Программа элективного курса “Рекреационная география России” соответствует целям и задачам предпрофильного обучения учащихся, способствует развитию географического мышления, расширения знаний в изучении различных наук через понимание единства природы и человека, учит работать с разными источниками информации, выполнять творческие задания и проекты.
Данный курс не изучается в школьной программе. Современная жизнь общества не проходит в стороне от периода туристической жизни в своей стране и мире. Экономика большинства стран зависит и получает доход от развития международного туризма. Одно из направлений туризма – знакомство с достопримечательностями своей страны. Природа и люди создают удивительное и прекрасное на земле. Туризм – процветающее направление. Следовательно, рекреационная география – это курс, который является актуальным и необходимым для изучения.
Путешествовать по достопримечательностям России – это знакомиться с ними через систему Интернет, через рассказы учителя и учащихся, через изучение энциклопедий и работы со справочной литературой, через виртуальные экскурсии, через видеофильмы.
В настоящее время многие учебные заведения имеют факультеты по подготовке специалистов туризма и сервиса, экскурсоводов, гидов. Здесь необходимы знания рекреационной географии.
В повседневной жизни учащимся необходимы знания об интересных уголках страны и мира. Использование компьютерных технологий позволяет учитывать индивидуальные особенности учащихся: объем материала, темп получения знаний. Занятия данного курса влияют на осознанный выбор дальнейшего профиля класса, например классов социально-экономического профиля при содействии с УдГУ.
Также при изучении курса учитываются общие цели предпрофильной подготовки: готовность к выбору профиля обучения, развитие способностей к самоопределению, развитие интереса к предмету.
Цель курса: развитие познавательного интереса школьников к достопримечательностям своей страны, расширение географического кругозора, помощь в определении будущего профиля, профессии.
Задачи курса:
- вызвать интерес к объектам туризма своей страны;
- показать роль достопримечательностей в воспитании толерантности;
- расширять знания о городах, также природных и культурных достопримечательностях России;
- познакомиться с объектами Всемирного наследия России, входящих в программу ЮНЕСКО.
Курс “Рекреационная география России” обеспечен энциклопедиями и справочниками по данной теме, DVD и видеофильмами, компьютерным классом с выходом в Интернет.
Формы проведения занятий: лекция, практикум, очные и заочные экскурсии, “круглый стол”, мастерская.
Учащиеся должны знать:
- субъекты РФ, их столицы;
- знаменитые и наиболее интересные достопримечательности своей страны;
- понятие “рекреационная география”.
Учащиеся должны уметь:
- работать с материалами СМИ, Интернет, с разными источниками информации;
- работать с географическими картами;
- свободно рассказывать о достопримечательностях, особенностях интересных мест нашей страны.
Ожидаемые результаты: получение знаний, умений для самоопределения, выбора будущего профиля, для работы с различными источниками информации, для понимания и познания мира, для этапов своей будущей туристической жизни.
Количество часов для изучения курса – 34 часа (1 час в неделю).
Тематическое планирование
элективного курса
“Рекреационная география России ”
№ | Тема занятия | Всего часов | В т. ч. | Форма контроля | |
лекц | прак | ||||
Понятие “Рекреационная география” | 1 | 1 | |||
Москва – столица России. | 2 | 1 | 1 | ||
Санкт-Петербург – “Северная столица” России. | 2 | 1 | 1 | Творческая работа | |
“Золотое кольцо России”: Суздаль, Кострома, Углич, Боголюбово, Сергиев-Посад, Ярославль, Владимир, Переславль-Залесский, Ростов Великий. | 3 | 1 | 2 | Творческая работа | |
Кижи – памятник ЮНЕСКО | 1 | 1 | |||
Соловецкие острова – памятник ЮНЕСКО. | 1 | 1 | |||
Девственные леса Карелии – памятник ЮНЕСКО. | 1 | 1 | Творческая работа | ||
Пермский край. Кунгур. Северный Урал. | 1 | 1 | |||
Калининградская область. | 1 | 1 | Творческая работа | ||
Земля Франца-Иосифа – самый северный архипелаг | 1 | 1 | |||
Новгород. Юрьев монастырь - памятник ЮНЕСКО | 1 | 1 | |||
Казань. Казанский Кремль – памятник ЮНЕСКО. | 1 | 1 | Творческая работа | ||
Дагестан. Дербент. | 1 | 1 | |||
Волгоград – город-герой. | 1 | 1 | |||
Астрахань – рыболовный центр. | 1 | 1 | Творческая работа | ||
Курорты причерноморского побережья Кавказа. | 2 | 1 | 1 | Творческая работа | |
Приэльбрусье – центр туризма. | 1 | 1 | |||
Карачаево-Черкессия. Домбай. | 1 | 1 | |||
Салехард – город на полярном круге. | 1 | 1 | |||
Великий Устюг – родина Деда Мороза. | 1 | 1 | Творческая работа | ||
Кызыл – центр Азии. | 1 | 1 | |||
Алтай. Телецкое озеро. | 1 | 1 | |||
Иволгинский дацан - буддийский храм. Бурятия. | 1 | 1 | |||
Байкал – чудо природы. | 2 | 1 | 1 | Творческая работа | |
Вулканы Камчатки. | 1 | 1 | |||
Приморский край. Уссурийская тайга. | 1 | 1 | |||
Викторина “Достопримечательности России” | 2 | 2 | Игра | ||
Итого | 34 | 15 | 19 |
Список литературы
- География. Еженедельная методическая газета для учителей географии, Издательского Дома “Первое сентября”.
- Максаковский В.П. Развитие и география международного туризма. / География в школе.
- Энциклопедия “Достопримечательности России”, М.2007.
- Сто сокровищ России. Памятные места и достопримечательности России. М.: Мир книги, 2008.
- Мещерская Л. Автомобильные путешествия по России. М: АСТ, 2008.
- Журналы ГЕО.
- Детские исторические и географические энциклопедии.
- Географические атласы.
- Сайт Википедия.