Основной закон усвоения:
воспринять – осмыслить
запомнить – применить
проверить результат.
Биология является одной из основных естественных наук, с которой связан процесс формирования единого знания. В действующих программах по предметам, в том числе и по биологии, включен раздел “Требования к знаниям и умениям учащихся”. Однако практика показала, что учителя далеко не в полной мере реализуют эти требования, уделяя основное внимание формированию у учащихся знаний, а не умений. И происходит это не всегда потому, что не хотим, а потому, что не знаем или не догадываемся, что важнее: знать или уметь? Связь между знаниями и умениями можно охарактеризовать так: “Умения – это знания в действии”. Без знаний нет умений, но сами знания не могут быть усвоены и сохранены без умений. Часто к конкретному результату ученик подводиться посредством выполнения требований учителя: думай, спрашивай, повторяй. А как думать? Как смотреть? От ученика скрыты действия и порядок их выполнения. Это осуществимо при введении в качестве обязательного элемента учебного процесса организацию и проведение экскурсий в природу. Но между тем этот вид учебной деятельности большинство учителей используют крайне редко и неохотно. Поэтому даже те немногие экскурсии в природу (всего 14 за 6 лет обучения, что предложены в программе курса биологии за 6-11 классы) часто не проводятся. Использование во внеклассной работе учителем биологии, экологии интегрированных программ в преподавании предметов и позволит реализовать задачу воспитания ученика – исследователя, что открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия. Только в поиске, в ходе самостоятельных исследований развивается мышление ребенка, знания и умения добываются в результате его собственного познавательного труда.
Тема методической разработки: “Формирование познавательной активности и развитие творческих способностей учащихся в дополнительном образовании” сформировалась в соответствии с необходимостью комплексного, интегрированного подхода в организации дополнительного обучения учащихся, проявляющих интерес к биологии и дисциплинам естественного цикла, а так же к школьным предметам: психологии, ОБЖ, физкультуры.
Мной, руководителем методического проекта были разработаны образовательные модули в рамках работы экологического кружка “Экоклуб”.
Образовательный модуль |
Авторская программа элективного курса |
Класс | Форма | Направление |
I. Эколого-эстетическое просвещение средствами художественной выставки | Атлас природы России | 6-7 | Наблюдение. Описание |
Ознако- мительный |
II. Применение здоровьесберегающих технологий. | Человек и его здоровье | 8(9) | Мониторинг | Исследова- тельский |
III. Метод проектов в исследовательской деятельности. | Окружающая среда - фактор здоровья | 10(11) | Анализ опыта | Просвети- тельский |
Структура и содержание каждого модуля реализуется через разработанные авторские программы элективных курсов: “Атлас природы России”, 6-7 класс, “Человек и его здоровье”, 8-9 класс, “Окружающая среда – фактор здоровья”, 10-11 класс.
Цель: создание условий для формирования ученика, мотивированного к познавательной деятельности и развитие способностей, обеспечивающих творческую самореализацию личности ребенка.
Задачи:
- формирование нравственной отзывчивости на красоту природы родного края;
- реализации эстетических потребностей ребенка;
- формирование поведенческой мотивации к практическому применению здоровьесберегающих технологий;
- активизация мыслительных процессов и интереса к самопознанию и самовоспитанию;
- осмысление взаимодействия общества, культуры и природы;
- организация культурно-образовательной деятельности учащихся;
Образовательный модуль: “Эколого-эстетическое просвещение средствами художественной выставки в преподавании элективного курса: “Атлас природы России” в 6-7 классах рассчитан на 35(70) часов преподавания в 6 и 7 классах. В программе выделены основные разделы: “Многообразие жизненных форм организмов”, “Биология среди наук”, каждый из которых представлен темами: “Многообразие жизненных форм”, “Обитатели природных и искусственных сообществ”, “Ботаника – наука о растениях”, Зоология наука о животных”. Разделы могут изучаться параллельно основному курсу биологии, таким образом, что дополнительный курс выполняет не только развивающую, но и закрепляет полученную ранее знания на уроке.
Образовательный модуль: “Применение здоровьесберегающих технологий в сохранении и укреплении здоровья”, в преподавании элективного курса: “Человек и его здоровье” (18 часов) поделен на три тематических раздела. Лекционные занятия раздела I “Здоровье в концепции ортобиотики” имеет важное значение в формировании учащихся мотивации к изучению данного курса. Были выработаны задачи: раскрыть понятие “здоровье” в концепции ортобиотики; сформировать ценностную ориентацию на самосбережение здоровья; Практическая часть курса реализуется в занятиях раздела II “Здоровье как состояние организма”, которые помогут выяснить, по каким показателям (биологическим, физиологическим, психофизиологическим, социальным) можно судить об индивидуальном здоровье; охарактеризовать аспекты функционирования организма здорового человека. Проведение уроков тренингов, коммуникативных практикумов реализуется в разделе III “Здоровьесберегающие технологии в профилактике стресса”, который знакомит учащихся с понятием и последствиями стресса: физиологического, психологического, учебного, а так же с техникой по его нейтрализации как способа сохранения жизненного оптимизма. Структура занятий поможет школьнику в реализации базовых потребностей в процессе обучения, научит обрабатывать информацию быстрее и качественнее, чтобы, став взрослым, он также смог воспользоваться полученными навыками и быть успешным в профессии, личной жизни, своих духовных исканиях.
Образовательный модуль: “Метод проектов в исследовательской деятельности” в преподавании элективного курса: “Окружающая среда-фактор здоровья” (68 часов), предполагает групповую форму работы учащихся: 8(9) или 10(11) классов. Форма организации и содержание занятий учитывает возрастные психологические особенности подростков, а ведущая их потребность это самостоятельная деятельность. Ребята на занятиях кружка познают свой организм, отрабатывают умения проводить исследования окружающей среды, осваивают мероприятия по профилактике заболеваний, готовятся к выбору профессий, относящихся к биологии, медицине, ветеринарии, эколога-лаборанта и технолога.
Анализируя, из года в год познавательную активность ученика обратила внимание, что она носит избирательный характер. Когда те или иные понятия, предметы или явления представляются школьникам важными, имеющими жизненную значимость, тогда они с увлечением ими занимаются, стараются все это глубоко изучить. В противном случае интерес к объекту исследования будет носить случайный, поверхностный характер. Поэтому в своей работе использую такую схему воспитания у учащихся увлечения учебным предметом:
1-я стадия – от любопытства к удивлению; 2-я – от удивления к активной любознательности и стремлению узнать; 3-я – к прочному знанию и научному поиску. При первой же встрече с биологией как учебной дисциплиной на дополнительных занятиях добиваюсь максимально возможного эмоционального всплеска, т.к. с ним прочно связаны не только интерес к предмету и качество усвоения знаний, но и нравственное становление личности учеников. Так уже на первое занятие по теме: “Факторы здорового образа жизни”, предполагаю применение учащимися элементов знаний из школьных учебных дисциплин: биологии, экологии, ОБЖ, физкультуры, психологии. При подготовке к занятиям использую метод проектов, заранее ученики получают проблемно-поисковые задания, например: “Здоровье как состояние организма”. Свой ответ они могут реализовать не только через презентацию, стихи, доклад, рисунок, плакат, постановку и даже вышивку – все, что подскажет фантазия ребенка. Научить ребенка фантазировать, не замыкаться в рамках условностей – это значит дать ему возможность реализоваться творческой личностью. С опытом стало ясно, что правильно поставленные перед ребятами исследовательские задачи: при проверке домашнего задания, изучения новой темы, закрепления изученного, существенным образом меняют весь процесс обучения и резко повышают познавательный интерес к теме занятия. Так при подведении итогов исследовательской деятельности ребята защищают общешкольный проект: “Мир, в котором я живу - среда обитания человека” такая методическая находка позволяет каждому ученику истинно оценить себя – научиться давать позитивную оценку, находить положительные и отрицательные черты в своей работе, учиться работать в группе. Все это развивает коммуникативные компетенции ребенка и умение сотрудничать, искать пути к решению поставленной задачи. Для развития познавательной компетентности учащихся на своих занятиях часто использую художественную и научно-популярную литературу, телевизионные научно-популярные передачи (тележурнал “Галилео” - телеканал “СТС”, передача “ACADEMIA” – телеканал “Культура” и т.д.), в процессе обучения. Это оживляет процесс обучения и способствует активизации познавательной деятельности учащихся, закреплению и углублению получаемых ими знаний, созданию целостного представления об окружающем мире и, что тоже важно, развивает у них потребность в чтении. Этот прием позволяет легко войти в контакт с учащимися, вызвать их расположение, ярко и образно преподнести изучаемый материал, что способствует его усвоению. При освоении образовательного раздела: “Условия проживания и профилактика заболеваний” по итогам практических занятий ребята создают “интеллектуальный продукт” по теме: “Гигиеническая оценка осанки” ребята - проект: “Сколько весят знания”, а изучая тему: “Рациональное питание школьника” - “Живот всему голова?”, “Правда, о жевательной резинке”, “Школьное питание - здоровое питание?”, познакомившись впервые с понятием экологического и учебного стресса, и правилами по его нейтрализации учащиеся оформили исследовательскую работу: “Состояние воздуха в окрестностях гимназии №1”; “Влияние звуков, шума и вибрации на организм”; “Условия комфортности классной комнаты и моё самочувствие в ней”.
На занятиях “Экоклуба” применяю игровые технологии и проектное обучение в повышении интереса к предмету, развитии творческих и интеллектуальных способностей ребенка. Ведущей является технология педагогического проектирования. Основные формы занятий - это сочетание занятий лекционного типа с дискуссиями; обсуждениями сообщений, проведение “круглых столов” и уроков тренингов, коммуникативных практикумов и психотехнических игр и упражнений, организация экскурсий учащихся в сопровождении педагогов и родителей по “живописным уголкам” природы, с целью изучения памятников природы родного Подмосковья, участие в мастер-классах, открытых занятиях на базе городского краеведческого музея, дома детского творчества, городской детской библиотеки; проведение передвижных отчётных выставок творческих работ учащихся; участие в социально значимых акциях, научно-практических конференциях в городском округе и регионе. Формы обратной связи разнообразны - тестовые занятия, решение познавательных задач, презентации проектов и социально значимых акций, практические работы в микрорайоне, оформление выставок. Особое внимание уделяю выполнению творческим заданиям, на которых отрабатываю навыки исследовательской деятельности, как универсального способа познания действительности, активизации личностной позиции в сохранении и укреплении здоровья, по результатам выполнения которых, выявляется группа исследователей. Этих ребят знакомлю с критериями проектной и исследовательской деятельности, обучаю правилам написания проектов и научно-исследовательских работ. При выполнении таких заданий формируются информационные компетенции учащихся, поскольку при этом учащиеся используют дополнительные источники информации, в том числе, и информационно-коммуникационные. Учащихся-исследователей я включаю в программу работы с одаренными детьми, ребята помогают в организации семинаров, конференций, участвуют внеклассных мероприятиях городского, регионального Всероссийского уровня. Результаты своей деятельности учащиеся курса фиксируют в виде описаний, схем, учебного рисунка, подготовки художественных выставок, праздников, конференций, написание сочинений, что пробуждает у учащихся интерес к природе, и ёё познанию. В нашей гимназии постоянно действует экспозиция творческих работ учащихся, которая послужили основой в оформление интерьера школьных помещений. Выставка представлена не только художественными работами ребят, но и вышивкой, которой мы гордимся и это “визитная карточка” гимназии №1. Организация обучения на основе наблюдений, знакомства с правилами и методами работы в природе позволила ребятам найти практическое применение своим знаниям в озеленении учебных помещений, классных комнат и благоустройстве пришкольного участка гимназии.
Методическая разработка по теме: “Формирование познавательной активности и развитие творческих способностей учащихся в дополнительном образовании”, раскрывает пути внедрения различных видов внеурочной деятельности по изучению объектов природы, состояния окружающей среды и собственного здоровья, с использованием интегрированного подхода, который синтезирует цели и задачи ряда учебных дисциплин: биологии, экологии, географии, психологии, ОБЖ, физкультуры.
Беспокоясь о том, кем ребенок будет
завтра, мы забываем,
что кем-то он является уже сегодня.