Одной из приоритетных сторон Федеральных государственных образовательных стандартов нового образца считается духовно-нравственное воспитание младших школьников. Благоприятный контекст для этого представляет разработанная программа образовательного модуля “Мы – дети Югры” в рамках учебного курса “Окружающий мир”, 1-4 классы.
Целью данной программы является формирование у учащихся целостных представлений о традициях и быте коренных народов Севера.
В соответствии с поставленной целью
определяются конкретные задачи:
В основе изучения образовательного модуля
лежит руководство следующими принципами:
Стержнем программы является логика исторического развития коренных народов Севера, природы и человека в их единстве и взаимоотношении. В основе реализации программы образовательного модуля лежат активные формы и методы деятельностного подхода к организации учебной деятельности на уроках.
Воспитание любви и уважения к родному краю, способности воспринимать язык природы – благородная и важная задача всех, кто формирует мировоззрение юных жителей Югры.
“Заставить любить Родину, природу нельзя, но помочь полюбить – можно”. Н. Сладков
Использование на уроках окружающего мира национально – регионального компонента направлено на решение задачи формирования уважительного отношения младших школьников к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природы нашей страны, ее современной жизни.
Данная программа ориентирована на учащихся начальной школы и рассчитана на 12 часов обучения. Для достижения цели используются следующие ресурсы: музей и библиотека гимназии, исторические музеи города, Интернет.
Создавая эмоциональный фон для развития личностных качеств, коммуникативной компетенции, уважения к традициям и быту коренных народов Севера используются такие формы организации учебной деятельности как:
- экскурсия;
- викторина;
- театрализованное представление;
- игровой час;
- конкурс;
- выставка;
- подготовка презентации;
- подготовка и представление сообщения;
- работа в группе, паре;
- дискуссия;
- конференция;
- практические занятия.
Практическая направленность образовательного модуля позволяет учащимся усваивать материал в деятельности. Задания, используемые в модуле, имеют коммуникативную природу и построены на анализе текстовой информации. Базой для организации работы с текстом стала методика Е.В. Чудиновой “Работа с текстом”, принципы и приемы технологии развития критического мышления.
Личностными результатами реализации данного образовательного модуля являются:
- осознание себя жителем Югры;
- уважение к истории и культуре коренных народов Севера.
Метапредметные результаты:
Предметные результаты:
- сформированность целостного взгляда на жизнь, быт и труд коренных народов Севера;
- умение наблюдать, фиксировать, исследовать явления и объекты окружающего мира;
- владение базовым понятийным аппаратом.
Задачи образовательного модуля “Мы – дети
Югры” определяют его содержание:
Материалы, предлагаемые учащимся в процессе изучения модуля “Мы – дети Югры”, дают возможность для развития коммуникативных универсальных учебных действий. Организация работы в парах постоянного и сменного состава, в микро-группах придает этим заданиям психологически полноценный характер деятельности, повышает мотивацию к учебе, формирует взаимоуважение в коллективе, что является основополагающим в реализации Стандартов нового поколения.
Работа с текстом
Прочитайте хантыйскую легенду о вороне.
Хантыйская легенда о вороне
Говорят, давным-давно ворона белой была. И жила она с людьми, в чуме. Но вот наступили трудные времена. Людям не то, что живность накормить – самим есть нечего стало. И отправилась ворона на поиски пищи. Недолго она кружила, увидела падаль, наклевалась вдоволь, повернула обратно. Встретили ее люди и глазам не поверили: улетела птица белая, а вернулась – черная. А когда узнали, что наелась она падали, выгнали прочь из чума. Потому что, как бы ты не бедствовал, а до низости такой опускаться нельзя.
Прогнали люди ворону, а она все равно к ним возвращается с первыми весенними ветрами. И они, как не сердятся на изгнанницу, а рады ей. Ведь ворона – первая вестница весны на Севере. И еще, наверное, потому, что помнят люди те давние времена, когда все жили в мире и благополучии, а ворона была белой птицей.
Ответьте на вопросы:
- Где жила в давние времена ворона?
- По какой причине ворона вынуждена была отправиться на поиски пищи?
- Почему люди выгнали ворону из чума?
- Чему учит хантыйская легенда?
- Какое бы вы дали название данной легенде?
Подготовьте пересказ легенды для товарищей.
Работа с текстом
Прочитайте легенду о медведе:
Медведь в миропонимании ханты и манси – это не только лесной зверь, но и возвышенное существо. Когда-то в детстве медведь жил на небе, его неудержимо влекла земля. Отец – верховный бог – уступил просьбам сына и отпустил его в люльке на землю, поручив блюсти здесь порядок и справедливость, не причинять вреда людям. Медведь не нарушает установки отца, но его убивают охотники и устраивают в честь небесного зверя обрядовый праздник.
Какое бы вы дали название данной легенде?
Придумайте свое продолжение легенды.
Работа с текстом.
Прочитайте сказку Еремея Даниловича Айпина.
“Клюквинка и Травяная Косичка”
Клюквинка и Травяная Косичка вместе живут. Каждое утро первой Клюквинка поднимается. Она огонь в чувале разводит и пищу готовит. А Травяная Косичка другими домашними делами занимается. Так они и живут-поживают.
Однажды утром Клюквинка говорит подруге:
- Я каждое утро первая встаю. Сегодня ты первая вставай, огонь разведи.
Встающий первым всегда огонь разжигает.
- У меня же косичка… - тихо напомнила Травяная Косичка.
- Ничего с твоей косичкой не случится, если один раз огонь разведешь! – сказала Клюквинка.
- Ладно, огонь разведу, - согласилась Травяная Косичка.
Травяная Косичка встала, оделась и начала огонь в чувале разводить. Береста-растопка загорелась, дрова загорелись. Тут порыв ветра пламя подхватил – и вспыхнула травяная коса Травяной Косички.
Увидела это сидевшая на постели Клюквинка, увидела и так расхохоталась, что тотчас лопнула.
Тут и сказке конец.
Ответьте на вопросы:
- Назовите главных героев сказки.
- Какие черты характера присущи главным героям сказки?
- На кого из главных героев ты бы хотел быть похожим?
- Чему учит эта сказка?
Подготовьте чтение по ролям.
Инсценируйте понравившийся вам отрывок из сказки.
Работа в паре
Девиз успешной работы: “Не рядом, а вместе!”.
Фамилия, имя
__________________________________________
_________________________________________
Поработайте в паре.
- Обозначьте абзац.
- Прочитайте текст абзаца.
- Определите главную мысль.
- Обоснуйте, аргументируйте.
- Озаглавьте абзац.
- Заголовки вписывайте поочередно с партнером.
- Приступайте к следующему абзацу.
- Подберите собственное название ко всему тексту.
Название текста | |
Ваше название текста | |
Заголовки к абзацам | |
1. | |
2. | |
3. | |
4. | |
5. |
Оцените свою работу:
Работа в паре
Девиз успешной работы: “Не рядом, а вместе!”
Фамилия, имя
___________________________________________
__________________________________________
Поработайте в паре:
- Прочитайте текст.
- Запишите свои вопросы к автору текста.
- Встретились ли в тексте незнакомые слова? Удалось ли понять их значение, читая дальше?
- Найдите определение незнакомых слов в словаре.
- Запишите кратко основное сообщение текста.
Вопросы к автору | Незнакомые слова | Основное сообщение текста |
Оцените свою работу:
Работа в паре
Девиз успешной работы: “Не рядом, а вместе!”
Фамилия, имя
___________________________________________
__________________________________________
Поработайте в паре:
- Прочитайте текст.
- Дайте ему название.
- Запишите свое продолжение к этому рассказу (2–3 предложения).
- Составьте план всего рассказа, удобный для вас (рисуночный, из слов, из схем или предложений).
Название текста:_______________________________________________________
Продолжение:_________________________________________________________
План рассказа:
- _____________________________________________________
- _____________________________________________________
- _____________________________________________________
- _____________________________________________________
- _____________________________________________________
Оцените свою работу:
Литература
- Арктика – мой дом. Полярная энциклопедия школьника. Народы Севера Земли. Культура народов Севера. – М., 1999.
- Гаврилова О.Н. Край родной. Азбука краеведения. Екатеринбург “СВ– 96”, 2001.
- Грасмик А.Ф. Занимательное путешествие по Тюменской области. - г. Ханты-Мансийск, 1993.
- Игры, состязания и самобытные физические упражнения народов Севера: Учебно-методическое пособие /Сост. Н.И. Синявский, В.В. Власов, О.А. Фынтыне. – Сургут: РИО СурГПИ, 2002.
- Куриков В. Ханты-Мансийский автономный округ: с верой и надеждой – в третье тысячелетие. – Екатеринбург, 2000.
- Немысова Е.А. Хантыйские загадки. – СПб., 2006.