести диалог, умение отвечать на вопросы;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- сотрудничество и взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Таким образом, использование учебной проектной деятельности в образовательном процессе обеспечивает достижение следующих метапредметных образовательных результатов :
- формирование умений ставить цели;
- реализовывать цели;
- корректировать свою деятельность;
- способность к сотрудничеству.
Проектная деятельность ставит учащегося в ситуацию, когда он вынужден самоопределяться, проектировать собственную предметную деятельность. Он должен продумывать и организовывать условия осуществления предметной деятельности. В результате учащийся переносит приобретенный опыт на свои поступки в реальной жизни
В этой статье я хочу представить небольшую серию проектов, реализуемых в ГБОУ СОШ № 89 в рамках урочной и внеурочной деятельности по биологии.
Проект “Растения нашего края” (межпредметный информационный проект)
В 6 классе в связи с сокращением часов на изучение темы “Систематика растений” учащимся предлагается выполнить проектные работы по этой теме в рамках внеурочной деятельности. В это время учащиеся на уроках вспоминают основные признаки семейств двудольных и однодольных растений, изучают характеристики семейств, а вне уроков отрабатывают навыки работы с определительным карточками по гербарным образцам и выполняют проектные работы. На первом внеурочном занятии учащиеся делятся на 7 групп (по количеству семейств изучаемых растений: крестоцветные, розоцветные, пасленовые, бобовые, сложноцветные, злаковые, лилейные). Каждая группа выполняет проектную работу о растениях нашего края выбранного ими семейства.
Цели проекта:
- создать книгу (электронную книгу) о растениях нашего края (для конкретного семейства).
Задачи проекта:
- собрать материал о 15 представителях данного семейства;
- подобрать иллюстрации;
- найти загадки, предания, стихи;
- составить ребусы или кроссворд;
- оформить книгу.
Ребята всегда очень активно включаются в эту работу. В этом проекте учитель выполняет роль скрытого координатора помогая советами и направляя работу групп. Оформляя свои книги, они отрабатывают навыки печатания текста, сканирования картинок, составления таблиц и т. д.
Последние 2 занятия идет презентация книг (защита проектных работ) и рефлексия.
Проекты “Общая биология 10-11” (межпредметный информационный проект).
В современном курсе биологии сложилось так, что общие закономерности изучаются в 9 классе, а затем углубляются в 10 и 11 классах. В нашей школе в старших классах идет курсовое обучение и годовую программу класс осваивает за 2 четверти. Основной материал учащимся знаком и в начале курса ребятам предлагается выбрать информационные проекты по темам курса.
10 класс: История развития биологии и методы исследования в биологии.
- Цитология наука о клетке.
- Неорганические вещества в клетке.
- Органические вещества в клетке.
- Органоиды в клетке.
- Неклеточные формы жизни, прокариоты, эукариоты.
- Энергетический обмен в клетке.
- Пластический обмен в клетке.
- Формы размножения в клетке. Онтогенез.
- История развития генетики и ее методы.
- Изменчивость.
- Методы исследования генетики человека.
- Наследственные болезни.
11 класс:
- Эволюционные учения.
- Движущие силы эволюции.
- Микро и макроэволюция.
- Основные методы селекции.
- Биотехнологии.
- Гипотезы о происхождении человека.
- Антропогенез.
- Расы, расоведение и расизм.
- Основы экологии.
- Современные представления о происхождении жизни.
- Основные этапы происхождения жизни на Земле.
- Эволюция биосферы.
С проектной деятельностью к этому времени они хорошо знакомы и четко понимают, что от них требуется. В зависимости от объема информации проектную работу могут выполнять от 1 до 3 человек. Получается, что за курс каждый ученик принимает участие в проекте. Ребята с интересом относятся к работе, внимательно слушают и конспектируют выступления, задают вопросы выступающим, критично оценивают работу и выступление, зная, что завтра на этом месте выступать им.
Цель проекта:
- раскрыть тему проекта, собрав и проанализировав информационные источники.
Задачи проекта:
- собрать информацию на заданную тему;
- проанализировав информацию составить необходимые схемы и таблицы;
- построить выступление и материал таким образом, чтобы одноклассники могли подготовиться к проверочной работе по данной теме.
Используемая литература:
- Глазунова О.С. Метапредметный подход. Что это?//Учительская газета 2011. № 9 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.ug.ru/article/64
- Никитина Н. Б. Метапредметный подход в модели развивающего обучения. Новые технологии в начальной школе [Электронныц ресур]. -Режим доступа: http://nsportal.ru/novye-tekhnologii-v-nachalnoi-shkole/forum/metapredmetnyi-podkhod-v-modeli-razvivayushchego-obucheni
- Озеркова И.А. Метапредметный подход: способы реализации. Новые образовательные стандарты. Метапредметный подход. [Электронный ресурс]: Материалы пед.конф., Москва, 17 декабря 2010 г. / Центр дистанц. образования "Эйдос", Науч. шк. А.В. Хуторского; под ред. А.В. Хуторского. - М.: ЦДО “Эйдос”, 2010 // Интернет-магазин “Эйдос”: [сайт]. [2010].URL: http://eidos.ru/shop/ebooks/220706/index.htm.
- Прокопенко М.Л. Метапредметное содержание обучения в начальной школе. Новые образовательные стандарты. Метапредметный подход. [Электронный ресурс]: Материалы пед.конф., Москва, 17 декабря 2010 г. / Центр дистанц. образования "Эйдос", Науч. шк. А.В. Хуторского; подред. А.В. Хуторского. - М.: ЦДО “Эйдос”, 2010 // Интернет-магазин “Эйдос”: [сайт]. [2010].URL: http://eidos.ru/shop/ebooks/220706/index.htm.
- Сафонова О.Ю. Возможности реализации метапредметного подхода на уроках информатики. Новые образовательные стандарты. Метапредметный подход. [Электронный ресурс]: Материалы пед.конф., Москва, 17 декабря 2010 г. / Центр дистанц. образования "Эйдос", Науч. шк. А. В. Хуторского ; подред. А. В. Хуторского. - М.: ЦДО “Эйдос”, 2010//Интернет-магазин “Эйдос”: [сайт]. [2010].URL: http://eidos.ru/shop/ebooks/220706/index.htm.
- Скрипкина Ю.В. Метапреметный подход в новых образовательных стандартах: вопросы реализации. Новые образовательные стандарты. Метапредметный подход. [Электронный ресурс]: Материалы пед.конф., Москва, 17 декабря 2010 г. / Центр дистанц. образования "Эйдос", Науч. шк. А. В. Хуторского ; под ред. А.В. Хуторского. - М.: ЦДО “Эйдос”, 2010 // Интернет-магазин “Эйдос”: [сайт]. [2010]. URL: http://eidos.ru/shop/ebooks/220706/index.htm.