Основные направления внешней политики России на рубеже XIX–XX вв. Русско-японская война

Разделы: История и обществознание

Класс: 9


Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Цели:

учителя:

Подвести учащихся к пониманию причин, повода, последствий русско-японской войны продолжить формирование умений работы с историческими документами, картой, самостоятельно формулировать выводы:

учащихся:

познакомиться с основными направлениями внешней политики России в начале XX века, ходом и результатами русско-японской войны.

Планируемые результаты.

Предметные:

уметь на основе фактов определять направления внешней политики, знать итоги и результаты русско-японской войны.

Метапредметные:

Познавательные: сопоставлять и отбирать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.

Регулятивные: составлять план решения проблем творческого характера, определять цель учебной деятельности.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме, учиться подтверждать свою точку зрения аргументы и фактами.

Личностные:

сознавать себя гражданином России, испытывать чувства гордости за свой народ, свою Родину, давать и объяснять положительные и отрицательные оценки, в том числе неоднозначных поступков, с позиции общечеловеческих и российских гражданских ценностей.

Оборудование:

карта “Россия в начале XX века” и “Русско-японская война”,

атлас по истории России XX века для 9 класса,

учебник “История России XX - начало XXI века” 9 класс под редакцией А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной, М.Ю. Брандта,

рабочая тетрадь “История России XX – начало XXI века” 9 класс часть I.

Оформление доски:

тема урока, план изучения новой темы;

новые слова: Порт-Артур, Маньчжурия, Ляодунский полуостров, КВЖД, Цусимский пролив, Портсмутский мир, милитаризм, агрессия, экспансия;

дата русско-японской войны 1904–1905 гг.;

потери русской армии;

домашнее задание.

Ход урока

I. Организационно-мотивационный этап

Актуализация опорных знаний учащихся по теме: “Общественно-политическое развитие России в 1894–1904 гг.”:

Три человека готовят развернутый монологический ответ по предложенным карточкам:

Карточка 1

Подготовь развёрнутый ответ по теме: “Какую внутреннюю политику проводил Николай II

в начале XX века”.

Для этого подумай:

  • Как управлялась Российская империя в начале XX века?
  • Какие незыблемые основы собирался охранять Николай II, вступая на престол?

Карточка 2

  • Что такое “Зубатовский социализм”.
  • Какие “новшества” в деятельности полиции пытался внедрить В.К. Плеве?

Карточка 3

  • Почему С.Ю. Витте считал первоочередной задачей реформы в области промышленности?

Пока ребята готовятся, идёт работа с классом.

  • Раздаются индивидуальные задания для работы в рабочей тетради на с. 12–13 (6 человек).
  • Осуществляется фронтальная работа с классом по заданию 2 на с. 10 из рабочей тетради.

После коллективной работы заслушивается устный развёрнутый ответ учащихся, подготовленный по карточкам и комментарии одноклассников.

II. Изучение новой темы.

План.

1. Направления внешней политики России на рубеже веков.

2. Причины и характер Русско-японской войны 1904-1905 гг.

3. Соотношение сил накануне войны, командующие, планы.

4. Ход военных действий.

5. Итоги и последствия русско-японской войны.

1. Рассказ учителя об основных направлениях внешней политики России и задание для учащихся:

  • по ходу рассказа выделить, самостоятельно сформулировать и записать в тетрадь основные направления внешней политики;
  • определить, что повлияло на выбор приоритетов во внешней политике.

Проверка записей в тетрадях (коллективная работа)

Направления внешней политики:

- Продолжение миролюбивого курса Александра III.

- Сближение с Францией.

- Настороженность в отношениях с Германией.

- Договор с Австро-Венгрией о сверъхвлияние на Балканах.

Миролюбивый характер внешней политики на Западе обуславливался:

- необходимостью привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику

- нарастанием социальной напряженностью внутри страны и необходимостью концентрации сил на внутриполитическом развитии.

Итогом миролюбивой политики Николая стала Гаагская конференция в 1899 г.

2. Причины и характер Русско-японской войны 1904-1905 гг.

Учитель: Миротворческие идеи русского царя были не столь уж и бескорыстны. Поддерживая миролюбивый курс на Западе, Николай II стремился усилить своё влияние на Востоке. “Большая азиатская программа” стала ключом всей внутренней и в известном смысле, внешней политики царского правительства. На предостережение С.Ю. Витте быть осторожным в этом направлении, Николай II более прислушивался к В.К. Плеве, который считал, что “маленькая победоносная война” поможет снять нарастающее социальное напряжение. Именно в этом направлении, на Дальнем Востоке, и столкнулись интересы России с Японией, которая взяла курс на милитаризацию и экспансию.

3. Соотношение сил накануне войны, командующие и планы. Составление опорного конспекта.

Вопросы для сравнения Россия Япония
Армия 900 тыс. человек, но на Дальнем Востоке 120 тыс. человек 150 тыс. человек
Вооружение Отсутствовало современное оружие Обладала хорошей артиллерией, разрывными снарядами (шимозами), горными пулемётами.
Флот Превосходил в два раза, однако корабли базировались в Кронштадте и на Чёрном море. Броненосцев равное количество, но  была качественная разница в снарядах. Превосходство в миноносцах и в корабельной артиллерии.
Инфраструктура и коммуникации Низкая пропускная способность Транссибирской магистрали (3-4 пары паровозов в сутки); Порт-Артур был недостаточно укреплён; отсутствие подробных карт театра военных действий; недостатки в организации и снабжении армии. Япония обладала достаточным транспортным флотом, чтобы перевозить дивизии со всем необходимым снаряжением.

Одним из самых известных крейсеров времён русско-японской войны был крейсер

“Варяг” (смотри рис.1)

Рис.1

Задание для учащихся: Оцените шансы русской армии на победу?

Учитель: По боевым качествам и подготовке рядовой и офицерский состав был ниже японского.

Командующий сухопутной армией – А.Н. Куропаткин, бывший военный министр, которому известный генерал М.Д. Скобелев давал нелестную характеристику, напоминая, что Куропаткину не хватит решимости и твердости воли, чтобы довести до конца задуманный план.

Командующий флотом – С.О. Макаров, вице-адмирал, крупнейший специалист морского дела, однако он был недавно назначен на Дальний Восток и не успел ещё реализовать свои планы.

Ситуация усугублялась тем, что над обоими был поставлен главком М.В. Алексеев, который не ладил ни с одним из них.

Общий план Японии сводился к завоеванию господства на море, взятию Порт-Артура, высадке десанта в Маньчжурии и разгрому российской армии.

Куропаткин же планировал вести длительную войну, ожидая подкрепления, с помощью которого собирался разбить японцев и высадиться на Японских островах.

В этих сложных условиях началась война с Японией.

4. Ход военных действий.

Для визуального представления о событиях русско-японской войны обратите внимание на фото 1. На данной фотографии представлены русские солдаты под Мукденом.

Фото 1

Работа учащихся с текстом учебника на стр. 29-30, картой в атласе и заполнение таблицы о ходе военных действий.

Главные события войны Даты Последствия
     

Проверка таблицы и работа с картой осуществляется по вопросам учителя:

  • Каким цветом на карте обозначены действия русских и японских войск?
  • Какая территория была арендована Россией у Китая в 1898 году?
  • Каким цветом она обозначена?
  • Где развернулся театр военных действий?
  • В каком порту погибли русские корабли крейсер “Варяг” и канонирская лодка “Кореец”?
  • Как долго длилась оборона Порт-Артура? Кто такой Р.И. Кондратенко и А.М. Стессель?
  • Назовите основные сухопутные сражения?
  • Где находится Цусимский пролив? Что там произошло?

Учитель: общие потери российской армии в этой войне составили:

  • убито: 32 904;
  • ранено, контужено: 146 032;
  • умерло от ран: 6614;
  • умерло от болезней: 11 170;
  • попало в плен: 74 369;

Предлагаю вам поразмышлять над этими данными и дать свою оценку русско-японской войне.

Как вы думаете:

  • Во имя чего они погибли – талантливые и обыкновенные, известные и безымянные?
  • Кому это было нужно, может быть самим морякам? А может быть Великой России?
  • Можно ли вообще стать героем в несправедливой войне?
  • Что, по-вашему, должен делать честный человек в ситуации, когда его страна ведёт несправедливую войну?

5. Итоги и последствия русско-японской войны.

США выступили посредником в заключение мира между Россией и Японией. Участники конференции собрались в Портсмуте (смотри рис.2)

Рис.2

Мирный договор между Россией и Японией. Работа с историческим документом.

Портсмут, 23 августа 1905 г.

4. Статья III

Россия и Япония взаимно обязуются:

1) эвакуировать совершенно и одновременно Маньчжурию, за исключением территории, на которую распространяется аренда Ляодунского полуострова, согласно постановлениям дополнительной I статьи, приложенной к сему договору, и

2) возвратить в исключительное управление Китая вполне и во всем объеме все части Маньчжурии, которые ныне заняты русскими или японскими войсками или которые находятся под их надзором, за исключением вышеупомянутой территории.

Российское императорское правительство объявляет, что оно не обладает в Маньчжурии земельными преимуществами либо преференциальными или исключительными концессиями, могущими затронуть верховные права Китая или несовместимыми с принципом равноправности.

Статья V

Российское императорское правительство уступает императорскому японскому правительству, с согласия китайского правительства, аренду Порт-Артура, Талиена и прилегающих территорий и территориальных вод, а также все права, преимущества и концессии, связанные с этой арендой или составляющие ее часть, и уступает равным образом императорскому японскому правительству все общественные сооружения и имущества на территории, на которую распространяется вышеупомянутая аренда...

Статья VI

Российское императорское правительство обязуется уступить императорскому японскому правительству без вознаграждения, с согласия китайского правительства, железную дорогу между Чан-чунь (Куан-чен-цзы) и Порт-Артуром и все ее разветвления со всеми принадлежащими ей правами, привилегиями и имуществом в этой местности, а также все каменноугольные копи в названной местности, принадлежащие означенной железной дороге или разрабатываемые в ее пользу.

Статья IX

Российское императорское правительство уступает императорскому японскому правительству в вечное и полное владение южную часть острова Сахалина и все прилегающие к последней острова, равно как и все общественные сооружения и имущества, там находящиеся. Пятидесятая параллель северной широты принимается за предел уступаемой территории

(Кирьянов И.К. Россия. 1900-1917. Документы. Материалы. Комментарии. Книга для тех, кто изучает историю Отечества. Пермь, ПГУ, 1993.С.143-145)

Беседа по тексту документа. Вопросы учителя:

  • Где и когда произошло подписание мирного договора между Россией и Японией?
  • Чего лишилась Россия в результате этой войны?

Итоги войны записать в тетрадь.

III. Закрепление изученного на уроке.

Работа в рабочей тетради с.14 задание 2 устно (коллективно).

IV. Домашнее задание.

1. Прочитать параграф 4.

2. Подготовить устный развернутый ответ на вопрос:

  • Причины, характер, последствия Русско-японской войны 1904-1905 гг.

3. Выполнить задания 1, 3, 4 из рабочей тетради с.13-15 (устно).

4. Работа с контурной картой на с. 15-16 в рабочей тетради.

5. Индивидуальное задание для одного ученика:

  • Подготовить сообщение о личности Г.А. Гапона.