Духовно-нравственное воспитание младших школьников на пропедевтических занятиях обществознания

Разделы: Начальная школа


Одной из приоритетных сторон Федеральных государственных образовательных стандартов нового образца считается духовно-нравственное воспитание младших школьников. Благоприятный контекст для этого представляет разработанная программа образовательного модуля “Мы – дети Югры” в рамках учебного курса “Окружающий мир”, 1-4 классы.

Целью данной программы является формирование у учащихся целостных представлений о традициях и быте коренных народов Севера.

В соответствии с поставленной целью определяются конкретные задачи:

  1. Показать природные богатства края, быт, традиции коренных народов, их культуру, хозяйственную деятельность.
  2. Создавать эмоциональный фон для развития личностных качеств, коммуникативной компетенции, уважения к традициям и быту коренных народов Севера.
  3. Рассматривать материал модуля через деятельностный подход.

В основе изучения образовательного модуля лежит руководство следующими принципами:

  • художественно-эстетический;
  • принцип исторического подхода;
  • экологический принцип;
  • принцип реализации практической направленности;
  • ведущим принципом отбора содержания и конструирования программы является краеведческий принцип. Отбор материала в соответствии с данными принципами позволяет строить обучение на основе восприятия окружающего мира и воспитания духовно-нравственной личности.

Стержнем программы является логика исторического развития коренных народов Севера, природы и человека в их единстве и взаимоотношении. В основе реализации программы образовательного модуля лежат активные формы и методы деятельностного подхода к организации учебной деятельности на уроках.

Воспитание любви и уважения к родному краю, способности воспринимать язык природы – благородная и важная задача всех, кто формирует мировоззрение юных жителей Югры.

“Заставить любить Родину, природу нельзя, но помочь полюбить – можно”. Н. Сладков

Использование на уроках окружающего мира национально – регионального компонента направлено на решение задачи формирования уважительного отношения младших школьников к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природы нашей страны, ее современной жизни.

Данная программа ориентирована на учащихся начальной школы и рассчитана на 12 часов обучения. Для достижения цели используются следующие ресурсы: музей и библиотека гимназии, исторические музеи города, Интернет.

Создавая эмоциональный фон для развития личностных качеств, коммуникативной компетенции, уважения к традициям и быту коренных народов Севера используются такие формы организации учебной деятельности как:

  • экскурсия;
  • викторина;
  • театрализованное представление;
  • игровой час;
  • конкурс;
  • выставка;
  • подготовка презентации;
  • подготовка и представление сообщения;
  • работа в группе, паре;
  • дискуссия;
  • конференция;
  • практические занятия.

Практическая направленность образовательного модуля позволяет учащимся усваивать материал в деятельности. Задания, используемые в модуле, имеют коммуникативную природу и построены на анализе текстовой информации. Базой для организации работы с текстом стала методика Е.В. Чудиновой “Работа с текстом”, принципы и приемы технологии развития критического мышления.

Личностными результатами реализации данного образовательного модуля являются:

  • осознание себя жителем Югры;
  • уважение к истории и культуре коренных народов Севера.

Метапредметные результаты:

  • умение добывать и обрабатывать информацию для выполнения учебных задач;
  • освоение норм взаимодействия “взрослый - ребенок”, “ученик - ученик”.

Предметные результаты:

  • сформированность целостного взгляда на жизнь, быт и труд коренных народов Севера;
  • умение наблюдать, фиксировать, исследовать явления и объекты окружающего мира;
  • владение базовым понятийным аппаратом.

Задачи образовательного модуля “Мы – дети Югры” определяют его содержание:

  1. Мы – жители Югры (1 час);
  2. Югорская семья (1 час);
  3. Занятия коренных народов Югры (1 час);
  4. Разнообразие видов и типов жилищ коренных народов Югры (1 час);
  5. Быт народов Югры (1 час);
  6. Художественные промыслы коренных народов Севера (1 час);
  7. Традиционные праздники народов Югры (1 час);
  8. Традиционные одежды народов Югры (1 час);
  9. Игрушки детей народов Севера. Мастер – класс “Кукла Акань” (1час);
  10. Игры детей народов Севера. Игровой час (1 час);
  11. Кухня народов Югры (1 час);
  12. Югра – наш общий дом (1 час).

Материалы, предлагаемые учащимся в процессе изучения модуля “Мы – дети Югры”, дают возможность для развития коммуникативных универсальных учебных действий. Организация работы в парах постоянного и сменного состава, в микро-группах придает этим заданиям психологически полноценный характер деятельности, повышает мотивацию к учебе, формирует взаимоуважение в коллективе, что является основополагающим в реализации Стандартов нового поколения.

Работа с текстом

Прочитайте хантыйскую легенду о вороне.

Хантыйская легенда о вороне

Говорят, давным-давно ворона белой была. И жила она с людьми, в чуме. Но вот наступили трудные времена. Людям не то, что живность накормить – самим есть нечего стало. И отправилась ворона на поиски пищи. Недолго она кружила, увидела падаль, наклевалась вдоволь, повернула обратно. Встретили ее люди и глазам не поверили: улетела птица белая, а вернулась – черная. А когда узнали, что наелась она падали, выгнали прочь из чума. Потому что, как бы ты не бедствовал, а до низости такой опускаться нельзя.

Прогнали люди ворону, а она все равно к ним возвращается с первыми весенними ветрами. И они, как не сердятся на изгнанницу, а рады ей. Ведь ворона – первая вестница весны на Севере. И еще, наверное, потому, что помнят люди те давние времена, когда все жили в мире и благополучии, а ворона была белой птицей.

Ответьте на вопросы:

  1. Где жила в давние времена ворона?
  2. По какой причине ворона вынуждена была отправиться на поиски пищи?
  3. Почему люди выгнали ворону из чума?
  4. Чему учит хантыйская легенда?
  5. Какое бы вы дали название данной легенде?

Подготовьте пересказ легенды для товарищей.

Работа с текстом

Прочитайте легенду о медведе:

Медведь в миропонимании ханты и манси – это не только лесной зверь, но и возвышенное существо. Когда-то в детстве медведь жил на небе, его неудержимо влекла земля. Отец – верховный бог – уступил просьбам сына и отпустил его в люльке на землю, поручив блюсти здесь порядок и справедливость, не причинять вреда людям. Медведь не нарушает установки отца, но его убивают охотники и устраивают в честь небесного зверя обрядовый праздник.

Какое бы вы дали название данной легенде?

Придумайте свое продолжение легенды.

Работа с текстом.

Прочитайте сказку Еремея Даниловича Айпина.

“Клюквинка и Травяная Косичка”

Клюквинка и Травяная Косичка вместе живут. Каждое утро первой Клюквинка поднимается. Она огонь в чувале разводит и пищу готовит. А Травяная Косичка другими домашними делами занимается. Так они и живут-поживают.

Однажды утром Клюквинка говорит подруге:

- Я каждое утро первая встаю. Сегодня ты первая вставай, огонь разведи.

Встающий первым всегда огонь разжигает.

- У меня же косичка… - тихо напомнила Травяная Косичка.

- Ничего с твоей косичкой не случится, если один раз огонь разведешь! – сказала Клюквинка.

- Ладно, огонь разведу, - согласилась Травяная Косичка.

Травяная Косичка встала, оделась и начала огонь в чувале разводить. Береста-растопка загорелась, дрова загорелись. Тут порыв ветра пламя подхватил – и вспыхнула травяная коса Травяной Косички.

Увидела это сидевшая на постели Клюквинка, увидела и так расхохоталась, что тотчас лопнула.

Тут и сказке конец.

Ответьте на вопросы:

  1. Назовите главных героев сказки.
  2. Какие черты характера присущи главным героям сказки?
  3. На кого из главных героев ты бы хотел быть похожим?
  4. Чему учит эта сказка?

Подготовьте чтение по ролям.

Инсценируйте понравившийся вам отрывок из сказки.

Работа в паре

Девиз успешной работы: “Не рядом, а вместе!”.

Фамилия, имя

__________________________________________

_________________________________________

Поработайте в паре.

  1. Обозначьте абзац.
  2. Прочитайте текст абзаца.
  3. Определите главную мысль.
  4. Обоснуйте, аргументируйте.
  5. Озаглавьте абзац.
  6. Заголовки вписывайте поочередно с партнером.
  7. Приступайте к следующему абзацу.
  8. Подберите собственное название ко всему тексту.
Название текста  
Ваше название текста  
Заголовки к абзацам  
1.  
2.  
3.  
4.  
5.  

Оцените свою работу:

Работа в паре

Девиз успешной работы: “Не рядом, а вместе!”

Фамилия, имя

___________________________________________

__________________________________________

Поработайте в паре:

  1. Прочитайте текст.
  2. Запишите свои вопросы к автору текста.
  3. Встретились ли в тексте незнакомые слова? Удалось ли понять их значение, читая дальше?
  4. Найдите определение незнакомых слов в словаре.
  5. Запишите кратко основное сообщение текста.
Вопросы к автору Незнакомые слова Основное сообщение текста
     

Оцените свою работу:

Работа в паре

Девиз успешной работы: “Не рядом, а вместе!”

Фамилия, имя

___________________________________________

__________________________________________

Поработайте в паре:

  1. Прочитайте текст.
  2. Дайте ему название.
  3. Запишите свое продолжение к этому рассказу (2–3 предложения).
  4. Составьте план всего рассказа, удобный для вас (рисуночный, из слов, из схем или предложений).

Название текста:_______________________________________________________

Продолжение:_________________________________________________________

План рассказа:

  1. _____________________________________________________
  2. _____________________________________________________
  3. _____________________________________________________
  4. _____________________________________________________
  5. _____________________________________________________

Оцените свою работу: 

Литература

  1. Арктика – мой дом. Полярная энциклопедия школьника. Народы Севера Земли. Культура народов Севера. – М., 1999.
  2. Гаврилова О.Н. Край родной. Азбука краеведения. Екатеринбург “СВ– 96”, 2001.
  3. Грасмик А.Ф. Занимательное путешествие по Тюменской области. - г. Ханты-Мансийск, 1993.
  4. Игры, состязания и самобытные физические упражнения народов Севера: Учебно-методическое пособие /Сост. Н.И. Синявский, В.В. Власов, О.А. Фынтыне. – Сургут: РИО СурГПИ, 2002.
  5. Куриков В. Ханты-Мансийский автономный округ: с верой и надеждой – в третье тысячелетие. – Екатеринбург, 2000.
  6. Немысова Е.А. Хантыйские загадки. – СПб., 2006.