Ведущая 1: С давних времен нижегородская земля славилась своими талантами и традициями. Здесь находится треть всех художественных промыслов, которыми знаменита Россия. Это и уникальные резные образцы из кости и камня варнавинских мастеров, и холодное оружие ворсменских и павловских мастеров, и сказочные узоры русского ткачества, которыми знаменита Шахунья, и изящные ларцы казаковской филиграни.
Однако обилие лесов в Нижегородской области определило главное направление народных промыслов земли нижегородской – это художественная обработка дерева. Мы восхищаемся изделиями мастеров яркой и жизнерадостной росписи Семенова и Городца, затейливой полховско- майданской росписью, которые находят своих поклонников во всем мире. Все это – драгоценное наследие нашего Нижегородского края.
Ведущая 2: Кроме этих промыслов, земля нижегородская славится своими мастерами по изготовлению музыкальных инструментов.
Мир народных музыкальных инструментов всегда был неразрывно связан с жизнью и бытом русского народа. На протяжении многих веков гусли, рожки, жалейки, домры и балалайки звучали на площадях и улицах Нижнего Новгорода и нижегородских сёл.
Многие инструменты прошли тяжёлые испытания. Их уничтожали, запрещали, но, в руках народных исполнителей, они смогли преодолеть все трудности и получили “ второе рождение” благодаря современным мастерам и исполнителям. Наверное, это неслучайно, потому что в звучании этих удивительных инструментов живёт душа русского народа.
Итак, мы начинаем наше путешествие в мир удивительных музыкальных инструментов, которыми так богата наша Нижегородская земля.
Ведущая 2: Ну, а первый инструмент, это конечно тот, о котором говорили: И щи хлебают, и “Барыню” играют. Угадали?
Дети: Ложки!
Ведущая 2: Конечно же- Деревянные ложки.
Ведущая 1: Кто и когда первый додумался превратить наши обыкновенные столовые ложки в ударный инструмент, сказать теперь совершенно невозможно. Но то, что это самый простой, самый яркий и распространенный инструмент русского народа, - бесспорный факт. Наши расписные деревянные ложки популярны не только у нас, но и за рубежом. Тысячами вывозят их иностранцы к себе домой в качестве сувениров. Еще бы: легко, красиво, дешево, к тому же - старинный предмет быта и он же - музыкальный инструмент.
Некоторые исполнители навешивают на ложки бубенчики, украшающие цокающий перестук дополнительным звоном.
Ведущая 2: Ну, а теперь следующий инструмент:
С сороками имеет связь его название.
Владеть им может человек, имеющий, хоть малое призвание!
Дети: Трещотки!
Ведущая 1: Правильно, это - трещотка! Без нее невозможно сделать песню по-настоящему игривой и зажигательной.
Трещотка - самобытный русский народный шумовой инструмент. Каждая нижегородская трещотка расписывалась Хохломской или Городецкой росписью. Играли на трещотках в основном женщины, сопровождая плясовые и песни, часто ее используют как сольный инструмент с пением частушек, а также в составе инструментальных ансамблей. Для дополнения тембровой окраски к ним привязывали колокольчики или бубенцы.
Трещотка изготавливалась из деревянных пластин, соединённых прочным шнуром. Между пластинами находятся специальные деревянные перемычки, которые определяют громкость и тембр инструмента. Играть на трещотке не сложно: нужно взять её обеими руками за крайние пластины, раскрыть и быстро сжать руки в исходное положение. Трещотка привлекает не только своим звуком, но и внешним видом. Нередко ее украшают цветными лентами и цветами.
Ведущий 2:
На дощечке - есть насечки.
Проведи по ним рукой,
И услышишь голос звонкий,
Деревянный, озорной!
Ведущий 1: Может кто-нибудь из родителей поможет нам отгадать название этого инструмента?
Ведущий 2: Конечно это - рубель!
Ведущий 1: А знаете ли Вы, что в прошлом на Руси рубель выполнял роль утюга?
Рубель, так же как и ложки, - предмет повседневного обихода русского народа. В прежние времена, когда утюга еще не было, белье гладили, накручивая его во влажном состоянии на скалку и затем продолжительное время укатывая, утрамбовывая рубелем.
Возможно, что кто-то когда-то случайно провел по его зубцам другим упругим предметом и получился искристый каскад звуков, похожий на тот, который мы извлекаем палкой из досок забора. Как видите, музыкальные инструменты, в особенности ударные, рождает сама жизнь, нередко и наш быт.
Ведущий 2: Люди старшего поколения, наверное, помнят, чем были вооружены в прежние времена деревенские сторожа: так называемыми колотушками. Сторож ходил ночью по деревне и стучал в нее, давая тем самым знать односельчанам, что он не спит, честно трудится. Да и воров отпугивал.
Колотушка - это ударный народный инструмент. Четыре стенки колотушки делаются из фанеры. В верхней части колотушки закрепляется узлом ремешок с шариком, а в нижнюю часть вставляется ручка, за которую инструмент держат одной рукой. Совершая кистью руки частые колебательные движения, исполнитель заставляет привязанный шарик мотаться из стороны в сторону и поочередно ударять по широким стенкам колотушки.
Ведущий 1: А теперь - следующий инструмент:
Приложу к губам я трубку-
Полилась по лесу трель,-
Инструмент тот очень хрупкий
Называется …
Дети: Свирель!
Ведущий 2: Свирель – это деревянная дудочка. С одной стороны у нее острый клюв. В самой дудочке есть отверстия. Свирель изготавливается из дерева с мягкой древесиной — орешника, клёна или черёмухи, ивы. Сердцевину дерева вынимали тоненькой палочкой, один конец дудочки срезали. А в дудочке делали обычно 6 отверстий. Вот и получалась свирель – деревянная дудочка, на которой играли пастухи. Ее еще называли на Руси “сопилкой”.
Ведущий 1:
Словно жалуясь кому-то
Зазвучал, тот инструмент.
Это вам не канарейка,
А печальная…
Родители: Жалейка.
Ведущий 2: А знаете ли вы, что название инструмента произошло от корня слов "жалеть", "жалость"? Послушайте, как удивительно печально звучит этот инструмент.
Ведущий 1: Когда публику надо чем-то удивить, то вход идут как раз эти инструменты: хлопушки, дрова, косы, топоры, ухваты.
Эта праздника подружка
Называется .....
Родители: Хлопушка.
Ведущий 2: Пробовали ли вы кнутом сбить муху? Таким "кнутом" как этот можно не только гонять мух, но и играть музыку! Каждая хлопушка расписывалась Хохломской или Городецкой росписью. Она состояла из двух деревянных пластин, скреплённых у основания прочным шнуром. На боковых сторонах пластин имеются небольшие ручки, за которые инструмент держали при ударах дощечек друг о друга. Звук у хлопушки похож на щёлканье кнута: резкий и громкий.
Ведущий 1: Оказывается, что на поленьях из вязанки дров можно изобразить такое...
Дрова музыкальные
Ведущий 2: Маленький, удаленький, громко кричит.
Дети: Гудок!
Ведущий 2: Правильно - это гудок, духовой музыкальный инструмент по типу свирели, но с громким, высоким звуком.
Ведущий 1: Казалось бы, коса - это один из самых необходимых и популярных инструментов в хозяйстве. Тогда, что же ее роднит с музыкальными инструментами? Конечно, нам не удастся исполнить задушевных и игривых мелодий, но зато как эффектно смотрятся!
Ну и конечно в настоящем оркестре никак не обойтись еще без двух инструментов:
Коса музыкальная
Ведущий 1: Ну, а теперь два самых известных инструмента без который невозможно играть в оркестре:
У неё есть три струны,
Их рукой щипать должны,
Можно под неё плясать,
И по-русски приседать.
Дети: Балалайка!
Ведущий 1: Правильно, балалайка!
В руки ты ее возьмешь,
То растянешь, то сожмешь!
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная.
Заиграет, только тронь,
Как зовут ее?
Дети: Гармонь!
Ведущий 2: Ну, вот мы и познакомились с интересными народными инструментами, которыми славилась земля Нижегородская. Каждый из них мог бы играть один, сам по себе. Но музыка получается только тогда по- настоящему красивой, когда музыканты собираются все вместе.
Ведущий 1: Я, думаю, что и наши музыканты все вместе сейчас возьмут инструменты и дружно исполнят зажигательную русскую народную музыку.
Дети и родители разбирают народные инструменты и под фонограмму исполняют музыку.
Ведущий 2:
Веселиться наш народ!
Что ж вставайте в хоровод!
Будем праздник продолжать-
Будем дружно танцевать!
Дети вместе с родителями исполняют танец под р.н.п. “На горе-то калина”
Ведущий 1: Истинным достоянием России является народная культура. Та красота и душевная щедрость, которая вложена в изделия народных мастеров, неисчерпаема, самобытна и, являясь свидетельством времени, сохраняется из века в век. Нигде в мире нельзя больше встретить таких самобытных, удивительных, волшебных и изящных вещей, сделанных в русских традициях, с теплом и любовью. Страна наша богата талантами, глубоки ее исторические и культурные корни.
Ведущий 2:
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей. (С. Васильев)
Дети вместе с родителями исполняют песню Г.Струве “Моя Россия”