Урок геометрии «Сумма углов треугольника»

Разделы: Математика


Цели и задачи.

Образовательные:

  • повторить и обобщить знания о треугольнике;
  • доказать теорему о сумме углов треугольника;
  • практически убедиться в правильности формулировки теоремы;
  • научиться применять полученные знания при решении задач.

Развивающие:

  • развивать геометрическое мышление, интерес к предмету, познавательную и творческую деятельность учащихся, математическую речь, умение самостоятельно добывать знания.

Воспитательные:

  • развивать личностные качества учащихся, таких как целеустремленность, настойчивость, аккуратность, умение работать в коллективе.

Оборудование: мультимедийный проектор, треугольники из цветной бумаги, УМК “Живая математика”, компьютер, экран.

Подготовительный этап: учитель дает задание ученику подготовить историческую справку о теоремеСумма углов треугольника”.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие. Психологический настрой учащихся на работу.

II. Разминка

С геометрической фигурой “треугольник” мы познакомились на предыдущих уроках. Давайте повторим, что нам известно о треугольнике?

Учащиеся работают по группам. Им предоставлена возможность общаться друг с другом, каждому самостоятельно строить процесс познания.

Что получилось? Каждая группа высказывает свои предложения, учитель записывает их на доске. Проводится обсуждение результатов:

Рисунок 1

III. Формулируем задачу урока

Итак, о треугольнике мы знаем уже достаточно много. Но не все. У каждого из вас на парте есть треугольники и транспортиры. Как вы думаете, какую задачу мы можем сформулировать?

Ученики формулируют задачу урока - найти сумму углов треугольника.

IV. Объяснение нового материала

Практическая часть (способствует актуализации знаний и навыков самопознания). Проведите измерения углов с помощью транспортира и найдите их сумму. Результаты запишите в тетрадь (заслушать полученные ответы). Выясняем, что сумма углов у всех получилась разная (так может получиться, потому что неточно приложили транспортир, небрежно выполнили подсчет и т.д.).

Выполните перегибания по пунктирным линиям и узнайте, чему еще равна сумма углов треугольника:

а) 2.jpg (2217 bytes)

Рисунок 2

б) 3.jpg (2375 bytes)

Рисунок 3

в) 4.jpg (2641 bytes)

Рисунок 4

г) 5.jpg (2590 bytes)

Рисунок 5

д) 6.jpg (2640 bytes)

Рисунок 6

После выполнения практической работы ученики формулируют ответ: Сумма углов треугольника равна градусной мере развернутого угла, т. е. 1800.

Учитель: В математике практическая работа дает возможность лишь сделать какое-то утверждение, но его нужно доказать. Утверждение, справедливость которого устанавливается путем доказательства, называется теоремой. Какую теорему мы можем сформулировать и доказать?

Ученики: Сумма углов треугольника равна 180 градусов.

Историческая справка: Свойство суммы углов треугольника было установлено еще в Древнем Египте. Доказательство, изложенное в современных учебниках, содержится в комментариях Прокла к “Началам” Евклида. Прокл утверждает, что это доказательство (рис.8) было открыто еще пифагорейцами (5 в. до н.э.). В первой книге “Начал” Евклид излагает другое доказательство теоремы о сумме углов треугольника, которое легко понять при помощи чертежа (рис. 7):

7.jpg (5596 bytes)

Рисунок 7

8.jpg (5817 bytes)

Рисунок 8

Чертежи высвечиваются на экране через проектор.

Учитель предлагает с помощью чертежей доказать теорему.

Затем доказательство проводится с применением УМК “Живая математика”. Учитель на компьютере проецирует доказательство теоремы.

Теорема о сумме углов треугольника: “Сумма углов треугольника равна 1800”.

9.jpg (5207 bytes)

Рисунок 9

Доказательство:

а) 10.jpg (5002 bytes)

Рисунок 10

б) 11.jpg (5111 bytes)

Рисунок 11

в) 12.jpg (5794 bytes)

Рисунок 12

Учащиеся в тетради делает краткую запись доказательства теоремы:

Теорема: Сумма углов треугольника равна 1800.

Дано: АВС

Доказать: А + В + С = 1800.

Доказательство:

Рисунок 13

  1. Проведем через вершину В прямую ВD, параллельную АС;
  2. 1 = 4 как накрест лежащие, так как ВD || АС и АВ – секущая;
  3. 3 = 5 как накрест лежащие, так как ВD || АС и ВС – секущая;
  4. 4, 2 и 5 составляют развернутый угол;
  5. 4 + 2 + 5 = 1800, так как градусная мера развернутого угла равна 1800.
  6. 1+ 2 + 3 = 1800 или  А + В + С = 1800.

Что требовалось доказать.

V. Физминутка

VI. Объяснение нового материала (продолжение)

Следствие из теоремы о сумме углов треугольника выводится учащимися самостоятельно, это способствует развитию умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее:

В любом треугольнике либо все углы острые, либо два острых угла, а третий тупой или прямой.

Если в треугольнике все углы острые, то он называется остроугольным.

Если один из углов треугольника тупой, то он называется тупоугольным.

Если один из углов треугольника прямой, то он называется прямоугольным.

Теорема о сумме углов треугольника позволяет классифицировать треугольники не только по сторонам, но и по углам. (По ходу введения видов треугольников учащимися заполняется таблица)

 

 

22222222222222222222222222Таблица 1

VII. Закрепление изученного материала.

1. Решить задачи устно:

(Чертежи высвечиваются на экране через проектор)

Задача 1. Найдите угол С.

Рисунок 14

Задача 2. Найдите угол F.

Рисунок 15

Задача 3. Найдите углы К и N.

Рисунок 16

Задача 4. Найдите углы P и T.

Рисунок 17

2. Решить задачу самостоятельно № 223 (б, г).

3. Решить задачу на доске и в тетрадях уч-ся №224.

4. Вопросы: может ли треугольник иметь:

а) два прямых угла; б) два тупых угла; в) один прямой и один тупой угол.

5. (выполняется устно)

На карточках, имеющихся на каждом столе, изображены различные треугольники. Определите на глаз вид каждого треугольника.

18.jpg (6831 bytes)

Рисунок 18

6. Найдите сумму углов 1, 2 и 3.

Рисунок 19

VIII. Итог урока.

Учитель: Что мы узнали? Для любого ли треугольника применима теорема?

IX. Рефлексия.

1. Передайте мне свое настроение, ребята! С обратной стороны треугольника изобразите свою мимику.

Рисунок 20

Домашнее задание: п. 30 (1 часть), вопрос 1, гл. IV, стр. 89 учебника; № 223 (а, в),  № 225.