Внеклассное занятие для 4–6-х классов "Путешествие в сказку"

Разделы: Коррекционная педагогика


Цель. Обобщить знания учащихся о разнообразии сказок.

Задачи: развивать речь, память, логическое мышление; развивать умение побеждать и принимать поражение, радуясь успехам  других, развивать творческие способности, интерес к  народному    творчеству и чтению; способствовать сплочению коллектива, созданию атмосферы добра и дружбы; приобщать детей к чтению художественной литературы.

Оборудование: плакаты с изображением станций: избушка на курьих ножках, лесная чаща и терем.

выставка рисунков на тему “Моя любимая сказка”;

выставка книг “Что за прелесть эти сказки”;

мелодии и песни к сказкам;

презентация “Путешествие в сказку”;

компьютер с медиапроектом.

Ход мероприятия

Звучит мелодия из песни “В гостях у сказки”.

Выходит рассказчица.

Сказка по лесу идёт, сказка за руку ведёт
Из реки выходит сказка, из трамвая, из ворот
Это что за хоровод? Это сказок хоровод!
Сказка -  умница и прелесть, с нами рядышком идёт.
Чтобы, чтобы, чтобы снова добрый злого победил!
Чтобы добрый, чтобы злого, стать хорошим убедил.
В сказке солнышко горит, справедливость в нём царит!
Сказка – умница и прелесть, ей повсюду путь открыт!

Рассказчица: Ребята! С самого детства вас окружают сказки. Когда вы были маленькими, вам рассказывали сказки мамы или бабушки, а потом вы пошли в школу, и сами научились их читать. Читая сказки, вы проникаете в чудесный, загадочный мир, таинственный мир. В сказках совершаются самые невероятные чудеса: то Змей Горыныч уносит красавицу – царевну в свои владения, то яблонька награждает трудолюбивую девочку золотыми и серебряными яблочками, то хитрющая лиса обманывает всех. И сегодня мы с вами совершим путешествие в мир сказок. Перед вами избушка на курьих ножках, лесная чаща и терем. Это наши остановки, где вы должны ответить на вопросы или отгадать сказку. За каждый правильный ответ вы будете получать по жетону, а в конце путешествия мы посчитаем, у кого, сколько накопилось жетонов, и узнаем имя того, кто хорошо знает сказки. Только помните наше “золотое правило” - во время путешествия нельзя выкрикивать с места, нужно поднимать руку и ждать пока вам не разрешат говорить. А всем вместе отвечать, если попросят. Помогать мне будет помощница. Отгадайте, кто она …

В книжном море он бескрайнем
Настоящий капитан.
Отыскать любую книжку
Помогает быстро нам!

- Правильно, это наш библиотекарь!

Итак, мы – у избушки на курьих ножках. Как вы думаете, кто живёт в этой избушке?

- Правильно ли стоит избушка?

- Вспомните заветные слова, чтобы избушка встала правильно. (Избушка. Избушка. Повернись к лесу задом, ко мне передом)

Баба-Яга: Вот они, голубчики! Попались! Чтобы вырваться из моих цепких рук, вам придётся отгадать загадки, иначе: накормлю, напою, в баньке помою, спать положу, а потом съем!

- В каких сказках живу Я? (“Гуси-лебеди”, “Царевна-лягушка”).

- Какие волшебные вещи есть в русских народных сказках? (Топор, клубок, дудочка, шапка – невидимка).

- На чём передвигаются герои сказок? (Ковёр – самолёт, сапоги - скороходы).

Баба-Яга: Молодцы, это были лёгкие вопросы, а теперь посложнее.

- Трое пытались поймать того, кто оставил без пищи двух стариков, но этот тип трижды уходил от них, А четвёртый преследователь, прикинувшись глухим, поймал его и съел. (Колобок)

- Муж обожает свою жену, но сжигает её скромный наряд. Жену похищает неизвестный! Кто он? (Кощей Бессмертный.“Царевна-лягушка”)

- Какая бедная домохозяйка достигла высокого положения и богатства? Однако зазнавшись, оскорбила своего мужа – спонсора и вновь обеднела. Какая профессия супруга этой женщины? (Рыбак “Сказка о рыбаке и рыбке” А.С. Пушкин)

Баба-Яга: Ну ладно, идите дальше! Но не расслабляйтесь! Впереди ещё много сюрпризов!

Рассказчица: Еле ноги унесли! Испугались? Устали? В дороге можно поиграть, чтоб веселей шагалось.

Игра “Ромашка”. Дети по очереди отрывают лепесток ромашки, читают вопрос и отвечают на него.

1. Угадай название сказки по отрывку: “Поехал старик в лес, доезжает до того места – под большой елью сидит его дочь, весёлая, румяная, в собольей шубе, вся в золоте, в серебре, около короб с богатыми подарками…”. (“Морозко”)

2. Назовите три сказки с главным героем Иваном. (“Сивка-бурка”, “Иван – крестьянский сын”, “Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”, “Гуси-лебеди”)

3. Где спрятался седьмой козлёнок из сказки “Волк и семеро козлят”? (Под печкой)

4. Где баба взяла муку в сказке “Колобок”? (По сусекам поскребла)

5. Из чего Фея сделала Золушке карету? (Из тыквы)

6. Кто одолел тараканище? (Воробей).

7. Кто доставил доктора Айболита в Африку? (Орёл).

Рассказчица: Мы прибываем на станцию “Лесная чаща”. Здесь нас тоже ожидают интересные задания.

Появляется Леший.

- “Там чудеса, там Леший  бродит…” Вы верно думаете, что вместо глаз у меня круглые зелёные мигалки горят, светятся. Брови косматы, борода длинная, лохматая. Вижу ваше недоумение. Вы думали страшного Лешего увидеть, а я ещё мальчик и зовут меня Лешачок. И как все дети, я люблю пошутить, поиграть. Но вы не бойтесь, я не буду задавать трудных вопросов. У меня здесь есть карточки с названиями сказок, но все  почему то   запутались, наверно от того, что я очень сильно к вам спешил, помогите мне ребята.

(Показывает карточки, дети хором договаривают название сказки.)

“Сестрица Аленушка ………….и братец Иванушка”

“Пузырь, … …………………соломинка и лапоть”

“Иван – ……………………крестьянский сын”

“Никита …………………..кожемяка”

“Волк ………………………...и семеро козлят”

“Лиса …………и журавль”

“Маша……………..и медведь”

Леший: А теперь давайте поиграем. Я буду показывать героев сказок. Если герой добрый – вы хлопаете в ладоши. Если герой злой – то “прячетесь” - закрываете руками лицо. (Кощей Бессметный, Иван-царевич, Баба Яга, Морозко.

Леший: Молодцы, ребята. Как вы хорошо знаете сказки. Наверное учитесь хорошо. Спасибо, развлекли меня. Счастливого пути.

Рассказчица: Наше путешествие продолжается. Впереди у нас ещё одна остановка. И опять мы в дороге будем играть.

Добавьте слово в название сказки: Коза – дереза, Сивка – бурка, Царевна – лягушка, гуси-лебеди, Финист – ясный сокол, Заячья избушка.

Узнай сказку по музыкальному отрывку: видеоклип

Рассказчица: И вот остановка “Терем”.

Появляется Домовой.

Домовой: Здорово, ребята!  Давным-давно, уж и не упомнить когда, жили себе люди, детей растили, хлеб сеяли, скотину держали, и стали они примечать; в одном хозяйстве кони справные, коровы удойные, дети – крепыши, за какое дело хозяева ни возьмутся – всё спорится, будто помогает кто-то. А у соседа беда за бедой: то лошадь захромает, то поводится в курятнике мела, сидит хозяйка шьёт – нитки рвутся. Ох, неспроста это! Видать, живёт кто-то в доме не видимый. Кто же это? Правильно, это я – Домовой. Люблю я, чтобы порядок в доме был, спокойствие. Как могу, так и помогаю людям. И хочу и дальше жить в этом добром доме. А для того, чтобы и дальше мне жить, вы должны ребята мне помочь справиться с нечистой силой, и помочь разгадать кроссворд.

1. По вертикали. Чудовище-свистун, которого победил и взял в плен Илья-Муромец. Соловей-Разбойник

2. По вертикали. Тощий старик, который прятал секрет своей жизни в сундуке. Кощей

1. По горизонтали. Девушка необычайной красоты, которая живёт в озере. Русалка

2. По горизонтали. Пожилая колдунья, которая передвигается по воздуху в необычном  летательном аппарате. Баба Яга

3. По горизонтали. Рогатое длиннохвостое существо, которое только и думает, как - бы навредить людям. Чёрт

4. По горизонтали. Как если он не царь, то во всяком случае большой начальник в подводном царстве. Водяной

5. По горизонтали. Носатая особа женского пола, к имени которой всегда добавляется слово “Болотная”. Кикимора

Домовой:  О, да тут герои сказок оставили телеграммы и некоторые свои вещи. Давайте отгадаем авторов телеграмм.

Я от дедушки ушёл, я от бабушки ушёл. Скоро буду у вас. (Колобок)

Золотое яйцо снесла. Скоро снесу простое. (Курочка Ряба)

Спасите, нас съел Серый волк. (Семеро козлят)

Нам не страшен Серый волк! (Три поросёнка)

Какие герои побывали в нашем тереме и оставили свои вещи: корзинка с пирожками (Красная Шапочка), “Азбука”, колпак (Буратино), сапоги (Кот в сапогах)

Вот и подошло к концу время нашего путешествия. Я вижу, что вы любите сказки, знаете их. Но есть ещё много сказок, которые вам предстоит прочитать и полюбить их героев. Дружите с книгой, чаще ходите в библиотеку.

Библиотекарь: Ну что ж ребята, вот и подошло к концу наше путешествие в сказку. Но сказка останется с вами, и вы всегда можете взять книгу и прочитать любимую сказку. Жду вас к себе в гости. А сейчас я познакомлю вас с результатами конкурса.

Видеоклип в конце урока.

Презентация (представлена частично, в полном объеме находится у автора)