Педагогические задачи: создать условия для осознания цели научиться определять склонение имён существительных, создать условия для формирования ИКТ – компетентности учащихся.
Планируемые результаты образования.
Образовательные: научатся определять склонение имён существительных, получат возможность извлекать информацию из разных источников.
Коммуникативные: организовать условия для общения при работе в парах, возможность строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, формулировать простые выводы, использовать интонационную выразительность.
Личностные: используют усвоенные приемы работы для решения учебных задач; осуществляют самоконтроль при выполнении письменных заданий; осознают необходимость самосовершенствования; выражают желание осваивать новые действия, достигать положительных результатов труда, также стремятся дарить людям тепло и заботу.
Средства обучения: учебник, компьютер, проектор, тест, словари, набор цветных карандашей, “светофоры”, карточки-сигналы - 1-е, 2-е, 3-е.
Ход урока
I. Приветствие гостей. Проверка готовности к уроку.
- На уроке у нас гости, поприветствуйте их.
Эмоциональный настрой на урок (диалог учителя и учащихся).
- А сейчас проверь, дружок,
- Ты готов начать урок?
- Все ль на месте,
- Все ль в порядке,
- Ручка и тетрадка?
- Руки? (На месте)
- Ноги? (На месте)
- Локти? (У края)
- Спинка? (Прямая)
- Ребята, какое сейчас время года? (Зима)
- А какой месяц? (Декабрь)
- Запишем число и классная работа. Дети пишут под диктовку, называя орфограммы.
- Наступил первый месяц зимы. Белый снег аккуратно укрыл землю. Кругом бело и чисто.
- Давайте и мы поработаем в тетрадях также чисто и красиво.
На полях нарисуйте треугольник зелёного цвета, если вы хотите всё понять на уроке, хорошо работать, думать. Если есть сомнения - нарисуйте треугольник жёлтого цвета. А в конце урока вы соотнесёте свои цели в начале урока с тем, что у вас получится в заключение урока (треугольник зелёный - всё получилось, жёлтый - постараюсь быть внимательным, красный – пока не совсем усвоил материал) Самопроверка по эталону (слайд 2). Презентация
II. Проверка домашнего задания.
- Ребята, что было задано на дом? (Упр.161, с. 143 найти и выписать из словаря по 10 слов 1, 2, 3 склонения, надо было найти слова, обозначающие качества человека, о патриотизме и т.д.) (Читают 2-3 человека, объяснение значения некоторых слов) скромность - 3-е, честь - 3-е, смекалка - 1-е, смелость - 3-е, смельчак - 2-е, патриот - 2-е, благодарность - 3-е …)
Два человека работают по карточкам (за доской).
(Дети открывают свои работы. Проверка светофорами – сигналами, зелёный согласны, красный – ошибка.)
Оценивание работ детьми класса.
Карточка №1
Задание: отгадать загадки, записать отгадки и определить род и склонение (слайд 3, загадки)
Семь одежек,
Все без застежек. (Капуста - ж.р. 1-е)
Белая вата
Поплыла куда-то. (Облако - с.р. 2-е)
Зимой спит,
Летом ульи ворошит. (Медведь - м.р. 2-е)
Что же это за девица –
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (Ель – ж.р. 3-е)
Карточка №2. Определить склонение.
Снегопад - 2-е
Красота - 1-е
Ледянка - 1-е
Оттепель - 3-е
Небо – 2-е
Ель – 3-е
Надежда – 1-е
Изморозь - 3-е
Енот – 2-е
- В словах зашифрована тема нашего урока, отгадай. (Склонение)
- Встретились ли вам слова, непонятные по смыслу, захотелось ли вам узнать их толкование? Где вы посмотрите? (В словаре)
П.п. о патриотизме, о скромности
- Определите склонение существительных (2-е, 3-е)
- Почему в одном падеже разные окончания? (Разные склонения)
- Как называется тема урока. (Ученик говорит)
- Может быть, кто-нибудь сформулирует цель урока? (Мы должны научиться быстро и правильно определять склонение существительных, чтобы потом верно писать падежные окончания)
Беседа-опрос по изучаемой теме в форме игры.
“Правильно – неправильно”
- Оцените каждое высказывание, запишите на новой строке букву п, если правильно и букву н, если неправильно.
а) Склонение – это изменение имён существительных по падежам в ед. и мн. числе (п).
б) В русском языке 5 падежей (н).
в) В русском языке 3 склонения: женское, мужское и среднее (н).
г) Склонение – это постоянный признак существительного (п).
д) Одно и то же имя существительное может относиться к разным склонениям (н).
Самопроверка по эталону (на доске) п, н, н, п, н.
- Чем полезен этот вид работы? (Обогащает словарный запас, развивает умения выискивать информацию, повторили, какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонению, учились контролировать себя).
- У кого были ошибки?
- Надо повторить правило.
- Чем же ещё можно помочь себе?
- Разгадайте ребус (слайд 4). (Алгоритм)
- Сворачиваем информацию, которая поможет вам “открыть” обобщённый способ действия по определению типа склонения имен существительных.
сущ. ------ н. ф. ------ род,
окончание ------ склонение
Озвучим алгоритм, который составили на прошлом уроке
Ученик. Чтобы определить склонение имени существительного, его нужно поставить в именительный падеж единственного числа, т. е. в н. ф., определить род, выделить окончание и по роду и окончанию определить склонение.
- Вспомним, как определяем род имени существительного?
(Стихотворение хором) по опорной схеме (слайд 5).
Женский род отвечу я
И скажу: "Она, моя!"
И отвечу: "Род мужской",
И скажу: "Он, мой!"
Средний род: "Оно, мое!"
Это правило твое!
III. Развитие умений.
1. Минутка чистописания. Игра - “данетка”
“Я задумала природное явление” (слайд 6).
(Слайд 6 с иллюстрациями природных явлений: иней, дождь, снег, вьюга, метель, позёмка).
- Вы мне задаёте вопросы, я могу отвечать только да и нет
- Я задумала природное явление.
Ученик. Это существительное мужского рода?
- Нет.
Ученик. Это существительное женского рода?
- Да.
Ученик. Это бывает летом?
- Нет.
Ученик. Это снежная буря??
- Да.
Ученик. Существительное 1-го склонения?
- Нет.
Ученик. Это существительное 3-го склонения?
- Да
Ученик. Это метель.
(Вопросы может задавать ученик)
- Подберите синоним этому слову. (Вьюга, пурга, позёмка)
- Определите склонение всех явлений природы. (Карточками-сигналами)
- Какие буквы звука не имеют в слове метель? (Е, ь)
- Запишем красиво эти буквы всю строку в соединениях е, ель, его запишите 3 существительных из словаря в конце учебника стр.155-156 с этими буквами разных склонений. (Корабль, ладонь, профессия)
- Чем полезен этот вид работы?
(Мы учились извлекать информацию с помощью вопросов и из словаря, повторили написание некоторых букв в соединении, уточнили, что буквы е, ь звука не имеют, упражнялись в определении склонений имён существительных)
2. Словарная работа.
1. Введение слова корзина (слайд 7).
а) Лексическое значение.
- Найдите в словаре толкование слова корзина.
1) Плетёное изделие для хранения, переноса, упаковки.
2) В баскетболе: обруч с сеткой.
- Разберите по составу.
- Запишите два однокоренных слова (корзинка, корзиночка).
Игра “Наполните корзину”
- Наполните корзину предметами, названия которых – это существительные 1-го или 2-го склонения словами из словаря в конце учебника с.150-156, обозначьте склонение (слайд 8).
К капитан (2 скл.)
О облако (2 скл.)
Р ремонт (2 скл.)
З забота (1 скл.)
И истина (1 скл.)
Н незабудка (словарь С.И. Ожегова с.356)
А алмаз (2 скл.)
- К какой букве нет слова в этом словаре? (На букву н)
- Где можно найти слово? (В словаре, который у нас на столе)
- Составьте предложение со словом корзина, используя слова из словаря.
Для ремонта в корзине лежал алмазный стеклорез и другие инструменты.
- Понравилась вам работа?
- Объясните, почему?
Ученики: Узнали значение новых слов, повторили правописание слов, которые надо запомнить, упражнялись в определении склонения имён существительных.
Физминутка (слайд 9, 10)
Игра “Пойми меня”
Дети приготовили толкование некоторых слов, вы должны угадать это слово, записать его и обозначить склонение. Два человека работают за доской
Ученик: Моряк, рядовой флота (матрос - 2-е)
Ящик, шкаф для хранения денег в учреждении (касса - 1-е)
Свобода, раздолье ребятам на даче, в поле (простор - 2-е)
Основной род занятий (профессия - 1-е)
Крупный садовый кустарник с лиловыми или белыми душистыми цветами (сирень - 3-е)
Внутренняя сторона кисти руки (ладонь - 3-е) (Проверка карточками – сигналами)
- Чем полезен этот вид работы? (Развивает умение пользоваться словарями, пополняет словарный запас, развивает речь)
3. Работа с учебником.
- Упражнение 162 (устно).
- Упражнение 163 (Работа в парах).
- Прочитай стихотворение. Выпиши выделенные существительные. Определи род и склонение. (Полночь, мир, свирель, трель, голос, тишина, лист, ветерок, свист)
(Оценивание 2-3-х пар.)
- Проверка по эталону (слайд 11).
- Оцените свою работу.
4. Занимательная минутка
“Разгадай ребус” (определи склонение, покажи карточкой – сигналом). Приготовили дети (материал из интернета) (слайд 12).
(Кисточка - 1-е, дочка - 1-е, рукав - 2-е, перемена - 1-е)
- Чем полезен этот вид работы?
- Разгадывая ребусы, вы разворачивали информацию, т.е. перекодировали
III. Д/з: упр.164, с. 144, найти толкование слов конструкция, конструктор.
IV. Подведение итогов. Рефлексия. Самооценка учащимися деятельности на уроке.
Мне удалось …
Меня удивило …
Мне понравилось …
Я порадовался за …
Я хочу поблагодарить … за …
Я могу похвалить себя за …
- Оцените свою работу на уроке, нарисуйте на полях тетради треугольник.