ПРОБЛЕМА: Сегодня ощущается необходимость возрождения и восстановления духовности, формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны, изучения прошлого и настоящего своей “малой Родины”. Малая Родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека, но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее.
Данный классный час ориентирован на выполнение ФГОС НОО, а именно, направлен на формирование общей культуры учащихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации внеурочной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие.
Планируемые результаты деятельности:
Во время подготовки заданий к классному часу учащиеся приобретут следующие умения:
Личностные:
- готовность и способность к самостоятельной, творческой деятельности;
- умение продуктивно работать в команде, выполнять разные роли и обязанности, умение признавать различные мнения;
- умение действовать в интересах группы;
- умение отвечать за свой выбор перед другими людьми;
- умение осознанно уточнять и корректировать свои взгляды
Метапредметные:
- умение работать с информацией и медиасредствами – умение находить, отбирать, анализировать, оценивать и создавать информацию в разных формах и различными способами;
- умение оценить степень успешности своей деятельности;
- умение понимать причины возникающих затруднений и вести поиск способов выхода из ситуации;
- умение организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)
- умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи, в том числе с применением средств ИКТ;
- умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения
Предметные:
- умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни;
- кратко и точно отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии, использовать справочную литературу и другие источники информации;
- привлекать внимание к проблемам сохранения и бережного отношения к истории родного края.
План проведения классного часа
Подготовительный этап: учащиеся получают домашнее задание собрать сведения об истории своего края и оформить презентацию.
- Найти определения “Родина”, “малая Родина”, “патриотизм”.
- Провести анкетирование на тему “Знаю ли я свою Малую Родину?”
- Разработать буклеты о Нижнем Тагиле.
- Знакомство со стартовой презентацией "Моя малая Родина"
- Обсуждение целей и задач классного часа.
- Формирование групп учащихся с учетом желаний и интересов детей.
Основной:
• Составление плана работы на каждую группу с распределением обязанностей.
• Подбор материала об истории, о культурно – исторических и памятных местах нашего города.
- группа “Исток”
• Сбор информации об улицах, которые носят имена героев ВОВ.
- группа “Следопыты”
• Составление плана работы в группах
План работы в группах составляется под руководством учителя с помощью наводящих вопросов, устанавливаются сроки выполнения презентации.
• Поиск информации в разных источниках по группам:
- посещение школьного краеведческого музея и историко – краеведческого музея в городе Нижний Тагил;
- посещение библиотеки с целью ознакомления с литературой по данной теме.
• Представление группам списка информационный ресурсов и самостоятельное его дополнение участниками групп.
• Анализ информации, отбор материалов.
Заключительный этап:
• Подготовка и оформление результатов в виде буклетов и презентаций.
Цель: формирование гражданской позиции у современной молодежи.
Задачи:
1. Образовательные:
- Актуализировать знания учащихся о своей малой Родине.
- Привлечь внимание учащихся к культурному, природному и историческому наследию малой Родины.
- Показать значение Родины в жизни каждого человека.
2. Развивающие:
- Расширять кругозор учащихся, изучая исторический материал о своей малой Родине.
- Развивать навыки ораторского искусства и публичных выступлений.
Развивать навыки устной и письменной речи.
3. Воспитательные:
- Пробудить интерес к изучению истории своего города.
- Воспитывать чувство патриотизма, любви и гордости за свою Родину.
- Способствовать формированию гражданской позиции учащихся, чувству принадлежности к своему краю.
Класс: 8 “А”
Продолжительность: 45 минут.
Оснащение мероприятия: компьютер с интерактивной доской, методическая разработка, презентация учителя и учащихся.
Ход классного часа
Добрый день уважаемые учащиеся, родители, гости!
Я рада приветствовать вас на классном часе, посвященном актуальной теме – нашей малой Родине. Данный классный час рассчитан на 45 минут. В ходе мероприятия у вас будет возможность участвовать в работе групп, поделиться своими рассказами о своей малой родине, проверить собственные знания и эрудицию. Хочу начать наш разговор с песни. Звучит песня “О далекой родине” в исполнении Иосифа Кобзона, композитора М. Таривердиева, автор слов Р. Рождественский, думаю, в конце классного часа каждый из вас сможет дать ответ на этот вопрос, прежде всего себе самому.
Родина – страна, в которой человек родился и вырос, гражданином которой является. Это вся наша необъятная страна, в которой леса и поля, моря и реки, города и села. Наша Родина – это Родина Пушкина и Лермонтова, Королева и Циолковского.
У каждого человека есть своя малая Родина – край, где он родился, где все ему кажется особенным и родным.
Что для вас значит Родина?
С чем ассоциируется у вас это слово?
Что в вашем понимании малая Родина?
Следовательно, можно сделать вывод, о том, что понятие Родина более обширное чем то, которое можно встретить в словарях и справочниках.
Каждый человек привносит в него что-то свое...
Как с понятием Родина соотносится понятие патриотизм?
Какие определения этому слову вы нашли?
Как вы сами его понимаете?
Ответы учащихся:
МОЯ – потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа...
МАЛАЯ – потому что это маленькая частичка моей необъятной страны.
РОДИНА – потому что здесь живут родные моему сердцу люди.
Что же такое для человека РОДИНА? Что он считает своей родиной: страну, в которой живет; дом, где родился; березку у родного порога; место, где жили его предки? Наверное, все это и есть родина, то есть родное место.
Слово “Родина” произошло от древнего слова “Род”, которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством (родня).
Проводится конкурс “Родня”: Предлагается назвать как можно больше слов с корнем “род” (варианты ответов: родить, родители, родич, родня, родственники, родословная, народ, народность, родник, родной и др.).
- родители – отец и мать, у которых рождаются дети.
- родич – родственник, член рода.
- родня – родственники.
- родословная – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её.
- родина – это и Отечество, страна, и место рождения человека.
- народ – нация, жители страны.
Учитель: Почти каждое слово дорого и близко нашему сердцу и обозначает начало всему живому на земле: семье, отечеству, ручейку, морю. Моя семья, мой дом с этого начинается малая родина.
Человек рождается, чтобы жить, и главное место в его жизни занимают семья, работа, служение Отечеству. Родная мать, дом, где ты родился и вырос, друзья детства, любимые книги и игры, природа – такие простые, тёплые, человеческие ценности становятся основой настоящей любви к Родине. Они принадлежат каждому из нас, отнять их невозможно ни при каких обстоятельствах, ведь они хранятся в самом сердце.
Сейчас вашему вниманию я предлагаю творческое задание – дать расшифровку слову “патриот”. Патриот – это, какой человек? Какими качествами он обладает? У вас на столах есть карточки, которые вы должны сейчас заполнить. На каждую букву этого слова вы должны придумать качество, которое на ваш взгляд есть в личности патриота. Работать вы должны в команде, на выполнение задание вам дается 5 минут (работа в малых группах).
Прошу представителей групп прокомментировать результаты вашего обсуждения.
Учащиеся:
Патриотизм — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа. Исторический источник патриотизма — веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формирующее привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии.
Патриотизм — особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям.
Патриот — патриотичный человек — тот, кто любит своё Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.
ПАТРИОТ:
П – позитивный
А – активный
Т – трудолюбивый
Р – радушный
И – изобретательный
О – оптимистический
Т – творческий
В заключение нашего конкурса давайте послушаем стихотворение (читает учащийся).
Я тагильчанин,
я люблю, свой край родной,
леса и горы,
и истинно горжусь,
и не могу, свой взгляд отвлечь,
с сего простора,
да здравствует завод музей,
и лисья горка, и сказы,
и первый паровоз,
и рудники, что здесь стоят,
с романовских указов,
уже, почти три сотни лет,
седой Тагил, куешь победы,
их знают улицы твои,
их помнит мир, их видит небо,
старателей артели, самородки,
и колокольный перезвон у храмов,
екатерининские горки,
и в кабаках, граненые стаканы,
демидовских крестьян поселки,
жар революций, ссылки и салюты,
ты видел кирки и каелки,
у пленных немцев на прислугах,
из стали скован закаленной,
из малахита твои горы,
ты в сердце...
неприкосновенен,
люблю тебя
Великий Город.
Саша Зеленков
Представление презентаций групп учащихся “Следопыты” и “Исток”:
Группа “Исток”: “Нам край любимый крылья дал!”.
Группа “Следопыты”: “Улицы Вагонки, названные именами ветеранов ВОВ”.
В рамках подготовки данного классного часа учащимися проводилась викторина для одноклассников на тему: “Знаю ли я свою малую Родину?”.
По результатамвикторины можно сделать вывод о том, что ребята нашего класса хорошо осведомлены о своей малой родине.
Итог:
- А закончим мы наш классный час эпиграфом:
“Для России деревня – частица,
А для нас – родительский дом.
И мы рады, что можем гордиться
Малой Родиной, где мы живем”.
- Говорят: “Где родился, там и пригодился”. Это о привязанности человека к месту, где он родился, где рос, где приобретал друзей; о привязанности к своей работе, к людям с их обычаями и традициями. У каждого из вас своя дорога в жизни, свой путь, но пусть в сердце каждого из вас живет любовь к родной земле, родному краю, к родному селу и улице, на которой вы жили. Пусть в сердце каждого из вас живет любовь к своей малой родине.
Оценивание активности ребят на занятии.