Цели.
1. Отработать теоретические и практические навыки, актуализировать, обобщить и углубить знания, полученные на предыдущих уроках по теме: “Металлы”.
2. Формирование навыков самостоятельного поиска информации.
3. Уметь пользоваться приемами сравнения, обобщения, делать выводы в сравнительном анализе свойств веществ, применять знания в нестандартных ситуациях (при оформлении анимированных презентаций).
4. Продолжить формирование навыков работы с реактивами и приборами, умения применять теоретические знания для объяснения наблюдаемых явлений.
Методы: поисково-исследовательский.
Оборудование: коллекции металлов и сплавов, раздаточный набор с реактивами. Штатив, спиртовка, спички, стеклянный колпак, штатив с пробирками.
Реактивы: растворы веществ, образцы металлов и их сплавов.
План урока.
1. Положение металлов в ПСХЭ. Особенности строения атомов металлов главных подгрупп.
2. Нахождение в природе. Общие физические свойства металлов. Металлы и сплавы.
3. Химические свойства металлов. Лабораторная работа.
4. Коррозия металлов и способы защиты от коррозии.
5. Получение металлов.
6. Биологическая роль металлов. Применение металлов и их соединений.
Учитель: Сегодняшний урок хотелось бы посвятить решению проблемы - нужны ли металлы вообще? Попробуем выяснить, насколько важное место занимают металлы в жизни современного человека.
Чтобы решить эту проблему, вы подготовили творческие работы по выбранным заранее темам, провели небольшие исследования. Работать с вами мы будем по плану, записанному на доске.
Начнем по порядку: с характеристики металлов по их положению в таблице Д.И.Менделеева.
Выступает 1 ученик по теме: “Характеристика металлов по их положению в таблице Д.И.Менделеева”.
Учитель: Спасибо за сообщение.
2 ученик. “Нахождение металлов в природе”.
Учитель. У вас на лотках находятся металлы и их сплавы. Определите, какие это металлы и сплавы.
Выступает 3 ученик по теме: “Физические свойства металлов”
Выступают два учащихся с компьютерной презентацией: “Химические свойства металлов”.
Учитель: какие правила Техники безопасности необходимо выполнять при работе с лабораторным оборудованием и реактивами?
Лабораторная работа по плану:
1. Демонстрационные опыты (реакция горения магния; реакция щелочного металла с водой; реакция магния с соляной кислотой).
2. Лабораторные опыты (реакция цинка с раствором соляной кислоты. Качественная реакция на ион железа (2)). Подведение итогов.
Физкультпауза.
Учитель. Одно из свойств металлов – это разрушение под действием факторов окружающей среды. Под действием, каких веществ происходит коррозия?
Сообщение учащихся о коррозии и способах защиты от коррозии.
Учитель: Спасибо за интересные сообщения. За несколько дней до урока мы заложили опыт по коррозии металлов: железный гвоздь поместили в раствор хлорида калия. Другой гвоздь, для сравнения, поместили в контакте с медной проволокой. Третий гвоздь – в контакте с цинком.
Сравним полученные результаты опыта.
Учитель: каковы способы получения металлов в промышленности?
Ученик. Рассмотрим некоторые способы получения металлов.
Учитель биологии. Какую роль играют металлы и их соединения в живой природе?
Выступают двое учащихся по теме: “Биологическая роль металлов и их влияние на организм человека”.
Учитель: Подведем итоги урока.
Выставляются оценки.
Домашнее задание.
1. Задание по химии: п.18, задачи 28, 29, 30.
2. Задание по биологии: особенности биогенной миграции атомов.