Тип урока: урок общеметодологической направленности.
Цели:
учителя:
Подвести учащихся к пониманию причин, повода, последствий русско-японской войны продолжить формирование умений работы с историческими документами, картой, самостоятельно формулировать выводы:
учащихся:
познакомиться с основными направлениями внешней политики России в начале XX века, ходом и результатами русско-японской войны.
Планируемые результаты.
Предметные:
уметь на основе фактов определять направления внешней политики, знать итоги и результаты русско-японской войны.
Метапредметные:
Познавательные: сопоставлять и отбирать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.
Регулятивные: составлять план решения проблем творческого характера, определять цель учебной деятельности.
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме, учиться подтверждать свою точку зрения аргументы и фактами.
Личностные:
сознавать себя гражданином России, испытывать чувства гордости за свой народ, свою Родину, давать и объяснять положительные и отрицательные оценки, в том числе неоднозначных поступков, с позиции общечеловеческих и российских гражданских ценностей.
Оборудование:
карта “Россия в начале XX века” и “Русско-японская война”,
атлас по истории России XX века для 9 класса,
учебник “История России XX - начало XXI века” 9 класс под редакцией А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной, М.Ю. Брандта,
рабочая тетрадь “История России XX – начало XXI века” 9 класс часть I.
Оформление доски:
тема урока, план изучения новой темы;
новые слова: Порт-Артур, Маньчжурия, Ляодунский полуостров, КВЖД, Цусимский пролив, Портсмутский мир, милитаризм, агрессия, экспансия;
дата русско-японской войны 1904–1905 гг.;
потери русской армии;
домашнее задание.
Ход урока
I. Организационно-мотивационный этап
Актуализация опорных знаний учащихся по теме: “Общественно-политическое развитие России в 1894–1904 гг.”:
Три человека готовят развернутый монологический ответ по предложенным карточкам:
Карточка 1
Подготовь развёрнутый ответ по теме: “Какую внутреннюю политику проводил Николай II
в начале XX века”.
Для этого подумай:
- Как управлялась Российская империя в начале XX века?
- Какие незыблемые основы собирался охранять Николай II, вступая на престол?
Карточка 2
- Что такое “Зубатовский социализм”.
- Какие “новшества” в деятельности полиции пытался внедрить В.К. Плеве?
Карточка 3
- Почему С.Ю. Витте считал первоочередной задачей реформы в области промышленности?
Пока ребята готовятся, идёт работа с классом.
- Раздаются индивидуальные задания для работы в рабочей тетради на с. 12–13 (6 человек).
- Осуществляется фронтальная работа с классом по заданию 2 на с. 10 из рабочей тетради.
После коллективной работы заслушивается устный развёрнутый ответ учащихся, подготовленный по карточкам и комментарии одноклассников.
II. Изучение новой темы.
План.
1. Направления внешней политики России на рубеже веков.
2. Причины и характер Русско-японской войны 1904-1905 гг.
3. Соотношение сил накануне войны, командующие, планы.
4. Ход военных действий.
5. Итоги и последствия русско-японской войны.
1. Рассказ учителя об основных направлениях
внешней политики России и задание для учащихся:
Проверка записей в тетрадях (коллективная работа)
Направления внешней политики:
- Продолжение миролюбивого курса Александра III.
- Сближение с Францией.
- Настороженность в отношениях с Германией.
- Договор с Австро-Венгрией о сверъхвлияние на Балканах.
Миролюбивый характер внешней политики на Западе обуславливался:
- необходимостью привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику
- нарастанием социальной напряженностью внутри страны и необходимостью концентрации сил на внутриполитическом развитии.
Итогом миролюбивой политики Николая стала Гаагская конференция в 1899 г.
2. Причины и характер Русско-японской войны 1904-1905 гг.
Учитель: Миротворческие идеи русского царя были не столь уж и бескорыстны. Поддерживая миролюбивый курс на Западе, Николай II стремился усилить своё влияние на Востоке. “Большая азиатская программа” стала ключом всей внутренней и в известном смысле, внешней политики царского правительства. На предостережение С.Ю. Витте быть осторожным в этом направлении, Николай II более прислушивался к В.К. Плеве, который считал, что “маленькая победоносная война” поможет снять нарастающее социальное напряжение. Именно в этом направлении, на Дальнем Востоке, и столкнулись интересы России с Японией, которая взяла курс на милитаризацию и экспансию.
3. Соотношение сил накануне войны, командующие и планы. Составление опорного конспекта.
Вопросы для сравнения | Россия | Япония |
Армия | 900 тыс. человек, но на Дальнем Востоке 120 тыс. человек | 150 тыс. человек |
Вооружение | Отсутствовало современное оружие | Обладала хорошей артиллерией, разрывными снарядами (шимозами), горными пулемётами. |
Флот | Превосходил в два раза, однако корабли базировались в Кронштадте и на Чёрном море. Броненосцев равное количество, но была качественная разница в снарядах. | Превосходство в миноносцах и в корабельной артиллерии. |
Инфраструктура и коммуникации | Низкая пропускная способность Транссибирской магистрали (3-4 пары паровозов в сутки); Порт-Артур был недостаточно укреплён; отсутствие подробных карт театра военных действий; недостатки в организации и снабжении армии. | Япония обладала достаточным транспортным флотом, чтобы перевозить дивизии со всем необходимым снаряжением. |
Одним из самых известных крейсеров времён русско-японской войны был крейсер
“Варяг” (смотри рис.1)
Рис.1
Задание для учащихся: Оцените шансы русской армии на победу?
Учитель: По боевым качествам и подготовке рядовой и офицерский состав был ниже японского.
Командующий сухопутной армией – А.Н. Куропаткин, бывший военный министр, которому известный генерал М.Д. Скобелев давал нелестную характеристику, напоминая, что Куропаткину не хватит решимости и твердости воли, чтобы довести до конца задуманный план.
Командующий флотом – С.О. Макаров, вице-адмирал, крупнейший специалист морского дела, однако он был недавно назначен на Дальний Восток и не успел ещё реализовать свои планы.
Ситуация усугублялась тем, что над обоими был поставлен главком М.В. Алексеев, который не ладил ни с одним из них.
Общий план Японии сводился к завоеванию господства на море, взятию Порт-Артура, высадке десанта в Маньчжурии и разгрому российской армии.
Куропаткин же планировал вести длительную войну, ожидая подкрепления, с помощью которого собирался разбить японцев и высадиться на Японских островах.
В этих сложных условиях началась война с Японией.
4. Ход военных действий.
Для визуального представления о событиях русско-японской войны обратите внимание на фото 1. На данной фотографии представлены русские солдаты под Мукденом.
Фото 1
Работа учащихся с текстом учебника на стр. 29-30, картой в атласе и заполнение таблицы о ходе военных действий.
Главные события войны | Даты | Последствия |
Проверка таблицы и работа с картой осуществляется по вопросам учителя:
- Каким цветом на карте обозначены действия русских и японских войск?
- Какая территория была арендована Россией у Китая в 1898 году?
- Каким цветом она обозначена?
- Где развернулся театр военных действий?
- В каком порту погибли русские корабли крейсер “Варяг” и канонирская лодка “Кореец”?
- Как долго длилась оборона Порт-Артура? Кто такой Р.И. Кондратенко и А.М. Стессель?
- Назовите основные сухопутные сражения?
- Где находится Цусимский пролив? Что там произошло?
Учитель: общие потери российской армии в этой войне составили:
- убито: 32 904;
- ранено, контужено: 146 032;
- умерло от ран: 6614;
- умерло от болезней: 11 170;
- попало в плен: 74 369;
Предлагаю вам поразмышлять над этими данными и дать свою оценку русско-японской войне.
Как вы думаете:
- Во имя чего они погибли – талантливые и обыкновенные, известные и безымянные?
- Кому это было нужно, может быть самим морякам? А может быть Великой России?
- Можно ли вообще стать героем в несправедливой войне?
- Что, по-вашему, должен делать честный человек в ситуации, когда его страна ведёт несправедливую войну?
5. Итоги и последствия русско-японской войны.
США выступили посредником в заключение мира между Россией и Японией. Участники конференции собрались в Портсмуте (смотри рис.2)
Рис.2
Мирный договор между Россией и Японией. Работа с историческим документом.
Портсмут, 23 августа 1905 г.
4. Статья III
Россия и Япония взаимно обязуются:
1) эвакуировать совершенно и одновременно Маньчжурию, за исключением территории, на которую распространяется аренда Ляодунского полуострова, согласно постановлениям дополнительной I статьи, приложенной к сему договору, и
2) возвратить в исключительное управление Китая вполне и во всем объеме все части Маньчжурии, которые ныне заняты русскими или японскими войсками или которые находятся под их надзором, за исключением вышеупомянутой территории.
Российское императорское правительство объявляет, что оно не обладает в Маньчжурии земельными преимуществами либо преференциальными или исключительными концессиями, могущими затронуть верховные права Китая или несовместимыми с принципом равноправности.
Статья V
Российское императорское правительство уступает императорскому японскому правительству, с согласия китайского правительства, аренду Порт-Артура, Талиена и прилегающих территорий и территориальных вод, а также все права, преимущества и концессии, связанные с этой арендой или составляющие ее часть, и уступает равным образом императорскому японскому правительству все общественные сооружения и имущества на территории, на которую распространяется вышеупомянутая аренда...
Статья VI
Российское императорское правительство обязуется уступить императорскому японскому правительству без вознаграждения, с согласия китайского правительства, железную дорогу между Чан-чунь (Куан-чен-цзы) и Порт-Артуром и все ее разветвления со всеми принадлежащими ей правами, привилегиями и имуществом в этой местности, а также все каменноугольные копи в названной местности, принадлежащие означенной железной дороге или разрабатываемые в ее пользу.
Статья IX
Российское императорское правительство уступает императорскому японскому правительству в вечное и полное владение южную часть острова Сахалина и все прилегающие к последней острова, равно как и все общественные сооружения и имущества, там находящиеся. Пятидесятая параллель северной широты принимается за предел уступаемой территории
(Кирьянов И.К. Россия. 1900-1917. Документы. Материалы. Комментарии. Книга для тех, кто изучает историю Отечества. Пермь, ПГУ, 1993.С.143-145)
Беседа по тексту документа. Вопросы учителя:
- Где и когда произошло подписание мирного договора между Россией и Японией?
- Чего лишилась Россия в результате этой войны?
Итоги войны записать в тетрадь.
III. Закрепление изученного на уроке.
Работа в рабочей тетради с.14 задание 2 устно (коллективно).
IV. Домашнее задание.
1. Прочитать параграф 4.
2. Подготовить устный развернутый ответ на вопрос:
- Причины, характер, последствия Русско-японской войны 1904-1905 гг.
3. Выполнить задания 1, 3, 4 из рабочей тетради с.13-15 (устно).
4. Работа с контурной картой на с. 15-16 в рабочей тетради.
5. Индивидуальное задание для одного ученика:
- Подготовить сообщение о личности Г.А. Гапона.