Цели урока:
- повторить и обобщить знания по данной теме;
- развивать навыки взаимоконтроля и самоконтроля, развитие познавательного Интереса;
- воспитывать ответственное отношение к учебному труду.
На уроке использованы различные средства обучения:
- презентация, сопутствующая ходу урока;
- мультимедийный проектор;
- компьютер;
- рабочие тетради.
Ход урока
Мотивация: Сегодня я приглашаю вас на вернисаж.
Вернисаж (фран.) – торжественное открытие художественной выставки.
Публичные показы художественных произведений были известны уже в Древней Греции, но выставочная деятельность в её современном понимании, началась во Франции в 18 веке. Художники показывали свои произведения в салонах Лувра. В России выставки появились в начале 19 века, и первоначально устраивались при Петербургской Академии художеств.
Наш вернисаж посвящён теме, по которой мы работали на протяжении 20 последних уроков.
Это “Обыкновенные дроби”. (Называют учащиеся, записывается на доске и в рабочих тетрадях.) Слайд 1. Презентация
Прежде, чем пойти на выставку, давайте вспомним, что мы знаем по этой теме.
Вопросы учащимся:
1. Когда в русском языке появилось слово “дробь”? (В 18 веке)
2. Как назывались дроби в первых учебниках математики (в 17 веке)? (Ломанные числа)
3. Откуда берёт своё начало современное обозначение дробей? (Из Древней Индии)
4. Сразу ли в записи дробей использовалась дробная черта? (Нет, вначале использовались разные обозначения)
5. Какой учёный первым стал использовать и распространять современную запись? (Итальянский купец и путешественник, сын городского писаря Фибоначчи (Леонардо Пизанский)).
6. Кто и когда ввёл слово дробь? (Леонардо Пизанский).
7. Кто и когда ввёл названия “числитель” и “знаменатель”? (в 13 веке Максим Плануд – греческий монах, учёный – математик).
Историческая справка:
Первой дробью, с которой познакомились люди, была половина. В Древнем Египте, например, дроби изображались так: - одна вторая, - одна треть, - две трети и тд.
В старинных книгах можно встретить такие названия дробей - пол, полтина;
- четь; - полчеть; - полполчеть; - треть; - пол треть; - полполтреть; - пятина; - седьмина; - десятина. Смешанные числа называли:
1- полвтора, 2- полтретья, 3- полчетвёрта, 4- полпяты, 5- полшесты и т.д.
Об этом вы читали на страницах вашего учебника.
Повторение правил:
Сформулируйте правила сложения и вычитания дробей и смешанных чисел. Слайд 2
Открывают наш математический вернисаж зарисовки.
Зарисовка – быстро выполненный рисунок, под впечатлением от чего - либо, который в последствии дорабатывается художником.
Выполните математическую зарисовку под впечатлением от знаний, полученных на предыдущих уроках.
Тест
I вариант
I. Ответьте на вопросы теста, выбирая букву верного ответа. Из букв ответов составьте слово.
1. Выберите верное утверждение.
а) Если числитель дроби меньше её знаменателя, то эта дробь называется неправильной.
б) Если числитель дроби больше её знаменателя, то эта дробь называется правильной.
в) Любая правильная дробь больше 1.
г) Любая неправильная дробь больше или равна 1.
2. Выберите неверное равенство.
п) р) с) т)
3. Выделите из дроби целую часть и укажите правильный ответ.
а) 5 б) в) г) 4
4. Число 9 равно неправильной дроби:
а) б) в) г)
5. Выберите верное утверждение.
ь) С помощью дробей нельзя записать результат деления натуральных чисел.
э) Любую правильную дробь можно представить в виде смешанного числа.
ю) При сложении чисел в смешанной записи целые числа складывают отдельно, а дробные отдельно.
я) = 7 : 4
6. Часы показывают 7 часов утра. Какая часть суток прошла?
п) р) с) т) правильного ответа нет.
7. В первый день туристы прошли намеченного пути, а во второй день - пути. Какую часть пути осталось пройти?
а) б) в) г)
номер задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
буква ответа |
II вариант
I. Ответьте на вопросы теста, выбирая букву верного ответа. Из букв ответов составьте слово.
1. Выберите верное утверждение.
а) Если числитель дроби больше её знаменателя, то эта дробь называется правильной.
б) Если числитель дроби меньше её знаменателя, то эта дробь называется неправильной.
в) Любая неправильная дробь меньше 1.
г) Любая правильная дробь меньше 1.
2. Выберите верное равенство.
п) р) с) т)
3. Выделите из дроби целую часть и укажите правильный ответ.
а) 5 б) 5 в) 16 г) 4
4. Число 3 равно неправильной дроби:
а) б) в) г)
5. Выберите верное утверждение.
ь) Любое смешанное число можно представить в виде правильной дроби.
э) Дробная часть смешанного числа всегда больше его целой части.
ю) Любое натуральное число можно представить в виде дроби с любым натуральным знаменателем.
я) = 4 : 5
6. Часы показывают 5 часов утра. Какая часть суток прошла?
п) р) с) т) правильного ответа нет.
7. В первый день бригада выполнила работу, равную недельной нормы, а во второй день - недельной нормы. Какую часть работы осталось выполнить?
а) б) в) г)
номер задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
буква ответа |
Самоконтроль: В ответе вы получили слово “ гравюра”. Проверьте ваши тестовые работы и поставьте оценку. Если нет исправлений “5”, один неверный ответ “4”, два неверных ответа “3”.
Мы переходим к следующему экспонату выставки – гравюре. Слайды 3, 4.
Гравюра (франц.) - изображение, полученное с помощью отпечатка рисунка с металлического, деревянного, каменного клише или вырезается из линолеума штрихами, печатается типографскими красками, в основном чёрным цветом (может печататься и другими цветами).
Ксилография – гравюра на дереве.
Монотипия – оттиск (гравюры) со стекла покрытого масляной краской.
Литография – гравюра на камне.
Офорт – гравюра на металлической пластине покрытой лаком с процарапанным рисунком. Затем делают оттиск.
Линогравюра – гравюра на линолеуме.
Перед вами книжная гравюра, не законченная художником. Дорисуем её.
II. В старину на Руси использовались монеты достоинством меньше одной копейки: к. и к. Дайте название одной из них.
I вариант
а) 53 + 12 б) 95 - 46 в) 61 – 7 г) 12 - 10
а | о | г | т | л | р | ш |
65 | 53 | 66 | 2 | 54 | 49 | 1 |
II вариант
а) 19 + 25 б) 54 - 16 в) 31 - 4 г) 8
а | о | г | т | л | р | ш |
44 | 26 | 45 | 5 | 27 | 38 | 4 |
Ответ: грош. к. слайд 5
Вопрос: Какие названия монет вы ешё знаете? ( - полушка, алтын – 3 к, пятак - 5 к, пятиалтынный - 15 к, гривенник – 10 к, двугривенный – 20 к, четвертак – 25 к, полтинник – 50 к.
Взаимоконтроль: Проверьте ваши работы и поставьте оценку. Если нет ошибок “5”, один неверный ответ “4”, два неверных ответа “3”.
На выставке имеются художественные произведения, которые побывали в реставрационной мастерской, но есть и такие, которые подлежат реставрации.
Физкультминутка.
Мы переходим к следующему экспонату выставки.
Перед нами натюрморт. Слайд 6
Натюрморт (франц.) – жанр изобразительного искусства, посвящённый изображению неодушевлённых предметов. Это могут быть цветы, фрукты, битая дичь, кухонная утварь, хлеб.
Рассмотрим, предложенный нам натюрморт. Чтобы понять, что хотел автор передать в своей работе, решим задачу.
III. Известному туристу Колобку нужно пройти маршрут из деревни Теремок до деревни Простоквашино через Цветочный город. От Теремка до Цветочного города 15км, а от Цветочного города до Простоквашино на 1км больше.
За первый день Колобок прошёл 18км. Сколько километров Колобку осталось пройти до Простоквашино? (Работа в парах.)
Переход к следующему экспонату выставки предваряет забавный случай.
Как – то раз американский журналист Арт Бачуолд отправился с женой по магазинам Нью-Йорка. Довольно быстро он оказался нагружен целым ворохом пакетов, сумочек, свёртков и решил перевести дух. Он забрёл на художественную выставку, сложил пакеты в углу одного из залов и пошёл наслаждаться искусством. Когда он вернулся за своими пакетами, ему неожиданно вручили чек на 10 тысяч долларов. Оказывается, в галерее проходил конкурс, и его пакеты не только приняли за экспонаты выставки, но ещё и признали лучшей художественной композицией и наградили первой премией.
Вы уже догадались, что речь идёт о прикладной графике. Слайд 7
Графика – вид изобразительной деятельности, искусства. К графике относятся рисунки, выполненные на бумаге, картоне, и т.п. и сделанные чёрной тушью, фломастерами, цветными карандашами (но не красками).
Прикладная графика (греч)– вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные изображения. Это календари, плакаты, книжные иллюстрации, промышленная упаковка.
Попробуем и мы себя в этом виде изобразительного искусства. Слайд 8
IV. Незнайка решил начать новую жизнь. Он составил себе такое расписание на сутки: часть суток – чтение умных книг; часть суток – совершение добрых дел; часть суток – приём пищи (завтрак, обед, ужин); часть суток – занятие спортом; 8 часов на сон. Выполним ли его план? (Групповая работа.)
Расписание на сутки
1 | Чтение умных книг | |
2 | Совершение добрых дел | |
3 | Приём пищи | |
4 | Занятие спортом | |
5 | Сон |
И напоследок посетим реставрационную мастерскую и попробуем себя в роли реставратора. Наверное нам понадобится палитра. Попробуем и мы смешать краски и получить нужный цвет.
Палитра художника (франц.) – четырёхугольная или овальная деревянная дощечка, металлическая или фарфоровая пластинка для смешивания красок.
V. Решите уравнения: (Самостоятельно, с последующей проверкой)
I вариант
а) 8 - х = 3 б) - 4 = 1
II вариант
а) 8 - у = 3 б) - 4 = 1
Находясь на вернисаже, мы с вами тоже сделали зарисовки, над которыми нам предстоит работать в последующие годы. И я надеюсь, что нам с вами удастся нарисовать хорошую картину под названием “ Обыкновенная дробь”.
Ну а пока, примените имеющиеся у вас знания, и выполните домашнее задание: № 1099.
Подведение итогов.
Используемая литература
1. Математика.5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.Я.Виленкин и др. – М.: Мнемозина, 2008.
2. Дидактические материалы по математике для 5 класса. – М.: Классикс Стиль, 2008.
3. Интернет-ресурсы: http://ru.wikipedia.org, картинки.