Интегрированный урок-обобщение (химия + биология) по теме «Металлы в природе, их биологическая роль»

Разделы: Химия, Биология


Цели.

1. Отработать теоретические и практические навыки, актуализировать, обобщить и углубить знания, полученные на предыдущих уроках по теме: “Металлы”.

2. Формирование навыков самостоятельного поиска информации.

3. Уметь пользоваться приемами сравнения, обобщения, делать выводы в сравнительном анализе свойств веществ, применять знания в нестандартных ситуациях (при оформлении анимированных презентаций).

4. Продолжить формирование навыков работы с реактивами и приборами, умения применять теоретические знания для объяснения наблюдаемых явлений.

Методы: поисково-исследовательский.

Оборудование: коллекции металлов и сплавов, раздаточный набор с реактивами. Штатив, спиртовка, спички, стеклянный колпак, штатив с пробирками.

Реактивы: растворы веществ, образцы металлов и их сплавов.

План урока.

1. Положение металлов в ПСХЭ. Особенности строения атомов металлов главных подгрупп.

2. Нахождение в природе. Общие физические свойства металлов. Металлы и сплавы.

3. Химические свойства металлов. Лабораторная работа.

4. Коррозия металлов и способы защиты от коррозии.

5. Получение металлов.

6. Биологическая роль металлов. Применение металлов и их соединений.

Учитель: Сегодняшний урок хотелось бы посвятить решению проблемы - нужны ли металлы вообще? Попробуем выяснить, насколько важное место занимают металлы в жизни современного человека.

Чтобы решить эту проблему, вы подготовили творческие работы по выбранным заранее темам, провели небольшие исследования. Работать с вами мы будем по плану, записанному на доске.

Начнем по порядку: с характеристики металлов по их положению в таблице Д.И.Менделеева.

Выступает 1 ученик по теме: “Характеристика металлов по их положению в таблице Д.И.Менделеева”.

Учитель: Спасибо за сообщение.

2 ученик. “Нахождение металлов в природе”.

Учитель. У вас на лотках находятся металлы и их сплавы. Определите, какие это металлы и сплавы.

Выступает 3 ученик по теме: “Физические свойства металлов”

Выступают два учащихся с компьютерной презентацией: “Химические свойства металлов”.

Учитель: какие правила Техники безопасности необходимо выполнять при работе с лабораторным оборудованием и реактивами?

Лабораторная работа по плану:

1. Демонстрационные опыты (реакция горения магния; реакция щелочного металла с водой; реакция магния с соляной кислотой).

2. Лабораторные опыты (реакция цинка с раствором соляной кислоты. Качественная реакция на ион железа (2)). Подведение итогов.

Физкультпауза.

Учитель. Одно из свойств металлов – это разрушение под действием факторов окружающей среды. Под действием, каких веществ происходит коррозия?

Сообщение учащихся о коррозии и способах защиты от коррозии.

Учитель: Спасибо за интересные сообщения. За несколько дней до урока мы заложили опыт по коррозии металлов: железный гвоздь поместили в раствор хлорида калия. Другой гвоздь, для сравнения, поместили в контакте с медной проволокой. Третий гвоздь – в контакте с цинком.

Сравним полученные результаты опыта.

Учитель: каковы способы получения металлов в промышленности?

Ученик. Рассмотрим некоторые способы получения металлов.

Учитель биологии. Какую роль играют металлы и их соединения в живой природе?

Выступают двое учащихся по теме: “Биологическая роль металлов и их влияние на организм человека”.

Учитель: Подведем итоги урока.

Выставляются оценки.

Домашнее задание.

1. Задание по химии: п.18, задачи 28, 29, 30.

2. Задание по биологии: особенности биогенной миграции атомов.

Приложение