Цели:
1) познакомить учащихся с понятием метафоры как средством выразительности;
2) научить видеть в загадке основные характерные для данного жанра признаки;
3) корректировать тексты неудачных загадок;
4) развивать речь, внимание, творческие способности;
5) воспитывать любовь к родному языку, стремление сохранить красоту и богатство родного языка.
1. Оргмомент.
2. Эвристическая беседа.
Учащимся раздаются карточки с текстами загадок о ромашке.
1. На травинке Солнце бьётся, С ветерком на небо рвётся. Но совсем не горячи Солнца белые лучи. (В.Фетисов.) |
3. Длинноногие Сестрицы Вышли в поле На лужок. Словно снег, У них ресницы И, как солнышко, Глазок. (В.Кремнев.) |
2. Белая корзинка, Золотое донце. В ней лежит росинка И играет солнце. (Народная загадка.) |
4. Стоят в поле сестрички: Жёлтый глазок, белые реснички. (О.Тарнопольская.) |
- Прочитайте первый текст на карточке. Докажите, что это загадка. (Загаданный предмет не назван. Это первый признак загадки).
- Достаточно ли этого признака, чтобы узнать загадку? Всегда ли текст, в котором изображаемый предмет не назван, - загадка? Послушайте стихотворение поэта Степана Щипачева.
- Учитель читает стихотворение “Соловей”, опустив его название:
Где березняк, рябой и редкий,
Где тает дымка лозняка,
Он, серенький, сидит на ветке
И держит в клюве червяка.
Но это он, простой, невзрачный,
Озябший ночью от росы,
Заворожит поселок дачный
У пригородной полосы.
- Можно ли это стихотворение считать загадкой, ведь предмет, о котором в ней говорится, здесь не назван. (Нет, нельзя.)
- Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, прочитаем другие загадки о ромашке, понаблюдаем, что в них общего. (В них отмечаются одни и те же признаки этого растения: белые лепестки и жёлтая середина соцветий.)
- Прочитаем словарную статью о слове ромашка. (Запись на доске.) Ромашка, -и, ж. Травянистое растение с соцветиями, у которых лепестки обычно белые, а середина жёлтая.
- Почему в толковании лексического значения слова ромашка употреблено слово обычно? (Потому что ромашки бывают и жёлтые. А в научной речи необходима точность).
- Что общего в содержании всех загадок о ромашке (см. карточку) и в толковании лексического значения этого слова в словарной статье (запись на доске)? (И в толковании лексического значения слова ромашка, и во всех загадках о ромашке отмечаются одни и те же признаки этого растения: обычно белые лепестки и жёлтая середина соцветий. Это наиболее заметные признаки ромашки. Если мы сопоставим толкование лексического значения других слов (например, берёза, ёж, подсолнух) и загадки о них, то заметим такое же сходство в их содержании. Вывод из наших наблюдений: в загадке отмечаются постоянные и наиболее заметные признаки загаданного предмета. Это – её второй признак.)
- Теперь вернемся к стихотворению С.Щипачева: почему его нельзя назвать загадкой? (В загадке отмечаются постоянные признаки предмета, явления. А в стихотворении рисуются конкретные картины (не всегда же соловей держит в клюве червяка, не всегда он озябший от росы, не всегда он в березняке, у пригородной полосы). Стихотворение имеет авторское заглавие – “Соловей”, которое мы пока (в учебных целях) опустили. Стоит восстановить это заглавие – и загадочного в стихотворении ничего не будет.
3. Беседа, раскрывающая процесс создания, сочинения загадки.
- На доске – цветные условные рисунки: ромашка и солнце или рисунки на картоне. Постараемся представить, понять, как родилась, например, первая загадка о ромашке, как сочинил её Василий Фетисов.
- Вероятно, поэт заметил: ромашка чем-то похожа на солнце. Чем именно? Рассмотрим рисунки. (В ходе беседы под рисунками оформляется запись).
Ромашка | Солнце |
Круглая Желтая (середина) лепестки как солнце |
Круглое Желтое лучи |
Солнце на травинке (метафора)
4. Пояснение к записи. На основе сходства двух предметов рождается сравнение: Ромашка как солнце. На основе сравнения название одного предмета (солнце) переносится на другой предмет (ромашка). Так рождается метафора Солнце на травинке (ведь ромашка – травянистое растение). Метафора (от греч. Мета – пере- и форо – несу) – употребление слова или оборота речи в переносном значении. Метафора и является основой загадки. Это её третий признак. В нашем примере основой загадки Василия Фетисова о ромашке является метафора Солнце на травинке. Но и две последние строки в ней тоже необходимы: белые лепестки – один из видовых признаков ромашки; если его не отметить, то загадка будет неполной, неточной: метафорически солнцем на травинке можно назвать и другие растения. Какие? Лютик, одуванчик, горицвет, мать-и-мачеху, гусиные лапки, калужницу, купавку, подсолнух… А у хорошей загадки отгадка должна быть только одна.
5. Закрепление.
- Почему загадки легко запоминаются? (Потому что они обычно краткие и стихотворные.)
Повторяются все рассмотренные признаки метафорической загадки; затем они закрепляются с помощью плаката или записываются на доске:
Признаки загадки.
- Задуманный предмет не назван.
- Отмечены постоянные и наиболее заметные признаки этого предмета.
- Основы загадки – сравнение, метафора.
- Обычно загадка имеет форму стиха.
6. Редактирование загадок с опорой на плакат “Признаки загадки”. Загадки-заготовки напечатаны на карточках, которые раздаются детям; усовершенствованные загадки записываются в тетрадях учащихся.
Исходные варианты загадок | Усовершенствованные варианты загадок |
Стоит колокольчик На тонкой ножке В лиловой одежке. (Колокольчик) |
Стоит звонок На тонкой ножке В фиолетовой одежке. |
На зеленой ножке Выросли сережки. (Ландыш) |
На зеленой ножке Выросли сережки, Белые, душистые, Как снежинки, чистые. |
Под соснами, под елками Лежит клубок с иголками. (Ёж) |
Под соснами, под ёлками Ползёт клубок с иголками. |
На опушке леса Расцвело второе небо. (Подснежник) |
На опушке из-под снега Расцвело второе небо. |
7. Комментарий к редактированию.
- В первой загадке предмет, который нужно отгадать (колокольчик), назван. Это не загадка. Точнее, полузагадка: лепестки цвета – одежка. И не совсем складная полузагадка. Заменяем слово колокольчик синоним звонок, в лиловой – синонимом в фиолетовой.
- Вторая загадка неточна: мало ли растений, у которых цветы, как сережки, свисают вниз: тигровая лилия, фуксия, душистый горошек, венерин башмачок… (демонстрируются открытки или рисунки). Значит, загадку надо дополнить указанием на такие признаки ландыша, по которым мы его отличаем от других растений. Какие это признаки? (Цветы белого цвета). Правильно. Но и этого недостаточно: цветы белого цвета и у лилии, и у ветреницы, и у кислицы… (Ландыш сильно и приятно пахнет. Его цветы (сережки) ароматные, душистые). Какие слова рифмуются с прилагательным душистые? (Пушистые, чистые…) и т.д.
- В третьей загадке дети отмечают два недочета: а) может ли клубок с иголками лежать одновременно и под соснами и под елками? Он должен перемещаться, двигаться; б) как следствие первого недочета – второй: в загадке нет метафоры. Ведь лежать под елкой может и самый обычный клубок с иголками (кто-нибудь забыл его по рассеянности). Что же тут загадочного? А вот двигаться , перемещаться – другое дело! …Ползет клубок с иголками – уже метафора.
- В основе четвертой загадки – удачная детская метафора: сравнение первого весеннего цветка – подснежника с голубым весенним небом. Однако загадка неполная: в ней не отмечен важнейший признак подснежника – он появляется из-под снега, за что и получил свое название. К тому же загадка нескладная, в ней надо выровнять и ритм, и рифму.
8. Домашнее задание: придумать свою загадку на основе метафоры.